Первобытный театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 06:58, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы определяется тем, что знание жизни и культуры первобытного общества очень важно в нашем современном мире, как дерево не может жить без корней так и человечество не что без корней, которые из поколения в поколение передают соки и живительную силу несломленную веками. Наиважнейшим процессом в формировании культуры, которая составила фундамент истории человечества, является общность становления культуры для которой характерно целостность закономерностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Первобытное искусство и ее место в истории человечества…………5
2. Первобытное искусство: становление и развитие…………………….6
3. Синкретизм первобытного искусства………………………………….10
3.1. Проявление первобытного синкретизма через театральное
искусство……………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Первобытный театр.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………3

  1. Первобытное искусство и ее место в истории человечества…………5

2.  Первобытное искусство:  становление и развитие…………………….6

3. Синкретизм первобытного  искусства………………………………….10

3.1. Проявление первобытного  синкретизма через театральное

искусство……………………………………………………………………14

Заключение………………………………………………………………….20

Список литературы…………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы:

Первобытнообщинный строй, будучи самым длительным по времени этапом истории человечества (более 1 млн. лет), явился универсальной общественно-экономической формацией, через которую прошли все народы планеты. Становление и развитие первобытного общества включает ряд периодов материальной и духовной культур, которые обозначены в периодизации древней истории человечества как палеолит, неолит, эпоха бронзы, эпоха раннего железа.

Каждый из периодов первобытного общества отличается специфическими формами  материальной и духовной культуры и  представляет этап в становлении  и развитии общества.

Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и  причинах перехода от человека умелого  к человеку разумному, равно как  и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер. 
Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между первобытными людьми начала возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появилось оседлое и организованное человечество.

Возникновение искусства  – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники  палеолитических охотников, неотделимые  отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

Актуальность  выбранной  темы определяется тем, что знание жизни и культуры первобытного общества очень важно в нашем современном мире, как дерево не может жить без корней так и человечество не что без корней, которые из поколения в поколение передают соки и живительную силу несломленную веками. Наиважнейшим процессом в формировании культуры, которая составила фундамент истории человечества, является общность становления культуры для которой характерно целостность закономерностей. Именно основным стержнем и чертой первобытного общества и является синкретизм, когда все хозяйственные занятия, общественная жизнь, формы обращения и сознания, искусство и развитие не противопоставлялись друг другу, а считались одним целым и неразрывным. Любое занятие, вид деятельности содержало связку других занятий и видов деятельности. Именно целостность проявления любой культуры считается проявлением синкретизма в первобытном обществе.

Анализ используемой литературы

В работе над темой был использован ряд различных литературных источников, среди которых хотелось бы особенно выделить работы Л. Любимова «Искусство древнего мира», «Историю мировой культуры» под редакцией Н.А. Марковой, работу И.А. Дмитриевой «Синкретизм первобытного искусства».

Целью работы является рассмотрение синкретизма первобытного искусства через театр как вид деятельности.

Объектом работы служит синкретизм первобытного искусства.

Предметом – первобытное искусство.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.

 

 

1. Первобытная эпоха и ее место в истории человечества

 

Первобытная эпоха — это наибольший период в истории человечества — от возникновения человека (около млн. лет тому назад) и до появления государственности. У разных народов этот период длился неодинаково, некоторые даже в настоящий момент живут при условиях первобытности.1 Поэтому современная наука различает собственно первобытную культуру — что существовала до возникновения первых цивилизаций на Земли (конец IV-начало III тысячелетия до н.э.), и традиционную первобытную культуру.

В течение первобытной эпохи  происходили такие процессы:

антропогенез — биологическая эволюция человека, которая завершилась приблизительно 40 тысяч лет тому назад возникновением вида «человека разумного» (Homo Sapiens), а также основных человеческих рас;

формирование мышления (или интеллекта) человека, его языка;

расселение человечества по всем континентам;

переход людей от присваивающего ведения (охота, сборщица) хозяйства к воспроизводящему труду (земледелие и скотоводство);

социогенез — формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родовой племенной организации;

появление первых мировоззренческих, религиозных представлений, мифологических систем.

Среди этих важнейших процессов, которые  заложили фундамент истории человечества, свое место занимает формирование культуры как особенной сферы человеческого  общества. Причем для ранних этапов истории разных народов характерно единство закономерностей, общность проявлений становления культуры.

Специфической чертой первобытной  культуры является синкретизм (неразделенность), когда формы сознания, хозяйственные  занятия, общественная жизнь, искусство  не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Любой вид деятельности содержал в себе другие виды. Например, в охоте были соединены — технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания, о привычках животных, социальных связях, которые выражались в организации охоты. Индивидуальные, коллективные связи, религиозные представления, — магические действия по обеспечению успеха. Они, в свою очередь, включали элементы художественной культуры — песни, танцы, живопись. Именно в результате такого синкретизма характеристика первобытной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого распределения.

Первобытную историю человечества традиционно разделяют на палеолит, мезолит и неолит — 2 млн. лет тому назад — предел III тысячелетия до н.э.; эпоху бронзы — II тысячелетие до н.э.; ранний железный век — I тысячелетие до н.э. Используя эту периодизацию, дадим общую характеристику эволюции материальной культуры и искусства первобытного общества.

 

2. Первобытное искусство: становление и развитие

 

Верхний палеолит — это  время рождения искусства. Его появление  было огромным прогрессом в познавательной деятельности людей, осмыслении окружающего  мира. Искусство крепило социальные связи, помогало формированию первобытной общины, становилось средством передачи опыта. Виды изобразительного искусства палеолита достаточно разнообразны: петроглифы (изображения животных и людей, выполненные на камне), гравюры на костях и рогах, рельефы, рисунки, глиняные и каменные скульптуры.

Большинство ученых связывают  появление у человека потребности  передать окружающий мир художественными  средствами с религиозными магическими  представлениями, возникновение которых  принадлежит к тому же времени. Этнография знает множество примеров, когда  заклинание, танцы вокруг изображений считались средством влияния на реальных животных. Среди рисунков палеолита редко, но встречаются изображения людей в масках. Широко известен так называемый «Колдун» из пещеры Трех братьев во Франции — наполовину олень, наполовину человек. Искусство танца, вероятно, также развивается из имитации поведения животных, охотничьих и военных упражнений.

Вопрос о путях становления  изобразительного искусства является сложной научной проблемой. Одни исследователи первым стремлениям изобразить что-то считают полосы на наносном слое глины на стенах пещер (их называют «макароны») и «отпечатки» рук. Другие же ученые доказывают, что самым древним было «натуральное» искусство — изготовление чучел животных, на этой основе возникла скульптура, а уже потом — рельеф, гравюра, рисунок.

Характерными для палеолита  также являются небольшие по размеру  женские статуэтки. Они выполнены  всегда по одному общему принципу: конечности едва намечены, черты лица не обозначены, однако резко подчеркнуты признаки женщины — матери. Такие статуэтки образно называют «палеолитическими Венерами». Очевидно, что основная идея этих изображений — идея плодородия, продолжения рода. Ученые связывают их с культом женщины праматери в родовой общине, где родство велось по материнской линии.

Мезолит. Средний каменный век — мезолит (X—VI тысячелетие  до н.э.). Этот период времени — яркое  доказательство сильного влияния естественной среды на жизнь и эволюцию человечества. Общий характер изобразительного искусства  в сравнении с предыдущим этапом сохранился, однако, в отличие от палеолита, в росписях мезолита, ведущее место принадлежит человеку, его действиям. Появляются сюжетные композиции: охота, танец и тому подобное. Художник уже стремится передать внутреннее содержание, динамику того, что происходит. Это свидетельствует о новых заданиях, которые решало искусство.

Последний этап каменного  века — неолит (новый каменный век) — охватывает ориентировочно VI — IV тысячелетие до н.э. Состоялось коренное превращение жизни человечества, связанное с переходом от присваивающих форм ведения (охоты, рыболовства и собирательства) хозяйства к воспроизводящим (земледелие и скотоводство). Этот процесс в науке получил название неолитическая революция.

На этом этапе исчезли  хронологическое, культурное однообразие, в разных географических зонах Земли развитие пошло разными темпами и различными путями. В так называемом «плодородном полумесяце» (Египет, Юго-западная Азия, побережье Персидского залива) изменения происходили ускоренно. На севере же, напротив, племена долго оставались на том же уровне развития. Уже заметные очень яркие местные особенности, которые позволяют отличить неолит Египта от неолита Междуречья, неолит Европы от неолита Сибири. Творчество людей с развитым земледелием отличалось от творчества племен с подавляющим развитием скотоводства и, в свою очередь, было другим, чем в северных лесных областях, где основной продолжала оставаться охота.

Переход в эпоху неолита  к воспроизводящим формам ведения  хозяйства способствовал углублению знаний об окружающей природе, что вело к возникновению обобщающих понятий, представлений, о мироздании. Жизнь людей неолита зависела от хорошего или плохого урожая, от хорошей или плохой погоды. Люди начали задумываться о явлениях природы, возникла необходимость воплотить в искусстве небо, солнце, воду, огонь, землю. Появились такие символы, как крест, спираль, треугольник, ромб, свастика. Фигуры животных, птиц, людей, также превратились в символические знаки, разгадать значение которых бывают нелегко. В неолите реалистичные изображения почти полностью изменились на абстрактные мотивы, воплощенные в орнаменте.

Люди неолита стремились украсить почти все, что их окружало: керамика покрывалась орнаментом, деревянные изделия украшались резьбой, по раскрашенным глиняным статуэткам можно судить, какими были ткани. Многочисленными были личные украшения: ожерелья, браслеты, перстеньки, тело, раскрашивали или татуировали. Декоративно прикладное искусство составляет основную примету искусства неолита.

Важным и принципиально новым явлением, которое характеризует почти повсеместно поздний неолит и сохраняется потом в эпоху бронзы, является мегалитная архитектура (мегалит — с греческого языка — «большой камень»). Это свидетельствует и о технических возможностях, которые выросли, и о новых эстетичных и идеологических потребностях людей.

Открытие бронзы (сплава олова и  меди) и ее распространения вызывали принципиальные изменения в жизни  общества. Начались войны за овладение  скотом, пахотной землей, металлом. Появились  военные руководители, возник культ вождя. Особенное отношение к вождю как к герою сохранялось после его смерти. Именно в эпоху металла входят в обычай большие сооружения захоронений — курганы. Обработка металла требовала большого мастерства и специализации, поэтому литейное дело, как и гончарное, а позже ткацкое, становится самостоятельной отраслью. Одним из основных видов творчества стала художественная обработка металлов. Достаточно быстро человек завладел разными ее видами: ковка, литье, чеканка, гравировка, по металлу. Изготовлялись самые разнообразные металлические украшения — браслеты, перстеньки, сережки, подвески, бляшки. Которые нашивались на одежду, пояса, пряжки. Особенное внимание уделялось оружию. Появляются мелкие литые скульптурные изображения. Изменения в общественном строе подчеркивает такое обстоятельство: женские изображения исчезают, главным становится мужской образ. Последующего развития набрала мегалитичная архитектура.

Для многих народов последний этап развития первобытного строя связан с появлением железа в начале I тысячелетия до н.э. Новым в развитии искусства можно считать появление специализации, выделяются художники, певцы, рассказчики. Ведущим видом творчества продолжает оставаться прикладное искусство.

Одна из самых распространенных теорий связывает происхождение искусства именно с магическими ритуалами, которые осуществлялись над изображениями животных и должны были обеспечить удачную охоту.

 

3. Синкретизм  первобытного искусства

 

Казалось бы, у этого примитивного человеческого общества, которое даже еще не возделывало землю и не приручало животных, не должно бы быть никакого искусства. Между тем оно было — доказательства налицо. Значит, искусство, во всяком случае, — один из самых древних атрибутов человеческого существования. Оно старше, чем государство и собственность, старше всех тех взаимоотношений и чувств, в том числе чувства личности, индивидуальности, которые складывались позже, в развитом и расчлененном человеческом коллективе; оно старше земледелия, скотоводства и обработки металлов.

Первоначальный, слитный, синкретический комплекс первобытной культуры имеет одной из своих ветвей искусство, очень тесно сращенное с зачатками других форм общественного сознания. Постепенно в нем кристаллизуется еще одна функция — общение людей, все более сознающих себя членами достаточно уже сложного коллектива. Она проступает более отчетливо в искусстве неолита, когда человеческое общество становилось обществом земледельцев и скотоводов.

В эту эпоху содержание искусства  становится шире, разнообразнее, а в его формах происходят знаменательные перемены. Это был, конечно, прогресс, но прогресс противоречивый и двойственный: что-то очень важное приобреталось, зато что-то и утрачивалось — утрачивалась первозданная непосредственность видения, свойственная искусству охотников.

Схематизируя и обобщая видимые  предметы, человек неолита делал  огромный шаг вперед в развитии своего умения абстрагировать и осознавать общие принципы формообразования. Он составляет представление о прямоугольнике, круге, о симметрии, замечает повторяемость сходных форм в природе, структурные сходства между разными предметами.

Первобытное искусство может быть правильно понято лишь в социальном контексте, только в связи с другими  сторонами жизни общества, его структурой, его мировоззрением, взятым как единая и цельная система.

Под синкретизмом первобытного искусства обычно понимают слитность, нерасчлененность в нем основных форм художественного творчества — изобразительного искусства, драмы, музыки, пляски и т. д. Но отметить только это еще недостаточно. Гораздо важнее, что все эти формы художественного творчества тесно связаны со всей многообразной жизнью коллектива, с его трудовой деятельностью, с обрядами посвящения (инициациями), с продуцирующими обрядами (обрядами умножения естественных ресурсов и самого человеческого общества, обрядами «делания» животных, растений и людей), с обрядами, воспроизводящими жизнь, деяния тотемических и мифологических героев, то есть с отлитыми в традиционную форму коллективными действиями, играющими в жизни первобытных обществ очень большую роль и сообщающими и первобытному искусству определенное социальное звучание. То же относится и к другим аспектам духовной культуры первобытного общества.

Информация о работе Первобытный театр