Культура Двуречья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:14, курсовая работа

Краткое описание

До нас дошло большое число памятников шумерской литературы, главным образом в копиях, переписанных уже после падения III династии Ура и хранившихся в храмовой библиотеке в городе Ниппуре. К сожалению, отчасти вследствие трудности шумерского литературного языка, отчасти вследствие плохого состояния текстов эти произведения только в самое недавнее время удалось прочесть.

Содержание

1. Развитие знаний народов Месопотамии……………………………………………1
2.Пантеон Богов…………………………………………………………...……………10
3.Основные черты искусства Месопотамии……………………………..…………14
4.Тест………………………………………………………………….………………….16
5. Литература……………………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

образец титульного листа - КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.БАКАЛАВРИАТ - копия.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОРЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра: Философия, история и право

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Культорология

 

Вариант № 6

 

 

 

 

 

Студент: Балдина С. Р.

Курс № 1

Факультет: Заочный менеджмента и маркетинга

Специальность: Бакалавр менеджмента

Личное дело № 100,19/120019

Преподаватель: Вострикова В.В.

 

 

 

 

 

 

Орел 2013

 

 

 

Содержание

 

1.Развитие знаний народов Месопотамии……………………………………………1

2.Пантеон Богов…………………………………………………………...……………10

3.Основные черты искусства  Месопотамии……………………………..…………14

4.Тест………………………………………………………………….………………….16

5. Литература……………………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1.Развитие  знаний народов Месопотамии

Самые ранние цивилизации  мира возникли на Ближнем Востоке. 6500 лет назад на плодородной долине рек Тигр и Евфрат, в теперешнем Ираке со столицей Багдадом, сформировался  очаг мировой культуры, названный греками Месопотамия. Природные условия и исторические судьбы северной и южной части Месопотамии различны. Поэтому южную её часть, где течение обеих рек сближалось, мы выделяем под названием «Двуречье».  Её жители – шумеры, вавилоны, сирийцы, халды, персы, аккады – жили в городах, строили огромные храмы, умели писать.

Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации  в Двуречье, были шумеры; можно утверждать, что уже в IV тысячелетии до н. э. шумеры были основным населением Двуречья. Шумеры говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено. Для физического типа шумеров, если доверять сохранившимся, обычно довольно грубо передающим облик человека статуям и рельефам, было характерно круглое лицо с крупным прямым носом.

С III тысячелетия до н. э. в Двуречье из Сирийской степи  начинают проникать скотоводческие семитические племена. Язык этой группы семитических племён носит название аккадского или вавилоно-ассирийского, по тем позднейшим наименованиям, которые эта группа семитов приобрела уже в Двуречье. Сначала они селились в северной части страны, переходя к земледелию. Затем их язык распространился и в южной части Двуречья; к концу III тысячелетия произошло окончательное смешение семитического и шумерского населения.

Памятники III тысячелетия  свидетельствуют о том, что морским  путём, шедшим по Персидскому заливу Шумер был связан с другими  странами. Клинописные тексты упоминают  остров Дильмун и славившиеся  золотом и чёрным деревом страны Маган и Мелухха.

Правители шумерского государства  долгое время воевали с государством акадов в Северной Месопотамии, правитель которого, Саргон Великий, завоевал шумеров. Когда пали династии шумеров и аккадов, на территории Месопотамии возникло древнее Вавилонское царство (1894 – 1595 г. до н. э.) в котором развивались традиции шумерской культуры. Так шумеров сменили вавилоны, сирийцы и, в конце концов, персы.

Древнейшими народами Двуречья была создана высокая культура, которая  легла в основу более поздней  — вавилонской. По мере укрепления многообразных связей между народами достижения шумеров и аккадцев становились достоянием других стран и народов. Эти достижения оказали огромное влияние на дальнейшее культурное развитие всего человечества.

Величайшим достижением  культуры народов Двуречья явилось создание письменности, зачатки которой появились у шумеров ещё в середине IV тысячелетия до н. э. С зарождением государства, нуждавшегося для управления в более или менее упорядоченной переписке, эти зачатки превратились в подлинное письмо.

2

Начало шумерского письма восходит к рисуночному письму. Письменные знаки, засвидетельствованные древнейшими  памятниками, могут быть без труда  возведены к их первоначальному  рисуночному образу. Эти знаки  изображали человека и части его  тела, орудия труда, оружие, лодки, животных, птиц, рыб, растения, поля, воды, горы, звезд и тд.

Дальнейшее развитие письменности состояло в том, что  пиктограммы (знаки-рисунки) превращались в идеограммы, т. е. такие письменные знаки, содержание которых уже не совпадало с их рисуночным образом. Так, например, рисунок ноги стал означать в качестве идеограммы все действия, связанные с ногами, — «ходить», «стоять», даже «носить» и т. д. Шумерское письмо стало развиваться и в другом направлении. Наряду с идеограммами из пиктограмм стали развиваться и фонограммы. Так, пиктограмма горшка для молока получила звуковое значение «га», ибо слог «га» соответствовал шумерскому слову, обозначавшему молоко. Обилие в шумерском языке односложных слов дало в письменности несколько сотен знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным звукам. Слоговые и алфавитные знаки использовались главным образом для передачи грамматических показателей, служебных слов и частиц.

С развитием письменности рисуночный характер шумерских письменных знаков постепенно исчезал. Основным писчим материалом в Двуречье с самого начала явились глиняные плитки, или таблички. При писании на глине рисунки упрощались, превращаясь в комбинации прямых линий. Так как при этом нажимали на поверхность глины углом прямоугольной палочки, то в результате эти линии приобретали характерный вид клиновидных углублений; письменный знак в скорописи превращали в сочетание «клиньев». Создавшееся таким образом шумерское клинописное письмо было воспринято аккадскими семитами, которые приспособили его к своему языку. В дальнейшем шумеро-аккадская клинопись распространилась во многих переднеазиатских странах древнего Востока.

До нас дошло большое  число памятников шумерской литературы, главным образом в копиях, переписанных уже после падения III династии Ура и хранившихся в храмовой библиотеке в городе Ниппуре. К сожалению, отчасти вследствие трудности шумерского литературного языка, отчасти вследствие плохого состояния текстов эти произведения только в самое недавнее время удалось прочесть.

В большинстве — это  религиозные мифы и легенды. Особенно интересны несколько небольших  поэм, содержащих легенды о возникновении  земледелия и цивилизации, создание которых приписывается богам. В  этих поэмах ставится также вопрос о сравнительной ценности для человека земледелия и скотоводства, что, вероятно, отражает факт относительно недавнего перехода шумерских племён к земледельческому по преимуществу образу жизни.

Существовали также  гимны, обращённые к различным божествам, исторические поэмы, например, поэма о победе урукского царя над гутеями. Крупнейшим

3

произведением шумерской  религиозной литературы является изложенная намеренно замысловатым языком поэма  о построении правителем Лагаша Гудеа  храма бога Нингирсу. Эта поэма была записана на двух глиняных цилиндрах, каждый вышиной около метра. Сохранился ряд поэм морально-поучительного характера.

Важнейшим памятником шумерской  литературы является цикл эпических  сказаний о герое Гильгамеше и  его соратнике Энкиду. В наиболее полном виде текст большой эпической поэмы о Гильгамеше сохранился записанным на аккадском языке. Но дошедшие до нас записи первичных отдельных былин о Гильгамеше неопровержимо свидетельствуют, о шумерском происхождении эпоса.

Гильгамеш в эпосе  выступает как царь города Урука, сын смертного и богини Нинсун. В царских списках времени III династии Ура упоминается царь Гильгамеш, представитель первой царской династии города Урука.

Важное место в литературе и мировоззрении шумеров занимали легенды о потопе, которым якобы боги уничтожили всё живое, причём был спасён только благочестивый герой Зиусудра в построенном по совету бога Энки корабле.

Астрономические наблюдения шумеров стали основой для  дальнейших астрономических открытий. Шумеры связывали небесные светила с религией и верованиями, каждое из них имело своё божественное имя и миссию. Так у древних жителей Месопотамии были боги Ан -Небо, Утту - Солнце, Нанна - Луна. Шумеры знали, что звезда, хорошо виденная утром и вечером является одним небесным светилом, это была планета Венера, в честь которой в шумерской религии появилось новое божество по имени Инанна. Спустя тысячелетие, шумеры создали клинописный текст, в котором обозначили список божественных созвездий. Это стало первым научным астрономическим списком выделенных людьми планет, которых они отделяли от подвижных звёзд и других небесных тел.

В начале второго тысячелетия  до н.э. центром шумерской цивилизации  стал город Вавилон, находящийся  в среднем течении Ефрата. Из Древнего Вавилона до нас дошли астрономические тексты, в которых содержались наблюдения за планетой Венерой на протяжении 21 года. Кроме того, вавилонянам к тому времени уже были известны пять планет и путь их движения, скопления ярких звёзд объединялись в созвездия Рака, Льва, Близнецов и Колесницы (Большая Медведица). Обладая полученными знаниями, вавилонские жрецы выделили основные созвездия и придумали Зодиак, составили расчётные записи нескольких астрономических

страниц. В этом же тысячелетии  шумеры вывели лунный календарь, состоящий из 12 месяцев по 30 и 29 дней. Таким образом, шумеры выделили, что в году должно быть 354 дня, но со временем они переделали календарь, добавив тринадцатый месяц, чтобы он соответствовал солнечному году в 364 с четвертью дня. Особое значение вавилоняне придавали звёздам, видимых в определённые дни года перед восходом Солнца. Так они выделяли дни солнечного равноденствия, определяя по ним время начала урожайных работ и других важных для государства событий.

 

4

Месопотамские астрономы  ввели в науку правила деления полного угла на 360 градусов, но использование, каких либо точных приборов ими в науке не доказано. Шумерские учёные определяли расстояния между планетами и «опорными» неподвижными звёздами, доверяя глазомерным наблюдениям. О таком способе наблюдений говорится в дошедших до наших дней вавилонских текстах, и низкая точность проводимых опытов подтверждает эти способы. Вавилонская астрономия стала основой в развивающейся науке, а самым главным её достижением считается развитие математической теории расчёта движения Луны и планет невооружённым глазом.

 

Около3500 лет до н.э. Месопотамия  была центром Шумерской цивилизации. Шумеры уже начали использовать шестидесятеричную  систему счета (основой данной системы  счисления было число 60). Эта система  использовалась для записи финансовых сделок. Аккадцы, пришедшие в этот регион около 2300 лет дон. э. находились на более низком уровне цивилизации, чем шумеры. Они изобрели инструмент, известный как абак, использовавшийся для вычислений, а также разработали довольно громоздкий метод счета, состоявший из операций сложения, вычитания, умножения и деления. К 2100г. до н.э. в результате восстания против аккадцев шумеры вернули себе власть в регионе. 
 
В 2000 г. до н.э. вавилоняне вошли в Месопотамию. Они воспользовались шестидесятеричной системой, разработанной шумерами и аккадцами, однако усовершенствовали ее, превратив в позиционную систему счисления, создание которой было одним из их величайших достижений в математике. Современный метод расчета времени суток по этой системе представляет собой деление часов на 60 минут, каждая их которых в свою очередь делится на 60 секунд. 
 
Еще одним важным достижением вавилонян было построение таблиц квадратных и кубических корней для решения уравнений. В 1854 г. в Шенкере были найдены две дощечки, на которых были нанесены квадраты чисел до 59 и кубы чисел до 32. Вавилоняне умели решать линейные и квадратные алгебраические уравнения, они применяли математику для расширения своих знаний в области астрономии. 

Нужды храмовой отчётности и развитие шумерского строительного искусства потребовали расширения математических знаний. О том, что математическая мысль в Шумере переживала период расцвета, свидетельствует совершенство отчётных документов писцов III династии Ура. Лишь достижения математики этого времени могут объяснить последующее развитие математических знаний в писцовых школах Двуречья времени I вавилонской династии

Шумерские научные термины встречаются  в изобилии и в текстах, посвящённых  не только математике, но и другим научным дисциплинам, изучавшимся в писцовых школах Вавилона, как, например, астрономии, химии и т. п. Поэтому мы имеем право утверждать, что писцы Шумера, как и Египта, положили начало развитию научной мысли в древности.

 

5

Об истории  и врачевании древней Месопотамии свидетельствуют подлинные тексты того времени, выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле, а также данные археологических исследований и свидетельства историков (Геродот, Берос) и ученых различных эпох.

При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов— Ниппура (в 160 км от современного Багдада) в 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н. э. Таким образом, это древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания и одновременно древнейшая «фармакопея» в истории человечества. Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль, а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п.

К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах эти  лекарства должны были применяться. Сведущий врачеватель, по всей вероятности, знал это, тем более что в тот  период истории Месопотамии значительный объем знаний продолжал передаваться устно; записывались лишь конкретные, точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать.

В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение вшивости, т.е. педикулеза).

Информация о работе Культура Двуречья