Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 08:55, биография
Марк Шагал-график, живописец, сценограф; один из крупнейших художников 20 века. Родился 6 июля 1887 года в религиозной хасидской семье, был старшим из девяти детей. Настоящая фамилия семьи — Сегал; по воспоминаниям Шагала, ее изменил на «Шагал» отец художника. В детстве Шагал учился в хедере. В 1906 г. он поступил в Школу рисования и живописи И. Пэна в Витебске, одновременно работал ретушером в фотоателье. В 1907 г. уехал в Петербург, получил временное разрешение на пребывание там и поступил в возглавляемую Н. Рерихом Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. Работал гувернером в семье адвоката ради заработка и учеником в мастерской вывесок — для получения удостоверения ремесленника, которое давало право на проживание в столице. В 1908 г. Шагал перешел в художественную школу Е. Н. Званцевой, где учился у Л. Бакста и М. Добужинского.
Марк Шагал-график, живописец, сценограф; один из крупнейших художников 20 века. Родился 6 июля 1887 года в религиозной хасидской семье, был старшим из девяти детей. Настоящая фамилия семьи — Сегал; по воспоминаниям Шагала, ее изменил на «Шагал» отец художника. В детстве Шагал учился в хедере. В 1906 г. он поступил в Школу рисования и живописи И. Пэна в Витебске, одновременно работал ретушером в фотоателье. В 1907 г. уехал в Петербург, получил временное разрешение на пребывание там и поступил в возглавляемую Н. Рерихом Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. Работал гувернером в семье адвоката ради заработка и учеником в мастерской вывесок — для получения удостоверения ремесленника, которое давало право на проживание в столице. В 1908 г. Шагал перешел в художественную школу Е. Н. Званцевой, где учился у Л. Бакста и М. Добужинского.
В 1910 г. Шагал впервые
участвовал в выставке студенческих
работ в редакции журнала «Аполлон».
В том же году, благодаря члену Государственно
В 1915 г. Шагал женился на Белле Розенфельд, дочери известного витебского ювелира, которая сыграла огромную роль в его жизни и творчестве; сам Шагал считал ее своей музой. Вскоре после свадьбы Шагал был призван в армию и направлен в Петроград, где занимался канцелярской работой, избежав отправки на фронт. Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва; «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург; «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва, и другие).
В 1917 г. Шагал снова
уехал в Витебск. Как и многие
другие художники, он с воодушевлением
принял Октябрьскую революцию и
активно включился в
В 1921 г. Шагал преподавал живопись в еврейском сиротском доме-колонии беспризорников имени III Интернационала в Малаховке, недалеко от Москвы. Он продолжал участвовать в выставках (1-я Государственная свободная выставка произведений искусств, 1918, Петроград; 1-я Государственная выставка картин местных и московских художников, 1919, Витебск). В 1921–22 гг. принимал активное участие в еврейской художественной жизни — был членом Художественной секции Культур-лиге в Москве (совместная выставка с Н. Альтерманом и Д. Штеренбергом, организованная секцией, состоялась весной 1922 г. в Москве). Состоялись также две персональные выставки Шагала (1919 г., Петроград и 1921 г., Москва).
В 1922 году Шагал окончательно решил покинуть Россию и уехал сначала в Каунас для устройства своей выставки, а затем в Берлин, где выполнил по заказу издателя П. Кассирера серию офортов и гравюр для автобиографической книги «Моя жизнь» (альбом гравюр без текста вышел в Берлине в 1923 г.; первое издание текста «Моя жизнь» появилось на идиш в журнале «Цукунфт», март–июнь 1925; текст книги «Моя жизнь», иллюстрированный ранними рисунками, издан в Париже в 1931 г.; на русском языке в переводе с французского, М., 1994).
В конце 1923 г. Шагал
поселился в Париже, где познакомился
со многими авангардистскими поэтами
и художниками — П. Элюаром, А.
Мальро, М. Эрнстом, а также с А.
Волларом, меценатом и издателем, который
заказал ему иллюстрации, в том числе к Библии. Начиная работать над библейскими
рисунками, Шагал в 1931 г. отправился на
Ближний Восток. По приглашению М. Дизенгофа Шагал
посетил Эрец-Исраэль; во время поездки он много
работал, написал значительное количество
эскизов «библейских» пейзажей. Тогда
же побывал в Египте. Шагал постоянно поддерживал
тесные связи с еврейскими литераторами
и деятелями национальной культуры. В
1924 г. участвовал в альманахе «Халястре»,
издававшемся П.
Маркишем и другими
(см. также У.
Ц. Гринберг). В 1920–30-х
гг. Шагал путешествовал в связи с персональными
выставками (1922, Берлин; 1924, Брюссель и
Париж; 1926, Нью-Йорк; 1930-е гг., Париж, Берлин,
Кельн, Амстердам, Прага и другие), а также изучал
классическое искусство. В 1933 г. в Базеле
была открыта его ретроспективная выставка.
В том же году в Мангейме по приказу Геббельса
было устроено публичное сожжение работ
Шагала, а в 1937–39 гг. его работы экспонировались
на выставках «Дегенеративное искусство»
в Мюнхене, Берлине, Гамбурге и других городах Германии.
В 1937 г. Шагал принял французское гражданство.
В начале Второй мировой войны в связи
с оккупацией Франции Шагал с семьей уехал
из Парижа на юг страны; в 1941 г. по приглашению
Музея современного искусства переехал
в Нью-Йорк. В Нью-Йорке, Чикаго, Лос-
В 1951 г. Шагал посетил Израиль в связи с открытием его ретроспективной выставки в музее при школе Бецалель в Иерусалиме, побывал также в Тель-Авиве и Хайфе. Следующие поездки в Израиль состоялись в 1957, 1962, 1969, 1977 годах. Визит в 1969 году был связан с открытием нового здания Кнесета, для которого Шагал спроектировал декоративные полы, ковры и настенные мозаики. (В 1977 г. Шагалу было присвоено звание почетного гражданина Иерусалима.)
С 1950-х гг. Шагал работал преимущественно как монументалист и график (см. о графике Шагала ниже); с 1950 г. начал работать в керамике, в 1951 г. сделал первые скульптурные работы, с 1957 г. занимался витражами, с 1964 г. — мозаикой и шпалерами. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке, и другие.
В 1967 г. в Лувре
состоялась выставка произведений Шагала,
объединенных в цикл «Библейские
образы». В 1973 г. в Ницце был открыт
заложенный в 1969 г. Национальный музей
«Библейские образы Марка Шагала».
В том же 1973 г. Шагал впервые
после эмиграции посетил Россию
(Ленинград и Москву), где к
приезду художника была открыта
выставка его литографий, а также
были извлечены из запасников и отреставрированы
настенные панно, выполненные в 1920
г. для фойе Еврейского камерного
театра и считавшиеся утраченными.
Шагал подтвердил подлинность панно,
подписав их. С 1950-х гг. в крупнейших
галереях и выставочных залах
мира проходили выставки произведений
Шагала, ретроспективные или
Живописная система
Шагала формировалась под влиянием
различных факторов, парадоксально
и в то же время органично
В первые годы творчества местом действия его произведений является Витебск — улочка, площадь, дом («Мертвый», 1908, Центр Помпиду, Париж). В этот период в пейзажах Витебска, сценах из жизни общины присутствуют черты гротеска. Они напоминают театральные мизансцены, подчиненные точно выверенному ритму. Цветовая гамма ранних работ в основном построена на зеленых и коричневых тонах с присутствием фиолетового; формат картин приближается к квадрату («Шаббат», 1910, Музей Людвига, Кельн).
Первый период пребывания в Париже (1910–14, см. выше) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями, из которых кубизм и футуризм, бесспорно, оказали на него прямое влияние; в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Чисто кубистических, как и чисто футуристических произведений у Шагала немного, хотя они и встречаются на протяжении 1910-х гг. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Стиль Шагала этого времени можно определить скорее как кубофутуристический, который был одним из важных направлений искусства еврейского авангарда в России. Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала; они часто сочетаются с черным, иногда составляющим фон («Париж сквозь мое окно», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Пьющий солдат», 1911, там же; «Любовная пара», 1913, Центр Помпиду, Париж). Основные темы этого периода — художник и искусство, с одной стороны, и фантастически-реальный еврейский мир, с другой («Посвящение Аполлинеру», 1911–12, Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен; «Горящий дом», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).