Происхождение и смысл понятия «культура». Основные идеи и принципы христианской культуры Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:21, контрольная работа

Краткое описание

Что такое культура? Почему этот феномен породил такое множество разноречивых определений? Отчего культурность как некое свойство оказывается неотъемлемой чертой различных сторон нашего социального бытия? Можно ли выявить специфику данного антропологического и общественного явления? Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как “культура ума”, “культура чувств”, “культура поведения”, “физическая культура”. В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.

Содержание

ЗАДАНИЕ 1. Происхождение и смысл понятия «культура».

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………………….3
1. Происхождение понятия «культура»…..………………......................3
2. Проблема определения культуры ……………………………………….4
3. Историческое развитие понятия «культуры»………………..7
3.1 Домарксистские и немарксистские теории культуры ………..7
3.2 Маркистско - ленинская теория культуры………………........11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….............12
Список использованных источников…………………………………….12


ЗАДАНИЕ 2. Основные идеи и принципы христианской культуры Средневековья.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………...13
1. Основные черты средневековой духовной культуры……………..…..13
2. Процесс христианизации в средневековье……………………………..14
2.1. Процесс христианизации в Европе………………………………..15
2.2. Процесс христианизации на Руси…………………………………16
3. Особенности средневекового миропонимания………………………...18
3.1. Сущность христианства и в чем его роль как явления культуры..19
3.2. Христианское сознание как основа средневекового менталитета..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....24
Список использованных источников…………………………………………....25

ЗАДАНИЕ 3
Ответы на тест №2………………………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология КР.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Гродненский Государственный  университет имени Янки Купалы»

 

 

 

Факультет физической культуры

 

 

 

Контрольная работа по предмету:

Культурология

 

 

ТЕМА: Происхождение и смысл понятия «культура».

Основные идеи и принципы христианской культуры Средневековья.

Тест №2

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Аскерко Т.В.

Студентка 3 группы II курса

Заочного отделения

Домашний адрес:

Минская обл., Клецкий  р-н.

Д. Нагорное, ул. Молодежная 9 кв.1

222648 тел. 8 (01793) 44230

 

 

Гродно 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ЗАДАНИЕ 1. Происхождение и смысл понятия «культура».

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………………….3

1. Происхождение понятия «культура»…..………………......................3

2. Проблема определения культуры ……………………………………….4

3. Историческое развитие понятия «культуры»………………..7

3.1 Домарксистские и немарксистские теории культуры ………..7

3.2 Маркистско - ленинская теория культуры………………........11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….............12

Список использованных источников…………………………………….12

 

 

ЗАДАНИЕ 2. Основные идеи и принципы христианской культуры Средневековья.

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………...13

1. Основные черты средневековой духовной культуры……………..…..13

2. Процесс христианизации в средневековье……………………………..14

2.1. Процесс христианизации в Европе………………………………..15

2.2. Процесс христианизации на Руси…………………………………16

3. Особенности средневекового миропонимания………………………...18

3.1. Сущность христианства и в  чем его роль как явления  культуры..19

3.2. Христианское сознание как основа средневекового менталитета..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....24

Список использованных источников…………………………………………....25

 

ЗАДАНИЕ 3

Ответы на тест №2………………………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 1. Происхождение и смысл понятия «культура».

 

Введение

 

Что такое культура? Почему этот феномен породил такое множество разноречивых определений? Отчего культурность как некое свойство оказывается неотъемлемой чертой различных сторон нашего социального бытия? Можно ли выявить специфику данного антропологического и общественного явления?

Понятие культура относится  к числу фундаментальных в  современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело  бы такое множество смысловых  оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как  “культура ума”, “культура чувств”, “культура поведения”, “физическая культура”. В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.

Американские культурологи Альфред Кребер и Клайдж Клакхон в их совместном исследовании, посвященном критическому обозрению концепций и определений культуры, отметили огромный и всевозрастающий интерес к этому понятию. Так, если, по их подсчетам, с 1871 г. по 1919 г. было дано всего 7 определений культуры, то с 1920 по 1950 они насчитали 157 определений этого понятия. Позже количество определений значительно увеличилось. Л.Е. Кертман насчитал более 400 определений. Такое многообразие объясняется, прежде всего, тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия.

На вопрос, что же такое  культура, В.С.Соловьев недоуменно отвечал: “Тут и Вольтер, и Боссюэ, и Мадонна, и Папа, и Альфред Мюссэ, и Филарет. Как же это все в одну кучу свалить  и вместо бога поставить?”

Поэтому попробуем разобраться, что же такое «культура».

 

  1. Происхождение понятия «культура».

 

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать  почву. В средние века это слово  стало обозначать прогрессивный  метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации.

Итак, первоначально понятие  культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Воспитание включало не только развитие умения следовать существующим нормам и обычаям, но и поощрение желания им следовать, формально уверенность в способности культуры удовлетворить все потребности и запросы человека. Такая двуаспектность свойственна пониманию культуры в любом обществе. Хотя само слово "культура" вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со 2-ой половины 18 века, более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской традиции, драхма в индийской традиции).

Использовалось в сугубо функциональном значении (лат. culture – возделывание, обрабатывание) и предполагало деятельность, направленную на обработку земли и уход за нею (лат.agricultura). Толчком к началу процесса преобразования понятия, по мнению В. Давидовича, послужила работа римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона «Тускуланские диспуты», вышедшая в свет в 45 год до н.э. В ней автор впервые использовал указанное слово в переносном смысле – применительно к воздействию на человеческий ум. В новом своем значении понятие культуры означало уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека (лат. cultura animi).

Четкое выделение культуры уже  не в связи с каким-либо объектом в родительном падеже, а как  имени существительного связано  с трудами С. Пуффендорфа, немецкого  просветителя-философа и юриста. В 1684г. Он и впервые характеризует культуру как нечто единое, противополагаемое «естественному состоянию». Согласно его логике, культура есть то, что содеяно человеком за минусом природного.

Последующие шаги в развитии термина  «культура связаны с именем И. Гердера. Он утверждал, что рост культуры обнаруживает себя как закон истории, доказывал существование единой во времени цепи событий, выраженной в виде преемственности элементов культуры, к которым он относил язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию. Гердер рассматривал культуру как то, что сплачивает людей воедино, выступает и как результат, и как стимул общественного развития.

Уже в XYIII веке формируется критический  подход к культуре. В новом свете  культура начинает рассматриваться  как притворство (Шопенгауэр) или как средство подавления творческих жизненных инстинктов человека (Ницше).

Достигнуто согласие и в том, что аксиологические концепции, в соответствии с которыми культура рассматривается как набор ценностей, являются односторонними, ограниченными, замыкающими культурные явления в относительно узкие рамки.

Поэтому понятие культуры можно  трактовать по-разному, и все трактовки  будут правильными.

 

  1. Проблемы определения культуры.

 

Понятие «культура» является центральным  в социальной и культурной антропологии. Это понятие в его современном значении начало применяться в Европе в XVIII в. благодаря работам таких мыслителей, как Дж. Вико, И. Г. Гердер, Ш. Монтескье. В этот период волна географических экспансий, как неоднократно бывало и прежде в истории, привела к обострению интереса людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов, образа жизни с теми, что свойственны другим странам; к дискуссиям о правомерности культурного многообразия.

Со второй половины XIX в. понятие  «культура» постепенно приобретает статус научной (а не только философской) категории. Оно практически перестает означать «высокий» уровень развития общества. Понятие «культура» стало пересекаться с категориями цивилизации, общественно-экономической формации.

В XX в. из научных представлений  о культуре уходят обертоны романтизма, придающие им сопутствующие значения уникальности, творческого порыва, духовности, освобождения от бремени  повседневности. Как отмечал Ж- П. Сартр, культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она — дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо.

Понятие «культура» употребляется  сегодня во множестве значений.

Исходные общие представления, существующие в культурной антропологии, не дают ответа на вопрос «что в реальности есть культура?», но налагают ограничения на процессы и явления, включаемые в сферу изучения, служат основанием для поиска и интерпретации связей между материальными и идеальными толкованиями человеческих действий на уровне микро- и макровременных процессов социо-культурной жизни.

С этой точки зрения понятие «культура» подразумевает не теорию или модель, позволяющую поступательно двигаться  к «правильному» объяснению человеческих феноменов, но такое теоретическое поле для их толкования, которое предупреждает неадекватный редукционизм либо только к материальным, либо только к идеальным феноменам.

Говоря о современной концептуализации понятия «культура», целесообразно  отметить, что она осуществляется по двум различным, хотя и взаимосвязанным направлениям. Первое из них было достаточно подробно разработано в пределах школы Т. Парсонса. Здесь культура считается всего лишь одной составляющей набора аналитических конструктов, предназначенного для анализа социального действия. Категория обеспечивает «аналитическую плоскость» структурирования для ценностей наряду с биологией, выполняющей ту же роль для требований организма, с психологией — для индивидуальных потребностей и обществом — для институтов. Второе направление возродилось в работах К. Леви-Стросса. Культура считается особой упорядоченной селективной областью феноменов, противопоставляемой «природному». «Природное» рассматривается как материал для «культуры» — реализованной способности человека специфичным образом «метить» окружение как свою «среду».

Различия между этими толкованиями не абсолютны. Речь идет об акцентах в  выборе предмета и объекта изучения при наличии более общих разделяемых  представлений о культуре.

Культура — центральное теоретическое понятие культурологии. Его отличительной особенностью является чрезвычайная многозначность интерпретаций и трактовок, другими словами — полисемантичность.

В современном звучании и написании  слово «культура» имеет несколько  значений. Исторически первые из них:

1) возделывание, обработка, уход, земледелие;

3) воспитание, образование, развитие;

4) почитание, культ («культ Ора,  Ура»);

Впервые понятие «культура» в значении умственная, духовная деятельность употребил Цицерон в 45 г до н.э. Он назвал философию культурой души, т.е., воспитывая свой разум, обрабатывая его как крестьянин землю, человек развивает свои умственные способности, совершенствует духовную деятельность.

В современном языке под культурой  понимают:

- Свойство человека в сфере  социального поведения (культурный – хамский);

- Отождествление культуры с  образованностью (культурный –  необразованный);

- Культура как городской способ  жизни (культурный – деревенский);

- Культура как болезнь человечества (христианско-православный взгляд);

В литературе можно встретить различные  попытки упорядочить это множество определений. В нем выделяются, например, следующие виды определений культуры.

Антропологические — исходят из то , что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком («вторая природа»).

Ценностные — трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.

Нормативные — утверждают, что  содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.

Адаптивные — культура трактуется как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются  к природным условиям.

Исторические — подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.

Функциональные — характеризуют  культуру через функции, которые  она выполняет в обществе, и  рассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней.

Семиотические — рассматривают  культуру как систему знаков, используемых обществом.

Символические — акцентируют внимание на употреблении символов в культуре.

Информация о работе Происхождение и смысл понятия «культура». Основные идеи и принципы христианской культуры Средневековья