Культурология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Уже с середины XX века мы наблюдаем смену парадигмы развития общества. От индустриального и пост-индустриального века, мы входим в век информационный, где обмен информаций, символами и знаками становится намного более важным, чем производство материальных ценностей. В связи с этим, во много раз усилился интерес, и, можно сказать, спрос, на науки околосоциальные, оперирующие производными от человеческого общения и формулирующие глобальные меж-национальные и меж-континентальные закономерности. А там где есть спрос, неизбежно возникает предложение, и первыми на новые потребности откликнулись западные ученые – появились свежие, и во многом практически направленные работы по социологии и философии, зародились современные психологические школы.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...….…... 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Становление культурологии как науки………………….………....... 5
Предмет, методы и задачи культурологического исследования…………………………….……………………………...….……...... 8
Понятие культуры и ее роль в жизни общества………...…………. 11
ГЛАВА II. НЕКОТОРЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Концепция культуры И.Г.Гердера………………..………..………..14
Культурологическая концепция Ф.Ницше………...………...……..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..………………………………………….…...……23
ЛИТЕРАТУРА………………………………….………………….

Вложенные файлы: 1 файл

конечный результат.docx

— 56.01 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Кафедра культурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

культурология как  наука

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Выполнила студентка III курса

                                                      очного отделения,

                                                      ф-та культурологи и СКД, 302 группы

                                                      Алиновская Екатерина Леонидовна

 

                                                      Научный руководитель:

                                                      кандидат культурологи

                                                      старший преподаватель

                          кафедры культурологии

                                                      Воронович Ирина Николаевна

 

 

 

Минск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...….…... 3           

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИИ

    1. Становление культурологии как науки………………….………....... 5                              
    2. Предмет, методы и задачи культурологического исследования…………………………….……………………………...….……...... 8
    3. Понятие культуры и ее роль в жизни общества………...…………. 11                      

ГЛАВА II. НЕКОТОРЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

    1. Концепция культуры И.Г.Гердера………………..………..………..14

    1. Культурологическая концепция Ф.Ницше………...………...……..18                               

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..………………………………………….…...……23                                                                                                     

ЛИТЕРАТУРА………………………………….…………………...…….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Уже с середины XX века мы наблюдаем смену парадигмы развития общества. От индустриального и пост-индустриального века, мы входим в век информационный, где обмен информаций, символами и знаками становится намного более важным, чем производство материальных ценностей.  В связи с этим, во много раз усилился интерес, и, можно сказать, спрос, на науки околосоциальные, оперирующие производными от человеческого общения и формулирующие глобальные меж-национальные и меж-континентальные закономерности. А там где есть спрос, неизбежно возникает предложение, и первыми на новые потребности откликнулись западные ученые – появились свежие, и во многом практически направленные работы по социологии и философии, зародились современные психологические школы. 

Вместе с ростом интереса к социальным наукам, стала очевидна потребность в неких мета-дисциплинах  объединяющих накопленные знания и  выводящих глобальные закономерности.  Именно это, на мой взгляд, привело  к тому, что в начале 20 века науку  о культуре – о том, что собственно объединяет информационную составляющую социума, суммирует накопленные  знания в неком, иногда весьма экзотическом, символьном виде выделили в отдельную  дисциплину.

Всемирная глобализация неизбежно  сталкивается с конфликтом культур, разного восприятия мира и окружающей среды. Проблема эта стара как  мир (вспомним лишь смешение языков строителей Вавилонской башни),  но ее решение  как нельзя более актуально именно сейчас, когда с развитием техники  мы можем добраться в считанные  часы в любую точку мира, а используя  Интернет – общаться с заокеанскими друзьями не выходя из дома. При этом неизбежно возникает диссонанс  в восприятии мира наследниками разных культурных традиций. Восточная неторопливость неприемлема в бурлящем западном мире, а заокеанская прагматичность не находит отклика в широкой славянской душе.  Для гармоничного развития нам всем нужно для начала хотя бы понять эту разницу, научится не игнорировать ее, а наоборот, принимать во внимание. Вот почему изучение культурологии и социологии настолько важно для каждого современного специалиста.

Говоря об общих тенденциях, не стоит упускать из виду наше еще  недавнее прошлое – СССР, «железный  занавес», тотальное неприятие всех новых идей. Для нас особенно важно  перенять и усвоить уже накопленный  западом опыт в межнациональной  и межкультурной коммуникации. 

Цель – выявление особенностей характеризующих понятие культурология.

В рамках этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность понятия «культурология».
  2. Определить предмет, методы и задачи культурологического исследования.
  3. Рассмотреть концепции культуры Ф.Ницше, И.Г.Гердера.

Объект исследования – культурология как наука.

Предмет исследования – методологический аппарат культурологии.

В первой главе курсовой работы вводятся теоретико-концептуальные основы культурологии. Материал разбит на параграфы: первый посвящен становлению культурологии как науки. Второй – раскрывает предмет, методы и задачи культурологического исследования. Третий – определяет понятие культуры  и ее роль в жизни обществе. Таким образом, ценность данной главы заключается в обобщении и систематизации разрозненного материала.

Во второй главе я рассмотрю некоторые культурологические концепции: концепция культуры И.Г.Гердера и культурологическая концепция Ф.Ницше. В заключении сделаны основные выводы о культурологии как науке.

В качестве методов в исследовании применялись компаративный анализ; общелогические методы (анализ и синтез, индукция и дедукция).

Источниковедческой основой  исследования послужили труды А.П.Садохина,   А.И. Шендрика, Б.И.Каверина, В.Ф. Мартынова,                    Й.Г. Гердера, Ф. Ницше, Е.В. Мареевой и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРАЛОГИИ

    1. Становление культурологии как науки

В наше время большое внимание уделяется изучению понятия «культура» и науки изучающей культуру –  культурологии.

Понятие «культура» — сегодня  очень часто употребляется как  в научной среде, так и в  обыденной жизни. Мы используем его  легко, почти не задумываясь о  его содержании. Между тем это  одно из наиболее сложных понятий, используемых человеком, поскольку оно имеет  множество смыслов. Однако только в XX в. ученые осознавали необходимость  в специальном исследовании культуры. Это и послужило основой в  формировании самостоятельной научной  дисциплины о культуре, получившей название культурология.

Развитие социальных и  философских наук способствовало выделению  культурологии в самостоятельную  область знания. Культурология как  наука о культуре возникла в середине XX века в ответ на потребность сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.

В своей книге «Культурология: теория и история культуры»                       А.П. Садохин писал: «Начало недолгой истории попыток дать научное  объяснение феномену культуры было положено в XVII в. английским философом Т. Гоббсом  и немецким правоведом С. Пуфендорфом, которые высказали идею, что человек  может пребывать в двух состояниях естественном (природном) и культурном. Природное состояние человека является низшей ступенью его развития, поскольку  оно творчески пассивно, а культурное состояние рассматривалось как  более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески  продуктивно.

Значительные успехи в  развитии учения о культуре были достигнуты на рубеже XVIII—XIX вв. в трудах немецкого  просветителя И.Г. Гердера. Он стал рассматривать  культуру в историческом аспекте. Развитие культуры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического  процесса. Культура раскрывает сущностные силы человека, причем у разных народов  они значительно различаются, и  поэтому в реальной жизни мы можем  наблюдать различные стадии и  эпохи в развитии культуры. В это  же время утвердилось мнение, что  ядро культуры составляет духовная жизнь  человека, его духовные способности».

Известный английский антрополог Э.Б. Тайлор, один из основоположников эволюционного направления в  этнологии четко осознал необходимость  рождения новой науки. В своей  книге «Первобытная культура» (1971) он назвал первую главу «Наука о культуре».  Главную задачу Э. Тайлор видел в  том, чтобы рассмотреть различные  ступени возникновения и развития культуры, взаимодействие важнейших  форм, определяющих духовный облик  человечества, выявление основных закономерностей  формирования цивилизации. В 1915 году крупнейший немецкий ученый, лауреат Нобелевской  премии В.Оствальд предложил назвать  науку о цивилизациях «культурологией» [6, с. 24].

В своей работе «Антология исследования культуры» 2 том В.Освальд  писал: «Специфические человеческие особенности, отличающие род Homo sapiens от всех прочих животных видов, охватываются наименованием «культура»; следовательно, науку о специфических способах деятельности вполне можно было бы назвать культурологией».

Сторонниками культурологической точки зрения на историю развития человечества были Э. Дюркгейм, А.Л. Кребер, Р.Г.Лоун, К.Уиссер и другие ученые, расширившие  диапазон науки о культуре.

Но самая значительная роль в обосновании специфики  культурологии, углублении ее проблематики принадлежит американскому этнологу и культурологу Лесли Уайту (1900-1975), которого поразило наличие необъятного культурно-исторического материала и полное отсутствие глубокого теоретического осмысления. Обоснованию культурологии Л.Уайт посвятил свой труд «Наука о культуре»,  опубликованный в 1949г. «В один прекрасный день «открытие» культуры может обрести в истории науки такое же значение, как гелиоцентрическая теория Н.Коперника или открытие клеточной основы всех живых форм» [7, с. 25].

Несмотря на то, что культурология  постепенно заняла свое место среди  других социальных и гуманитарных наук, споры о ее научном статусе  продолжаются до сих пор. Даже на Западе термин «культурология» был принят не сразу, и культура там продолжала изучаться такими дисциплинами, как  социальная и культурная антропология, социология, психология, лингвистика  и др. В нашей стране этот термин утвердился лишь с начала 1990-х гг., когда культурология заменила устраненные  из учебных программ исторический материализм  и научный коммунизм. Тогда же культурология была введена в  номенклатуру специальностей, стала  учебной дисциплиной в вузах, были созданы соответствующие кафедры  и факультеты. Однако процесс самоопределения  культурологии как научной и  образовательной дисциплины все  еще не завершен. Культурологическая наука находится сегодня в  процессе становления, ее содержание и  структура пока не обрели четких научных  границ, исследования в ее рамках разноречивы, существует много методологических подходов к определению предмета этой науки. И в наше время достаточно широко распространена точка зрения, что своего предмета исследования у  культурологии нет, он «растекается»  по другим научным дисциплинам —  истории, психологии, социологии, антропологии, искусствоведению и т.д. Только в  одном из немногих пунктов безусловно согласны все — предметом культурологии  является культура. Споры вокруг предмета культурологии происходят на наших  глазах, в борьбе различных мнений и точек зрения [14, с. 6-7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Предмет, методы и задачи культурологического исследования

Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке  философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики  и ряда других дисциплин [11, с. 26].

В своем труде «Культурология»  А.П. Садохин писал: «В широком смысле культурология представляет собой собирательное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры. Другими словами, это все те учения о культуре, ее истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые представляют различные варианты осмысления феномена культуры. В центре внимания культурологических наук также находятся те же самые механизмы социальной организации и регуляции деятельности, но не какого-то конкретного вида деятельности, а всей социальной практики человека, которая изучается с точки зрения ее мотивации и регуляции. Кроме того, культурологические науки занимаются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые производят, хранят и передают культурную информацию».

 В культурологии можно выделить  такие разделы, как теория культуры  и история культуры. Теория культуры, по сути, представляет собой философию  культуры. На философский уровень  культурологию поднимает выдвигаемая  задача осмысления и объяснения  культуры через ее наиболее  общие и существенные черты.  Философия культуры дает определение  и понимание сущности культуры, ее структуры, функций, роли  в жизни человека и общества. Она выявляет ведущие тенденции  в эволюции культуры, раскрывает  источники и механизмы ее динамики, решает проблемы типологизации  культуры и т.д. История культуры  также  решает философско-теоретические  вопросы. Однако главная ее  задача – дать конкретное знание  о той или иной культуре. Она  не только объясняет, сколько  констатирует факты, описывает  феномены культуры, выделяя в  ней самые выдающиеся достижения  и имена авторов и творцов.

Среди основных задач культурологического  исследования можно выделить следующие:

- анализ структуры культуры  как системы культурных феноменов;

- исследование типологии  проблем социокультурной динамики;

Информация о работе Культурология как наука