Проблемы формирования эффективного коллектива и команды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:15, реферат

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы. Во все времена людям надо производить необходимые для жизни товары, продавать их и оказывать услуги. Хорошо они это делают или нет, зависит от их знаний, мастерства, творческих способностей, отношения к работе, используемых технологий, а также не в меньшей степени – от деловых качеств тех, кто ими руководит. Традиционно считалось, что ключевой фигурой в работе компании является ее руководитель. Роль управленческой команды в успехе бизнеса недооценивалась. Но практика менеджмента в последние годы показала, что это неоправданно и недальновидно. его подготовки и утверждения.

Вложенные файлы: 1 файл

21___.doc

— 728.50 Кб (Скачать файл)

Проблемы формирования эффективного коллектива и команды

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы. Во все времена людям надо производить необходимые для жизни товары, продавать их и оказывать услуги. Хорошо они это делают или нет, зависит от их знаний, мастерства, творческих способностей, отношения к работе, используемых технологий, а также не в меньшей степени – от деловых качеств тех, кто ими руководит. Традиционно считалось, что ключевой фигурой в работе компании является ее руководитель. Роль управленческой команды в успехе бизнеса недооценивалась. Но практика менеджмента в последние годы показала, что это неоправданно и недальновидно. От того, насколько эффективна работа команды, в конечном счете, зависит уровень финансовых показателей организации.

Деятельность команды  базируется на довольно специфической функции – командной выработке решения, в отличие от управленческого аппарата, где принятие решения распределено по уровням его подготовки и утверждения. Кроме того, каждая команда имеет особую внутреннюю координацию действий, основанную не на жесткой иерархической структуре подчинения и контроля, а на гибкой взаимосвязи между членами команды. Как показывают исследования, именно так понимают члены различных команд способ взаимодействия между собой. Например, на вопрос интервьюера: «Обсуждаются ли в среде руководителей альтернативные пути решения той или иной проблемы?» - свыше 70% опрошенных руководителей, считающих, что они работают в команде, ответили положительно, в то время как среди их коллег, не работающих, по их собственному мнению, в команде, это подтверждают только 34%1 [ ; ].

Умение менеджера внешнеторговой организации создать работоспособную команду стало в последнее десятилетие одной из необходимых  компетенций руководителя, наряду с профессионализмом, квалификацией и опытом.

На современном этапе развития российской экономики формы взаимодействия менеджеров и сотрудников не отличаются излишней доверительностью, взаимовыручкой и нацеленностью на общий успех. Слишком памятна еще постперестроечная разруха в экономике и кризис неплатежей 1998 г., когда каждый предприниматель спасался самостоятельно и ни на кого не надеялся. Практически над всеми наемными служащими в коммерческих организациях висел «Дамоклов меч» увольнения по сокращению штатов. Неспокойно в эти нелегкие времена работалось и в государственных учреждениях: служащие могли ощутить, почувствовать на себе «дыхание» кризиса неплатежей и нестабильность хозяйственных связей в экономике.

С точки зрения психологии эта «память на чувства» о событиях ушедшего десятилетия у наших современников гораздо сильнее «памяти на рациональные соображения». Но именно рациональные соображения диктуют необходимость обратиться к вопросу, какие шансы на выживание имеет в нынешних условиях коллектив внешнеторговой организации, не ощущающий себя единой сплоченной командой? Для чего нужна команда в современном бизнесе? Какую общность людей в этой сфере деятельности можно с полным основанием назвать «командой единомышленников»? Какие ассоциации возникают у нас, когда мы слышим признания руководителей внешнеторговых структур, что 90% успеха любого самого трудного начинания таятся в командной работе? К сожалению, российские менеджеры не всегда уделяют достаточно внимания поиску ответов на вышеприведенные вопросы. Поэтому изучение проблемы командной работы в целом и формирования продуктивной команды менеджером среднего звена, в частности, представляется актуальной задачей.

Цель курсовой работы – анализ психологических аспектов формирования команды менеджером среднего звена внешнеторговой организации.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи исследования:

- рассмотреть сущность понятия «команда» и виды команд;

- изучить психологические основы формирования команды, распределение ролей в команде;

- проанализировать факторы, влияющие на эффективность команды;

-.рассмотреть критерии оценки командной работы;

- провести эмпирическое исследование  командной работы двух отделов организации на примере ООО "Танаис" и сформулировать выводы по его итогам.

Объектом исследования является команда как коллектив людей, объединенных для решения задач бизнеса.

Предмет исследования – формирование эффективной команды.

При подготовке работы автор использовались методологические и теоретические положения отечественных и зарубежных учёных в области общего и стратегического менеджмента, теории организаций, управления персоналом, организационного поведения, психологии, социологии.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты формирования команды

1.1. Сущность  понятия «команда», виды команд

 

По мере возрастания  роли групповой работы в реализации задач внешнеторговых организаций повышается потребность в развитии таких качеств группы, которые превращают ее в тесно сплоченный коллектив единомышленников. Специалисты выделяют три разновидности группы с точки зрения их единства в понимании целей деятельности, в заинтересованности общего успеха, взаимодействия членов группы2[ ; ]:

а) обыкновенная группа сотрудников  – это сообщество индивидов, которое  регулярно взаимодействует, решая  единые задачи, и имеют схожие интересы;

б) рабочая группа – небольшое сообщество индивидов, которые осознают, взаимодействуют и чувствуют друг друга как целое. В рабочей группе создаются оптимальные условия для эффективной деятельности, включая взаимообмен информацией (примером рабочей группы может служить делегация внешнеторговой организации на переговорах). Члены рабочей группы характеризуются большей взаимозависимостью и взаимной ответственностью;

в) команда – это  особый вид группы, которая характеризуется  наличием специальных черт, определяющих эффективность ее деятельности. В команде все указанные выше характеристики присутствуют, но добавляются еще некоторые:

  • члены команды трудятся совместно, проявляя доверие к профессиональным и нравственным качествам партнеров;
  • в команде более тесное взаимодействие и взаимная зависимость;
  • работа в команде требует большего вклада от всех членов для реализации своего потенциала;
  • для командной работы присуще чувство локтя, гордость за совместные достижения;
  • работа в команде предполагает устойчивую обратную связь, которая позволяет членам команды осознать, как их воспринимают коллеги и окружающие.

Если обратиться к этимологии слова «команда» (от франц. commande, от англ. command), то пришло оно к нам из средних веков. В свое время в духовно-рыцарском ордене родственное слово «командор» обозначало одно из высших званий рыцаря, в более поздние времена это слово вошло в обиход некоторых стран и стало обозначать: начальник отряда судов, председатель яхт-клуба, руководитель автомобильного, велосипедного и др. пробегов и т.п. Если попытаться и дальше заглянуть в этимологию этого слова, то ясно, что в основе слова лежит корень “com”, который обозначает «совместность, взаимность действий, их завершенность».

Кроме того, имеется еще  и масса смысловых значений слова  «команда», из которых, как представляется, самым интересным является «команда в бизнесе» или скорее «team» по-английски. Именно слово «team» и используется в современной англоязычной литературе для обозначения командного принципа организации любого вида деятельности, например, внешнеэкономической деятельности.

Существуют разные подходы  к определению понятия «команда». Сложность определения данного  понятия привела к тому, что  некоторые авторы монографий, учебников  и учебных пособий стремятся  к тому, чтобы, анализируя достоинства, трудности и проблемы командной работы, исключить в тексте дефиницию «команда»3 [ ; ].

Достаточно просто формулирует  понятие «команда» заведующий кафедрой управления персоналом Института государственного управления и социальных исследований профессор В.П.Пугачев: «команда – это сплоченная рабочая группа, или трудовой коллектив»4 [ ; ]. Получается, что любой отдел, сектор, департамент и иное функциональное подразделение компании, являясь трудовым коллективом, следует считать командой. Трудно согласиться с таким определением команды, ибо далеко не каждый трудовой коллектив обладает необходимым уровнем сплоченности, единством в понимании целей и задач совместной работы.

Более полную характеристику понятию «команда» дают ученые МГУ  О.А.Волкогонова и А.Т.Зуб: «Команда – группа людей, имеющих высокую квалификацию в определенной области и максимально преданных общей цели деятельности, для достижения которой они действуют сообща, взаимно согласовывая свою работу»5 [ ; ].

Преподаватель Института  бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ А.И.Кочеткова посвятила проблеме формирования и развития команды в своей монографии отдельную и солидную по объему главу. Она считает, что «команда – это небольшая группа работников, стремящихся к достижению общей цели, постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия»6 [ ; ].

Профессор ВАВТ Л.Г.Зайцев, подчеркивая мысль о том, что  понятие «команда» отличается от понятия «группа», приводит следующее  определение: «Команда – это рабочая группа, в которой обеспечено единство членов, и уровень противоречий внутри группы находится на минимальном уровне»7 [ ; ].

Профессор ВАВТ В.П.Медведев выделяет два существенных элемента команды: ее численность и предназначение. Он считает, что команда – это  «группа людей, состоящая из 3-х и более человек, созданная для выполнения определенных совместных действий»8 [ ; ].

Среди зарубежных исследователей феномена «командная работа» отметим  мнение известных специалистов М.Х. Мескона, М. Альберта и М. Хедоури, которые понятие «команда» отождествляют с понятием «комитет». Поэтому их определение звучит так: «Комитет – это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий В основе работы комитета – групповое принятие решений и осуществление действий»9 .

В дальнейшем под командой менеджера будем понимать «группу специалистов-единомышленников, объединенных общей целью деятельности и сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является менеджером соответствующего уровня»10.

Специфика команды как  социальной группы в том, что неформальные отношения между ее членами могут  иметь большее значение, чем формальные, а действительная роль и влияние конкретной личности могут не совпадать с ее официальным статусом. На основе собственных ценностей в команде развивается специфическое чувство общности, объединяющее членов команды.

Деятельность команды  и поведение каждого ее участника  осуществляется на основе определенных «предписаний» - правил работы, которые  представляют собой совокупность добровольно принятых членами команды неписаных принципиальных положений и важнейших норм. С помощью этих правил обеспечивается внутренняя организация команды, «разделение труда», координация, согласование и единство действий, четкая система контроля. Правила служат для регулирования внутрикомандных отношений, деятельности и поведения членов команды.

В качестве характеристик, присущих команде, можно отметить следующие:

- единство целей членов команды.  Сотрудники должны понимать командную  цель одинаково, чтобы «не тянуть в разные стороны» при ее реализации;

- умение и желание работать. Представляется, что первому –  «умению работать» еще можно  научить. А вот без «желания  работать» даже профессионал  не внесет существенного вклада  в деятельность команды. Вот что утверждает вице президент «Русской вино-водочной компании» Константин Попов: «В команде должны работать те люди, которые хотят в этой жизни чего-то достичь. К сожалению, по статистике 40% людей, живущих в России, ничего не хотят достигать. Для них самое главное – защититься от каких-то неблагоприятных воздействий. На умном языке это называется мотивация избегания… Каждый новый человек, который приходит к нам, должен гореть на работе, принести какие-то новые навыки и умения для компании, проявлять разумную активность и заинтересованность в общем успехе»11;

- умение и желание общаться  друг с другом. Это необходимо  для того, чтобы при решении  определенных задач члены команды  понимали друг друга и быстро  договаривались;

- отношения партнерства и доверия друг к другу. В этой характеристике понимание роли каждого члена команды для реализации общего дела представляется чрезвычайно важным;

- сплоченность. Сплоченность характеризует  степень приверженности к команде  ее членов. Принято считать, что  группа, в том числе и команда, удовлетворяет человека до тех пор, пока ион полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превалируют над «издержками», но превалируют в большей степени , чем это могло быть в какой-либо другой группе или команде. В сплоченной команде сотрудники готовы поддерживать «своего» члена команды и отстаивать общие интересы команды всегда и везде.

- обратная связь. Устойчивая обратная связь позволяет членам команды осознавать, как их воспринимают коллеги и окружающие.

В печати отмечается: неудачные попытки некоторых руководителей внешнеторговых организаций на «голом месте» создать команду для решения какой-либо конкретной производственной задачи обусловлены непониманием принципов объединения людей. Команда – это всегда производное командного духа, а «вселить» его в простую группу людей, пробудить или поддерживать - самая сложная задача для любого руководителя. Это требует и таланта, и условий, которые далеко не всегда выполнимы. Следует иметь в виду, что создание команды в современных условиях является по большей части «производством штучного товара». И главным препятствием для широкого внедрения этой технологии в России является состояние массового сознания. Как отмечается в современных исследованиях, «российскому бизнесу еще предстоит пройти путь от общинной бессознательности через животный эгоизм – к осознанному взаимовыгодному сотрудничеству нового времени. Пока такой модели нет в массовом сознании, следовательно, ее нет ни в обучающих системах, ни в бизнес-технологиях»12 .

Рис. 1. Основные этапы «жизни» команды

 

Каждая команда проходит основные этапы своего развития, имеет  свой жизненный цикл. Выделяют следующие  этапы (рис. 1.) в «жизни» команды13 :

  • притирка. На этом этапе члены команды при ведущей роли менеджера узнают друг друга, обмениваются информацией, формулируют задачи команды. В общении проявляется вежливость, выжидательная позиция и независимость. Взаимоотношения при этом отличаются осторожностью и тревожностью;
  • ближний бой (бурление). Члены команды конкурируют за относительное влияние, дискутируют в направлениях развития. Начинается критика существующих и поиск новых форм работы. Между участниками команды возможны напряженные отношения. Нередко происходят столкновения по поводу функций и ответственности членов команды;

Информация о работе Проблемы формирования эффективного коллектива и команды