Культура древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:36, реферат

Краткое описание

Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура Древней Греции существовала с XXVIII в.docx

— 30.69 Кб (Скачать файл)

   



 

 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

В истории культуры древней Греции исследователи выделяют следующие периоды:

  1. эгейскийиликрито-микенский(ІІІ-ІІ тыс. до н.э.),
  2. героическийилигомеровский(ХІ - ІХ в до н.э.),
  3. архаический(VІІІ-VІ вв. до н.э.),
  4. классический(V-ІV до н.э.),
  5. эллинистический(период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта- последняя треть ІV-І вв. до н.э.).

Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры.

 

  1. Эгейская культура.

Эгейскую культурунередко называют крито-микенской, считая при этом остров Крит и Микены главными ее центрами. Ее также называют минойской культурой — по имени легендарного царя Миноса, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества.

Наиболее известным памятником критской культуры стал Кносский дворец, вошедший в историю под именем«Лабиринт»,от которого сохранился только первый этаж. Дворец представлял собой грандиозное многоэтажное сооружение, включавшее 300 помещений на общей платформе, занимавшей более I га. Он был снабжен превосходной системой водоснабжения и канализации, имел терракотовые ванны. Дворец одновременно был религиозным, административным и торговым центром, в нем находились ремесленные мастерские. С ним связан миф о Тезее и Минотавре.

Высокого уровня на Крите достигласкульптурамалых форм. В тайнике Кносского дворца найдены статуэтки богинь со змеями в руках, которые полны грации, изящества и женственности. Лучшим достижением критского искусства является живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей Кносского и других дворцов. В качестве примера можно указать на такие яркие, красочные и сочные рисунки, как «Собиратель цветов», «Кошка, подстерегающая фазана», «Игра с быком».

Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на XVI-XV вв. до н.э., особенно на время правления царя Миноса. Однако в конце XV в. до н.э. цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной катастрофы, скорее всего, стало извержение вулкана.

 

  1. Гомеровский период.

Период XI-IX вв. до н.э. в истории Греции принято называтьгомеровским, поскольку главными источниками сведений о нем служат знаменитые поэмы «Илиада» и «Одиссея». Его также называют «дорийским» — имея в виду особую роль дорийских племен в завоевании ахейской Греции.

Следует отметить, что сведения из гомеровских поэм нельзя считать вполне достоверными и точными, ибо в них фактически оказались смешанными повествования о трех разных эпохах: финальной стадии ахейской эпохи, когда совершался поход на Трою (XIII в. до н.э.); дорийском периоде (XI-IX вв. до н.э.); ранней архаики, когда жил и творил сам Гомер (VIII в. до н.э.). К этому надо добавить характерный для эпических произведений художественный вымысел, гиперболизацию и преувеличения, временные и другие смешения и т.д.

Духовная культура,сохраняющая преемственность была сохранена. Об этом убедительно говорят гомеровские поэмы, из которых видно, что мифология ахейцев, составляющая основу духовной жизни, оставалась той же. Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира. Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.

 

  1. Период архаичной культуры.

Архаический период (VIII -VI вв. до н.э.) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции, в ходе которого были созданы все необходимые условия и предпосылки для последующего удивительного взлета и расцвета.

В развитии духовной культуры исключительную роль сыграло созданиеалфавитного письма, ставшего величайшим достижением культуры архаической Греции. Оно было разработано на основе финикийской письменности и отличаюсь удивительной простотой и доступностью, что позволило создать на редкость эффективнуюсистему образования, благодаря которой в античной Греции не было неграмотных, что также явилось огромным достижением.

В 776 г. до н.э. возниклиОлимпийские игры.Они проводились каждые четыре года в городе Олимпии и продолжались пять дней, в течение которых соблюдался «священный мир», прекращавший всякие военные действия.

В архаическую эпоху возникают такие феномены античной культуры, какфилософияинаука.Их родоначальником стал Фал ее, у которого они еще не отделены строго друг от друга и находятся в рамках единойнатурфилософии.Одним из основателей античной философии и науки является также полулегендарный Пифагор, у которого наука, принимающая формуматематики,представляет собой уже вполне самостоятельное явление.

Высокого уровня в эпоху архаики достигает художественная культура. В это время складываетсяархитектура, покоящаяся на двух видах ордера — дорическом и ионическом. Ведущим типом постройки выступает сакральный храм как обитель бога. Самым известным и почитаемым становится храм Аполлона в Дельфах. Возникает такжемонументальнаяскульптура -сначала деревянная, а затем каменная. Наибольшее распространение получают два типа: обнаженная мужская статуя, известная под именем «курос» (фигура юноши- атлета), и задрапированная женская, примером которой была кора (прямо стоящая девушка).

Настоящий расцвет в эту эпоху переживает поэзия. Величайшими памятниками античной литературы стали уже упомянутые выше эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Немного позднее Гомера творил еще один знаменитый греческий поэт — Гесиод. Его поэмы «Теогония», т.е. родословная богов, и «Каталог женщин» дополняли и завершали созданное Гомером, после чего античная мифология приобретала классический, совершенный вид.

Творчество Анакреонта, воспевавшего красоту, любовь, радость, веселье и наслаждение жизнью, оказало большое влияние на европейскую и русскую поэзию, в частности на А.С. Пушкина.

 

  1. Классический период и эллинизм.

Классический период (V-IV вв. до н.э.) стал временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры. Именно этот период породил все то, что потом будет названо «греческим чудом».

В это время утверждается и полностью раскрывает все свои удивительные возможностиантичный полис,в котором таится главное объяснение «греческого чуда».Полисстановится одной из высших ценностей для эллинов.

Высочайшего уровня достигаетфилософия.Именно в этот период творят такие великие умы древности, как Сократ, Платон и Аристотель. Сократ первым сосредоточил внимание не на вопросах познания природы, но на проблемах человеческой жизни, проблемах добра, зла и справедливости, проблемах познания человеком самого себя. Он также стоял у истоков одного из главных направлений всей последующей философии -рационализма, действительным создателем которого стал Платон. Аристотель продолжил линию Платона и в то же время стал основателем второго главного направления философии –эмпиризма, согласно которому действительным источником знаний является чувственный опыт, непосредственно наблюдаемые данные.

Наряду с философией также успешно развиваются другие науки — математика, медицина, история.

Невиданный расцвет в эпоху классики переживает художественная культура, и в первую очередь –архитектураиградостроительство.

Афинский Акрополь стал подлинным триумфом древнегреческой архитектуры, одним из величайших шедевров мирового искусства. Акрополь, построенный архитекторами Иктином и Каликратом, находился на высоком холме и как бы парил над городом, был далеко виден с моря.

Среди знаменитых архитектурных памятников также находились два сооружения, отнесенные к семи чудесам света. Первым являлся храм Артемиды в Эфесе, построенный на месте прекрасного храма- предшественника, носившего то же имя и сожженного Геростратом.

Вторым памятником стала гробница Мавсола, правителя Карий, получившая позднее наименование «Мавзолей в Гали-карнасе». Сооружение имело два этажа высотой по 20 м, первым из которых была сама гробница Мавсола и его жены Артемисии.

В эпоху классики наивысшего совершенства достигает греческая скульптура.В этом жанре искусства за Элладой признается бесспорное превосходство. Античную скульптуру представляет целая плеяда гениальных мастеров. Самым великим среди них является Фидий. Его статуя Зевса, имевшая высоту 14 м и украшавшая храм Зевса в Олимпии, также входит в число семи чудес света.

Среди других скульпторов наиболее известными являются Пифагор Регийский, создавший статую «Мальчик, вынимающей занозу»; Мирон — автор скульптур «Дискобол» и «Афина и Марсий»; Поликлет — мастер бронзовой скульптуры, создавший «Дорифора» (Копьеносца) и «Раненую амазонку», а также написавший первый теоретический труд о пропорциях человеческого тела — «Канон».

Позднюю классику представляют ваятели Пракситель, Скопас и его статуя «Афродита Книдская»,Пракситель,которому присуще богатство чувств, изысканная и тонкая красота, гедонизм. Эти качества проявились в таких его произведениях, как «Сатир, наливающий вино», «Эрот».

В эпоху классики высшей своей точки достигает греческаялитература.Поэзию представлял прежде всего Пиндар.не принявший афинскую демократию и выражавший в своем творчестве ностальгию по аристократии. Он также создал культовые гимны, оды и песни в честь победителей Олимпийских и Дельфийских игр.

Главным литературным событием становится рождение и расцвет греческойтрагедиии театра.Отцом трагедии был Эсхил, который, как и Пиндар, не принял демократию. Главным его произведением является «Прикованный Прометей», герой которого — Прометей — стал воплощением мужества и силы человека, его богоравности и готовности пожертвовать своей жизнью ради свободы и благополучия людей.

В творчестве Софокла, прославлявшего демократию, греческая трагедия достигает классического уровня. Самой знаменитой его трагедией стал «Эдип-царь».

В искусстве Еврипида — третьего великого трагика Эллады — отразился кризис греческой демократии. В трагедиях Еврипидалюди показаны не «какими они должны быть», как это имело место, по его мнению, у Софокла, а «каковыми они были на самом деле». Наиболее известным его творением стала «Медея».

Наряду с трагедией успешно развиваетсякомедия, «отцом» которой является Аристофан. Его пьесы написаны живым, близким к разговорному языком. Их содержание составляли актуальные и злободневные темы, среди которых одной из центральных была тема мира. Комедии Аристофана были доступны простому люду и пользовались большой популярностью.

 

  1. Эллинизм(323-146 до н.э.).

Эллинизм стал заключительным этапом древнегреческой культуры. В этот период высокий уровень эллинской культуры в целом сохраняется. Лишь в некоторых областях, например в философии, он несколько падает. В то же время происходит экспансия эллинской культуры на территории множества восточных государств, возникших после распада империи Александра Македонского.где она соединяется с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточной культур и образует то.что именуетсякультурой эллинизма.

Ее образование шло под влиянием прежде всего греческого образа жизни и греческой системы образования. Примечательно, что процесс распространения греческой культуры продолжался и после того, как Греция попала в зависимость от Рима (146 г. до н.э.). Политически Рим покорил Грецию, но греческая культура покорила Рим.

Из областей духовной культуры наиболее успешно в эпоху эллинизма развиваются наука и искусство.В наукеведущие позиции по-прежнему занимаетматематика,где работают такие великие умы, как Евклид и Архимед. Архимеду к тому же принадлежит авторство многих технических изобретений. Значительные успехи имеют также астрономия, медицина, география.

В искусстве наибольший успех сопутствует архитектуре и скульптуре. Вархитектуренаряду с традиционными сакральными храмами широко строятся гражданские общественные здания — дворцы, театры, библиотеки, гимназии и т.д. В частности, в Александрии была построена знаменитая библиотека, где хранилось около 799 тыс. свитков. Там же был построен Мусейон, ставший крупнейшим центром науки и искусства древности. Из других архитектурных сооружений заслуживает выделения Александрийский маяк высотой в 120 м, включенный в число семи чудес света. Его автором был архитектор Сострат.

Информация о работе Культура древней Греции