Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:33, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных способов разрешения конфликта.
В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие задачи:
- теоретический анализ проблемы разрешения конфликтов;
- разработка плана разрешения споров;
- анализ типичных ошибок возникающих в споре;
- рассмотрение способов предупреждения конфликтов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
ГЛАВА І. КОНФЛИКТЫ.
1.1.Причины и функции конфликтов……………………………...5
1.2.Структура и уровни конфликта……………………………….9
1.3.Регуляция межличностных конфликтов……………………...18
ГЛАВА II. СПОР.
2.1. План разрешение споров ……………………………………….21
2.2. Типичные ошибки, возникающие в споре ……………………22
2.3. Предупреждение конфликтов в споре………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….33
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В СПОРЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА І. КОНФЛИКТЫ.
1.1.Причины и функции конфликтов……………………………...5
1.2.Структура и уровни конфликта……………………………….9
1.3.Регуляция межличностных конфликтов……………………...18
ГЛАВА II. СПОР.
2.1. План разрешение споров ……………………………………….21
2.2. Типичные ошибки, возникающие в споре ……………………22
2.3. Предупреждение конфликтов в споре………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты происходят в жизни каждого человека. Это мелочные стычки на бытовой почве, геополитические конфликты, различные конфликтные взаимодействия в рамках выполнения служебных обязанностей, без которых порой невозможно решить поставленные задачи. Жизнь современного делового человека до предела перегружена сложными ситуациями, требующими умения разрешать многочисленные противоречия между людьми.
Конфликтные ситуации возникают во всех социальных сферах. Конфликт – это один из видов социального взаимодействия, участниками которого могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и организации. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем больше дифференцировано общество, тем больше несовпадающих и взаимоисключающих интересов, целей и, следовательно, больше источников для потенциального конфликта.
Особенно актуальной на сегодняшний день является проблема разрешения конфликтов в споре, т.к. они дезорганизует людей, переводят их в эмоции, а не разум. Поэтому необходимо владеть навыками предотвращения возникновения, сглаживания последствий конфликта, разрешение споров, умением подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.
Чаще всего конфликты
не сами разрушительно действуют
на людей и затрудняют их совместную
жизнь, а следствия некоторых
форм поведения в конфликтной
ситуации: страх, враждебность, угрозы.
Если эти переживания чрезмерно
интенсивны и длительны, у людей
может возникнуть и закрепиться
оборонительная реакция, т.е. поведение,
которое вплетается в структуру
личности и искажает характер мышления,
поступков и чувств. Негативные последствия
страха, враждебности и чувства опасности
распространяются и на другие ситуации,
участником которых становится данный
субъект. Таким образом, возникает
нечто вроде цепной реакции, которая
охватывает все более широкие
области межличностных
Актуальность проблемы разрешения конфликтов повлияла на выбор темыреферативной работы: «Разрешение конфликтов в споре».
Целью данной работы является анализ основных способов разрешения конфликта.
В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие задачи:
- теоретический анализ проблемы разрешения конфликтов;
- разработка плана разрешения споров;
- анализ типичных ошибок возникающих в споре;
- рассмотрение способов предупреждения конфликтов.
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТ.
1.1.ПРИЧИНЫ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ.
Понятие «конфликт» характеризуется
исключительной широтой содержания
и употребляется в
Существуют две
1) конфликт является свойством
человеческого характера,
2) конфликт вызывается
объективными причинами, не
Многие авторы придерживаются
идеи о том, что конфликт возникает
из сложного взаимодействия многих сил,
находящихся как вовне, так и
внутри человека, то есть конфликт вызывается
действием объективных и
С позиций материалистической методологии социальный конфликт обусловлен в первую очередь объективными социально-экономическими детерминантами [1,152]. Кроме того, конфликт представляет собой сложное комплексное явление, в котором присутствуют социально-психологические аспекты. В то же время, имеется тип конфликтов, которые порождаются главным образом социально-психологическими факторами (внутриличностные конфликты).
У.Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов [2, 12]:
1) Информационный фактор
— это та информация, которая
приемлема для одной стороны
и неприемлема для другой. Это
может быть: неполная, неточная информация
одной из сторон; нежелательное
обнародование; недооценка
2) Структурный фактор—
формальные и неформальные
3) Ценностный фактор —
те принципы, которые провозглашаются
или отвергаются; которым
— личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);
— групповые системы верований и поведения;
— системы верований и поведения общества;
— ценности всего человечества;
— профессиональные ценности;
— религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.
4) Фактор отношения —
удовлетворение от
— основа отношений (добровольные или принудительные);
— сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
— ожидания от взаимоотношений;
— важность взаимоотношений;
— ценность взаимоотношений;
— длительность взаимоотношений;
— совместимость людей в процессе взаимоотношений;
— вклад сторон во взаимоотношения и т.д.
5) Поведенческий фактор — это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество (по К. Томасу).
В самом общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов [3, 36]:
С точки зрения причин выделяется три типа конфликтов [4,49]:
1. Конфликт целей. Ситуация
характеризуется тем, что
2. Конфликт взглядов, когда
участвующие стороны
3. Конфликт чувств, когда
у участников различны чувства
и эмоции, лежащие в основе
их отношений друг с другом
как личностей. Люди просто
вызывают друг у друга
Функции конфликта – это
воздействие конфликта или его
результатов на оппонентов, их отношения
и на социальную и материальную среду.
В зависимости от сферы влияния
можно выделить следующие основные
функции конфликта: воздействие
на психические состояния и, как
следствие, на здоровье участников; воздействие
на взаимоотношения оппонентов; на
качество их индивидуальной деятельности;
на социально-психологический
По направленности воздействия
выделяют деструктивные и конструктивные
функции конфликта. В групповых
отношениях конструктивная функция
конфликта проявляется в
Таким образом, обычно конфликт несет в себе как конструктивные, так и деструктивные стороны, по мере развития конфликта функциональность его может меняться. Оценивают конфликт по преобладанию той или иной функции. Основные причины конфликтов вызваны проблемами в отношениях между людьми.
1.2.СТРУКТУРА И УРОВНИ КОНФЛИКТА.
Структура конфликта - совокупность
устойчивых элементов конфликта, динамически
взаимосвязанных и организующих
конфликт в целостную систему
и процесс. Имеет объективный
и субъективный уровни, противопоставление
которых неправомерно. На объективном
уровне основными элементами структуры
конфликта являются: основные факторы
макроситуации (физической и социальной
среды), опосредованно влияющие на конфликт;
основные факторы физической и социальной
среды, непосредственно влияющие на
конфликт: второстепенные участники
конфликта; основные участники конфликта,
их потребности, интересы и цели, объект
и предмет конфликта и др. К
основным субъективным элементам структуры
конфликта можно отнести
Реальный конфликт представляет
собой социально-
В большинстве случаев конфликт порождается объективной конфликтной ситуацией, отражающей стремление одной из сторон к достижению некоторого желаемого для нее состояния, при этом объективная конфликтность ситуации не осознается сторонами.
Конфликт относится к
тому типу ситуаций, к которому применима
теория Томаса об определении ситуации.
Ее приложение к конфликтам означает,
что если человек определяет ситуацию
как конфликтную, она становится
конфликтом, ибо в своих дальнейших
действиях в данной ситуации он основывается
на этом определении, на том значении,
которое он ей придал, соответственно
развивая конфликтное взаимодействие,
оценивая действия партнера, выбирая
соответствующие стратегии
«Определение ситуации»
представляет собой теоретический
конструкт, используемый нами для обозначения
результата восприятия (построения образа)
ситуации и ее интерпретации («объяснения»).
В возникновении конфликтов именно
соответствующее определение
Однако нередко конфликтность
образов возникает в том
Адекватно понятый конфликт. Конфликтная ситуаций объективна, стороны правильно оценивают существо реального конфликта, т.е. дают объективную трактовку происходящего.
Неадекватно понятный конфликт. При неадекватности понимания происходящего конфликтная ситуация реальна, и стороны ее осознают, но их понимание ситуации не вполне соответствует действительности.