Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:29, реферат
Своеобразное местное сырье и сложившийся за годы работы ассортимент заметно отличают изделия промыслов каждого региона. Различны и традиции искусства отдельных промыслов. Почти все центры камнеобработки относительно молоды исторически. Некоторые из них сложились творчески и организационно только в советское время. Но сравнительно с искусством обработки камня твердых пород в этих промыслах больше видна индивидуальность, самобытность традиций и ее связь с местной народной культурой.
Уральский камнерез
Хохломские изделия
Палех, Мстера и Холуй
Архангельское ткачество
Вышивка
Домовая (корабельная) резьба
Приёмы художественной обработки металлов
Красносельский ювелирный промысел
Русские художественные лаки
Чукотский костерезный промысел
Гжельская керамика
Художественная обработка камня
Литература
Якутский Индустриальный Педагогический Колледж
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«Материалы в декоративно-прикладном искусстве»
Выполнил:
студентка гр. Николаева Е.Е.
Проверил:
Якутск 2011г.
Содержание
Уральский камнерез
Хохломские изделия
Палех, Мстера и Холуй
Архангельское ткачество
Вышивка
Домовая (корабельная) резьба
Приёмы художественной обработки металлов
Красносельский ювелирный промысел
Русские художественные лаки
Чукотский костерезный промысел
Гжельская керамика
Художественная обработка камня
Литература
Уральский камнерез
Своеобразное местное
сырье и сложившийся за годы работы
ассортимент заметно отличают изделия
промыслов каждого региона. Различны
и традиции искусства отдельных
промыслов. Почти все центры камнеобработки
относительно молоды исторически. Некоторые из них
сложились творчески и организационно
только в советское время. Но сравнительно
с искусством обработки камня твердых
пород в этих промыслах больше видна индивидуальность,
самобытность традиций и ее связь с местной
народной культурой.
Комбинат "Уральский камнерез" - предприятие
Пермской области, организовано в 1960-е
годы на основе возрождения традиций уральских
мастеров, исторически связанных с добычей
и обработкой камня. Современное производство
сложилось после целого ряда преобразований,
которые происходили с кустарными артелями
на протяжении предыдущих десятилетий.
Пройдя через этапы поисков своего ассортимента,
мастера комбината нашли свой путь в анималистической
скульптуре. Утилитарно-декоративные
изделия, бывшие в прошлом основой производства,
и сейчас не уходят из поля зрения мастеров,
но малая пластика стала их подлинным
призванием.
Создавая скульптуру, мастера, как истинные
творцы, очень внимательно подходят к
выбору материала, соответствующего их
замыслу. Коричневый кальцит для изображения
енота, золотисто-медовый селенит - для
белочки или белый ангидрит - для полярного
медведя представляют лишь первые шаги
к созданию скульптурного образца, помогают
зрителю быстро узнать изображенное существо.
Но дальше художник показывает зрителю
самое типичное в повадке, характере животного
средствами скульптурной формы, в которой,
как правило, нет ни одной лишней детали.
Скульптуры художников этого промысла
довольно свободны в движении, имеют разные
масштабы: несколько укрупнены уникальные
работы и очень камерны исполняемые в
сериях птицы и зверушки. Отдельные работы
с изображением человека также выразительны
и своеобразны, как и традиционно сложившаяся
анималистическая пластика.
Работы Кунгурского завода художественных
изделий, также расположенного в Пермской
области, родственны работам комбината
"Уральский камнерез". Их скульптуры
все же тяготеют к небольшому размеру
и некоторой детализации, дающей более
подробную характеристику изображенным
животным, птицам. Статичность фигур компенсируется
разработкой деталей и выявлением декоративных
качеств камня, например комбинированием
полированной и матовой его поверхностей.
Мастера и художники предприятия постоянно
ведут работу по обновлению ассортимента
утилитарно-декоративных изделий, сообразуясь
с новыми требованиями современного быта.
Вазы, подсвечники, светильники-ночники,
декоративные лоточки несложной формы
дополняются рельефной резьбой, а иногда
и деталями из металла, создающими эффективный
контраст со светлым камнем.
Фабрика "Борнуковская пещера" Нижегородской
(Горьковской) области - промысел, организацию
которого подсказали запасы местного
камня. Здешний ангидрит, белый с золотистым
оттенком и разной резкости прожилками,
хорошо связывается с образами декоративных
скульптур. Красив он и в туалетных коробочках,
вазах небольшого размера, выполненных
на токарной основе. Утилитарно-декоративные
предметы изготовляют без резьбы. Их объемы
и поверхность достаточно привлекательны
естественной структурой природного рисунка.
Анималистическая скульптура резчиков
по камню отмечена пристрастием к образам,
характерным для народной пластики в дереве,
керамике. Любимы изображения коня, медведя,
льва. Скульптурная форма в них мягкая,
обобщенная. Фигурки медвежат бывают веселы
и наивны и напоминают образ вездесущего
медведя из богородской деревянной игрушки-скульптуры.
Промысел, возникший в 1930 г. на базе добычи
и переработки алебастра, как художественное
производство начал складываться под
влиянием уральских центров камнеобработки.
Первые образцы и первые мастера, с которых
начинался новый промысел, были с Урала.
Современное положение промысла осложнено
тем, что выходы мягкого камня в местных
пещерах почти исчерпаны. Многие годы
работы выполняют из привозного сырья
- гипсового камня Краснодарского края.
Отрадненская фабрика камнерезных изделий
и Хаджохский завод "Русские самоцветы"
- два новых промысла по художественной
обработке камня мягких пород. Его запасы
в Краснодарском крае позволили открыть
производство художественных изделий.
Древняя культура Северного Кавказа оставила
замечательное наследие в виде предметов,
выполненных из металла, дерева. Строгие
рисунки обобщенных растительных мотивов,
изображения полуфантастических животных
вдохновляют современных мастеров на
создание вещей, приближающихся к лаконизму
и выразительности художественных предметов
прошлых эпох. Свои условия диктует и материал.
Два вида мягкого камня - гипс в оттенках
от бело-розового до темно-бурого и кальцит
от светло-желтого до коричневого с неповторимыми
прожилками в каждом куске - настраивают
на сохранение природной красоты материала,
и потому здесь не увлекаются скульптурой.
В большинстве своем это утилитарные изделия
довольно строгих форм и пропорций с лаконичным
резным орнаментом: декоративные вазы,
блюда, лотки, чаши, светильники, выточенные
из местного камня.
Тувинский камнерезный промысел развивает
глубокие и прочные традиции создания
скульптуры малых форм из агальматолита.
Эта разновидность камня мягких пород
имеет очень спокойный пастельный оттенок,
в котором как бы мягко смешаны светло-серый
и розово-коричневый цвета. В зависимости
от способа отделки скульптура то активно
проявляет цвет камня, то кажется совершенно
бесцветной.
Работы тувинских мастеров сохраняют
привязанность скульптурных изображений
к древним ритуалам и обрядам. Частыми
мотивами их скульптур являются драконы,
духи, похожие на львов и других хищников.
Их изображения канонизированы, но имеют
много вариантов. Исполнение их в камне
отмечено необыкновенной тщательностью
и четкостью. В скульптуре всегда выразительны
соотношения резных деталей с гладкой
поверхностью, что создает декоративную
остроту даже в работах небольшого размера.
Драконы строго подчинены силуэтному
решению композиции и зачастую обильно
покрыты орнаментальной резьбой.
Реальный мир животных, которых хорошо
знают мастера, составляет большую часть
тувинской малой пластики. Быки и верблюды,
кони и степные бараны, всадники-скотоводы
и дети изображаются в свободных, естественных
движениях, которые демонстрируют наблюдательность
мастеров, их умение отразить через скульптурный
образ важную частицу жизни. Статичные
изображения человека и животных служат
основой для создания шахматных фигур.
В развитии традиций своего национального
искусства скульптуры мастера Тувы смело
расширяют тематику пластики малых форм
и обновляют выразительные средства художественной
обработки камня.
Хохломские изделия
Благодаря иконописцам
из старообрядческой среды, владевшим
древним приемом "вызолачивания" изделий,
здесь распространился своеобразный способ
превращения простых деревянных мисок
в "золотые" без использования драгоценного
металла. Традиционная техника, усовершенствованная
в нате время, основана на простом принципе.
После завершающего этапа отделки изделия
- "закалки" - под влиянием высокой
температуры покрывающая его лаковая
пленка приобретает медовый цвет. Сочетание
ее с просвечивающимся металлизированным
слоем дает золотистый эффект.
Хохломские изделия привлекают не только
красотой орнамента. Их ценят за прочное
лаковое покрытие, благодаря которому
ими пользуются в повседневной жизни.
В хохломском блюде можно подать окрошку
к столу, в чашку налить горячий чай - и
ничего не сделается с деревянным изделием:
не потрескается лак, не поблекнут краски.
Не случайно во все времена существования
поволжского промысла мастера, владеющие
"хитростями" изготовления этой "волшебной
посуды", попадая по воле судьбы в другие
места, основывали там новые центры ее
производства.
И в наше время технология отделки хохломских
изделий продолжает привлекать многих
мастеров декоративно-прикладного искусства.
Продолжатели дела безвестных русских
мастеров поволжского промысла - наши
современники совершенствуют технологию
отделки и подготовки хохломских изделий,
отбирают наиболее пригодные для термической
обработки материалы. Они создали неповторимое
искусство кистевой росписи на объемной
токарной форме, разработали своеобразные,
лаконичные и вместе с тем очень эффектные
приемы письма.
Ассортимент хохломских изделий сформировался
давно. В его основе лежат резные ложкарные
изделия и токарная посуда: чашки, миски,
поставцы, бочата, солоницы, ложки. В последние
десятилетия были созданы новые формы
бытовых вещей: комплекты посудных изделий
для компота, ухи, салата, ягод, блинов
и меда, наборы для кухни -поставки с полками,
а также крупные декоративные изделия
для украшения жилища - декоративные блюда,
панно. В отделке хохломских изделий народные
мастера используют несколько вариантов.
Все они отличаются температурными режимами,
продолжительностью сушки и закалки, тонкостями
выполнения приемов. На примере одной
из разновидностей отделки видны операции,
через которые проходит каждая вещь.
Изготавливают хохломские изделия из
древесины местных лиственных пород -
липы, осины, березы. Из просушенного дерева
- тонкомерных "стульчиков", распиленных
на толстые плахи "кряжей", вытесывают
болванки и "чураки". В токарном цехе
массивная заготовка превращается в задуманное
изделие, "чурак" как бы тает под резцом
мастера, все лишнее отлетает с легкой
белой лентой стружки. Выточенное изделие
еще раз сушат и только потом оно попадает
к отделочникам, подготавливающим его
к росписи. Иногда одно изделие до трех
десятков раз проходит через руки мастера-отделочника.
Полуфабрикат сушат при температуре 22
- 28 градусов в течение 3-20 дней, в зависимости
от размера изделия. Когда влажность древесины
достигнет 6-8 процентов, сушка закончится.
Если влажность окажется больше, изделие
может получиться недоброкачественным:
с пузырьками - разрывами лаковой поверхности.
Просушенные изделия шпаклюют. Делают
это либо по старинке вапом, либо специальными
шпатлевками. Вап - мелкозернистая отмученная
глина, разводимая до густоты очень мутной
воды. В раствор добавляют 25-50 процентов
мела. Проще применять шпатлевку из жидкого
мучного клейстера. В приготовленный раствор
макают кусок шерстяной ткани и обмазывают
им изделие. После просушки операцию повторяют
еще раз. Окончательная сушка длится шесть
- восемь часов.
Грунтуют изделие льняным маслом, которое
наносят полотняной тканью. После этого
ему дают вылежаться 40-50 минут и только
потом обтирают лоскутом, снимая излишки
масла. После грунтовки изделие на четыре-шесть
часов помещают в сушильный шкаф, где температуру
поддерживают на уровне 40-50 градусов. Для
сушки изделий по хохломской технологии
необходим шкаф, в котором можно регулировать
температуру в пределах 30-120 градусов.
Высушенные заготовки охлаждают до комнатной
температуры и слегка шлифуют.
Следующий ответственный процесс - покрытие
изделия олифой. Для этого берут натуральную,
сваренную из льняного или конопляного
масла олифу. Ее равномерно размазывают
на руках и слегка потирают ими изделие
так, как будто моют его. После сушки в
течение двух-трех часов при температуре
22- 25 градусов, когда олифа уже не пристает
к рукам, но пленка еще не полностью высохла,
изделие олифят второй раз, нанося слой
потолще. Если древесина впитывает много
олифы, как, например, осина, то весь процесс
повторяют еще раз, если мало, достаточно
проолифить изделие два раза. Как только
поверхность изделия приобретет ровный
блеск, его можно лудить, то есть покрывать
алюминиевым порошком.
Для нанесения полуды применяют с модельные
приспособления - куколки, представляющие
собой тампон, к рабочей части которого
пришит кусок натурального меха (лучше
овчины) с коротко подстриженным ворсом.
После полудки изделие приобретает ровный
металлический блеск. В таком виде оно
и поступает на роспись. К краскам, используемым
для росписи хохломских изделий, предъявляют
повышенные требования, так как многие
из них в процессе сушки и закалки могут
выгорать от высокой температуры. Мастера
берут термостойкие минеральные краски
- охру, сурик, а также киноварь и кармин,
сажу, хромовую зелень. Разбавляют их очищенным
скипидаром.
В красильных цехах работают преимущественно
женщины. Художницы сидят за невысокими
столами, на низеньких табуретах. При такой
посадке колено является опорой расписываемому
предмету. Для хохломских мастериц характерна
работа на весу: небольшую токарную вещь,
опирая о колено, придерживают левой рукой,
а правой наносят орнамент на ее округлую
поверхность.
Такой способ держания расписываемого
предмета позволяет легко поворачивать
его в какую угодно сторону с любым наклоном.
На столе удобно располагают кисти, краски,
палитру и находящиеся в работе вещи. Для
нанесения простого орнамента применяют
штампики, которые вырезают из шляпного
войлока, гриба-дождевика и других материалов,
хорошо удерживающих краску и позволяющих
отпечатать рисунок на изделии. При выполнении
мотивов "ягодка", "цветок" часто
используют круглые тычки из свернутой
капроновой ткани.
Хохломские мастера владеют особым приемом
держания кисти, при котором в процессе
письма участвуют не только пальцы, но
и вся рука, благодаря чему можно проводить
одним слитным, неразрывным движением
длинные пластичные мазки и серии штрихов
на сферических или цилиндрических поверхностях.
Кисть, положенная на фаланги указательного
и среднего пальцев, прижимается к ним
подушечкой большого пальца, что позволяет
чуть-чуть вращать ее во время письма.
Выполняя роспись, иногда слегка опираются
на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую,
с волосяным кончиком кисть ставят почти
вертикально к поверхности предмета. Ее
обычно ведут к себе, немного вращая в
ту сторону, куда изгибается мазок.
Хохломской росписи свойственны два типа
письма и тесно связанные с ними класса
орнамента - "верховой" и "фоновый".
"Верховая" роспись наносится пластичными
штрихами на металлизированную поверхность,
образуя свободный ажурный рисунок. Классическим
примером верхового письма является "травка",
или "травная роспись" с красными
и черными кустиками, стебельками, создающими
своеобразный графический рисунок на
золотом фоне.
Другая разновидность верхового письма
- "под листок". В ней широко применяются
более крупные растительные формы - округлые
листики, ягодки, располагаемые симметрично
у стебля. Для "фоновой" росписи характерно
применение фона - черного или цветного,
тогда как сам рисунок остается золотым.
До заполнения фона на расписываемую поверхность
предварительно наносят контуры мотивов.
Формы больших мотивов моделируют штриховкой.
Часто по окрашенному фону пишут мелкий
травный узор - "приписку". Более сложным
типом фонового письма является "кудрина",
названная так за изобилие круглых завитков,
которые создают сказочные формы растений,
цветов и птиц. После росписи изделие поступает
в окончательную отделку, во время которой
его натирают олифой, дважды покрывают
лаком и ставят на несколько часов в печь
для закалки, где температура достигает
150 градусов.
В настоящее время хохломская роспись
получила большое распространение. Широко
известны два ее крупных центра - Семинская
фабрика художественных изделий "Хохломской
художник" и Семеновское ордена "Знак
Почета" производственное объединение
"Хохломская роспись", находящиеся
в Горьковской области.
Семинские мастера, продолжатели традиций
коренной хохломы, тонко чувствуют красоту
луговых трав, лесных ягод. Они расписывают
преимущественно традиционную, старинной
формы посуду. Семеновские мастера, горожане,
чаще применяют в росписи богатые формы
садовых цветов, предпочитая технику росписи
"под фон". Они любят точный контурный
рисунок и широко используют разнообразные
штриховки для моделирования мотивов.
Но наряду с основными центрами хохломской
росписи возникло много новых производств,
выпускающих изделия "под золото".
Изделия отличаются большим разнообразием.
Простые формы деревянной посуды - мисок,
чашек и бочат, поставков и кандеек - восходят
к традиционной русской утвари. Красивые
по пропорциям, крепкие и устойчивые, они
создают в доме атмосферу уюта и праздничности.
Сельские мастера не склонны к поискам
новаторских, эффектных решений, предпочитая
набор привычных предметов, оптимальные
размеры и пропорции которых стали классическими.
Такую отобранную столетней традицией
токарного ремесла и уже обладающую высокими
художественными достоинствами посуду
мастерицы расписывают растительными
узорами.
Живописцы великолепно владеют всеми
видами хохломской росписи, они знают
и любят золотые узоры кудрины, древнее
травное письмо с раскидистыми черными
и алыми стеблями, нанесенными каллиграфически
точными мазками. Однако в своей работе
мастера отдают предпочтение росписи
с чернолаковым фоном и чаще пишут знакомые
и столь близкие сельскому жителю изображения
садовых и луговых цветов, плодов и листьев.
Художницы соединяют в одном произведении
красоту весеннего цветения природы и
ее осенней щедрости, в поэтических образах
воплощая мечту земледельца о богатом
урожае, благодаря чему расписываемые
ими предметы становятся своеобразными
символами пожелания благополучия. Столь
любимый мастерицами черный фон помогает
им достигать большей звучности цветовой
гаммы росписи, и растительный узор четче
выделяется на нем.
В своей работе они широко используют
особый прием моделировки - наносят на
изображаемые растения цветной контур
мягкого оттенка, который сиянием обволакивает
мотивы, придавая им сказочность. Такой
загадочно мерцающий орнамент покрывает
не только вещи подарочного назначения,
уникальные произведения, которые мастера
готовят на крупные смотры народного художественного
ремесла,- вазы, братины, ковши, но и массовую
продукцию колхозного промысла.
Поверхность ковша-утицы с навесными ковшиками,
расписанного ведущим мастером колхозного
промысла Антониной Васильевной Разборовой,
снаружи и изнутри покрыта узором ветвей
лесной яблоньки-дикуши с маленькими румяными
яблочками и золотистыми звездочками
соцветий. Подобные пятилепестковые цветы,
разные по размерам, написаны рядом с земляникой
и яблоком, плодами малины, хмеля и крыжовника,
гроздьями рябины. Но они настолько органично
входят в орнамент, что не возникает сомнений
в правомерности таких сочетаний.
Палех, Мстера и Холуй
Мастера этих промыслов,
сохранив самобытную и традиционную
технику живописи, заимствовали у
федоскинцев процесс
До революции Палех, Мстера и Холуй являлись
последними центрами, где теплились художественные традиции древнерусской
живописи (иконописи).
В советское время, опираясь на художественные
приемы традиционного ремесла, палехские,
мстерские и холуйские художники создали
принципиально новое искусство: иконографические
каноны, сковывавшие их мысль и волю, отошли
в прошлое, и освобожденное сознание бывших
иконописцев получило широкий простор
для проявления творческой фантазии.
Художник-палешанин заслуженный деятель
искусств РСФСР И.И.Голиков в свое время
говорил: "Художник должен своей кистью
показать пролетариату красоту, дать ему
отдых, полное наслаждение в жизни, как
поет певец или играет музыкант". Старый
мастер подтверждал свои слова делом.
Его "Красный пахарь", "битвы",
"охоты", "тройки" (палехские
"тройки") и иллюстрации к "Слову
о полку Игореве" полны чарующей красочности,
безудержной динамики и впечатляющей
образности. С одинаковой виртуозностью
он расписывал и большие ларцы и крохотные
бисерницы, на которых миниатюру можно
рассматривать лишь в лупу.
Слава палешан разнеслась по всему миру.
О Палехе были написаны книги. Судьбою
Палеха интересовались Максим Горький,
Ромэн Роллан, Поль Вайян-Кутюрье.
На сложение традиций нового искусства
Мстеры решающее влияние оказали старые
мастера: Н.П.Клыков, А.Ф.Котягин, А.И.Брягин,
И.Н.Морозов, И.А.Фомичев, Е.В.Юрин и др.
В лиричном, более живописном, чем в Палехе,
искусстве Мстеры создаются произведения,
в которых нашли отражение образы природы,
бытовые сюжеты, сказочные и исторические
темы, здесь пишут и орнаментальные композиции.
Основателями холуйского искусства миниатюры
были три мастера: С.А.Мокин, В.Д.Пузанов-Молев
и К.В.Костерин. Холуй сочетает в своем
искусстве любовь к реальным формам с
повышенной цветовой декоративностью.
Старые мастера воспитали молодое поколение
художников, продолжающих сегодня дело
своих дедов и отцов.
Во всех трех промыслах более или менее
однотипна система письма на изделиях
из лакированного папье-маше.
Палешане, мстерцы и холуйцы пишут миниатюры
желтковой (эмульсионной) темперой. Яичную
эмульсию использовали как связующее
вещество еще в Древнем Египте, Греции,
Риме.
Темпера - краска текучая, живопись ею
строится на многих и очень тонких слоях,
последовательно наносимых друг на друга.
Темперой пишут плавями, т.е. жидкими слоями,
как в акварели, но ею можно работать и
методом штрихов, пунктиров, как в пастели,
и пастозными мазками, как в масляной живописи.
После высыхания темперный красочный
слой обретает исключительную твердость
и плотность, не вжухает в грунт и не сморщивается.
Грунтовка. Темпера требует втягивающего
грунта. В иконописи таким грунтом являлся
левкас - смесь алебастра или мела с костным
клеем. На лаковых изделиях из папье-маше
роль грунта под миниатюрную живопись
стали выполнять темперные белила, накладываемые
в местах предполагаемой росписи в 2-3 слоя.
Палехские и холуйские художники, использующие
в росписи протоки незаписанного черного
лакового фона, нередко заменяют грунт
белильной заливкой силуэта изображения,
переведенного на черную, прочищенную
под живопись поверхность изделия.
Перевод рисунка на вещь в Палехе, Мстере
и Холуе производится иначе, чем в Федоскине.
Обратную сторону рисунка на тонком листе
бумаги слегка протирают порошком коричневой,
желтой или красной краски и, положив рисунок
на коробку, аккуратно обводят его контуры
тупой иглой, воткнутой в деревянную ручку-черенок:
в результате на поверхности предмета
остается четкий след изображения.
Эмульсии и краски. Прежде чем приступить
к живописи, мастера разводят желтковую
эмульсию и ею растворяют, творят краски.
Делается это следующим образом: разбив
яйцо пополам и вылив из него белок, художник
ловко выплескивает на ладонь желток,
стараясь не повредить его пленки. Осторожно
перекатывая из ладони в ладонь желтковый
шарик и обтирая ладони тряпкой, художник
полностью удаляет с него белковую слизь,
чрезвычайно вредную для живописи. Затем
желток разводится водой в специальной
фарфоровой чашечке (воды надо брать не
более половины объема скорлупы) и уже
на этом составе творятся красочные порошки,
В прошлом в краску добавляли кваса для
разжижения и сохранения ее на 5-6 дней.
Теперь для той же цели добавляют несколько
капель уксуса.
От качества красочных порошков во многом
зависит красота и гармония живописи.
В прошлом применяли пламенеющую киноварь,
великолепные по чистоте и прозрачности
ляпис-лазури - голубые краски из лазурита,
медные яри - краски нежнейших фисташковых
и зеленых тонов, натуральные сиены, сиены
жженые, умбры, охры желтые и красные, голландскую
сажу и т.д. В живописи икон часто применялось
полыхающее жаром червонное и сусальное
золото, любовь к которому была воспринята
от Византии.
В настоящее время палехские, мстерские
и холуйские миниатюристы пользуются
красочными порошками фабричного производства.
Эти порошки смешивают с желтковой эмульсией
пальцем в точеных деревянных чашечках.
Набор этих чашечек образует красочную
палитру. Отсюда художник берет тонкой
беличьей кистью специальной вязки - волосок
к волоску - нужное ему количество красок,
переносит их на палитру из стекла или
фарфора и, составив нужный оттенок, производит
роспись на коробке. Миниатюрист никогда
не позволит себе обмакнуть грязную кисть
в твореную краску. До конца работы краски
в чашечках остаются чистыми.
Живопись. Первой стадией письма эмульсионными
красками является раскрыть. Художник
очень сочно, буквально наливом красок
с кисти намечает основные формы изображения.
Краски стекаются друг с другом, образуют
мягкие переходы тонов и неожиданные цветовые
нюансы. Опытный мастер умеет сохранить
полученные в роскрыши живописные эффекты
до конца работы над миниатюрой.
Затем следует прописка, т.е. уточнение
основных цветовых тонов и конкретизация
форм. Легкими темными линиями художник
очерчивает абрисы фигур, складки одежд,
подробности пейзажа и архитектуры. Светлыми
красками выявляются формы предметов,
темными - теневые места изображения.
Далее идут плави, или приплески, т.е. сочные
мазки жидкими лессировочными красками,
объединяющими роспись в некое колористическое
целое. Плави придают живописи игру бесконечных
цветовых переливов.
Завершается живопись бликовкой, или,
по местному выражению, насечкой чистыми
белилами, при этом подчеркиваются детали
изображения, передаются блики на предметах.
Иногда эти блики слегка смягчаются, подкрашиваются
плавями-приплесками.
В палехской миниатюре насечка производится
"твореным золотом": золотые линии,
штрихи и точки передают здесь причудливую,
сказочную игру солнечного света, они
очерчивают и проявляют объемы и детали
изображения, вписанного в черную глубину
лакового фона.
Орнамент. Миниатюрная роспись в Палехе,
Мстере и Холуе, как правило, обрамляется
тончайшим золотым орнаментом. Орнаментальными
узорами декорируются и боковые стороны
коробок. Золотая краска ("твореное
золото") приготовляется следующим
способом: листики сусального золота растираются
на гуммиарабике пальцем на дне фарфоровой
тарелки или чайного блюдечка. После высыхания
воды, на которой разводится гуммиарабик,
на поверхности тарелки оседает золотая
пленка, легко растворимая в воде. Золотом
пишут от руки по прихотливой игре воображения,
используя тонкую, гибкую беличью кисть.
Золотой орнамент затем слегка полируется
косточкой (обычно зубом какого-либо животного),
что усиливает звучание золотой краски.
Когда роспись завершена, поверхность
крышки покрывается шестью слоями светлого
лака 4С, после чего изделие шлифуется
и полируется уже известным нам способом.
Архангельское ткачество
Архангельское ткачество
- с.Пинега Пинежского района и пос.Карпогоры Карпогорского
района Архангельской области.
Домашнее ткачество старинного местного
типа издавна существует по берегам р.Пинеги.
Основной техникой является браное ткачество,
при котором нити основы "пробираются"
при помощи специальной дощечки - бральницы.
Длинные полотенца на концах украшаются
рядами тканых орнаментальных полос, в
основе которых лежат древние геометрические
узоры. Традиционное цветовое сочетание
красного с белым в последнее время дополняется
нитями других цветов. Хлопчатобумажная
нить заменила использовавшуюся прежде
льняную пряжу домашнего изготовления.
Характерными видами северных тканых
изделий являются также пояса браного
ткачества и напольные дорожки. Изделия
ручного узорного ткачества выполняются
на старинных ткацких станах.
Вологодское ткачество - г. Череповец Вологодской
области (фабрика "Красный ткач").
Фабрика возникла на основе местных ткацких
артелей в 1930-е гг. и использует ручной
труд, развивая традиции местного узорного
ткачества. Основу производства составляет
сложная многоремизная техника с применением
ручного перебора, наиболее точно следующая
традициям старинного вологодского ткачества.
В современных изделиях сохранена яркая
многоцветная гамма вологодских узорных
тканей. Занавеси, дорожки, покрывала,
салфетки из хлопчатобумажной и полушерстяной
пряжи отличаются разнообразием и сложностью
узоров, использованием ткацких эффектов
переплетений.
Воронежское ткачество - пос.Еланъ-
Местное ткачество имело традиционно
домашний характер. В 1930-е гг. здесь возникла
артель, а позднее на ее основе - фабрика.
Изделия ручного узорного ткачества выполняются
в многоремизной технике, отличающейся
сложными, нарядными композициями узора,
образованного крупной цветной клеткой
или геометризованным цветком.
Характерный воронежский колорит изделий
построен на контрастных цветовых сочетаниях
на глубоком черном фоне. Покрывала, пледы
и накидки выполняются из пушистой, блестящей
шерсти, создающей в изделиях глубокую
рельефную фактуру.
Нижегородское ткачество
- г.Шахунья Нижегородской области (Шахунская
художественная фабрика).
На фабрике в 1970-е гг. было начато восстановление
традиционного ручного ткачества Нижегородской
области на основе старинных его образцов.
Были возрождены многие виды традиционных
ткацких переплетений, приемы ажурного
и выборного ткачества, узоры браного
ткачества в ремизной технике. Основу
производства составляет ремизное ткачество.
Создаются рельефные мелкоузорные изделия,
отличающиеся графичностью орнамента
и мягкой цветовой гаммой.
Вышивка
Владимирская
вышивка - пос.Мстера Вязниковского района Владимирской
области.
Промысел возник в середине XIX в., когда
сложился местный тип вышивки белой гладью
с мелкими изящными узорами растительного
орнамента на тонких хлопчатобумажных
тканях (маркизет, батист). Позже, в середине
XX в., в промысле стала использоваться
также цветная гладь - так называемые "владимирские
швы", выполняемые крупными стежками,
в которых преобладает яркий красный цвет.
В настоящее время изысканная белая гладь
используется в изготовлении художественных
изделий и нарядной одежды, а "владимирские
швы" - в оформлении одежды и столового
белья.
- г.Александров Владимирской области.
Искусство вышивки "владимирскими швами"
стало основой деятельности александровских
строчевышивальных артелей в 1920-1930-х гг.
На их основе в Г.Александрове возникла
строчевышиваль-ная фабрика, выпускавшая
изделия для интерьера, а в настоящее время
- женскую одежду. Ручная вышивка используется
здесь в небольшом объеме. Основная техника
- цветная односторонняя гладь, средствами
которой выполняются яркие, крупные формы
растительного орнамента с мотивами ягод,
цветов, листьев.
Ивановская вышивка - гг.Иваново,
Шуя, Пучеж, поселки Палех, Холуй, Пух Лухского
района, пос. Пестяки и с.Верхний Ландех
Пестяковского района, с.Василъевское
Шуйского района Ивановской области.
Промыслы вышивки возникли во второй половине
XIX в. Основу ивановской вышивки составляет
белая строчка с геометрическим орнаментом,
отличающаяся большим разнообразием ажурных
швов и узорных разделок, богатством фактуры,
лаконичным орнаментом и безупречностью
технического исполнения. В некоторых
центрах наряду со строчкой используются
белая гладь и тамбур. Вышивкой оформляется
столовое и постельное белье, женская
одежда, декоративные изделия.
Калужская вышивка - гг.Калуга,
Таруса Калужской области.
Современная калужская строчевая вышивка
- цветная и белая перевить - основывается
на местных традициях крестьянской вышивки
XIX в., восстановленных в 1920-е гг. Геометрический
орнамент со своеобразной зернистой фактурой
украшает столовое белье, одежду, декоративные
изделия.
Крестецкая строчка - пос.Крестцы
Крестецкого района Новгородской области.
Промысел возник в конце XIX - начале XX вв.
Здесь развивался один из наиболее сложных
видов русской белой строчки, получивший
местное наименование. Для крестецкой
строчки характерен выполняемый по сетке
тончайший ажурный геометрический орнамент,
отличающийся многообразием узорных разделок.
Вышивка применяется в декорировании
столового и постельного белья, женской
одежды, в декоративных изделиях для интерьера.
Нижегородская вышивка
- гг.Городец, Чкаловск Нижегородской области.
Вышивальные промыслы существуют с XIX
в. Здесь развивается уникальный тип строченой
вышивки - "нижегородские гипюры",
представляющие собой тонкий ажурный
орнамент с главным мотивом цветочной
розетки, выполняемый длинными стежками
по крупной сетке. "Гипюры" украшают
столовое и постельное белье, женскую
одежду.
В г.Городце развивается и другой традиционный
вид нижегородской вышивки - золотое и
серебряное шитье, которым украшаются
цветные шелковые шали.
Информация о работе Материалы в декоративно-прикладном искусстве