Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:25, реферат
В культуре Нового времени на первый план выступают красота и благородство, гражданственность, патриотическая идея служения отечеству, пафос прославления человека и человечности, тяга к гармонии, простоте и естественности.
Введение
Наука и образование.
Литература и общественная мысль.
Архитектура и живопись.
Заключение.
Литература.
МИНЕСТЕРСТВО ОБРОЗОВАНИЯ И НАУК Р.К
КОЛЛЕДЖ КазГАСА
РЕФЕРАТ
Тема:
Культура Нового времени.
ПРОВЕРИЛА:
БОГЕМБАЕВА А.К
АЛМАТА.
2009
Содержание
Введение
Заключение.
Литература.
Введение.
Конец эпохи Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, наложили глубокий отпечаток на весь характер культуры этого периода. Вообще, относительно определения хронологических рамок Нового времени единого мнения не сложилось, тем более, что этот процесс в различных странах начинался и длился различное время. Началом его можно считать и Великие Географические открытия (1492 г.), и Реформацию (1517 г.), и Английскую буржуазную революцию (1640 г.). Так или иначе, все эти события положили начало радикальным изменениям в экономической, идеологической, культурной и общественно-политической сфере жизни общества.
Период Нового времени в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Жизнь рождает новых гениев в науке и культуре.
Создаются заново города с их промышленной инфраструктурой, расширяется сфера влияния просвещения, оно становится светским, накопление знаний принимает целенаправленный, рационалистический характер, что позволяет говорить уже о становлении науки, когда стало возможным перейти к открытию законов развития природы и общества.
В
культуре Нового времени на первый
план выступают красота и
Культура охватывает и науку, и литературу, и искусство, поэтому стоит рассмотреть все эти сферы.
Наука и образование.
В истории человечества эпоха Нового времени вообще занимает особое место. Во всех сферах жизни общества формируются новые социально-экономические отношения и очень быстро, на протяжении жизни двух-трех поколений существенно изменяется мировоззрение человека, возрастает его творческий потенциал. Наиболее важными моментами этой эпохи были: секуляризация (светскость) общественного сознания, возрастание интереса к научному и философскому знанию, бесконечная вера в преобразующие возможности образования. Общество было убеждено во всемогуществе разума и распространяемого им света знаний, разгоняющего тьму невежества, заблуждений и предрассудков. Стоит только «просветить умы» относительно нелепостей религии и несовершенства существующего общественного строя, стоит только показать людям путь к разумной организации жизни – и торжество идеального царства свободы, равенства, всеобщего счастья обеспечено. Человек Нового времени был рационалистом, то есть, тем, кто руководствуется разумом. Рациональный человек приобщился к новой жизни при посредстве обучения, воспитания, самообразования, широкий круг общения. Он открывал для себя неведомый мир книг, печатного слова. Жизнь рационального человека посвящалась определенной цели, поиске путей для ее достижения; он стремился ко всему новому, более совершенному. Он улучшал орудия труда и технологию производства, постоянно ставя перед собой вопрос: как действовать лучше. Рациональный человек продуманно вел хозяйство, рационально используя рабочее и свободное время. Именно рациональное создавало значительное количество материальных благ, составляющих богатство общества. Такой человек стремится влиять на условия своей жизни, поэтому он постоянно добивается от власти признания своих прав, осознает себя личностью, обладающей права на свободный выбор и ответственность за его последствия. Все это говорит о том, что общество стремилось к образованности.
Так как стремительно развивались промышленность, торговля, мореходство, то требовалось открывать различные школы и академии наук.
Стоит отметить, что именно в России с начала XVII в. впервые начали появляться государственные гражданские школы различных типов. Организация таких школ началась с устройства в Москве в Сухаревой башне школы математических и навигацких наук. Директором Навигацкой школы был назначен Фарварсон, профессор, приглашенный из Англии. Из Англии были приглашены и первые преподаватели. Учеников предписано было набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». В школе проходили арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию и математическую географию. Существовали два подготовительных начальных класса: «русская школа» и «цифирная школа». Количество учащихся было установлено в 500 человек. Это была первая школа в Европе, где в государственном масштабе осуществлялась профессиональная подготовка на основе широкого общего образования. Определенного срока обучения установлено не было. Учащиеся изучали одну науку за другой и выпускались по мере готовности и по мере необходимости в них в различных ведомствах. Выпускники школы становились не только моряками, но и инженерами, артиллеристами, землемерами, чиновниками. В качестве преподавателя здесь работал Леонтий Магницкий.
В 1715 г. старшие классы школы математических и навигацких наук были переведены к морю, в Петербург, где была организована Морская академия для 300 учащихся. Там стали преподавать арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, астрономию, навигацию, морскую съемку, артиллерию, мушкетное дело, фортификацию, военный строй, географию, кораблестроение. Учащихся брали и в походы эскадры, приучая к практике морской службы. Учились здесь в основном дети из знатных семей от 10 до 18 лет. Как и в Навигацкой школе, в Морской академии первое время основными учителями были иностранные профессора. Вскоре подобные школы были открыты в Ревеле, Нарве и Новгороде. Из московской, петербургской и прочих навигацких школ вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, типографов, бомбардиров.
По типу Навигацкой школы к 1712 г. в Москве организовали еще две школы - инженерную и артиллерийскую. Комплект учащихся был определен в 100-150 человек. Позднее (после 1719 г.) московскую инженерную школу переместили в Петербург. Ее выпускники комплектовали инженерную роту, располагавшуюся в Петербурге.
В эпоху Нового времени стали отходить от религиозности и человек уже представлялся не как Божье творение, а изучалась физиология человека, природа различных заболеваний. Поэтому стали появляться медицинские училища и академии. В России, например, в 1707 г. в Москве при военном госпитале открыли Медицинское училище с пятилетним курсом, на 50 учеников. При нем были созданы «Анатомический театр» и «Аптекарский огород».
В
это время между государствами
возникали дипломатические
С развитием промышленности возникла необходимость в создании учебных заведений, дававших молодым людям профессии в области промышленности, это были оружейники, кузнецы, столяры и т. д.
Одним из важнейших
В XVIIв. Европа благодаря успехам географии получила широкую и яркую картину большого мира. Большую заслугу в этом имели католические миссионеры, которые дошли до Японии и Китая. XVII век стал временем крушения вековых представлений людей о мире земном и мире небесном в результате колоссальных успехов наук, прежде всего астрономии, географии, математики.
Для человека, узнавшего о том, что Земля — не центр мироздания, а всего лишь один из небольших спутников Солнца, а сама Вселенная бесконечна, было трудно, а иногда просто невозможно осознать это. Для многих отказ от старого мировосприятия означал катастрофу.
Великие географические открытия расширили необычайно кругозор европейцев: только теперь, собственно, была открыта Земля. Удар по вековым авторитетам в вопросе об устройстве земли способствовал свободному научному поиску в других областях знаний.
Просвещение затронуло изначально социальные верхи европейского общества. Аристократия, дворянство потянулись к знаниям. Ученый, мыслитель, философ стали объектами поклонения, окружены всеобщим вниманием, а беседы на научные и философские темы стали правилом хорошего тона. Ученые приглашались в великосветские салоны. Постепенно сформировалась значительная новая культурная общность людей – интеллектуальная, образованная элита, которая занималась умственным трудом – интеллигенция. Особенное влияние на умы той эпохи имели французские просветители, “никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали: религия, понимание природы, общество, государство, государственный порядок – все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего”. Выражением их деятельности стало издание “Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел”, инициатором которого был Дени Дидро, который подбирал и вдохновлял авторов. Он сам написал много статей по вопросам политики, морали, искусства, философии, техники и сельского хозяйства. В “Энциклопедии” участвовали люди различных философских и политических убеждений – ученые, писатели, врачи, инженеры, путешественники знатоки мореплавания, военного дела и пр. Всего вышло 28 томов, из них 11 – иллюстрации и гравюры.
Девизом людей науки эпохи Нового времени становится: «Я сомневаюсь!". Познавать мир в то время нельзя было иначе, чем поставив под сомнение общепринятые истины. Многие ученые того времени были буквально одержимы идеей Рене Декарта (1596-1650) «сделаться хозяевами жизни» и красивым лозунгом Фрэнсиса Бэкона «Знание — сила».
Период
Нового времени стал временем возникновения
экспериментальной науки.
2.
Литература и общественная
мысль.
Новое
время характеризуется
Просветители создали жанр философского романа и повести, которому было свойственно «умение выразить шуткой, штрихом воображения или самими глубокими событиями романа результаты глубокой философии». В Англии философский роман трансформировался из популярных «плутовских» романов, наполненных приключениями и авантюрами. Даниель Дефо создает роман большого социального и философского смысла, в котором отразились идеи Просвещения и мышление Нового времени – «Робинзон Крузо», создав новый тип героя – трудолюбивого, усердного, глубоко верующего буржуа, исполненного пуританских добродетелей, который благодаря труду и вере не только выживает в сложных условиях, но несет свет истины другим. Джонатан Свифт создал сатирический роман «Путешествия Гулливера» - политический памфлет. Генри Филдинг в своих произведениях не идеализировал человека, но верил в его добрую сущность: герой его лучшего романа «История Тома Джонса, найденыша» не лишен недостатков, совершает немало ошибок, но благодаря искренности и доброте выходит победителем над носителями зла. Но особенно много выдающихся писателей эпохи Нового времени дала миру Франция. Одним из наиболее популярных был Мари Франсуа Аруэ (Вольтер), создавший множество литературных («Орлеанская девственница», «Генриада»), философских («Философские письма», «Философский словарь»), исторических («Век Людовика XIV», «О нравах и духе народов»), драматических («Брут», «Эдип», «Магомет») произведений, блестящих по форме и содержанию, участвовал в создании «Энциклопедии». Руссо в романах «Эмиль, или о воспитании», и «Новая Элоиза» высказывал идеи необходимости трудового воспитания. Сатирическое изобличение человеческих пороков и недостатков политического строя современной ему Франции дал в своих знаменитых комедиях Пьер Огюстен Карон де Бомарше («Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»). В Италии творил знаменитый драматург Карло Гольдони: его пьесы «Слуга двух господ» и «Трактирщица» пользуются популярностью по сей день. Он высмеивал мотовство, распущенность, бездельничанье аристократии и дворянства, подчеркивая деловитость, предприимчивость и семейные добродетели буржуа, а также честность, энергичность и сметливый ум представителей народа.