Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 08:40, контрольная работа
Во многовековой истории развития человеческого общества особая
роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным образом,
его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности
(как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествляется
с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во
взглядах Э.Тэйлора.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………………………….4
2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМ………………………………………………..8
3. АНТИЧНАЯ НАУКА………………………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..15 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….16
О Г Л А В Л Е Н И Е
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………………………….4
2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМ………………………………………………..8
3. АНТИЧНАЯ НАУКА…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Во многовековой
истории развития
роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным образом,
его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности
(как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествляется
с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во
взглядах Э.Тэйлора. Отождествление этих понятий ведет к неясности в
понимании самого содержания культуры.
В научной
литературе существуют
ции. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап
человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в лите-
ратуре часто встречаются определения типа "европейская цивилизация",
"американская цивилизация", "русская цивилизация" и другие, которые
подчеркивают своеобразие региональных культур.
Понятие "цивилизация" происходит от латинского civilis (граж-
данский, государственный, политический) и во многом совпадает по
смыслу с понятием "культура". Первое понятие возникло и вошло в
русскую мысль в 18 веке. Оно означало окультуривание человека в сис-
теме государственного устройства, разумно устроенного общества. Вто-
рое понятие еще со времен античности означало формирование, воспита-
ние человеческой души, обуздание человеческих страстей. То есть, по-
нятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культу-
ра", оставив за ним то, что относится к формированию личного, твор-
ческого начала в человеческой деятельности. В то же время за поняти-
ем "цивилизация" в качестве одного из его определений закрепилась
характеристика материальной стороны человеческой деятельности. Соци-
альные преобразования и научные достижения 20 века внесли много но-
вого в понимание цивилизации, которую стали рассматривать как це-
лостность экономической, социально-классовой, политической и духов-
ной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных
границах.
Вопрос о
взаимосвязи культуры и
вольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг
друга. Представители англоязычной литературы аппелируют в большей
степени к понятию "цивилизация", а немецкие авторы - к понятию
"культура".
В отечественной литературе еще в начале 19 века понятие «культура»
вообще не использовалась, заменяя его рассуждениями о просве-
щении, воспитании, образовании, цивилизации. Русская социальная
мысль стала использовать понятие "культура" в связи с рассуждениями
о цивилизации где-то со второй половины 19 века. Так, П.Л.Лавров пи-
сал: "Как только работа мысли на почве культуры обусловила общест-
венную жизнь требованиями науки, искусства и нравственности, то
культура перешла в цивилизацию, и человеческая история началась".
В настоящее время понятия "цивилизация" и "культура" часто
употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие
друг друга. И это представляется правомерным, поскольку культура в
широком ее понимании и представляет собой цивилизацию.
Однако из этого не следует, что один термин может полностью за-
менить другой. По мнению Н.Я.Бромлей, "когда мы говорим "цивилиза-
ция",мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества.
Когда мы говорим "культура" то речь может идти о духовной культуре,
о материальной, либо о той и другой. Тут требуются специальные пояс-
нения - какую культуру мы имеем ввиду".
По мнению И.Ф.Кефели, культура - процесс активной деятельности
человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира,
совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и ду-
ховных ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении
мира. Большинство современных специалистов считают, что культурный
процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и
вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает
освоения умений и знаний, необходимых для для труда, общения и поз-
нания.
Таким образом,
под культурой современная
что создается людьми, в отличии от того, что существует в природе
помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей
во всем ее многообразии, во всей ее многогранности. Под цивилизацией
же мы понимаем один из периодов истории культуры. Периоды эти следу-
ющие: дикость-"период преимущественно присвоения готовых продуктов
природы" (Энгельс); варварство-эпоха, характеризующаяся изобретением
глиняной посуды, общим усложнением орудий труда, начатками животно-
водства и земледелия (в обычном словоупотреблении "варварство" сде-
лалось обозначением грубости, жестокости, культурной отсталости и
реакционности); цивилизация-эпоха, начинающаяся с изобретения алфа-
витной письменности и характеризующаяся усложнением обрабатывающей
промышленности, большим ростом производительности труда, непрерывным
углублением классовых противоречий и основанной на этих противоречиях
государственной организацией.
цивилизации: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия,
Древний Китай, Древняя Индия и др.); 2) античная; 3) средневековая;
4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.
Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи,
приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации совре-
менной эпохи.
Следовательно цивилизация античности - один из периодов разви-
тия культуры, которое происходило в границах Древней Греции и Древ-
него Рима.
1. К У Л Ь Т У Р А Д Р Е В Н Е Й Г Р Е Ц И И
Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фес-
салию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пага-
сейским заливами, а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, юж-
ную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от
нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных
времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к
континентальному, до 19 градусов на Кикладах.
В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Гре-
ции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели
вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халки-
да происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древ-
ней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов.
Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне
развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра
была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но
прежде всего керамику - в этом греки добились, как известно, высо-
чайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень:
благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники
архитектуры и скульптуры. Камень всегда находился на месте, его не
надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого из-
вестняка, добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе - из
камня выломанного прямо из гранитного основания острова. Даже при
сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олим-
пе святилище Зевса построили из местного известняка; каменоломни Ка-
ра, поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в. до н. э. траверин,
т. е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах
от города.
На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки поднейших греков,
двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространс-
тво, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые
говорили на языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к се-
митской группам. Позднейшие греки, за исключением дворян, сами счи-
тали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось
представление о существовании некоторого древнего, догреческого на-
рода, карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Эл-
ладу и прилегающие острова.
Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали
три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская,
с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцвет-
шая на островах; и элладская - в собственно Греции. Отражением
критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в
формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремес-
ленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейца-
ми.
Около 1700 г. до
н. э. в Греции формируется
которая, в свою очередь, делится на периоды: раннемикенской (до 1550
г. до н. э.), среднемикенский (1550 - 1400 гг. до н. э.) и позднеми-
кенский (1400 - 1200 гг. до н. э.).
Около 1700 г. до н. э. в Арголиде - центре власти микенских
правителей - стали особенно сильно ощущаться влияния минойской куль-
туры, шедшие с Крита. Женщины начали одеваться на подобии негритя-
нок, появились святилища критского типа, в которых приносили жертвы
богини с Крита. Испытывая воздействие более развитой цивилизации,
ахейцы сохраняли , однако, несмотря на это, многие черты культуры,
принесенной ими с севера. В отличие от критян они продолжали носить
усы и бороды, жили в мегаронах с постоянным очагом. Если обитатели
Крита господствовали на море и потому не опасались вторжения на их
остров, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против
возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения.
Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость и
мужественность нарождавшейся микенской цивилизации.
Все это нашло свое отражение как в монументальной архитектуре,
так и в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени,
где излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества
местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обне-
сенные мощными стенами. Конструкция этих укреплений отличалась от
конструкции критских построек. Чтобы понять это, достаточно постоять в Микенах у знаменитых Львиных ворот, украшенных рельефом с изобра-
жением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся один на другой
каменных блоков. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы -
одноглазые великаны; на самом же деле то был результат труда тысяч
людей, свободных и рабов, которых ахейцы захватывали в своих далеких
военных походах.
До 1953 г. микенская цивилизация разговаривала с нами лишь язы-
ком величественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка
англичанами М.Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позво-
лила услышать также язык глиняных табличек, содержащих инвентарные
описи микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех
систем письменности в эгейском мире: древнейшее, иероглифическое
письмо (первая половина II тысячелетия до н. э.) и две системы ли-
нейного письма - А (XVII - XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV - XI-
II вв. до н. э.), тем не менее только в 1953 г. удалось прочесть
тексты, созданные на основе самой "младшей" из этих систем, а именно
линейного слогового письма Б, и установить, что записи сделаны на
греческом языке. Линейное письмо А остается и поныне нерасшифрован-
ным, но, как представляется, пользовались им не греки, а догреческое
население Крита.
В Древней Греции существовало множество профессий, такие как
каменщики, плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых
луков и мебели, ювелиры, пекари и множество других, что свидетельст-
вовало о высоком развитии их науки и культуры.
Микенские документы принесли с собой немало открытий в области
истории религии. В длинном списке богов встречаются Зевс, Гера, По-
сейдон, Афина и Артемида. Неожиданностью для ученых оказалось су-
ществование женских соответствий: Посейдону - богине Посидеи, и Зев-
су - богини Девии, которых классическая Греция не знала, подобно то-
му, как не было в классический период "жрицы цветов", упоминаемой в
кносских текстах. Но самым большим открытием явилось существование
уже в ту эпоху культа Диониса, ибо имя это мы находим в табличках,
но как имя человека, а не бога.