Природа – Общество - Культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:31, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня, как и раньше, вопрос культуры, «культурности» является главным в процессе развития нашей цивилизации. Приумножая интеллектуальный, нравственный потенциал всей культуры народа, мы развиваемся, образовываемся. Такое образование включает в себя духовное, нравственное, эстетическое, этическое развитие. Наступила эпоха XXI века это новый этап научно – технической революции. В настоящее время требуются уже новые технологии соприкосновения человека с природой. Это становиться не просто жизненной необходимостью, но и главным условием применения этой технологии. Культура является нашей надеждой и опорой. Каждый из нас вовлечен в культурное творчество.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………..3
2.1 Понятие культуры ……………………………………………………………4
2.2 Структура культуры (материальная и духовная) ……………………….….5
2.3 Основные функции культуры ……………………………………………….7
3. Природа и человек на раннем этапе человеческого развития ………………8
4. Человек как субъект культурного процесса; среда обитания, формирующая человеческую сущность …………………………………...……………………10
5. Цивилизация как переход человека из первобытности в цивилизованное состояние ………………………...………………………………………………12
6. Заключение ……………………………………………………………………16
7. Список используемой литературы …………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Культурологии.docx

— 30.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

культурология

 

На тему: «Природа – Общество - Культура»

 

 

 

ПЛАН

 

1. Введение ………………………………………………………………………..3

2.1 Понятие культуры ……………………………………………………………4

2.2 Структура культуры (материальная и духовная) ……………………….….5

2.3 Основные функции культуры ……………………………………………….7

3. Природа  и человек на раннем этапе  человеческого развития ………………8

4. Человек  как субъект культурного процесса; среда обитания, формирующая человеческую сущность …………………………………...……………………10

5. Цивилизация  как переход человека из первобытности  в цивилизованное состояние ………………………...………………………………………………12

6. Заключение ……………………………………………………………………16

7. Список  используемой литературы …………………………………………..17

 

 

1. Введение

 

Сегодня, как и раньше, вопрос культуры, «культурности» является главным в процессе развития нашей цивилизации. Приумножая интеллектуальный, нравственный потенциал всей культуры народа, мы развиваемся, образовываемся. Такое образование включает в  себя духовное, нравственное, эстетическое, этическое развитие. Наступила эпоха XXI века это новый этап научно – технической революции. В настоящее время требуются уже новые технологии соприкосновения человека с природой. Это становиться не просто жизненной необходимостью, но и главным условием применения этой технологии. Культура является нашей надеждой и опорой. Каждый из нас вовлечен в культурное творчество.

 

 

2.1 Понятие культуры

 

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых  в современном языке. Термин «культура» появился в Древнем Риме и применялся лишь для обозначения целенаправленного  воздействия человека на окружающую его природу: возделывание почвы, обработка  земли и т. п. Со временем его значение расширилось, и связано оно уже  не только с природой, но и с внутренним миром человека.

В ХVIII веке термин «культура» получил широкое  распространение и обрел статус самостоятельного понятия. Он включал  не только жизненные блага и ценности, созданные человеком в результате преобразования им природы, но и те достижения в совершенствовании  человеческого духа, которые являются плодом процесса образования и просвещения.

В русской  научной традиции понятие «культура» впервые появилось в середине ХIХ века. В «Карманном словаре  иностранных слов» выделяют два  аспекта трактовки этого слова:

1. Культура  связывается с преобразованием  объекта.

2. Культура  выступает критерием нравственного  поведения человека и его интеллектуальных способностей.

Культура  – это не только различные области  действительности, но и сама действительность человека в этих областях. Все, чем  мы пользуемся в области культуры, было когда–то открыто, осмыслено и  введено в человеческую повседневность. Другое дело, что существуют разные национальные традиции, переплетенные  в современном облике культуры, которые  определяют содержание наших представлений  о культуре.

С течением времени, накоплением знаний, развитие человека и общества меняется, углубляется  и расширяется научное представление  о культуре. Но во все времена  исследователи сталкивались с огромными  трудностями в познании самой  сущности культуры и определении  ее границ. Иногда то, что на ранних стадиях развития человека и общества было культурой, позднее перестало  быть ею. К примеру, изобретение колеса было выдающимся явлением культуры. Теперь же, когда человек поставил на поток  производство колес – это перестало  быть фактом культуры. И сегодня  то, что творит человек, культурой  не является. Так, когда изобрели письмо и с его помощью люди стали  передавать информацию – это стало  великим культурным событием. Сегодня  современный человек, пишущий на заборе или на стене учебной аудитории  матерные слова, создает все, что  угодно, но только не культуру.

В современном  представлении культура обычно отождествляется  с художественной культурой, с уровнем  образованности и воспитанности  человека. Этот термин применяется  и в таких смысловых выражениях, как «культура общения», «культура  поведения», «культура производства», «культура потребления», «культура  быта» и т.п. Современная наука  вкладывает в понятие культуры неоднозначный  смысл. Даже при беглом знакомстве со специальной литературой можно  обнаружить множество определений  этого понятия (их насчитывают около 300).

 

2.2 Структура  культуры (материальная и духовная)

 

Такое большое  количество определений объясняется  тем, что структура культуры сложна, многофункциональна и многогранна, так как включает в себя систему  образования, науку, литературу, искусство, религию и т.д.

Культурный  процесс – это накопление обществом  материальных и духовных ценностей, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. Это человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное  наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это  наследие тем, кто придет на смену  ныне живущим.

Культуру  можно поделить на два основных вида – материальную и духовную, которые  тесно взаимосвязаны.

К материальной культуре относятся: культура труда  и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура. Духовная культура включает в себя познавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную; художественную; правовую; педагогическую. Не стоит  забывать и о том, что к духовной культуре относится еще и поклонение, почитание, почет, культ. Прежде всего - религиозный культ. В древности человек постоянно находился в окружении богов: встречался с ними в поле и в роще, в зелени дерев, в тенистых гротах и речных заводях, но боги жили и в городе, и в доме человека, они оберегали городские законы и безопасность граждан.

Человеку  свойственно украшать свой быт, и  потому предметы материальной культуры в большинстве случаев эстетически  оформлены и не только помогают существовать нашему организму, но, и радуют душу. Например, можно пить воду прямо  из под крана, а можно из хрустального фужера. А это значит, что духовная сторона всегда присутствует в произведениях человека. Предметы культуры могут принадлежать материальной и духовной культуре одновременно. Например, в произведениях архитектуры, декоративно – прикладного искусства. И дом, и дворец служат жильем, а храм в различные исторические отрезки времени был не только местом проведения религиозных обрядов, но и местом проведения собраний, хранилищем ценностей и даже учебной аудиторией.

Другой  важный момент состоит в том, что  предметы культуры могут в процессе существования менять свое главное  назначение. К примеру, по мебели и  одежде, ставшими музейными экспонатами, можно изучать быт и нравы  определенной эпохи.

В свою очередь  каждая составляющая духовной культуры может быть структурирована. Например, религия – католическая, православная, протестантская и т.д.; наука – гуманитарная и техническая, которые тоже можно более подробно структурировать; искусство – декоративное, пластическое, станковое и т.д.

 

2.3 Основные функции культуры

 

Культура  выполняет множество функций: образовательная, социальная, воспитательная и т. д. Выделяют три основные функции, позволяющие  обществу существовать длительный исторический период, войти в современный век - это познавательная, информативная, коммуникативная.

Первая  – познавательная функция – это  познание мира, страны, общества, или  какого–то явления, самопознание (образование, воспитание). Такая функция концентрирует  в себе опыт множества поколений  людей, способность накапливать  богатейшие знания о мире и тем  самым создавать благоприятные  возможности для его познания и освоения. Можно сказать, что  общество интеллектуально настолько, насколько используются знания в  культурном генофонде человечества. Все типы общества, живущие сегодня  на земле, различаются, прежде всего, по этому типу. Одни из них демонстрируют  удивительную способность посредством  культуры взять все самое лучшее, что накоплено людьми и поставить  себе на службу. Например, Япония проявляет  огромные способности во многих сферах науки, техники, производства. Другие же до сих пор живут племенами  и не способны использовать познавательные функции культуры, обрекая себя на социальную анемию и отсталость.

Вторая - информативная - это накопление, сохранение и передача культурной информации из поколения к поколению, от одной  страны к другой, от цивилизации  к цивилизации, выступая в роли социальной памяти человека. Поэтому важно не только сохранить культурные ценности, но и передать их.

Третья - коммуникативная – средства передачи культурной информации, дистанционное  познание. Культура представляет собой  знаковую систему, которую необходимо понимать или уметь расшифровывать. Это значит, что без понимания  специфики языка мира музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, философии  и т.д. невозможно понять их содержания. Это же относиться и к языку  физики, химии, математики и других естественных наук, которые располагают  собственными знаковыми системами.

 

3. Природа  и человек на раннем этапе человеческого развития

 

Первое  значение термина «культура» - это  возделывание, обработка, уход в первую очередь земли. Поэтому культура на раннем этапе понималась как возделывание полей, обработка сада и уход за растениями и животными, т. е. земледелие и сельское хозяйство.

Наиболее  древние свидетельства существования  человеческой культуры найдены в  Восточной Африке, их возраст – 2,7 млн. лет. Это примитивные орудия, изготовленные из кремния. С появлением человека и первых созданных им предметов  начинается самый длительный период истории – каменный век. Он делится  на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и  неолит (новый каменный век).

В эпоху  палеолита появился человек, внешне почти неотличимый от нынешнего. Его мозг увеличился, передняя часть  черепа укоротилась и превратилась в лицо, зубы уменьшились, держаться  он стал прямее, чем двуногие обезьяны. Обитали люди мелкими группами, поедали  съедобные растения и охотились  на небольших животных. Постепенно их преимущества расширялись. Они стали  лучше, чем обезьяны манипулировать предметами, дальше передвигались, звуковые сигналы стали точнее и разнообразнее. Во время палеолита человек овладел  огнем, научился изготавливать десятки  типов каменных, костяных и деревянных орудий, строить искусственные жилища, стал прикрывать тело шкурами животных – появилась примитивная одежда. В конце периода, около 40 тыс. лет  назад, появились украшения из кости  и рога. Был изобретен копьеметательный снаряд, рыболовный крючок, игла, нож  и жировой светильник с фитилем. Люди научились сооружать довольно сложные жилища – обтягивать шкурами  деревянный каркас, в качестве строительного  материала использовали кости крупных  животных (мамонтов). Шили меховую одежду типа комбинезона. Начало палеолита  совпадает с появлением на земле  древнейших обезьяноподобных людей.

В среднем  каменном веке – мезолите – условия  существования человека изменились. В связи с тем, что ледник откатился  к северу и затопил Европу своими водами, исчезла фауна приледниковой  зоны, а это значит, что исчезли  стада северных оленей, мамонтов, и  соответственно охотничья культура. Повышают свое значение рыболовство  и собирательство, земледелие и животноводство, приручение диких животных. Люди еще  не вполне оседают на одном месте, но и не уходят так далеко, как  раньше. Они собирают водоросли, ракушки, рыбу на берегах морей и водоемов. В период мезолита человек начал  шлифовать и сверлить камни, изготавливать  топоры с рукояткой, сани, весло, лодку, лук и стрелы. Этой эпохе принадлежит  ряд инноваций, среди которых  посуда из обожженной глины (керамика), прядение и ткачество из шерсти, конопли, крапивы и льна. Появились  кремнедобывающие шахты, что свидетельствует  о начале горного дела. Строительным материалом уже стал служить кирпич – сырец, глина для обмазки, дерево. Появились землянки.

В период неолита кремневые изделия достигли совершенства. Изготавливались мелкие и крупные орудия из камня и  кости, шлифовальные топоры, долота, тесла, а также мотыги и зернотерки. Особенным  достижением этого времени были прекрасно отшлифованные каменные топоры. С их помощью первобытный  человек мог быстро срубить дерево, построить жилище, выдолбить лодку. Начали изготавливаться мелкие изделия  из самородной меди и других металлов. В это же время были изобретены колеса, паруса, гончарный круг, лошадиная  сбруя. Развивается охота на морских  выдр, тюленей, даже китов, а в прибрежных лесах охота на горных баранов, коз, оленей. Из шерсти диких баранов  и коз ткали плащи – накидки, рубахи. Сражения вели в панцирях из деревянных пластинок деревянных шлемах в форме масок.

Из этих примеров следует, что уже в глубокой древности человек в целях  выживания не только приспосабливался к среде обитания, но и, в отличие  от животного, приспосабливал последнюю  к своим нуждам, желаниям, к возрастающим потребностям. Одновременно с преобразованием  первозданной природы развивался процесс  культурного развития самого человека, в результате которого его руки оказались  способными выполнять более сложные  операции, чем передние конечности животного. Хотя глаз человека и уступает по зоркости глазу орла, а его  ухо не в состоянии услышать те звуки, которые улавливает слух некоторых  животных, тем не менее, человеческое ухо и глаз становятся «умными» органами и начинают по человечески воспринимать мир.

 Не последнее место в жизни первобытного человека занимает жилище. Оно защищало от холода, ветра, солнца, служило местом отдыха и восстановление сил. Наиболее ранние жилища – пещеры с выстланным полом (мхом, шкурами, ветками). Затем создаются искусственные жилища, прежде всего там, где отсутствуют естественные укрытия. Позже появляются жилища из настланных бревен, свайные постройки, полуземлянки.

Информация о работе Природа – Общество - Культура