Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:15, контрольная работа
Спор о культуре не завершен. Можно ли счесть его бесполезным? Нет. Получены важные “промежуточные результаты”. Прежде всего, такой промежуточный результат - так сказать, минимизация числа подходов к определению категории культуры. Эмпирическая классификация становится возможной именно с этой поры. В самом общем виде основаниями классификации служат или могут служить: мера обобщенности, дисциплинарная отнесенность, степень психологичности, социологичности и/или антропологичности и т.д. Но пользу таких процедур и у нас, и на Западе справедливо подвергают сомнению, что имеет следствием среди прочего также и своего рода “инфляцию” понятия культуры.
Введение 3
Развитие идеи культуры и марксистская концепция 4
Марксистская концепция культуры: краткий обзор 7
Заключение 12
Список используемой литературы 14
Саратовский Государственный Технический университет
Марксистская концепция культуры. Математические знания египтян, вавилонян, шумеров, китайцев, индийцев.
Содержание
Введение
Развитие идеи культуры и марксистская концепция 4
Марксистская концепция культуры: краткий обзор 7
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Спор о культуре не завершен. Можно ли счесть его бесполезным? Нет. Получены важные “промежуточные результаты”. Прежде всего, такой промежуточный результат - так сказать, минимизация числа подходов к определению категории культуры. Эмпирическая классификация становится возможной именно с этой поры. В самом общем виде основаниями классификации служат или могут служить: мера обобщенности, дисциплинарная отнесенность, степень психологичности, социологичности и/или антропологичности и т.д. Но пользу таких процедур и у нас, и на Западе справедливо подвергают сомнению, что имеет следствием среди прочего также и своего рода “инфляцию” понятия культуры.
Несмотря на то, что понятие “культура” - основополагающее для теории культуры, определить его не просто. Дело в том, что от этого определения слишком многое зависит не только в культурологии, но и далеко за пределами этой области. У понятия "культура" долгая история. А уж история слова “культура” изучена до обсосанности, а между тем в ней все еще остаются непонятые моменты - в силу все той же методологической закономерности, согласно которой лишь теоретический взгляд придает осмысленный вид истории Хорошо известно, что слово “культура” восходит к латинскому cultio - возделывание, обработка, как и слово “культ”, происходящее из того же источника. Этимологически в латыни более древним источником слова “культура” считается глагол colere в первоначальном значении “возделывать”, “обрабатывать” и лишь в позднейшем - “почитать”, “поклоняться”.
Развитие идеи культуры и марксистская
концепция
Уже в античности (точнее,
в Древнем Риме) слово приобрело
широкое хождение, сохранив, разумеется,
как и все понятия на первом
этапе становления науки, свой метафорический
оттенок. Цицерон говорил о
Понятие “культура” в самом прямом (и наиболее близком первоначальному материальному) смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных или телесных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем и ординарном смысле - это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла и критичности суждений; культурой нередко называют и просто воспитанность. В этом смысле часто говорят также об общей культуре. Реже используют слово “культура” в качестве синонима слова цивилизация. У слова “культура” в этом употреблении всегда позитивный смысл, но термин - это глубоко симптоматичный факт языка! - всегда предполагает дополнение (resp., определение): культура труда, отдыха, духовная, политическая культура и т.д. Таким образом, слово используется все шире, начиная с конца XVII века, сделавшись к XVIII веку более или менее обычным в массовом словоупотреблении; в литературе им стал широко пользоваться современник и друг Мирабо, Мармонтеля, Вольтера, ученик и оппонент Ларошфуко - маркиз де Вовенарг (и опять характерная деталь - Л. Вовенарг-моралист возлагает все свои надежды на постепенное эволюционное изменение нравов, на культивирование, “окультуривание”. У противопоставления культуры революции, как видно, долгая история). Но даже значительно позднее, в конце XVIII века Форсиа д'Юрбан считал необходимым пояснение: “Это слово культура, по-видимому, означает в этой и следующей моей мысли состояние духа, облагороженного просвещением”. Наряду со словом “культура” (die Kultur) в немецкоязычной традиции широко используются слова die Bildung (воспитание, образование с процессуальным смыслом), die Aufklarung (просвещение, иногда в значении die Kulturkampf - “борьба за культуру”, сиречь тоже “окультуривание”) Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М, 2007, с. 121..
Именно
на почве немецкого Просвещения
категории “культура” суждено было
сыграть важную теоретическую роль.
Вопреки распространенному
Это, между прочим, ближайший источник Марксова образа в афоризме “религия - опиум народа”. Неплохо бы об этом не забывать: почти все так называемые “высказывания классиков”, вошедшие в лингвократическую (не лого-, а именно лингво-: очень важно здесь ценой греко-латинской вульгарной гибридизации поточнее передать смысл) идеологически - властную афористику, подлежат, так сказать, обратному включению в исторический контект. Главное средство догматизации текстов - изъятие их из исторического контекста, отнесение их к tempora aeterna - “этернализация” слова. Перед культурологически ориентированной герменевтикой стоит новая по своей качественной определенности задача - не простая десакрализация текстов, а новое транскультурное их понимание - переосмысление через пирамиду культурных смыслов.
Еще одно уместное замечание: воспринимая ближайший смысл Гердерова образа - опиум - лекарство, Маркс всецело стоит на почве просветительства, которое, по сути, им же преодолено всюду - но не здесь - в области, которая стоит еще всецело перед задачами, так и не выполненными просветителями. И потому теоретическое (Кантово - гегелевское) и практическое (собственно марксистское) снятие просветительства здесь для Маркса (и для нас) еще не произошло.
2. Марксистская концепция культуры: краткий обзор
МАРКСИСТСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
- направление культурологической мысли
(первоначально
Сами
основоположники марксизма (к каковым
в России относятся также Плеханов
и Ленин) не считали себя культурологами
не только потому, что культурологии
как отделения научной
Марксизм
как социально-философское и
Позднее
Ленин (через призму косвенного влияния
культурологических идей Белинского,
Чернышевского, Плеханова) справедливо
усмотрел в генезисе марксизма как
интернационального, содержательно-универсального
и всеобщего социального учения
влияние французского утопического
социализма и атеизма франц. просветителей-материалистов,
а также научные традиции англ.
политэкономии (“Три источника и
три составные части марксизма”
Таким
образом, марксизм представал в российской
и мировой общественной мысли
как закономерный, хотя и парадоксальный
итог культурно-исторического