Культура как система знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 07:51, реферат

Краткое описание

Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятия «языки культуры», «тексты культуры», «культурный код», «культурные символы»…………………………………………………………...5
2. Динамика культуры. Антропогенез, социогенез и культурогенез………….8
3. Закономерности развития культуры, традиции и инновации……………...11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 33.49 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятия  «языки культуры», «тексты культуры»,  «культурный код», «культурные символы»…………………………………………………………...5

2. Динамика  культуры. Антропогенез, социогенез и культурогенез………….8

3. Закономерности  развития культуры, традиции и  инновации……………...11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Языком  культуры в широком смысле этого  понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют  людям вступать в коммуникативные  связи друг с другом, ориентироваться  в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма  осмысления реальности, в которую  организуются все вновь возникающие  или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла). 

Язык  фиксирует значимые для человека представления, его отношения к  ним. В сфере социального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые представления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый смысл. 

Самая серьезная  проблема коммуникации заключена в  переводе смыслов с одного языка  на другой, каждый из которых имеет  множество семантических и грамматических особенностей. В культурологии эта проблема эффективности культурного диалога как на «вертикали», т. е. между культурами разных эпох, так и по «горизонтали», т. е. диалога разных культур, существующих одновременно, между собой, осмысливается как проблема понимания. Термин «понимание» используется в двух смыслах как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, в чувствование. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение детерминированы стереотипами — идеологическими, национальными, сословными, половыми, сформированными у человека с детства. Понимание апперцептивно, т. е. новая информация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему знания, уже имеющегося, на этой основе происходит отбор, обогащение и классификация материала. 

Язык  культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которых  передается культурно значимая информация.

Наиболее  универсальной знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с ними существуют искусственные  языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство). Культурный опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текстуальной информации исследуются в рамках семиотики (науки о знаковых системах) и  герменевтики (науки, которая занимается толкованием, интерпретацией текстов).

Изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения занимается культурная семантика. Культурные объекты рассматриваются в культурной семантике как средства трансляции культурно—значимой информации –  смысла за каким—то объектом, который  выступает как знак (заместитель  данной информации) и понимание (осмысление информации, транслируемой с помощью  знака).

Понимание является наиболее важным моментом функционирования языка культуры. При коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствуют определенная неадекватность понимания, момент интерпретации, искажающий исходный смысл.

Культура  выражает себя и через мир символов – знаков, не имеющих предметного  значения, но через которые открывается  смысл самого объекта. С помощью  символов информация передается средствами, превосходящими возможности языка (эти средства – гербы, эмблемы, символика  цвета, жестов и др.). Особое значение имеют символы в религии, искусстве. Каждый вид искусства имеет свой образно—символический язык (есть язык музыки, танца, живописи, кино, театра и т. п.).

 

 

1. Понятия «языки культуры»,  «тексты культуры», «культурный  код», «культурные символы»

Язык  культуры – это те средства, знания, формы, символы, тексты, которые позволяют  людям вступать в коммуникации друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры.

Язык  культуры – средство, знаки, формы, символы, которые помогают людям  вступать в коммуникативные связи  друг с другом, ориентироваться в  пространстве культуры.

Языки культуры:

  1. Естественный – метод познания и коммуникации (английский, русский и т.д.)
  2. Искусственный – языки науки (программирование и др.)
  3. Вторичный – коммуникационные структуры (миф, религия, искусство)

Естественный язык оперирует словами. Искусственный язык оперирует символами. Вторичный язык оперирует образами.

Язык культуры – это универсальная  форма осмысления реальности. С помощью  языка осуществляется понимание, диалог, как между культурами разных эпох (по вертикали), так и между культурами, существующими одновременно (по горизонтали). Трудность заключается в переводе смыслов с одного языка на другой в силу множества систематических  и грамматических особенностей. К  примеру, как перевести с русского на грузинский язык слово «тоска», если в нем отсутствует понятие, отражающее смысл слова. Проблему языка культуры относят к фундаментальным проблемам. Во-первых, освоить культуру, ее ценности, невозможно не овладев системой ее языков. Во-вторых, именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности, все то, что определяет его картину мира. Язык культуры – это способ ее хранения и передачи от поколения к поколению.  В-третьих, понимание языка культуры и овладение им дает человеку свободу, помогает осознать свое место в культуре. Язык выступает и продуктом культуры и структурным ее элементом и условием культуры. Он концентрирует и воплощает в единстве все основы человеческой жизни. 

В культурологии принята следующая классификация языков: 

• естественные, как основное и исторически первичное  средство познания и коммуникации (русский, английский, белорусский и т. д.). Они не имеют автора, возникают  и изменяются совершенно, закономерно  и независимо от воли людей. Для них  характерен непрерывный процесс  изменения, ассимиляции и отмирания. Словарный запас человека, в среднем, 10-15 тысяч слов, часть из них он использует, другие понимает, но не использует сам. 

• искусственные  языки науки, где знание фиксировано  и существуют строгие рамки использования  – формулы. К искусственным языкам относят и язык условных сигналов (азбука Морзе, дорожные знаки). 

• вторичные  – это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (язык живописи, танца, музыки и др.). 

Т. к. сознание человека есть сознание языковое, то все виды, надстраивающиеся над сознанием людей могут быть определены как вторичные моделирующие системы. 

Художественная  структура позволяет передавать такой объем информации, который  совершенно недоступен для передачи средствами элементарного языка (пересказ стиха обычной речью разрушает  структуру, доносит не тот объем  информации). 

Культура  способна реализовывать себя через  систему знаков и символов. 

Знак  – это материальный предмет (событие, явление), выступающий объектом заместителем некоторого другого предмета, свойства и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации знаний. Его характеризует  прямая связь с обозначаемым предметом; бытует в разных сферах общественной жизни: науке, религии, искусстве и  т. д. (В письме – буква, музыке –  нота). 

Культурный  код – это информация, закодированная в определенной форме, позволяющая  идентифицировать культуру. Культурный код – это “мета уровень” для семиотического пространства (совокупность символов и знаков культуры).

Культурный  текст – в культурологии понимается не только как письменное сообщение, а любой материальный или духовный объект (произведение искусства, вещь, обычай), рассматриваемый как носитель информации, через который человек постигает ценность объекта, прочитывает определенное культурное сообщение. Восприятие (понимание) культурного текста зависит от мировоззрения, знаний.

Символ  в культуре – это категория, раскрываемая через сопоставление предметного  образа и глубинного смысла. Символом называют структуру значения, где  прямой, первичный, буквальный смысл  означает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть понят лишь через первый. 

Символ  возник с развитием психики, когда  было осознано разделение на разум  и чувства, различают реальный мир  и его отражение в иск. формах.

Он бытует в культуре. 

Символ  обозначает не себя, а нечто другое, открывает доступ к сознанию, уводит за пределы реальности, тяготеет к  графическому изображению, отображает форму. Жизнь человека символами  и знаками, которые регулируют его  поведение, что-то разрушая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. Знаки видимого мира ведут к миру идей. Через обнаружение смысла формы, человек проникает в смысл  содержания.  
Еще первой важной категорией является текст. Чтобы событие стало явлением культуры, оно должно быть выражено в тексте, только в этом случае, культура может выполнить функцию хранения и передачи информации. 

 

 

2. Динамика культуры. Антропогенез, социогенез и

культурогенез

 

Культура  – динамично развивающаяся система, смысловые компоненты которой могут  значительно изменяться. К основным проявлениям культурной динамики относятся:

Культурная  адаптация – приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных  индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни посредством изменения  стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и  элементов картин мира. Например, масштабные культурные трансформации вызвал информационный взрыв второй половины XX века. На индивидуальном уровне культурная адаптация связана  с попаданием индивида в новую  для него социальную или национальную среду (миграция, смена профессии  или социального статуса, служба в армии, тюремное заключение и т.д.) или с резкой переменой социально-политических условий его жизни (революция, война, оккупация).

Культурная  ассимиляция – процесс утраты прежних культурных параметров и  полного перехода на новые. Например, под влиянием западной цивилизации происходит стирание составляющих культурной парадигмы Индии и Китая; значительное воздействие русской культуры на белорусскую.

Аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и  взаимовлиянии разных социокультурных систем. Например, с 1960-х гг. XX вв. стали говорить об испанизации, испанизации, японизации, китаизации и т.п., характерных для отдельных регионов.

Культурный  конфликт – критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между  отдельными личностями, группами, личностью  и группой, группой и обществом. Культурные конфликты, как правило, отличаются ожесточенностью, бескомпромиссностью, и часто имеют целью не столько покорение, сколько уничтожение носителей чуждых ценностей. Например, крестовые походы, религиозные, гражданские, революционные, национально-освободительные войны.

Межкультурная коммуникация – это коммуникация, основанная на символическом взаимодействии между представителями (индивидами и группами) разных культур. В современном  мире выделяют большие культурные системы  – макрокультуры (американская культура, африканская культура, европейская культура и др.) в составе которых находятся микрокультуры (субкультуры).

Вместе  с человеком, обществом, происходит и возникновение культуры. Антропогенез, социогенез, культурогенез - это единый процесс, образованный тремя взаимодополняющими, коэволюционными потоками. духовная культура с самого начала опредмечивалась в орудиях труда, приёмах охоты, в технологиях изготовления утвари. И лишь позднее она получила возможность опредмечиваться в слове, речи.

Антропогенез - процесс порождения человека. Известно, что ближайшими биологическими предшественниками человека были животные, и, в частности, человекообразные обезьяны, приматы. И действительно, у человека и животных очень много общего - тело, конечности, органы чувств (зрения, слуха, вкуса) и т. д. В то же время, человек разительным образом отличается от животных: конечности его тела - это не лапы, а ноги и руки; его органы чувств - глаза, уши - подобны, но более развиты, чем у его ближайших предшественников. Например, орёл видит дальше, чем человек, он различает мельчайшие детали, но человек различает большее количество цветов, чем "царь птиц". Если говорить о месте человека в живой природе, то он относится к млекопитающим, к отряду приматов (от латинского слова первый). К этому отряду относят полуобезьян, обезьян и человека. В этом отряде приматов выделяется семейство гоминид (от лат. homo - человек) - "человечьих". Это семейство (или, по другим классификациям, надсемейство) объединяет современного человека с его ближайшими предками. В составе этого семейства выделяется род собственно человека, род Homo. Сюда относят все ископаемые формы и современного человека. Но есть исследователи, которые выделяют в роде Homo два вида: человека современного вида - человека разумного, Homo sapiens - и объединяемые в один вид ископаемые находки ископаемого, или примитивного, человека - Homo primigenius, или Homo erectus (человек прямоходящий).

Информация о работе Культура как система знаков