Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:59, реферат

Краткое описание

Как свидетельствуют археологические, лингвистические и другие данные, этот процесс начался задолго до возникновения первого государства под руководством Киева. Киевская Русь уже унаследовала определенную местную культуру тех восточнославянских и неславянских племен, составлявших этническое ядро этого государственного образования (первая всего полян и древлян). Эта культура обогащалась и усложнялась за счет распространения на территории государства, включение в ее состав других народов и племен и за счет межгосударственных конфликтов с соседями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….............……...3
Источники изучения культуры Киевской Руси...............................................................4
Материальная и духовная культура восточных славян..................................................5
Особенности принятия христианства...............................................................................6
Письменность и литературная традиция..........................................................................9
Образование и научные знания.......................................................................................11
Искусство Киевской Руси................................................................................................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………...............……………………….....14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………............……….……..15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_ИУК.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 
 
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ  
 
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ 
 

РЕФЕРАТ

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

История украинской культуры

на тему: Культура Киевской Руси

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

очной формы обучения 
специальности 6.030503 “Международная экономика”

группы МЭ-12 
Абдулмежитова Ление Акимовна

Проверила: преподаватель

Вейсова Ветана Энверовна 

 

 

 

 

 

Симферополь- 2013

CОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….............……...3                                                                        

Источники изучения культуры Киевской Руси...............................................................4

Материальная и духовная культура восточных славян..................................................5

Особенности принятия христианства...............................................................................6

Письменность и литературная традиция..........................................................................9

Образование и научные знания.......................................................................................11

Искусство Киевской Руси................................................................................................11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………...............……………………….....14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………............……….……..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Культура Киевской Руси возникла на почве материальных и духовных достижений народов, что в течение предыдущих тысячелетий заселявших нашу землю. Частые миграции населения, которые происходили в древние времена на ее территории, способствовали оживленном культурному обмену между народами. Но одновременно они приводили и к значительному разрушению отдельных культурных образований, иногда и вовсе исчезали вследствие ассимиляции или уничтожения. Из всего многообразия материальных и духовных достижений грядущих народов отбирались те, что в наибольшей степени соответствовали климатическим и геополитическим условиям существования на нашей земле, усваивались коренными жителями этих земель и отвечали общемировым тенденциям культурного развития. Впрочем, это и создало самобытную отечественную культуру, обусловило неповторимость ее лицо.

Как свидетельствуют археологические, лингвистические и другие данные, этот процесс начался задолго до возникновения первого государства под руководством Киева. Киевская Русь уже унаследовала определенную местную культуру тех восточнославянских и неславянских племен, составлявших этническое ядро этого государственного образования (первая всего полян и древлян). Эта культура обогащалась и усложнялась за счет распространения на территории государства, включение в ее состав других народов и племен и за счет межгосударственных конфликтов с соседями. Ведь на то время войны часто велись ради добычи, среди которой были и по-настоящему ценные культурные изобретения других народов, которые формировали престижное потребление в пределах Киевской Руси, способствовали развитию ремесел, искусства, культурных традиций местного населения.

 

 

 

 

1. Источники изучения  культуры Киевской Руси

Культура Киевской Руси - яркое явление европейской средневековой культуры. Киевская Русь оставила заметный след в мировой истории. Она просуществовала с IX до середины XIIИ ст. Это была одна из крупнейших монархий раннего Средневековья, которую можно сравнить разве что с империей Карла Великого. Во времена своего наивысшего расцвета она простиралась от Черного до Балтийского моря и Ледовитого океана, от Закарпатья до Северного Предуралья и Волго-Окского междуречья.

Киевская Русь поддерживала политические, экономические и культурные отношения с ближними и дальними соседями - с Великой Степью и Византийской империей, с Болгарским царством, Польским, Чешским и Венгерским королевствами, с итальянскими и немецкими городами, с Данией, Швецией и Норвегией, с Францией и Англией. Династические связи киевских монархов, особенно Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, стали хрестоматийными. Древнерусские купеческие лодки и караваны проложили путь "из варяг в греки", в немалой степени повлияла на культуру и искусство соседей.

Сложность изучения культуры Киевской Руси, особенно ее ранних этапов, объясняется недостатком письменных источников. Античные авторы, хорошо знавшие Средиземноморья, максимум лишь вспоминали о наших далеких предках, о местности и народы, жившие к северу от Дуная и Черного моря. Только в I-II вв. н.э. римские историки Плиний Старший и знаменитый Тацит вспомнили славян, назвав их венедами. Вслед за ними то же сделал великий греческий философ Птолемей в своей "Географии". В VI-VII вв., Когда славяне, расселяясь по юго-востоку Европы, стали осваивать степи Северного Причерноморья, сведения о них появляются в готского хрониста Иордана, византийского дипломата Приска Панийский и византийских писателей Прокопия Кесарийского, Иоанна Эфесского ( VI в.).

Ценные сведения дают нам археология, лингвистика, фольклористика, этнография. Археология позволяет судить об уровне развития производительных сил, представлять вид поселений и жилищ полян и их соседей, предметов труда и быта, которыми они пользовались, украшений, которые они носили, оружия, которым защищали родную землю. Исследования при раскопках культовых сооружений и предметов позволяет делать выводы и о религиозных убеждениях славян. Лингвистика дает нам возможность косвенно датировать время выделения праславян из индоевропейской общности, обособление восточных славян от западных и южных, доказывает, что уже во втором тысячелетии до нашей эры словарный запас наших предков составлял не менее двадцати тысяч слов.

2. Материальная и духовная  культура восточных славян

Основные занятия и общественные отношения. Основой культуры Киевской Руси была многовековая самобытная культурная традиция восточнославянских племен. Археологические материалы свидетельствуют, что к середине I тысячелетия нашей эры в хозяйственном укладе славян давно уже преобладало земледелие - подсечно-огневое в полесской зоне и пашенное - в лесостепи. Для обработки земли предки современных украинских применяли плуг и соху, использовали тягловую силу волов и лошадей. К этому времени в лесостепи давно преобладало двуполье - одно поле засевалось, а второе оставалось под паром. Скотоводство, охота, рыболовство и бортничество (лесное пчеловодство) для основного населения Руси стали к тому времени подсобными, хотя и очень важными, промыслами.

Достаточно высокого уровня достигло к Х века и ремесло. Изготовлением изделий из железа и цветных металлов занимались преимущественно мастера-профессионалы. Кузнечное дело считалось занятием почетным и даже колдовским. В Киевской Руси сложился предание о братьев-кузнецов, которые победили в битве ужасного дракона. Они запрягли чудовище в огромный плуг и пропахали им борозду "Змиевых валов" - оборонительных сооружений вокруг Киева (длина их в Украине - более 2000 км, датируются И тысячелетием до н.э. - I тысячелетия н.э.). В Х в. мастерство киевских кузнецов и литейщиков получила признание далеко за пределами Руси. Персидский географ за столетие до Нестора писал: "Там изготавливают очень ценные клинки и мечи, которые можно согнуть пополам, и они снова расправляются сами".

Развивались гончарное дело, ткачество, выделка и обработка кожи, резьба по камню и дереву. Из льна, конопли и шерсти славянки ткали замечательные сукна и полотна, им было знакомо сложное рисуночный ткачество и вышивка. Высоким умением отличались мастера обработки кож. Недаром в устном народном творчестве сложились сказания о Кожемяко - людей умелых, сильных и отважных. Всего же исследователи насчитывают в названный время в древнерусских городах от шестидесяти до ста различных ремесленных специальностей. Специализация при этом шла не по материалу, а по готовому изделию: мечники, щитники, седельники, ювелиры занимали в городах целые улицы. Чтобы изготовить свое изделие от начала до конца, каждый из мастеров должен был обладать по крайней мере несколькими специальностями.

3. Особенности принятия  христианства

В Х в. христианство стало господствующей религией в Европе. На Руси о христианстве также было известно задолго до религиозных реформ Владимира Великого: христианами были Аскольд и Дир. Достоверным является факт крещения княгини Ольги в 958 г. Но решающим для процесса христианизации нашей страны было введение этой религии как государственной в 988-990 гг.

Сначала князь Владимир сделал попытку модернизации язычества, попытку приспособить его к потребностям централизованного государства. Языческие боги во главе с Перуном должны были вызвать у людей не только уважение, но и страх, символизировать свободу правителя, обязательность его приказов, неотвратимость наказания. Для этого на Старокиевской горе был создан пантеон, где, судя по миниатюр Радзивиливського летописи, боги имели действительно торжественный и грозный вид. Более того, по преданию, Владимир возродил забытый и, очевидно, не очень популярный обычай человеческих жертвоприношений, чтобы предоставить новому культу трагически пышного характера: "И приносили им жертвы, называя их богами, - говорится в" Повести временных лет ", - и поганилася кровью земля Русская и холм тот ". То же самое делалось и в Новгороде.

Однако проведенная реформа язычества не достигла своей цели. Крепнущее класс феодалов во главе с князьями требовал новой религии. Полно интересам верховной власти соответствовало христианство по византийскому образцу. В Византии - в отличие от западноевропейских стран - церковь и ее служители были подвластны императору и всячески способствовали укреплению центральной власти. Определенную роль сыграло и то, что разрешалось богослужения национальными, понятными народу языках.

Решив принять христианство, Владимир стал действовать стремительно и круто. Его не устраивала обычная практика принятия христианства, существовавшей в то время, по которой новообращенный монарх становился "сыном" императора, то есть вассалом. Воспользовавшись просьбе императора Василия II помочь подавить восстание в одной из византийских провинций, князь задал ему несколько условий: признать Русь христианским государством, заключить союз и отдать ему в жены сестру Анну. Император принял условия, но выполнять их не спешил, хотя Владимир свои обязательства выполнил. Тогда киевский князь захватил владения Византии в Крыму, взял город Херсонес (Корсунь) и оттуда продиктовал императору прежние требования. Гордый константинопольский монарх согласился стать шурином русского "варвара", обладателя гарема из почти тысячи жен и наложниц. Киевский князь вернул Херсонес Василию II в приданое (выкуп, который должен заплатить молодой родителям невесты) за его сестру. Ясно, что при таких обстоятельствах ни о каком вассалитет не могло быть и речи.

Владимир крестился сам (согласно "Повести временных лет" еще в Корсуни, в Крыму), крестил своих бояр и под страхом наказания заставил креститься всех киевлян и все население страны. Наряду со славянами в Киевской Руси проживало более 20 различных народов: на юге - печенеги, половцы, торки, берендеи, каракалпаки, на северо-западе - литья, ятвяги, на северо-востоке - чудь, меря, весь, мурома, мордва, черемисы, пермь, ям, печора и др.. финно-угорские народы. Христианство через Киев пришло позже и к ним. Знать и зажиточные слои населения принимали новую религию сравнительно легко и даже охотно, как такую, которая пользовалась покровительством центральной власти. Наиболее благосклонны к старой языческой веры были низы общества. Новая религия внедрялась насильственным путем и в Киеве, и в других городах. "Путята крестил мечем, а Добрыня огнем", - так говорили в то время о воевод князя Владимира, крестили Новгород. Чтобы заменить местные верования и обряды единственным христианским культом, церковным проповедникам и иерархам пришлось долго приспосабливать свои службы в языческих богов, праздников и обрядов. Так, Перун стал отождествляться с Ильей-пророком, Ярило - со святым Юрием (Георгием), древние зимние праздники были приурочены к Рождеству Христова и Крещения, дохристианское праздник Пасхи (название сохранилось) - до Воскресения Иисуса Христа и т.д. Против языческого праздника Ивана Купала церковь боролась много веков, но так и не смогла его преодолеть. Так и не удалось поколебать веру народа в "низшие духи". Процесс христианизации на Руси растянулся на века.

Главными носителями идей христианства становятся церкви и монастыри. Все духовенство соответствии делилось на "белое" и "черное". При церквях жили многочисленные служители: кроме священника, были т.н. "Церковные люди" - игумен, диакон ("белое духовенство"), а также просфирници, паломники, врачи, душная люди (рабы, подаренные церкви), сюда же принимали инвалидов. Поскольку православное христианство не предусматривало обета безбрачия для "белого" духовенства, все церковные люди могли иметь семьи, члены которых также жили при церквях. Они не подлежали светскому суду, их судил епископ. Духовные звания часто переходили из поколения в поколение.

Постепенно христианство охватило все сферы жизни человека. Уже во времена княжения Ярослава Мудрого митрополит Илларион трактовал божественную благодать как общественную норму, закон. В обществе распространяются идеалы любви к ближнему, смирение и всепрощение, которые ориентировали человека на послушание. Первыми русскими святыми стали Борис и Глеб, которые приняли мученическую смерть от Святополка Окаянного.

Информация о работе Культура Киевской Руси