Мифы древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 05:01, реферат

Краткое описание

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.

Вложенные файлы: 1 файл

мифы древней греции.docx

— 32.40 Кб (Скачать файл)

Введение

Сущность греческой мифологии  становится понятной только при учете  особенностей первобытнообщинного  строя греков, воспринимавших мир  как жизнь одной огромной родовой  общины и в мифе обобщавших все  многообразие человеческих отношений  и природных явлений. Греческую  мифологию следует рассматривать  не как привычную и неподвижную  картину (хотя и прекрасную), но в  постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного  мира. Образы Аполлона, красивого юноши  с лирой в руках, Афродиты, исполненной  женственности и привлекательности, Афины Паллады - воительницы, относятся  к определенному периоду развития греческой мифологии. Такими периодами  являются: древнейший хтонический, или дофессалийский, доолимпийский; фессалийский, олимпийский, классический или героический.

В героический период происходит централизация мифологических образов  вокруг мифологии, связанной с горой  Олимп, и начинается переход к  художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы  героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное  творчество и приобретает служебный  характер, став одной из форм художественного  выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных  и философских идей рабовладельческой  полисной идеологии, превращается в  философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ  МИФОЛОГИИ

 

Мифология - это предания или сказания различных народов  мира, изображающие природу и весь окружающий древних людей предметов, как живых существ, владеющих  магическими свойствами и огромной силой. Так же включает в себя рассказы о героях, занимающих место между  людьми и богами, которые совершали  деяния недоступные обычным людям.

2. ПЕРИОДЫ ГРЕЧЕСКОЙ  МИФОЛОГИИ

 

При рассмотрении Греческой  Мифологии развитие в пределах каждого  отдельного мифа, прослеживаются разновременные рудименты, которые существуют с  ферментами нового возникающие в  сюжете мифа. К примеру, в мифе о  рождении Афины Паллады в полном вооружении из головы Зевса, проглотившего  свою забеременевшею супругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлений и каннибализма предшествовавшие развитому патриорхату, примат мужского индивидуализма над женским и символику мудрости верховного божества - свидетельства патриарха.

Греческая Мифология в  её развитом виде, классическом, представляет собой мифологию героическую, а  не стихийно - фетешистскую. Греческая Мифология связана с периодом патриархата, однако в ней прослеживаются главнейшие типы хтонических рудиментов. Это прежде всего генетические рудименты, указывающие на происхождение: Ахилл - сын морской богини. Субстанциальные рудименты основаны на отождествление разного рода предметов или существ: солнце - бык, Инах - река и царь Агроса. Огромное количество рудиментов имеет метаморфорный характер: Зевс вступает в брак с Данаей в виде золотого дождя.

Из иконографических рудиментов, т.е. Относящихся к внешнему виду определённого мифологического  персонажа, к примеру совиные глаза у Афины, коровьи у Геры. Мифологическому образу сопутствуют функциональные рудименты: перун Зевса, лук и стрелы Аполлона.

Если рудимент мифа отражает его прошедшее, то фермент указывает  на будущие развитие мифа: к примеру у Гесиода эхидна - полузмея - полурева, она прекрасна, но зловредна, ненавистна людям, Этот матив отвержения эхидны, элемент в мифе объединяющий стремление человека обуздать стихийные силы природы. Существуют в Греческой мифологии мифологические комплексы:

1. Комплекс - литерполяции. Например Аполлон, Артемида и Лето первоначально были демонами совершенно разного происхождения, никак между собой не связанные. Их объединение - Аполлон и Артемида как дети Лето от Зевса.

2. Комплекс компиляций. К  примеру олимпийская семья богов, образовавшаяся в результате объединения европейских и малоазиатских божеств.

Существует ещё и полярный комплекс. Например, самый "светлый" бог Зевс вступает в брак с самой "тёмной" богиней Персефоной.

В Греческой Мифологии  необходимо учитывать её географическое положение. Например мифы о Тесее нельзя оторвать от Афин, о Менелае и Елене - относятся к Спарте.

3. ГЕРОИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

3.1 ПЕРСЕЙ

 

Персе́й (др. - греч. Ресуеэт) - герой древнегреческой мифологии, сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Победитель чудовища горгоны Медузы, спаситель царевны Андромеды. Упомянут в "Илиаде".

Рождение Персея

Дед Персея, Акрисий, узнал от предсказателей, что ему суждено погибнуть от руки внука. Желая избежать рока, Акрисий заключил Данаю в медную башню, но к ней туда проник бог Зевс, принявший вид золотого дождя. После этого визита Даная родила Персея. Разгневанный Акрисий поместил дочь и внука в ящик и приказал крепко заколотить его, а потом бросить в море. Даная и Персей спаслись, когда их ящик прибило волнами к острову Серифос.

Путешествие

Персей сначала воспитывался в доме серифского вельможи (по другой версии, рыбака) Диктиса, а затем был отправлен царем Полидектом, братом Диктиса, влюбившимся в Данаю, за головой Горгоны Медузы - чудовища, взгляд на которое обращал человека в камень.

Афина и Гермес помогли  Персею. Нимфы подарили ему шапочку  и сандалии. Либо Гермес подарил  шлем и сандалии, а Гефест - серп из адаманта. Либо Гермес ему подарил  меч. Персей был возлюбленным Гермеса, также получил от Аида шлем. На пути к Горгоне он посетил гипербореев, приносящих Аполлону гекатомбу ослов.

По совету богов герой  сначала нашёл трех вещих старух - сестёр Грайи, имевших на троих один глаз и один зуб. Хитростью Персей похитил у них зуб и глаз, а вернул лишь в обмен на Таларии, крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку Аида. Грайи показали Персею путь к Горгонам. Гермес подарил ему острый кривой нож. Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к Горгонам. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, Персей смог отрубить голову смертной Медузе, одной из трёх сестер Горгон, смотря в отражение на блестящем щите Афины - ведь взгляд Медузы обращал всё живое в камень. От сестёр Медузы Персей скрылся с помощью шапки-невидимки, спрятав трофей в заплечную сумку.

В Эфиопии, по пути домой, Персей освободил царскую дочь Андромеду, отданную на съедение морскому чудовищу, и взял Андромеду в жёны, убив её жениха. Убив морское чудовище, омылся от крови в водоеме в городе Иоппа, вода в котором стала красной.

Прибыв на Сериф, Персей застал Данаю в храме, где она скрывалась от преследований Полидекта. Персей обратил Полидекта и его приспешников в камни, показав им голову Медузы Горгоны, после чего сделал правителем острова Диктиса. По версии, превратил в камень всех жителей Серифа, что обыгрывали комические поэты, так как остров Сериф был очень скалист.

Даная и Персей решили навестить  Акрисия, но тот, помня предсказание, не впустил их в дом. Прошло еще много лет, и однажды на играх Персей случайно бросил диск в сторону зрителей, среди которых был и Акрисий. Диск попал именно в него и убил насмерть. Согласно Софоклу, Персей убил Акрисия диском с третьего броска.

Правление

Не желая царствовать  после нечаянного убийства деда, Персей оставил аргосский трон своему родичу, а сам уехал в Тиринф. Стал царем Тиринфа, укрепив Мидею и Микены, отдав царство Аргоса Мегапенфу. Основал Микены, "это известно всем эллинам". По разным версиям, основал Микены, потеряв наконечник (микес) меча; либо нашел гриб (микес) и напился воды из него. На горе Апесант близ Немеи впервые принес жертву Зевсу Апесантию. Среди развалин Микен подземный источник Персея.

Андромеда родила Персею дочь Горгофону и шестерых сыновей. Дети Перс, Алкей, Сфенел, Элей, Местор, Электрион и Горгофона (в кратком списке дети Электрион, Алкей, Сфенел), также его сыном называли Эрифраса. Старший из них, Перс, считался родоначальником персидского народа, Алкей - отцом Амфитриона, Сфенел - отцом Еврисфея, Электрион - Алкмены.

Дионис вел войну с  Персеем, но затем они примирились, и в Аргосе был храм Диониса  Критского. Персей убил Прета, но сам убит его сыном Мегапенфом.

Статуи героев от Персея до Геракла были в Дельфах. По воле Афины стал созвездием. Миф о Горгоне  изображен на щите Геракла. По интерпретации, Гермес был покровителем бега в гимнасии, где отличался Персей.

 

 

3.2 ГЕРАКЛ

 

Гера́кл (др. - греч. Ἡсбклῆт), лат. Herculзs, Геркуле́с) в древнегреческой мифологии - герой, сын бога Зевса и Алкмены - жены фиванского царя Амфитриона. При рождении был назван Алкидом. Неоднократно упомянут уже в "Илиаде" (II 658 и др.) Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея.

Культ Геракла был очень  популярен в Греции, через греческих  колонистов он рано распространился  в Италии, где Геракл почитался  под именем Геркулеса. В северном полушарии неба расположено созвездие  Геркулес.

Рождение и детство

Младенец-Геракл душит змей. Помпейская фреска. Чтобы зачать Геракла, Зевс принял облик мужа Алкмены. Он остановил солнце, и их ночь длилась трое суток. Прорицатель Тиресий рассказывает Амфитриону о произошедшем. В ночь, когда он должен был родиться, Гера заставила Зевса поклясться, что тот из рода Персея, кто родится сегодня, будет верховным царем. Геракл был из рода персеидов, но Гера задержала роды у его матери, и первым на свет (недоношенным) появился его кузен Еврисфей, сын Сфенела и Никиппы, также персеид. Зевс заключил с Герой договор, что Геракл не всю свою жизнь будет находиться под властью Еврисфея. Лишь десять подвигов совершит он по поручению Еврисфея, а после не только освободится от его власти, но даже получит бессмертие.

Афина обманом заставляет Геру покормить Геракла грудью. Младенец причиняет богине боль, и она отрывает его от груди. Брызнувшая струя молока превращается в Млечный Путь. (Вкусив этого молока, Геракл становится бессмертным). Гера оказалась приемной матерью  Геракла, пусть даже на время. (Вариант - миф был о Зевсе и Рее).

Ревнивая Гера подослала  двух змей убить ребенка. Младенец-Геракл удушил их. (Вариант, безвредных змей подослал Амфитрион, чтобы разобраться, кто  из близнецов полубог). Миф о Геракле-младенце впервые встречается у Пиндара.

Юность

В детстве он был дафнофором и принес в дар Аполлону Исмению треножник. Амфитрион приглашает для сыновей лучших учителей: Кастор (меч), Автолик (борьба), Эврит (лук). Геракл случайно убивает лирой Лина, брата Орфея. Вынужден удалиться в лесистый Киферон, в изгнание.

Ему являются две нимфы, которые  предлагают ему выбор между легкой дорогой наслаждений и тернистым  путем трудов и подвигов. В горах  Киферона убивает льва; снимает с него шкуру. С тех пор носит ее постоянно.

Когда Геракл собрался охотиться  на льва, царь Феспий радушно принимал его 50 дней и каждую ночь посылал к нему одну из своих дочерей, которые позже родили от него 50 сыновей. По другой версии, сочетался со всеми дочерьми в одну ночь, кроме одной, которая не пожелала, тогда он осудил ее остаться девушкой и жрицей в его храме. Еще по одной версии, он сочетался со всеми, причем самая старшая и самая младшая родили двойни.

Побеждает царя Орхомена Эргина, которому Фивы платили дань. В этой схватке погибает Амфитрион. У вестников из Орхомена Геракл отрезал носы, отчего в Фивах стояла статуя Геракла Риноколуста. Когда орхоменцы пришли с войском, связал их упряжных лошадей, отчего был воздвигнут храм Геракла Гипподета. Победив орхоменцев, посвятил мраморного льва в храм Артемиды Евклеи в Фивах.

Царь Фив Креонт отдает ему в жены свою дочь Мегару. В припадке безумия, насланного Герой, Геракл убивает своих детей и детей своего брата Ификла Когда он пришел в Дельфы, жрица Ксеноклея не хотела вещать ему из-за убийства Ифита, тогда Геракл взял треножник и вынес, но затем вернул. Есть рассказ, что Геракл и Аполлон поссорились из-за треножника, когда же примирились, то вместе построили город Гитион в Лаконике.

Рассмотрим несколько  греческих мифов.

1. Аполлон Рождение  Аполлона

 

Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делосе. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе пристанища. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она бродила по всему миру и, наконец, скрылась на Делосе, который носился в те времена по волнам бурного моря. Только ступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал стойко на том самом месте, где стоит и поныне. Вокруг Делос шумело море. Печально поднимались скалы Делоса, обнаженные, без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и наполняли их своим печальным криком. Но вот родился бог света Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все вокруг зацвитло, засверкали: и прибрежные скалы, и гора КИНТО, и долина, и море. Громко славили рождение бога богини, собравшиеся на Делос, поднося ему амброзию и нектар. Вся природа вокруг ликовала вместе с богинями.

Информация о работе Мифы древней Греции