Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:18, реферат
Образование . В 50-х гг. высокими темпами развивалось народное образование. Число средних школ в 1951-1958 гг. увеличилось и достигло 30,7 тыс., в них обучалось более 16 млн. учащихся. Возросло число учащихся старших классов. В 1958 г. был принят закон, который был призван укрепить связь школы с жизнью. Вместо семилетнего образования вводилось всеобщее восьмилетнее образование. Срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет. В 1970/71 учебном году около 92% подростков продолжали обучение после окончания восьми классов.
Культура в 50 - 90 -х гг.
Образование . В 50-х гг. высокими темпами развивалось народное образование. Число средних школ в 1951-1958 гг. увеличилось и достигло 30,7 тыс., в них обучалось более 16 млн. учащихся. Возросло число учащихся старших классов. В 1958 г. был принят закон, который был призван укрепить связь школы с жизнью. Вместо семилетнего образования вводилось всеобщее восьмилетнее образование. Срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет. В 1970/71 учебном году около 92% подростков продолжали обучение после окончания восьми классов.
В 1956 г. государство отменило плату за обучение в высшем учебном заведении, а в 1957 г. были изменены правила приема: правом преимущественного поступления пользовались лица, имеющие трудовой стаж после окончания средней школы и демобилизованные из рядов Советской Армии. В 1970 г. в высших учебных заведениях обучалось 4,6 млн. студентов, что было в два раза больше, чем в 1958 учебном году. По численности специалистов с высшим образованием СССР занимал одно из ведущих мест в мире. Вместе в тем качество подготовки специалистов во многом не отвечало требованиям времени и мировому уровню.
Наука. Государство оказывало поддержку и содействие развитии науки, в том числе разработкам оборонного значения и космическим исследованиям. В системе АН СССР были созданы десятки научно- исследовательских институтов, возникли научные центры в союзных республиках: в 1951 г. созданы Академии наук в Таджикской и Туркменской Сер, в 1954 г. - в Киргизской Сер, в системе Академий наук Узбекистана и Казахстана начали функционировать институты ядерной физики. Научные центры оснащались новейшей исследовательской аппаратурой. Так, в распоряжение Объединенного института ядерных исследований в г. Дубне был предоставлен крупнейший в мире синхрофазотрон на 10 млрд. электроновольт для изучения атомного ядра. Были также созданы Уральский научный центр (г. Свердловск), Дальневосточный научный центр (г. Владивосток).
В целях поощрения выдающихся работ в области науки и техники в 1950 г. было восстановлено ежегодное присуждение Ленинских премий.
Советские
ученые добились выдающихся
Огромны
были достижения ученых в
В 60-х гг. академики В. И. Векслер (1907-1960) и Г. И. Будкер (1918-1977) разработали принципиально новые направления ускорительной техники для использования элементарных частиц. Группой ученых под руководством Г. Д. Флерова (1913-1990) был открыт 102-й трансурановый элемент и синтезирован 104-й элемент периодической системы Д. И. Менделеева. В области квантовой электроники Н. Г. Басов (р. 1922) и А. М. Прохоров (р. 1916) осуществили работы, которые позволили создать квантовые генераторы. За эти разработки они были удостоены Нобелевской премии в 1964 г. Теоретические и экспериментальные исследования физики нейтрино и слабых взаимодействий были выполнены академиком Б. М. Понтекорво (1913-1993). И. М. Лившиц со своими учениками создал новое направление в электронной теории металлов. Ученые Р. В. Хохлов (1926-1977) и С. А. Ахманов (1929-1991) внесли большой вклад в развитие нелинейной оптики, изучающей влияние среды на характер оптических явлений при высокой интенсивности света, а также топографии, позволяющей получить объемные изображения предмета.
Получила
дальнейшее развитие биологичес
Крупных успехов достигли ученые в медицине: хирургическое лечение сердечно-сосудистой системы - А. А. Вишневский (1906-1975), А. М. Амосов (р. 1913), К. Н. Куприянов (1893-1963); лечение туберкулеза - Л. К. Богуш, получение препарата для лечения полиомиелита - А. А. Смородинцев (1901- 1986), М. П. Чумаков (1909-1973В художественной культуре возникла тема ответственности за злодеяния перед человечеством.
Градостроительство. В 40-х - начале 50-х гг. в различных точках Москвы впервые в стране были возведены высотные здания-. административное здание на Смоленской площади, жилые здания на Котельнической набережной и площади Восстания, Московский государственный университет.
Литература. Об оживлении в художественной культуре говорило также возрастание сети культурно-просветительских учреждений, увеличение количества издаваемых книг, газет, журналов и их тиражей. Появились новые литературно-художественные журналы: «'Молодая гвардия», «Юность», «Москва», «Наш современник», возродилось издание журнала «Иностранная литература», который давал возможность советским читателям знакомиться с произведениями зарубежных авторов.
В литературной
и общественной жизни большую
роль играл журнал «Новый мир»,
которым руководил
В литературе
появились значительные
Развитие поэзии 50-бО-х гг. было связано с именами Р. Гамзатова (р. 1923), Б. Ахмадулиной (р. 1937), Е. Евтушенко (р. 1932), Р. Рождественского (1932-1994).
Н. С. Хрущев (1894- 1971) считал возможным учить писателей, художников, как им работать.
«Разоблачение
отступления» (роман
«Не хлебом единым»
В. Д. Дудинцева, 1956) и
Б. Л. Пастернака (роман
«Доктор Живаго», опубликован
за рубежом в 1957, Нобелевская
премия 1958 г.) от социалистического реализма
отразило стремление консервативных сил
не допустить инакомыслия, сохранить диктат
административно-
Неравную
борьбу за духовное
Спектакли
московских театров «
Деятели культуры, выражавшие открыто
протест против казарменного
строя, пытавшиеся заставить
Пришло и новое поколение писателей, чьи произведения быстро находили своего читателя: Ю. Бондарев («Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина»), В. Распутин («Деньги для Марии», «Последний срок»), Ф. Абрамов (трилогия «Пряслины») В. Астафьев («Кража», «Царь-рыба», «Последний поклон», «Печальный детектив» и др.)
В 60-80-x гг. появляется новое поколение художников со своими темами и художественными приемами: М. Савицкий, Т. Салахов, И. Глазунов, А. Шилов, братья А. и С. Ткачевы и др.
Развивалось
музыкальное искусство. Это
В 60-80-х гг. были созданы балетные спектакли, которые отличались глубоким воспроизведением образов героического и комедийного, лирического и драматического. Это «Легенда о любви» А. Меликова, «Спартак» А. Хачатуряна, «Иван Грозный» на музыку С. Прокофъева, «Макбет» К. Молчанова, «Икар» С. Слонимского. Молодые балетмейстеры Ю. Григорович, О. Виноградов, В. Васильев, Б. Эйфман и другие, развивая лучшие достижения предыдущих периодов, содержание и новые средства выражения, создали своеобразные неповторимые балетные спектакли.
Огромную популярность приобрели артисты Е. -Максимова, И. Колпакова, Н. Бессмертнова, В. Васильев, М. Лиспа, М. Сабирова, Н. Павлова и др. Владея современной техникой, высоким профессионализмом, они утверждали славу русского хореографического искусства.