Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:31, контрольная работа
Культура речи содержит три составляющих компонента:
нормативный,
коммуникативный,
этический.
Введение........................................................................................................3
Литературный язык - основа культуры речи. Речевая деятельность,
ее значение для человека.............................................................................4
Положение русского языка в современном мире........................................7
Функции языка..............................................................................................9
Формы существования национального языка.............................................11
Литературный язык как высшая форма национального языка..................14
Признаки литературного языка...................................................................16
Становление и развитие литературного языка до XX века........................18
Тенденция развития русского литературного языка в XX веке.................22
Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании
литературного языка...................................................................................27
Заключение...................................................................................................30
Список использованной литературы...........................................................31
УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Образовательного учреждения профсоюзов
высшего профессионального образования
«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Факультет социально-экономический
Кафедра общественных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Русский язык и культура речи.
Вариант № 2
На тему: Литературный язык - основа культуры речи.
Выполнила студентка
Челябинск 2014
Содержание
Введение......................
Литературный язык - основа культуры речи. Речевая деятельность,
ее значение для человека.....
Положение русского языка в современном
мире..........................
Функции языка.........................
Формы существования национального языка.........................
Литературный язык как высшая форма национального языка..................14
Признаки литературного языка.........................
Становление и развитие литературного языка до XX века........................18
Тенденция развития русского литературного языка в XX веке.................22
Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании
литературного языка..........
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Понятие культура речи тесно связано с литературным языком. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности людей самых разных профессий.
Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу.
Что такое культура речи?
Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.
Основой культуры речи является литературный язык.
Культура речи содержит три составляющих компонента:
Культура речи предполагает, прежде всего, правильность, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве «идеала», образца.
Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствие с коммуникативными задачами.
Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях.
Литературный язык - основа культуры речи. Речевая деятельность, ее значение для человека
Культура речи входит в понятие общения. Поэтому, прежде всего, следует осмыслить, что такое общение, какова его роль в жизни человека, от чего зависит его эффективность.
Под речевой деятельностью понимается речь как процесс. Речевая деятельность человека является самой распространенной и самой сложной.
Особенность речевой деятельности состоит в том, что она всегда включатся в более широкую систему деятельности как необходимый компонент. По данным исследователей, человеческая деятельность на две трети состоит из речевой.
Так, например, образование, обучение, пропаганда знаний не мыслима без общения, без речевой деятельности. Предприниматель, управляющий, архитектор, референт, врач, строитель, брокер, менеджер, продавец, выполняя свою основную работу, вынуждены что-то обсуждать, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.1
Речевая деятельность имеет социальный характер, так как для ее осуществления требуется коллектив (самое меньшее 2 человека). В процессе речевого взаимодействия субъектов участвует их мышление, воля, эмоции, знания, память.
Помимо непосредственных участников – говорящего (А1 адресант) и слушающего (А2 –адресат), обычно меняющихся ролями, во-первых, необходим предмет речи (D), т. е. то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информации; во-вторых, необходимо знание языка (L); в-третьих, необходимо само высказывание (V).
Именно оно оказывается центром коммуникативного взаимодействия, вокруг которого расставляются все остальные составляющие речевой деятельности.
Как же осуществляется речевая деятельность, из каких этапов она состоит? Речевая деятельность есть процесс, который складывается из деятельностных актов. Их характер, содержание зависят от различных ситуаций, в которые попадает человек.
Например, необходимо устроиться на работу; реализовать изготовленную продукцию; принять участие в конференции. Эти и другие обстоятельства определяют характер речевой ситуации.
В первом случае необходимо подготовиться к собеседованию, во втором – продумать агитационную речь (диалог), в третьем – написать доклад.
Речевые ситуации бывают разнообразными, но этапы осуществления речевой деятельности в основном одни и те же. Действительно, в какой бы речевой ситуации ни оказался человек, если он стремится добиться успеха, достичь цели, обратить на себя внимание, он должен, прежде всего, сориентироваться в сложившейся обстановке, осознать, что может привести к успеху, чем следует руководствоваться.
В русском языке есть глаголы обдумывать, придумывать, рассуждать, соображать. Все они называют действие, характерное для начального этапа любой деятельности, в том числе и речевой. В результате обдумывания, рассуждений рождается внутренний план высказывания. Это первый этап речевой деятельности.2
На втором этапе происходит порождение, структурирование высказывания, из памяти извлекаются нужные слова, строится предложение.
Третий этап - самый ответственный. Начинается говорение, субъект речевого действия повествует, доказывает, рассказывает, иными словами творит звучащую речь.
Речь, высказывание – продукт речевой деятельности. По речи можно определить психологическое состояние говорящего (речь взволнованная, искренняя, грубая, льстивая, ласковая), ее целевое назначение (речь убеждающая, информативная, агитационная), ее коммуникативную значимость (речь содержательная, бессмысленная, пустая, глубокая, оригинальная), отношение говорящего к собеседнику (речь презрительная, ироническая, хвастливая, угрожающая).
Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат, о нем судят по обратной связи, по тому, как реагируют на сказанное. Реагирование может быть выражено словесно. Адресат подхватывает разговор и высказывает свое мнение, понимание. Оно может быть передано мимикой, жестом. Оно может быть выражено поведением адресата. Реакция на речь служит ее оценкой. Обратная связь – очень важный компонент любого вида общения.
Итак, речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение – среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Без общения невозможно формирование личности человек5а, его воспитание, образование, развитие интеллекта.
Общение и общество – родственные слова. Именно объединение людей, их совместная деятельность и породили необходимость общения. При общении должны быть:
Речевая деятельность помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволяет человеку достичь высокого уровня цивилизации.
Положение русского языка в современном мире
Что бы определить положение русского языка в современном мире и отношение к нему со стороны народов других стран, необходимо осмыслить те социальные, политические, экономические явления, которые происходили в нашей стране.
В 20 веке Россия пережила два крупных потрясения: революционный переворот в 1917 году и перестройку 90-х гг. В результате революции было создано мощное тоталитарное государство СССР со всеми характерными для него атрибутами. Перестройка привела к распаду СССР, восстановлению Российской Федерации как самостоятельного государства, демократизации общества, утверждению гласности, открытости межгосударственных связей и отношений.
В первый период, особенно когда советский народ одержал победу во Второй мировой войне, необыкновенно возрос интерес к русскому языку во всем мире. Его стали воспринимать как язык великой державы, многовековой культуры и богатейшей литературы, как один из самых информативных языков (60-70 % мировой информации публикуется на английском и русском языках).4
Советское государство много сделало для усиления роли русского языка как одного их языков мирового значения. Во всех республиках СССР было немало школ, в которых все преподавание велось на русском языке. С 1938 года русский язык как обязательный предмет изучался во всех национальных школах. В результате с каждым годом увеличивалось число лиц нерусской национальности, владеющих русским языком. В 1989 г. нерусских, свободно владеющих русским языком, было 87,5 млн. человек.
Огромная тяга к изучению русского языка во всем мире способствовало созданию в 1967 г. Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Задача этой организации – объединить преподавателей русского языка за рубежом, оказывать им методическую помощь, содействовать изданию учебников, разнообразных учебных материалов, словарей.
Во многие вузы страны, начиная с 60 – х гг. стали приезжать иностранцы, чтобы приобрести ту или иную специальность и овладеть русским языком. Количество приезжающих с каждым годом увеличилось.
После распада СССР, когда союзные республики стали самостоятельными государствами, произошла переоценка многих прежних ценностей, что привело к заметному снижению интереса к русскому языку в этих государствах.
Негативное отношение к русскому языку проявили в странах Балтии: в Латвии, в Литве, Эстонии государственным языком становится только соответствующий национальный язык. Резко сокращается в школах и вузах преподавание на русском языке и само изучение русс кого языка. Перестают издавать на русском языке научную и общественно-политическую литературу, использовать его при оформлении производственно -хозяйственной и официальной документации.
Тенденция к сокращению влияния русского языка. Его изучения и функцион6ирвоания в качестве языка межнационального общения наблюдается и в других бывших союзных и автономных республиках. В их средствах массовой информации русский язык начинаю называть «имперским языком», «языком тоталитаризма», «языком оккупантов».5
Однако жизнь вносит свои коррективы. В постперестроичный период становится очевидным, что русский язык необходим для народов, как России, так и для Союза независимых государств.
Трезвое отношение к русскому язык, понимание его значения для народов суверенных государств, для развития их культуры, экономики, торгово-промышленных отношений определяет языковую политику в Казахстане, Азербайджане, Армении.
Русский язык продолжает играть важную историческую роль в языковом развитии, вызывает большой интерес в современном мире. По свидетельству публикаций в российской прессе, число граждан США, Франции, Испании, Швеции, Финляндии, Австрии, Кореи, начавших изучать русский язык и литературу, в последнее время увеличилось в несколько раз. Наряду с английским языком, французским, испанским, китайским, русский язык входит в число официальных международных языков ООН и многих политических, экономических и научных организаций.
Функции языка
Вопрос о функциях языка тесно связан с проблемой происхождения языка. Какие причины, какие условия жизни людей способствовали его зарождению, его формированию? Каково назначение языка в жизни социума? На эти вопросы искали отвесы не только лингвисты, но и философы, логики, психологи.
Появление языка тесно связано с формированием человека как мыслящего существа. Язык возник естественным путем и представляет собой систему, которая необходимо одновременно индивиду и социуму. В результате этот язык по своей природе полифункционален.6
Прежде всего, он служит средством общения, позволяет говорящему (индивиду) выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и в свою очередь соответственно реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать). Таким образом, язык помогает людям делиться опытом, передавать свои знания, организовывать любую работу, строить и обсуждать планы совместной деятельности.
Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результат. Язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Это познавательная функция.
Развитие языка и мышления – взаимообусловленный процесс. Развитие мышления способствует обогащению языка, новые понятия требуют новых наименований; совершенствование языка влечет за собой совершенствование мышления.
Информация о работе Литературный язык - основа культуры речи