Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:17, курсовая работа
Уже с середины XX века мы наблюдаем смену парадигмы развития общества. От индустриального и пост-индустриального века, мы входим в век информационный, где обмен информаций, символами и знаками становится намного более важным, чем производство материальных ценностей. В связи с этим, во много раз усилился интерес, и, можно сказать, спрос, на науки околосоциальные, оперирующие производными от человеческого общения и формулирующие глобальные меж-национальные и меж-континентальные закономерности. А там где есть спрос, неизбежно возникает предложение, и первыми на новые потребности откликнулись западные ученые – появились свежие, и во многом практически направленные работы по социологии и философии, зародились современные психологические школы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...….…... 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Становление культурологии как науки………………….………....... 5
Предмет, методы и задачи культурологического исследования…………………………….……………………………...….……...... 8
Понятие культуры и ее роль в жизни общества………...…………. 11
ГЛАВА II. НЕКОТОРЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Концепция культуры И.Г.Гердера………………..………..………..14
Культурологическая концепция Ф.Ницше………...………...……..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..………………………………………….…...……23
ЛИТЕРАТУРА………………………………….………………….
Министерство культуры Республики Беларусь
УО «Белорусский
государственный университет
Кафедра культурологии
культурология как наука
КУРСОВАЯ РАБОТА
кафедры культурологии
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ГЛАВА II. НЕКОТОРЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………….………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Уже с середины XX века мы наблюдаем смену парадигмы развития общества. От индустриального и пост-индустриального века, мы входим в век информационный, где обмен информаций, символами и знаками становится намного более важным, чем производство материальных ценностей. В связи с этим, во много раз усилился интерес, и, можно сказать, спрос, на науки околосоциальные, оперирующие производными от человеческого общения и формулирующие глобальные меж-национальные и меж-континентальные закономерности. А там где есть спрос, неизбежно возникает предложение, и первыми на новые потребности откликнулись западные ученые – появились свежие, и во многом практически направленные работы по социологии и философии, зародились современные психологические школы.
Вместе с ростом интереса
к социальным наукам, стала очевидна
потребность в неких мета-
Всемирная глобализация неизбежно сталкивается с конфликтом культур, разного восприятия мира и окружающей среды. Проблема эта стара как мир (вспомним лишь смешение языков строителей Вавилонской башни), но ее решение как нельзя более актуально именно сейчас, когда с развитием техники мы можем добраться в считанные часы в любую точку мира, а используя Интернет – общаться с заокеанскими друзьями не выходя из дома. При этом неизбежно возникает диссонанс в восприятии мира наследниками разных культурных традиций. Восточная неторопливость неприемлема в бурлящем западном мире, а заокеанская прагматичность не находит отклика в широкой славянской душе. Для гармоничного развития нам всем нужно для начала хотя бы понять эту разницу, научится не игнорировать ее, а наоборот, принимать во внимание. Вот почему изучение культурологии и социологии настолько важно для каждого современного специалиста.
Говоря об общих тенденциях, не стоит упускать из виду наше еще недавнее прошлое – СССР, «железный занавес», тотальное неприятие всех новых идей. Для нас особенно важно перенять и усвоить уже накопленный западом опыт в межнациональной и межкультурной коммуникации.
Цель – выявление особенностей характеризующих понятие культурология.
В рамках этой цели были поставлены следующие задачи:
Объект исследования – культурология как наука.
Предмет исследования – методологический аппарат культурологии.
В первой главе курсовой работы вводятся теоретико-концептуальные основы культурологии. Материал разбит на параграфы: первый посвящен становлению культурологии как науки. Второй – раскрывает предмет, методы и задачи культурологического исследования. Третий – определяет понятие культуры и ее роль в жизни обществе. Таким образом, ценность данной главы заключается в обобщении и систематизации разрозненного материала.
Во второй главе я рассмотрю некоторые культурологические концепции: концепция культуры И.Г.Гердера и культурологическая концепция Ф.Ницше. В заключении сделаны основные выводы о культурологии как науке.
В качестве методов в исследовании
применялись компаративный
Источниковедческой основой исследования послужили труды А.П.Садохина, А.И. Шендрика, Б.И.Каверина, В.Ф. Мартынова, Й.Г. Гердера, Ф. Ницше, Е.В. Мареевой и др.
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРАЛОГИИ
В наше время большое внимание уделяется изучению понятия «культура» и науки изучающей культуру – культурологии.
Понятие «культура» — сегодня очень часто употребляется как в научной среде, так и в обыденной жизни. Мы используем его легко, почти не задумываясь о его содержании. Между тем это одно из наиболее сложных понятий, используемых человеком, поскольку оно имеет множество смыслов. Однако только в XX в. ученые осознавали необходимость в специальном исследовании культуры. Это и послужило основой в формировании самостоятельной научной дисциплины о культуре, получившей название культурология.
Развитие социальных и
философских наук способствовало выделению
культурологии в
В своей книге «Культурология:
теория и история культуры»
Значительные успехи в развитии учения о культуре были достигнуты на рубеже XVIII—XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера. Он стал рассматривать культуру в историческом аспекте. Развитие культуры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура раскрывает сущностные силы человека, причем у разных народов они значительно различаются, и поэтому в реальной жизни мы можем наблюдать различные стадии и эпохи в развитии культуры. В это же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека, его духовные способности».
Известный английский антрополог
Э.Б. Тайлор, один из основоположников
эволюционного направления в
этнологии четко осознал
В своей работе «Антология исследования культуры» 2 том В.Освальд писал: «Специфические человеческие особенности, отличающие род Homo sapiens от всех прочих животных видов, охватываются наименованием «культура»; следовательно, науку о специфических способах деятельности вполне можно было бы назвать культурологией».
Сторонниками
Но самая значительная роль в обосновании специфики культурологии, углублении ее проблематики принадлежит американскому этнологу и культурологу Лесли Уайту (1900-1975), которого поразило наличие необъятного культурно-исторического материала и полное отсутствие глубокого теоретического осмысления. Обоснованию культурологии Л.Уайт посвятил свой труд «Наука о культуре», опубликованный в 1949г. «В один прекрасный день «открытие» культуры может обрести в истории науки такое же значение, как гелиоцентрическая теория Н.Коперника или открытие клеточной основы всех живых форм» [7, с. 25].
Несмотря на то, что культурология
постепенно заняла свое место среди
других социальных и гуманитарных наук,
споры о ее научном статусе
продолжаются до сих пор. Даже на Западе
термин «культурология» был принят
не сразу, и культура там продолжала
изучаться такими дисциплинами, как
социальная и культурная антропология,
социология, психология, лингвистика
и др. В нашей стране этот термин
утвердился лишь с начала 1990-х гг.,
когда культурология заменила устраненные
из учебных программ исторический материализм
и научный коммунизм. Тогда же
культурология была введена в
номенклатуру специальностей, стала
учебной дисциплиной в вузах,
были созданы соответствующие
Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин [11, с. 26].
В своем труде «Культурология» А.П. Садохин писал: «В широком смысле культурология представляет собой собирательное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры. Другими словами, это все те учения о культуре, ее истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые представляют различные варианты осмысления феномена культуры. В центре внимания культурологических наук также находятся те же самые механизмы социальной организации и регуляции деятельности, но не какого-то конкретного вида деятельности, а всей социальной практики человека, которая изучается с точки зрения ее мотивации и регуляции. Кроме того, культурологические науки занимаются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые производят, хранят и передают культурную информацию».
В культурологии можно
Среди основных задач культурологического исследования можно выделить следующие:
- анализ структуры культуры
как системы культурных
- исследование типологии
проблем социокультурной