Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы – изучить комплекс мер по сохранению культурного наследия с точки зрения законодательства.
Задачи:
1.Рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников истории и культуры.
2.Изучение государственной политики в области охраны культурного наследия России.
3.Изучение инновационных методов охраны культурного наследия России.

Содержание

Введение.......................................................................................................3
Глава 1. Организационные основы охраны национального культурного наследия.................................................................................................................5
1.1 Предпосылки организации охраны культуры.....................................................................................................5
1.2 Правовое регулирование охраны культурного наследия.....................................................................................................6
Глава 2. Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия...................................................................................................15
2.1 Государственная политика в сфере охраны культурного наследия...................................................................................................15
2.2 Всероссийская общественная организация "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры".................................................................................................17
2.3 Основные современные методы сохранения памятников...............................................................................................22
Глава 3. "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" (ГКБУК "КЦОП")……………………………………………………………..…………28
Заключение...............................................................................................38
Список используемой литературы............................................................40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.33 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение.......................................................................................................3

Глава 1. Организационные основы охраны национального культурного наследия.................................................................................................................5

1.1 Предпосылки организации охраны культуры.....................................................................................................5

1.2 Правовое регулирование охраны культурного наследия.....................................................................................................6

Глава 2. Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия...................................................................................................15

2.1 Государственная политика  в сфере охраны культурного  наследия...................................................................................................15

2.2 Всероссийская общественная  организация "Всероссийское общество  охраны памятников истории и  культуры".................................................................................................17

2.3 Основные современные  методы сохранения памятников...............................................................................................22

Глава 3. "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" (ГКБУК "КЦОП")……………………………………………………………..…………28

Заключение...............................................................................................38

Список используемой литературы............................................................40 

Введение

Культурное наследие –  духовный, культурный, экономический  и социальный капитал невозместимой  ценности. Наследие питает современную  науку, образование, культуру. Наравне  с природными богатствами, это главное  основание для национального  самоуважения и признания мировым  сообществом. Современная цивилизация  осознала высочайший потенциал культурного  наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как  одного из важнейших ресурсов мировой  экономики. Утраты культурных ценностей  невосполнимы и необратимы.

В этой работе будет рассмотрена  и разработана теоретическая  проблема сохранения культурного наследия в нашей стране.

Актуальность  исследования состоит в том, что физическое состояние более половины, находящихся под охраной государства памятников истории и культуры России продолжает ухудшаться и характеризуется в наше время как неудовлетворительное. Памятники природы, истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.

Данная проблема – сохранение культурного наследия России – разработана, в основном, узкими специалистами, поэтому  получить необходимую актуальную информацию по теме удалось из отчетов организаций, специализирующихся на сохранении памятников истории, а также из федерального закона № 73 от 25.06.02 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории  и культуры) народов Российской Федерации").

Кроме того, в последнее  время большое внимание этой проблеме уделяют средства массовой информации, как печатные, так и электронные.

Объектом исследования в данном случае являются памятники истории, культуры и природы России.

Предметом исследования являются современное состояние памятников, законодательство в области сохранения культурного наследия России, а также  программы по его сохранению и  законы Российской Федерации в этой области.

Цель этой работы – изучить комплекс мер по сохранению культурного наследия с точки зрения законодательства.

Задачи:

1.Рассмотрение степени  влияния различных факторов на  сохранение памятников истории  и культуры.

2.Изучение государственной  политики в области охраны  культурного наследия России.

3.Изучение инновационных  методов охраны культурного наследия  России.

Любые потери наследия неизбежно  отразятся на всех областях жизни  нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению  общества в целом. Они не могут  быть компенсированы ни развитием современной  культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.

 

Глава 1. Организационные  основы охраны национального культурного  наследия.

1.1. Предпосылки организации охраны культуры.

Интерес к историческому  достоянию (прежде всего античному) возник в эпоху Возрождения. В 1791 году во Франции памятники истории  и культуры были объявлены всенародным  достоянием, а в 1795 году возникла государственная  служба охраны памятников истории и  культуры. В XIX веке меры по охране памятников истории и культуры были введены  во многих европейских странах.

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры было учреждено в 1966 году. В России признанные памятниками истории и культуры объекты получают статус памятника  и находятся под защитой государства, уполномоченный в этой сфере федеральный  орган исполнительной власти — Росохранкультура. Однако этот статус не всегда спасает  их от упадка и даже сноса.

В разных регионах России создаются  общественные структуры, призванные способствовать сохранению историко-культурного наследия, в т. ч. памятников архитектуры. Самым  известным в этом ряду является движение "Архнадзор" — добровольное некоммерческое объединение граждан, желающих способствовать сохранению исторических памятников, ландшафтов и видов Москвы. Движение образовано 7 февраля 2009 года представителями  общественных организаций и проектов, действующих в сфере охраны культурно-исторических памятников: Московское общество охраны архитектурного наследия (MAPS), «Москва, которой нет», «Архнадзор», «Против  лома», «Соварх», Архи.ру.

В Санкт-Петербурге 1 ноября 2006 года создано общественное движение за сохранение культурного наследия «Живой город». Своей целью активисты движения ставят сохранение уникального архитектурного облика города, его историко-архитектурной среды. В качестве методов работы используются публикации в СМИ, митинги, пикеты, шествия, письма в международные организации и органы власти, сборы подписей, оперативный сбор информации по уничтожению культурного наследия города, выставки фотографий, экскурсии, перформансы, маскарады, концерты. «Живой город» собирает реестр — список памятников культурного наследия, уничтоженных в Санкт-Петербурге или находящихся под угрозой, вскоре этот архив будет доступен всем желающим на сайте общественной организации.

В июле 2007 года активистами  движения «Живой город» было собрано  почти 11 тысяч подписей против строительства  небоскреба Охта-центр напротив Смольного  собора.

Исходя из этого, хочется  отметить, что охрана культурных ценностей  это инициатива не только государства, но и населения. Россиянам  не безразлична история нашей страны, и они всеми силами стараются сохранить её для будущего поколения.

1.2. Правовое регулирование  охраны культурного наследия

Отношение к культурному  наследию приобретает все более  идеологический, общественно-политический характер. Острота постановки проблемы обусловлена тем, что развитие культуры рассматривается в контексте  тех изменений, которые происходят в политической жизни государства. На сегодняшний день накоплен существенный опыт по возрождению и сохранению культурно-исторического наследия, расширен диапазон работ различных  учреждений и организаций по выявлению, восстановлению и использованию  памятников истории и культуры. Все  большее значение приобретает включение  в эту деятельность широких слоев  населения.

Памятники – ориентиры  формирования нашей исторической памяти. Особенно велика их роль в формировании и сохранении наших ценностных представлений  о прошлом. Память – основа не только культуры, но и мировосприятия. Сбереженная  социальная память обеспечивает культурную преемственность поколений. Исторический опыт всегда интегрирует в современность, в современную живую культуру, как составная сфера ее, обусловливающая  общие представления о связи  времен, настоящего с прошлым и  будущим. Отношение к реликтам прошлого всегда показатель уровня современной  культуры. Каково общество, таковы и  его памятники, т.е. то, что признается достойным сохранения в памяти, а  также зашиты и охраны государством.

Отношение к памятникам как  к культурному наследию предопределяется, прежде всего, характером исторических представлений: что знают о прошлом? Как оценивают те или иные явления  прошлого – и в области культуры, и деятельность отдельных лиц  или сообществ? Что считают важным сохранить или, напротив, видоизменить?

Понятие о культурном наследии, о памятниках – категория историческая, ценностная шкала ее подвижна. Лишь в сравнительно недавнее время стали  акцентировать внимание и на научной  ценности памятников, т.е. значении их для развития научных исследований и распространения научных знании. Это существенно расширило само представление о круге памятников и об охранительных функциях общества и государства. Памятники воспринимаются и как исторические источники, т.е. источающие информацию исторического  характера, нужную для познания прошлого.

Большинство же источников информации о прошлом, как отмечает С.О. Шмидт, возникло в силу необходимости естественного функционирования общества и развития личностных отношений в условиях повседневной жизни. О возможности сохранения их надолго, для удовлетворения познавательных, в том числе научных, потребностей, никто не думал. Они стали восприниматься как исторические источники и памятники, подлежащие охране, по мере развития научных, исторических, искусствоведческих знаний, усложнения структуры «информационного поля» науки, повышения информационной отдачи исторических источников.

С осознанием того, что происходящее все с большей быстротой перед  нашими глазами завтра тоже станет историей, оформляются и новые  критерии оценки культурного наследия: ценным кажется уже не только созданное  в более или менее далеком  прошлом, но и следы совсем недавней жизни.

Представления о том, что  достойно сохранять в памяти и  следует сберечь для потомков, о памятниках как источниках исторической информации, или эстетического воздействия, не оставались неизменными. С углублением  исторических, социологических, искусствоведческих, филологических знаний, совершенствованием исследовательской методики изменялись и представления об источниковой базе и возможностях науки, об объектах их изучения, о порядке выявления  и хранения источников, способах их использования.

Сохраненные памятники обеспечивают культурную преемственность, дают возможность, опираясь на непреходящие ценности прошлого, их творческое освоение, лучше понять современность. В переломные моменты  обостряется не только интерес к  культурно-историческому наследию, но и переживание за те ошибки, которые  привели к невосполнимым потерям  национальных ценностей.

Сегодняшнее отношение людей  к вопросам сохранения национальных ценностей есть признак обновления общественного сознания, глубоких изменений, происходящих во всей социокультурной  ситуации. В то же время следует отметить, что процесс формирования ценностного отношения к памятникам истории и культуры нельзя считать завершенным; предпринимаемые усилия далеко не в полной мере соответствуют масштабам существующих в этой сфере разрушительных тенденций. Как писал Д.С. Лихачев: «Преднамеренное уничтожение памятников, их физическое разрушение из-за отсутствия элементарного ухода или вследствие недопустимого использования, и деградация, и утрата веками складывавшегося своеобразия исторических городов, селений в результате современной градостроительной и хозяйственной деятельности – знаки явного неблагополучия в этой области, ставшего общенациональной болью, до сих пор не отошли в прошлое». Во многом причина такого положения зависела от характера применения законодательства. Юридическая безнаказанность виновников разрушения культурного наследия приводит к безнравственности, к потере исторической памяти, к забвению традиций, культуры. Сохраняется также принципиальное несоответствие масштабам проблемы тех средств и рычагов воздействия, которые имеются в распоряжении организаций и учреждений, занимающихся вопросами охраны и реставрации памятников истории и культуры.

Памятники истории и культуры подвержены многим опасностям, и самые  долговечные из них те, которые  труднее изменить или уничтожить – разговорная речь, обычаи, традиции народного искусства. Большинство  же памятников сравнительно недолговечно; многие подновляются, т.е. претерпевают более или менее существенные изменения по сравнению с первоначальным их образом. Прогресс науки не только в открытии, включении в научный  обиход новых памятников, но не в  меньшей мере и в том, что постепенно приобретаются навыки более глубокого  прочтения и ранее уже известных источников и умения по фрагментам восстанавливать образ целого1.

Культурному наследию угрожают силы природы и поведение человека. Бедствие для памятников – пожары. Они – спутники разрушительных войн и народных волнений, но возникают  и в обычных условиях жизни. Гибель многим памятникам несут войны.

Памятники утрачиваются и  искажаются по воле людей и при, казалось бы, обычном течении жизни. При  этом следует иметь в виду и  особенности подхода к ценностной категории «памятник». Зачастую статус «памятника», интересного и ценного  для историка, или историка культуры, то или иное явление обретает тогда, когда утрачиваются его первоначальные утилитарные функции. Постоянно  заменяются предметы бытового обихода; памятники архитектурной старины  уничтожаются ради нового строительства; некоторые здания, фрески и иконы, миниатюры рукописей поновляются, первоначальный облик их существенно  меняется, даже искажается.

Информация о работе Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)