Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:03, реферат
Культурология - молодая дисциплина, дисциплина гуманитарная, отсюда различные парадоксы: нет одной культурологии, теорий культур столько, сколько крупных культурологов, нет осознанных фиксированных методов и предмета культурологии, каждая оригинальная культурологи-ческая теория задает свой подход и предмет. И тем не менее, культурологи понимают друг друга. Интерес к культурологии объясняется разными причинами: именно культурологи предложили новые оригинальные трактовки истории, известных произведений искусства, личности их творцов; культурология как принципиально неидеологическая дисциплина частично взяла на себя функцию философии, т. е. дает новое, целостное видение; наконец немаловажное обстоятельство - культурологическое мышление и мироощущение весьма современны.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2. ОТ ОБЫДЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРЫ
3. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУКИ
4. ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2. ОТ ОБЫДЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ
3. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУКИ
4. ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
18
ВВЕДЕНИЕ
Культурология - молодая
дисциплина, дисциплина гуманитарная,
отсюда различные парадоксы: нет
одной культурологии, теорий культур
столько, сколько крупных культурологов,
нет осознанных фиксированных методов
и предмета культурологии, каждая оригинальная
культурологи-ческая теория задает свой
подход и предмет. И тем не менее,
культурологи понимают друг друга. Интерес
к культурологии объясняется
разными причинами: именно культурологи
предложили новые оригинальные трактовки
истории, известных произведений искусства,
личности их творцов; культурология
как принципиально
Культурология должна сориентировать слушателя, помочь ему войти в интересный и сложный мир культуры, так сказать, предоставить ему «ключи» и «путеводитель» для путешествия в этом мире.
Все увеличивающийся интерес к культурологии обозначился в науке. Н. С. Злобин отмечает, что в самых разных областях социального знания и научных дисциплинах «вычленяются специфически культурологические направления, исследующие разные (а иной раз и одни и те же) аспекты культурной жизни ». Но дальнейшее развитие исследовательской мысли и в этой области «возможно лишь на базе общей теоретической концепции, выступающей в качестве интегративной методологической основы, объединяющей все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему».
Цель данной работы - рассмотрение культурологии как науки: её формирование, определение целей, предмета, методов культурологического анализа. Но так как культурология - это наука, изучающая культуру, то говорить о ней возможно только после рассмотрения понятия культуры. В соответствии с этим в реферат включены пункты, в которых раскрывается сущность культуры, ее роль в жизни общества, приведено понимание культуры в разные эпохи.
1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Слово "культура" знакомо каждому, но мало кто возьмется объяснить, что такое "культура" с теоретической и научной точки зрения. Дело в том, что между обыденным и научным представлением о культуре «дистанция огромного размера». У большинства людей "культура" ассоциируется с "воспитанностью", "образованностью", "интеллигентностью". В популярной литературе можно встретить выражения "культура чувств", "культура речи", "культура поведения" и т.п. Мы с легкостью рассуждаем о культурной политике разных государств, подразумевая их заботу о музеях, театрах, библиотеках, системе образования. Мы употребляем это слово очень часто. И, тем не менее, смысл слова "культура" в обычном языке размыт, и большинство полагается в этом вопросе на интуицию. Другое дело - наука, которая должна пользоваться не расплывчатыми интуитивными представлениями, а ясными научными понятиями. А теоретическое понятие, в отличие от житейского представления, указывает не на внешние признаки, а на внутреннюю причину, которая породила данное явление. Из этого следует, что в понятии "культура" должен содержаться ответ на вопрос, каким образом человек становится культурным существом, и это касается как человечества в целом, так и отдельного индивида, каждого из нас.
В современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:
1 Описательные определения,
восходящие в своей основе
к концепции основоположника
культурной антропологии Э.
2 Исторические определения,
подчеркивающие роль традиций
и социального наследия, доставшихся
современной эпохе от
3 Нормативные определения,
акцентирующие значение
4 Ценностные определения:
культура - это материальные и
социальные ценности группы
5 Психологические определения,
исходящие из решения
6 Определения на базе
теорий обучения : культура - это
поведение, которому человек
7 Структурные определения,
выделяющие важность моментов
организации или моделирования.
8 Идеологические определения:
культура - это поток идей, переходящих
от индивида к индивиду
9 Символические определения:
культура - это организация различных
феноменов (материальных
Каждая из перечисленных
групп определений схватывает какие-то
важные черты культуры. Однако в
целом, как сложный общественный
феномен она ускользает от определения.
Действительно, она является результатом
поведения людей и деятельности
общества, она исторична, включает идеи,
модели и ценности, избирательна, изучаема,
основана на символах, т. е. не включает
биологических компонентов
Говоря и размышляя о культуре, мы представляем себе не только продукты человеческой деятельности, но и саму эту деятельность: каменщиков, возводящих пирамиды или строящих Акрополь, современное автоматизированное производство с его высокой технической культурой. Понятно, что деятельность, осуществляемая с помощью каменного молотка или обычной пилы, существенно отличается от деятельности рабочего, налаживающего автоматическую линию, включающую в себя станки с программным управлением.
В соответствии со сказанным мы будем рассматривать культуру как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также созданных материальных и духовных ценностях. Под ценностями понимаются материальные и идеальные объекты, способные удовлетворить какие-либо потребности человека, класса, общества, служить их интересам и целям.
Какая же связь между культурой
и обществом? В узком смысле общество
как большая социальная группа, и
культура как способ регулирования
поведения людей - это двуединые
стороны, два неразрывно связанных,
хотя и особых аспекта социального
взаимодействия людей, их жизнедеятельности.
Нет человеческого общества вне
культуры, точно так же как не
может сложиться, существовать и
развиваться культура вне общественной
жизни, вне общества как единого
целого, ибо и то и другое - атрибуты
социального взаимодействия людей.
Благодаря культуре функционирует
и воспроизводится социальная структура
общества, а благодаря обществу,
его обособленности и целостности,
культура формируется, защищается, уберегается
от размывания под воздействием внешних
факторов. Социум в указанном смысле
слова и культура - это две теснейшим
образом взаимосвязанные и
2. ОТ ОБЫДЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРЫ
О том, что без культуры люди по большому счету не отличались бы от животных, догадывались уже мыслители древности. Именно у древних римлян появилось слово "cultura", которое означало "возделывание", "обработку", "уход". Отправной точкой в формировании теоретических представлений о культуре принято считать работу "Тускуланские беседы", принадлежащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу Марку Туллию Цицерону. Именно здесь Цицерон не просто описывает ряд явлений, но пытается понять, в чем суть культуры, что и отличает теорию от обыденных представлений.
Тускулан - это предместье
города Рима, и в своих "Тускуланских
беседах" Цицерон впервые характеризует
философию как "возделывание души".
Он пишет: "Как плодородное поле
без возделывания не даст урожая, так
и душа. Возделывание души - это и
есть философия; она выпалывает в
душе пороки, приготовляет душу к принятию
посева и вверяет ей - сеет только
те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший
урожай". Это высказывание Цицерона
проясняет античное противопоставление
культуры и варварства. Ведь уже
греки гордились своим
Еще ясней осознавали разницу между культурой и варварством граждане Древнего Рима. Даже в своей собственной среде Цицерон и его современники видели почву для противопоставления "cultus" и "vulgus". К первым Цицерон относил своё аристократическое окружение, которое непрестанно совершенствовало ум и душу, подчас нарочито демонстрируя свою духовную сложность и необычайную изысканность. Ко вторым Цицерон относил "грубую и беспорядочную толпу", или "чернь", с ее примитивными нравами - увлечением цирковыми представлениями и боями гладиаторов.
По большому счету разница между "cultus" и "vulgus" - это разница между патрициатом и плебсом в римском обществе. Культура, согласно Цицерону, - это совершенствование души главным образом при помощи философии и красноречия. И все же, если культурным человека делают духовные занятия, то культура становится привилегией высших слоев общества. Ведь только эти люди имели в античном обществе время для духовного развития.
Средневековая культура - это
культура христианская. Она сохранила
основные достижения античной культуры.
В средневековой культуре человек
постоянно стремился к
Эпоха Возрождения вернулась
к античным представлениям о человеке
и его месте в мире. Но в истории
человечества ничто не возвращается
в первозданном виде. Точно так
же мыслители Возрождения
Возрождение - эпоха формирования
буржуазных отношений. Это время, когда
в европейских городах
Классическая модель культуры сформировалась в эпоху Просвещения. Здесь возникает новый вид деятельности, который называется производственно-экономический, благодаря чему человек приобретает возможность перемещения из одного слоя общества в другой, путешествовать по миру, менять тип деятельности. Все это дает человеку осознать, что он имеет право на свой собственный духовный мир.
3. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУКИ
Любая наука - это исследование природы, стремящееся выявить ее объективные законы. Но наука Нового времени, которая формировалась в Европе с XVI века, выстраивала объективную картину мира не так, как это было в древности.
Во-первых, с самого начала она была сориентирована на масштабные наблюдения за жизнью природы. Во-вторых, она активно "выпытывала" тайны природы при помощи опытов и экспериментов. В-третьих, она ориентировалась на практическое использование полученных результатов.
Наука Нового времени неуклонно становилась "производительной силой общества". И этим она отличалась от науки древнего мира, где научный поиск был фрагментарен и только косвенно был связан с запросами практики. Широко известны достижения греков в геометрии, успехи римлян в юриспруденции и естественной истории, изобретение алгебры арабами. Но только наука Нового времени превратилась в социальный институт, влияющий на жизнь всего общества.
Информация о работе Понятие культуры и её роль в жизни общества