Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:23, реферат
Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-ев ропейской культуры как переход от средних веков к Новому Време ни, от общества феодального—к буржуазному. Наступает перио первоначального накопления капитала. Появляются первые зачат ки капиталистической промышленности в форме мануфактуры; Развивается банковское дело, международная торговля. Зарожда ется современное экспериментальное естествознание.
Введение
1. Гуманизм. — ценностная основа
культуры Возрождения
2. Отношение к античной и средневековой культуре
3. Особенности художественной культуры:
Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение
Список литературы
Культура Возрождения в Западной Европе - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Мордовский государственный
педагогический институт
имени М. Е. Евсевьева
Реферат
на тему : Культура Возрождения в Западной
Европе
Выполнил :
студент 301 группы
ф-та Истории и права
Костин Е. М.
Проверил : Житаев В. Л.
Саранск 2002
План :
Введение
1. Гуманизм. — ценностная основа
культуры Возрождения
2. Отношение к античной и средневековой
культуре
3. Особенности художественной культуры:
Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение
Список литературы
Введение:
Эпоха Возрождения рассматривается
исследователями западно-ев ропейской
культуры как переход от средних
веков к Новому Време ни, от общества
феодального—к буржуазному. Наступает
перио первоначального
Гуманизм — ценностная основа культуры
Возрождения
В утверждаемой системе ценностей,
духовной культуры в целом на первый
план выдвигаются идеи гуманизма (лат.
Ьитапиз—человечный). Заимствованный
у Цицерона (I в. до н. э. '), который
называл гуманизмом высшее культурное
и нравственное развитие человеческих
способностей, этот принцип наиболее
полно выразил основную направленность
европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм
развивается как идейное
Краеугольный камень нового
мировоззрения закладывает
Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и блестящим лирическим поэтом, который считается ро доначальником гуманистического движения в Италии. Преклонени ем перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джа ноццо Манетти (1396-1439)“О достоинстве и превосходстве человека”. Трактат “О наслаждении”Лоренцо Валла (1407-1457) утверж дает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в сочинении“О досто инстве человека” проводит мысль о том, что человек — творец своей судьбы, себя самого: “мы становимся тем, чем мы желаем быть Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, об ладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.
Но становление и расцвет
гуманизма глубоко противоречи
вы. Небывалого размаха достигает
наука, расцветает поэзия, ар хитектура,
изобразительные искусства. Покровителями
искусств становятся многие властители.
Но проблемы общественных отно шений
решаются кинжалом и ядом, заговорами
и войнами. Вошло в историю
семейство Борджиа во главе с
самим папой Александ ром VII—убийцей,
грабителем и развратником, который,
однако, был наделен блестящим
талантом государственного деятеля. Из
вестный историк, поэт и дипломат
Макиавелли находит этому оп равдание:
идеальный государь, отмечает он, должен
уметь соче тать приемы лисы и льва,
быть не только человеком, но и зверем,
По свидетельству современников, тиран
Сигизмунд Малатеста“и
Исследователи многократно
отмечали, что добро и зло пере
плетались в эпоху Возрождения
самым причудливым образом”. Люди
вышли из средневековья, высокий
идеал гуманизма озарил их духовную
жизнь, но они еще новички в
свободомыслии. Гармония в социальном
устройстве не была достигнута и безудержные
страсти владели отдельными личностями,
побуждая их действовать, не ос танавливаясь
ни перед чем и не задумываясь
о последствиях”
2. Отношение к античной и средневековой
культуре
В процессе формирования и
развития культура Возрождения опре
деляет отношение к другим типам
культуры, к другим эпохам. Обра щение
к античному наследию выступает
важной особенностью культуры Ренессанса.
Антропоцентризм и
Восстановление античного наследия и началось с изучения древних языков. С конца XIII века гуманисты начали активно изу чать греческий язык, а на латинском языке— классическом языке Цицерона, Горация, Сенеки —были написаны труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи Возрождения. Один из первых исследо вателей культуры Италии в эпоху Возрождения Якоб Буркхардт от мечал, что даже дети прекрасно знали латынь. Семилетние дети писали латинские письма. Среди четырехлетних детей были ораторы, изумлявшие аудиторию чистой латинской речью.
Гуманисты были историками,
филологами, библиотекарями, любили копаться
в старых рукописях и книгах, составляли
кол лекции древностей. Они стали
восстанавливать забытые труды
греческих и римских авторов,
устанавливать подлинные тексты
вместо искаженных в эпоху Средневековья.
Большая часть текс тов античных
авторов, которыми располагает современная
наука, была выявлена именно гуманистами.
Большую роль в распростра нении
античного наследия сыграло изобретение
и распростране ние книгопечатания.
Важно отметить, что античные рукописи
и памятники были не мертвыми вещами,
но подлинно учителями, помогавшими
открыть самого себя, “это не камни,
дерево и бумага, а материал для
возведения памятника собственной
личности” Гуманисты проявляли
большой интерес и к античной
филосо фии —натурфилософии, эпикуреизму,
неоплатонизму. В середине XV века во
Флоренции основывается Платоновская
Академия во главе с Марсио Фичино.
Почитание Платона было здесь
превращено почти в религиозный
культ. Таким образом, преемственная
связь Возрождения с
Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, именуя ее“варварской, грубой манерой”. И это можно понять и объяснить. Ведь культура Возрождения формиро валась как отрицание, протест, отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательным было отнашение ние к теологии—теории религии. Лоренцо Балла противопоставляй ет средневековому теологу Фоме Аквинскому апостола Павла, ко торый, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан в вере. У многих гуманистов критическим было отношение к церкви и профессией нальным служителям католической церкви. Д. Бокаччо в“Декаме роне” высмеивает монахов, их ханжество, развращенность. У Данте в “Божественной комедии”даже главы католической церкви попа дают в ад. Сатира на служителей церкви, духовных лиц представле на в знаменитой книге Э. Роттердамского“Похвала глупости”. Счи тается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневс ковой культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творчес кое развитие человека.
Однако, вся средневековая
культура с ее многолетней исто рией,
прочными традициями не могла исчезнуть
бесследно. Она оказывала влияние
на культуру Возрождения, даже когда
это не осознавалось, А Ф. Лосев
справедливо отмечает, что“Возрожде
ние, подобно юноше, бунтующему против
своих родителей и ищу щему
поддержку у дедов, было склонно
забывать обо всем, чем оно было
обязано средневековью и
Ренессанс не был полностью
светской культурой. Это эпоха переходная,
в которой были сложнейшие переплетения,
взаимодей ствия старого и
нового, богатство и разнообразие
культурных эле ментов. В чем конкретно
проявлялось влияние
Прежде всего отметим,
что отрицание церкви еще не означало
отрицание религии. Некоторые из
деятелей Ренессанса (например, Э. Роттердамский)
хотели примирить христианство с
античностью, призывали вернуться
к идеалам первоначального
3. Особенности художественной культуры:
Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение
Искусство в период Возрождения
было главным видом духовной де ятельности.
Оно стало для людей
Основные этапы и жанры
литературы эпохи Возрождения свя
заны с эволюцией гуманистических
концепций в периоды раннего,
Высокого и позднего Возрождения. Для
литературы раннего Ренес санса
характерна новелла, особенно комическая
(Бокаччо), с антифео дальной
Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Воз рождения получило яркое выражение в театральном искусстве, ис пытавшем значительное воздействие античной драматургии. Его ха рактеризует интерес к внутреннему миру человека, наделенного чертами мощной индивидуальности. Отличительными особенностя ми театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагических и комических, поэтических и буффонно-пло щадных элементов. Таков театр Италии, Испании, Англии. Высшим достижением итальянского театра стала импровизационная коме дия дель арте (XVI в. ). Наибольшего расцвета театр Возрождения достиг в творчестве Шекспира.
В эпоху Возрождения