Понятие культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

Определений культуры имеется немало. Мы интуитивно чувствуем, что такие понятия, как "личность" или "общение" приближаются к чему-то очень важному в определении культуры, но это "что-то" настолько расплывчато, что его определение так же многочисленны, как картинки в калейдоскопе. И чем больше определений культуры, тем свободнее каждый новый автор придумывает собственную версию. А вот версия культуры в понимании П.Б.Вейлла: "Культура – это система отношений, действий и аpтефектов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию".

Содержание

Введение……………………………………………..2
Понятие культуры……………………………………3
Предмет и объект культурологии……………………8
Методы культурологического познания…………….13
Заключение ……………………………………………17
Список литературы……………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

культуролоия.docx

— 48.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

    • Введение……………………………………………..2
    • Понятие культуры……………………………………3
    • Предмет и объект культурологии……………………8
    • Методы культурологического познания…………….13
    • Заключение ……………………………………………17
    • Список литературы……………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    • Введение

Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора - выдающегося английского историка культуры. Его книга "Первобытная культура" широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. А по мнению некоторых это число якобы приближается к тысяче. 
В массовом сознании утвердилось представление о культуре как об особой сфере общества, которая как бы отделена от повседневной жизни и фактически тождественна искусству и литературе. Этот взгляд закреплен в выражениях типа «работник культуры», «деятели культуры», под которыми подразумеваются поэты и писатели, музыканты и артисты. 
На деле же культура – явление масштабное, несводимое к одному только искусству, явление соразмерное обществу и цивилизации. Потому культура не только теснейшим образом связана со всеми сторонами жизни общества и человека, а пропитывает ее.

 

 

  • Понятие культуры 

 Определений культуры  имеется  немало.  Мы  интуитивно  чувствуем,  что такие понятия,   как  "личность"  или  "общение"   приближаются   к  чему-то очень   важному   в  определении  культуры,   но  это   "что-то"   настолько расплывчато,  что его определение так  же  многочисленны,  как   картинки  в калейдоскопе.  И чем  больше  определений  культуры,  тем  свободнее  каждый новый автор придумывает собственную  версию. А  вот  версия  культуры  в  понимании  П.Б.Вейлла:   "Культура –  это система отношений, действий  и  аpтефектов,  которая  выдерживает  испытание временем  и  формирует  у  членов  данного  культурного  общества  довольно уникальную общую для них психологию".

Термин  "культура"  (от лат. cultura  -  возделывание,  обрабатывание) издавна применяется для  обозначения  того, что сделано человеком. В  таком широком смысле  данный  термин  употребляется   как  синоним общественного, искусственного   в  противоположность   природному,  естественному.Однако этот смысл слишком  широк,  расплывчат и  поэтому  нуждается  в уточнении. Само по себе это уточнение  -  достаточно   сложное  мероприятие. Ведь   в  современной   научной   литературе встречается более 250 определений культуры.

В    средние    века    это   слово    стало    обозначать прогрессивный  метод возделывания зерновых,  таким   образом  возник  термин agriculture  или искусство земледелия.  Но  в XVIII и   XIX   вв. его стали употреблять и по  отношению  к людям,   следовательно,   если  человек   отличался   изяществом   манер и начитанностью, его  считали  "культурным".  Тогда  этот  термин   применялся главным образом к  аристократам,  чтобы  отделить  их  от  "некультурного" простого народа.  Немецкое  слово  Kultur  также  означало  высокий  уровень цивилизации.  В нашей         сегодняшней   жизни  слово   "культура"    все еще ассоциируется   с   оперным  театром,   прекрасной  литературой, хорошим воспитанием.

Современное    научное   определение    культуры     отбросило аристократические  оттенки  этого  понятия.  Оно   символизирует  убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и  искусстве), которые  являются  общими   для   какой-то   группы;   они     служат для упорядочения   опыта  и  регулирования   поведения  членов  этой  группы. Верования  и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

В  соответствии  со сказанным мы будем   рассматривать  культуру как  совокупность всех  видов  преобразовательной  деятельности  человека  и общества,  а  также  результатов   этой  деятельности,    воплотившихся    в материальных  и  духовных ценностях.   Под   ценностями  понимаются  материальные  и идеальные    объекты,   способные   удовлетворить    какие-либо  потребности человека,  класса,   общества,    служить   их интересам  и  целям.  Мир  ценностей  многообразен,  он   включает  в   себя природные,  этические,  эстетические  и  др.  системы.  Системы    ценностей историчны и, как  правило,  иерархичны. Один из   высших    уровней    такой иерархии занимают общечеловеческие ценности.

Духовную  культуру  определяют  как  совокупность  всех  знаний,  форм мышления, сфер идеологии (философия,  этика, право, политика и т. д.)   и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Культура  формирует  личности  членов  общества,  тем  самым   она  в значительной  степени регулирует их  поведение.  О   том,  насколько   важна культура для  функционирования   индивида   и  общества,   можно  судить  по поведению людей,  не  охваченных социализацией.    Неконтролируемое,     или инфантильное,  поведение   так  называемых   детей   джунглей,   которые оказались полностью  лишенными  общения с людьми,  свидетельствует   о  том, что  без  социализации  люди  не  способны   усвоить упорядоченный   образ   жизни,  овладеть   языком   и   научиться   добывать средства  к  существованию.   В   результате   наблюдения   за   несколькими "существами,   не   проявлявшими      никакого   интереса    к   тому,   что происходило вокруг, которые  ритмично раскачивались   взад  и   вперед,   словно   дикие    звери    в  зоопарке", шведский натуралист XVIII в. Карл Линней  сделал вывод,  что  они   являются представителями  особого  вида. Впоследствии  ученные поняли, что  у   этих диких   детей   не  произошло         развития   личности,   для    которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие  их  способностей  и становление их "человеческих" личностей. Если культура регулирует поведение людей, можем ли  мы зайти   так   далеко,   чтобы  назвать  ее   репрессивной?   Часто  культура действительно подавляет побуждения  человека,  но  она   не   исключает   их полностью.    Она    скорее    определяет   условия,   при    которых    они удовлетворяются.  Способность культуры   управлять  человеческим  поведением ограничена  по многим  причинам. Прежде всего не беспредельны  биологические возможности      человеческого  организма.  Простых   смертных нельзя   научить   перепрыгивать   через   высокие    здания,    даже   если общество  высоко  ценит такие  подвиги.  Точно  также существует  предел   знаний,   который   может    усвоить человеческий мозг. Факторы окружающей  среды  также  ограничивают  воздействие  культуры. Например,  засуха  или  извержения   вулкана   могут  нарушить   сложившийся способ  земледелия.   Факторы   окружающей   среды    могут   препятствовать формированию некоторых  моделей культуры.  Согласно  обычаям людей,  живущих в   тропических  джунглях      с   влажным   климатом,   не  принято  в течение длительного времени возделывать определенные участки  земли, поскольку   на них  нельзя  долго получать  высокие  урожаи зерновых.

Поддержание    устойчивого   общественного    порядка    также ограничивает   влияние   культуры.   Само    выживание    общества   диктует

необходимость  осуждения  таких   поступков,    как  убийство,  воровство  и поджог. Если бы эти поступки  получили  широкое             распространение, стало    бы     невозможным сотрудничество между людьми, необходимое  для  собирания   или  производства продуктов  питания,  обеспечения  жильем   и осуществления других важных видов деятельности

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов. Понятия  (концепты).  Они  содержатся  главным  образом  в  языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить  опыт  людей.   Например,  мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов  окружающего  мира,  но  в  разных культурах   мир  организован    по разному. В языке жителей Тробриандских островов одно  слово  обозначает  шесть различных родственников: отца, брата отца, сына  сестры  отца,  сына  сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына  брата  отца  отца   и  сына сына  сестры  отца  отца.  В  английском  языке  даже   отсутствуют   слова, обозначающие четырех последних родственников.

 Это различие между  двумя языками объясняется  тем,  что  для  жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников,  к которым принято относиться особым почтением.  В  английском  и  американском обществах сложилась менее сложная  система  родственных  связей,  поэтому  у англичан  нет   необходимости   в   словах,   обозначающих   таких   дальних родственников. Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры не  только выделяют те или иные  части  мира  с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные  части  связаны  между собой  -  в  пространстве  и  времени,  по  значению  (   например,   черное противоположно  белому),  на  основе  причинной  обусловленности  («пожалеть

розгу - испортить ребенка»).  В  нашем  языке  имеются  слова,  обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что  земля  вращается  вокруг  солнца.  Но  до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто  по-разному истолковывают взаимосвязи. Каждая культура формирует определенные представления о  взаимосвязях между  понятиями,  относящимися  к  сфере   реального   мира   и   к   сфере сверхъестественного. 3. Ценности.  Ценности  -  это  общепринятые  убеждения  относительно целей,  к  которым  человек  должен  стремиться.   Они   составляют   основу нравственных принцип. Разные культуры  могут  отдавать  предпочтение  разным  ценностям  (героизму на поле  боя,  художественному  творчеству,  аскетизму),  и  каждый общественный  строй  устанавливает,  что  является  ценностью,  а   что   не является.

4.Правила. Эти элементы  ( в том числе и нормы ) регулируют  поведение

людей  в соответствии с ценностями  определенной  культуры.  Например,  наша законодательная система включает  множество  законов,  запрещающих  убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают,  насколько  высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно  так  же  у  нас  существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого  имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше  стремление  к  защите  личной собственности.

 Ценности не только  сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием.  Они  обосновывают  нормы  или  ожидания  и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.

Нормы могут представлять собой стандарты  поведения.  Но  почему  люди склонны подчиняться им, даже если это  не  соответствует  их  интересам?  Во время сдачи экзамена студент мог  бы  списать  ответ  у  соседа,  но  боится получить плохую отметку. Это один из  нескольких  потенциально  сдерживаемых факторов.  Социальные  поощрения  (например, уважение)   стимулируют соблюдение нормы, требующей от  студентов  честности.  Социальные  наказания или  поощрения,  способствующие  соблюдению  норм,   называются   санкциями. Наказания,  сдерживающие  людей  от   определенных   поступков,   называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное  заключение,  выговор и др. Позитивными санкциями ( например, денежное  вознаграждение,  наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.

  • Предмет и объект культурологии

Культурология – наука о культуре. Она стала одной из ведущих 
гуманитарных наук ХХI века, а также базовой учебной дисциплиной 
гуманитарного и социально-экономического цикла для подготовки 
высококвалифицированных, образованных и культурных

Специалистов.

Предметом Культурологии в широком смысле является познание объективных закономерностей возникновения, развития, функционирования человеческой культуры и ее перспективы. В узком значении предметом культурологии являются: изучение диалектики общечеловеческого и национального в культурных процессах; путей, форм, методов участия людей в создании, использовании и сохранении культурных ценностей, в развитии культурных интересов и потребностей человека, его малых и больших групп. Культурология изучает также качественную специфику человеческих цивилизаций, локальных и региональных культур, их связь и преемственность, влияние на развитие общечеловеческой культуры. Её предметом является история мировой культуры, научный анализ современной ситуации и перспективы её дальнейшего развития.

В широком смысле Объект Культурологии - культурные аспекты различных областей социальной жизни многочисленных народов, государств и человеческого общества в целом. В узком смысле объектами её изучения выступают особенности и достижения основных культурно-историчеких типов. Кроме того, в центре её внимания находится анализ ведущих тенденций и процессов современной культурной жизни, сами памятники материальной, социальной и духовной культуры, а также культурные интересы и потребности людей на разных этапах развития человека и общества.

Следует также особо отметить, что Структура  и Состав современных Культурологических знаний  включают в себя самые разнообразные элементы. Условно их можно разделить на две части: Культурологию Теоретическую и Прикладную. Как теоретическая дисциплина она изучает культуру во всей полноте своих проявлений, в её сущности, во всем многообразии исторических форм и принципов современного функционирования. Это позволяет теоретически охарактеризовать культуру как самозначащую и самопроизводящую в историческом времени и пространстве систему развития человечества. Её исследование опирается на глубокие философские, социологические, антропологические, психологические и исторические

5 Традиции. Они составляют основу теории и истории культуры, а также прикладной культурологии, которая непосредственно занимается описанием и осмыслением культурной практики, а также решением прикладных задач развития культурных процессов во всех сферах человеческой деятельности: в политической, экономической, социальной, духовной, психологической, демографической, этической, этнической, гендерной, экологической и некоторых других.

В своем развитии она опирается на многие фундаментальные научные дисциплины: философию, социологию, антропологию, историю, психологию. Кроме того, в ней активно используются достижения специальных дисциплин: философии культуры, психологии культуры, истории культуры, социологии культуры, семиотики культуры, культурной антропологии и других.

Культурология и Философия Культуры – взаимосвязанные научные дисциплины, изучающие культуру как целостное образование. Они пользуются, как правило, различными методами и отличаются друг от друга спецификой эмпирической базы и уровнем обобщения исследования. Необходимость теоретического осмысления многообразного фактического материала, полученного в эмпирических исследованиях конкретных культурных форм, явилась одной из причин возникновения культурологии. Разнообразие методов во многом обусловлено её интегративным характером, поэтому оформление результатов культурологических исследований многообразно и многовариативно. В то время как философия культуры осуществляет поиск культурных универсалий, то есть норм культуротворчества (символические формы Э. Кассирера, структуры ценностного сознания М. Шелера), культурология занята изучением культурно-исторических явлений, анализом закономерностей их порождения, изменчивости и функционирования.

Культурология и Социология Культуры – одно из направлений в современной гуманитарной науке, развивающееся на стыке культурологического и социологического знаний. Их возникновение обусловлено теоретико-методологической потребностью осмысления социальной сущности культуры. Они исследуют социальные закономерности развития культуры, формы их проявления в человеческой деятельности, а также влияние на неё внутренних социальных связей и цивилизации в целом. Необходимо учесть, что общество является основой и защитой культуры от внешнего влияния. Без социума данный процесс не может успешно развиваться, так как с его помощью закрепляются культурные стереотипы, происходит их отделение от доминирующего влияния других культурно-исторических систем. В этих рамках существуют также многие междисциплинарные

6 Научные знания: социология искусства, литературы, музыки, религии, науки, кино, межкультурного взаимодействия.

Культурология и Культурная Антропология – Сравнительно новое направление в современной общественной науке, возникшее на основе развития этнографии, этнологии, антропологии и культурологии. Основателем является Феликс Кисинг. Он в монографии «Культурная антропология» поставил задачу разработки новых научных подходов для систематизации и теоретико-методологического осмысления огромного фактического материала в описании обычаев, систем родства и образа жизни народов, а также возможность и необходимость построения общей теории культуры. Актуальность культурной антропологии во многом определяется тем, что она занимается изучением самых разнообразных и многочисленных этнических общностей, имеющих свою специфику. Поэтому она дает не только научное объяснение огромному этнографическому материалу, насчитывающему 15 тысяч этнических групп, но и обеспечивает прогностический характер описания их эволюции, взаимоотношений и вероятных перспектив развития. Это необходимо для решения актуальных задач взаимоотношения различных типов культур, а также для аккультурации, то есть подчинения одной культуры другой.

Культурология и История Культуры – являются неотъемлемой и самой важной частью системы культурологических знаний. Известно, что формирование культуры происходит в рамках общего исторического процесса и подчинено его фундаментальным законам. Однако история культуры имеет свои специфические особенности, так как ряд процессов культурного развития полностью не совпадает с общими тенденциями и хронологией социально-экономической и политической истории. Поэтому она выявляет соответствие культурных и общеисторических процессов, фиксирует специфику её собственных этапов, логику их последовательных смен. Если история представляет собой смену исторических эпох, периодов и этапов, то культура развивается сложным и противоречивым путем наслоения, усвоения, отторжения и трансформации культурного наследия и генерированием новаций. Если историческое время безвозвратно и неповторимо, то явления культуры можно не только тиражировать в массовом количестве, но и значительно модифицировать, придавая им новые высококачественные формы.

Известно, что древнейшая человеческая культура зародилась и развивалась в ряде очагов. Так, основы современной европейской культуры появились ещё в Древней Греции и Древнем Риме, поэтому в средневековье, новое и новейшее время европейцы в осмыслении своих достижений постоянно обращались и обращаются к античным

7 Истокам. В то же время, каждая из последующих эпох рождала свои нормы культуры, методы их освоения и осмысления. Иногда эти процессы приобретали трагический, героический и драматический характер. Современная полицентрическая и мультиплицированная культура находится под мощным давлением со стороны западной, прежде всего американской массовой поп-культуры и соц-арта. Процесс взаимного влияния генетически различных культур протекает ныне весьма интенсивно, противоречиво и неоднозначно. В рамках «культурного ультраимпериализма» через транснациональные СМИ человечеству усиленно навязываются стандарты американского образа жизни: культ успеха любой ценой, неутомимую жажду власти и богатства, насилия, жестокости и секса, вечной гонки за долларами, в противовес общечеловеческим ценностям - гуманизму и любви.

Культурология и Психология Культуры – новейшее направление в современной гуманитарной науке. Оно возникло в конце прошлого века для решения многих важных проблем. Современные психологи и культурологи сообща пытаются ответить на фундаментальные вопросы человеческого бытия. Каким образом культура отражает внутренний психический мир человека, способствует формированию и развитию его в качестве субъекта творческой деятельности и как человек способен вносить изменения в процесс культурного развития? Оно изучает личность в её функции создателя и потребителя культуры, механизмы её социализации и инкультурации, генезис человеческой индивидуальности в культурной среде. В этих рамках развиваются новые и перспективные направления: психология творчества, этнопсихология, культурно-историческая психология, психосемантика и некоторые другие.


 

Методы культурологического познания.  
Методы культурологии есть способы и механизмы выявления, познания объективных закономерностей, понимания и объяснения. Каждая культура рассматривается как система, имеющая свою структурную сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального - иррационального (не логического) объяснения или научного анализа.  
Рациональное объяснение, исходя из его всеобщей сущности, выделенной из зафиксированной в формах мышления, есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса.  
Это предполагает использование идей и методов философии, которая выступает фундаментальной методологической основой культурологии. В этом смысле методы культурологических исследований - это совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых при анализе культуры.  
Культурология, как и всякая гуманитарная наука, не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована субъекту (человеку) и не существует вне живой связи с ним. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т. е. обретении целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.  
В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, направляя его и в то же время, корректируясь этим объяснением. Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Таким путем происходит взаимообогащение культур.  
На базе концепции понимания была разработана методология постижения культурно-исторических процессов - герменевтика (от rp. Hermeneutics - разъясняю, истолковываю) как искусство и учение о способах истолкования текстов, первоначальный смысл которых неясен в силу их древности или многозначности. Она возникла в античную эпоху.  
В современной культурологии - это метод интерпретации культурно-исторических явлений и понимания субъекта, основанный на внутреннем опыте человека и его непосредственном восприятии жизненной целостности с личностной точки зрения. Например, «ученые считали, что главным носителем и понимания исторических образований и явлений культуры является язык».  
Герменевтика как «искусство истолкования письменных текстов», «зафиксированных жизненных откровений», способствует раскрытию субъективных сторон деятельности людей их побудительных мотивов и эмоций в культурно-историческом процессе, помогает осмыслить отдельные явления как моменты целостной душевно-духовной жизни или реконструируемой эпохи. 

Таким образом, культурологию нельзя сводить только к системе знаний. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система иррационального понимания и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры.  «Идеографические» методы (методология «понимания») способна отображать конкретно-событийный мир культуры, слабо расчлененный поток культурного опыта людей, а также такие качества культурных явлений, как - похожее-непохожее, трудновыразимое, уникальное. Они могут отображать изменчивые или целостные явления в культуре, но с их помощью, вне представления онтологической структуры гносеологии (познания), сложно определить форму самой изменчивости или целостности для анализа социокультурной динамики выявления объективных причинно-следственных связей внутри культуры, выяснения функций культуры и так далее.  
Иначе структуру и процесс «понимания для объяснения» рассматривает гносеология культуры, как системное научное познание человеком самого себя и окружающего мира (социума), их взаимоотношение друг к другу и к природе.  
Методы культурологии  
- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.  
- Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.  
- Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.  
- Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.  
- Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.  
- Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.  
- Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.  
- Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.  
Вывод:  
Базируясь на данных и выводах, получаемых целым рядом научных дисциплин – археологии, истории, психологии, антропологии и др. – культурология формирует новое пространство анализа и вырабатывает собственные критерии оценки тех или иных феноменов человеческого существования. Ключевым для культурологии является понятие повседневности: внимание к феноменам рутинного бытия отличает ее от гуманитарных дисциплин, исследующих явления уникального порядка (например, истории).  

Информация о работе Понятие культуры