Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:37, реферат
Все сведения о жизни и культуре запорожских казаков можно черпать из летописаний, где рассказывается, главным образом, о войнах и походах, общественной и культурной жизнях; и писали летописи сами казаки.
Введение…………………………………………………………………….. .. 3
Глава 1. Казачество как культурный феномен……………………………... 5
Глава 2. Самобытные черты культуры Запорожской Сечи ,просвещение и научные знания……………….......................................................................... 7
Глава 3. Книгопечатание …………………………………………………….. 9
Глава 4. Устное народное творчество. Язык. Литература………………… 10
Глава 5. Архитектура и изобразительное искусство………………………..14
Глава 6. Глава 7. Материальная культура. Обычаи украинского народа....16
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………… 20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат на тему:
Роль запорожского казачества в развитии Украинской культуры
Симферополь
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Казачество как культурный феномен……………………………...
5
Глава 2. Самобытные черты культуры Запорожской
Сечи ,просвещение
и научные знания………………..................
Глава 3. Книгопечатание …………………………………………………….. 9
Глава 4. Устное народное творчество. Язык. Литература………………… 10
Глава 5. Архитектура и изобразительное искусство………………………..14
Глава 6. Глава 7. Материальная культура. Обычаи украинского
народа....16
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность темы.
Усиление феодального гнета на Киевщине, Черниговщине, Волыни, Подолии, Переяславщине, в Галичине вынуждало крестьян и мещан убегать из барских имений в степи южной Украины. Беглецы называли себя казаками, то есть свободными людьми. Первые упоминания о казаках содержат письменные источники конца XV—начала XVI в.
Обживая
земли на Нижнем Поднепровье, казаки
занимались там земледелием, скотоводством,
ремеслами и промыслами, "торговали
продуктами своего труда, основывали хутора
и села. Между казаками с самого
начала их существования не было равенства.
Они делились на бедноту (сероту, голоту)
и богачей (старшин, зажиточных людей),
которые переселялись на новые земли,
закладывали хозяйства, эксплуатировали
бедноту.
Однако на казачьей
земле не существовало обременительного
феодального угнетения и крепостного
права. Это привлекало к казакам все новые
и новые массы беглецов из угнетенных
крестьян и мещан. Значительная часть
казачества сосредоточилась в южных степях
за порогами Днепра.
Эта большая территория Украины получила
название Запорожье. Днепром и его многими
притоками казаки пользовались для связи
с Киевом и всей Украиной.На юг Украины
прибывали переселенцы из России, Белоруссии,
Польши, Литвы и Молдавии. Это способствовало
хозяйственному освоению южных украинских
земель и защите их от вражеских вторжений.
Казачьи вооруженные силы формировались
из беглецов. Их жизнь была нелёгкой, полной
тревог и опасностей. По свидетельству
современника, казаки были «хорошо закалены,
легко переносили зной и холод, жажду и
голод, неутомимы в битвах, отважны, смелы,
или, скорее, отчаянны, собственной жизнью
не дорожили». Они умело оборонялись от
врагов, искусно стреляли из ружей и пушек,
на челнах-чайках воевали на море.
Практическое значение реферата, является оценивание роста культурной значимости на територии Украины в период Запорожской Сечи.
Задачи реферата:
1.Расскрыть понятие появления культурного
феномена Запорожская Сечь;
2. Его влияние на культуру украинского
народа;
3. Материальная
культура. Быт и обычаи украинского народа
;
Глава1. Казачество как культурный феномен
Нижнее
течение Днепра между его притоками
Самарой и Конкой издавна пересекали
каменные скалы-пороги: Кодакский, Сурский,
Ненасытец, Вольный, Лоханский, Звонецкий,
Вовнижский, Будило и другие. Дальше
на юг в могучий Днепр впадали
многие речки, в долинах и устьях
которых раскинулись богатые
луга и плавни. На Днепре образовалось
много больших и малых
Где-то в
30-40-х годах XVI в. казаки объединили свои
силы и создали могущественную по
тому времени крепость — Запорожскую
Сечь, которая сперва стояла на днепровском
острове Томаковка, а потом —
на острове Базавлук (Чертомлык) вблизи
нынешнего села Капулевка Днепропетровской
области. Австрийский посол Эрих
Лясота в дневнике от 9 июня 1594 г. записал:
«Прибыли на остров, называемый Базавлук,
лежащий вблизи одного из днепровских
рукавов — Чертомлыка... Тут была
тогда казачья Сечь». О доблести
запорожских казаков уже тогда
знали далеко за пределами Украины.
Потому и не удивительно, что в
Сечь прибыл посол от императора Австрии,
чтобы попросить казаков
Запорожская Сечь имела своеобразную военно-административную организацию, которая корнями своими уходила к вековым традициям Киевской Руси. Вокруг Сечи казаки выкапывали глубокие рвы и насыпали земляные валы. На этих довольно высоких сооружениях устанавливались пушки, строились оборонительные башни с бойницами. Там постоянно дежурили вооруженные казаки. В центре крепости находилась просторная площадь, где проходили военные советы и решались все вопросы казачьей жизни. Площадь окружали казачьи жилища — курени, построенные из лозы или деревянных бревен и крытые камышом, канцелярия, пушечные мастерские, церковь, дома старшины. Казацкое войско (Кош, или сечевое товарищество), насчитывавшее несколько тысяч вооруженных воинов, делилось на войсковые единицы — курени, возглавляемые выборными атаманами. На общих военных советах (радах) казаки избирали старшину — кошевого атамана, писаря (ведал канцелярией), есаулов (следили за порядком), обозного (командовал артиллерией), судью. Кошевому атаману вручалась булава как знак наивысшей власти в Запорожской Сечи. Старшине вручались клейноды (знаки): бунчук (медный либо золоченный шар на деревянном держаке, к шару прикреплялся пучок волос из конского хвоста), хоругви (разноцветные флаги с изображениями святых, крестов, оружия и т. п.), печать для заверения документов.
В руках казачьей старшины, избранной из зажиточных казаков, сосредоточивались богатства и власть. Старшина эксплуатировала бедноту (серому) и вершила все дела на Запорожье. В основном Запорожская Сечь состояла из украинцев, но в товарищество без ограничений принимались русские, белорусы, поляки, литовцы, молдаване, армяне, татары и представители других национальностей. Женщин в Запорожскую Сечь не допускали.
На запорожских землях старшина основывала свои имения — зимовники, где работали казаки-батраки. Они занимались тут земледелием, присматривали за скотом, трудились на промыслах.
Все же организация казачества на Запорожье характеризовалась определенным демократизмом. Тут признавали право казаков на землю, на участие в управлении Запорожьем, на выборы старшины и т. п. Хотя в полной мере этими правами пользовалось, конечно же, зажиточное казачество, но порядки на Запорожье очень отличались от феодальных.
Глава 2. Самобытные черты культуры Запорожской
Сечи ,просвещение и научные знания.
Издавна на Украине существовало домашнее (семейное, родительское) обучение и воспитание детей. Детям передавались трудовой опыт и жизненная мудрость, красота родного языка, стремление к воле и братству. Люди стихийно стремились овладеть научными знаниями, опираясь на мгновековой опыт поколений. Это стихийное народное образование и накопленные знания стали основой и начальным этапом познания жизни, наук, способствовали возникновению школ грамоты в далекие времена средневековья. Развивался украинский язык, который играл значительную роль в развитии просвещения и научных знаний, духовном прогрессе на Украине.
Первая
украинская школа возникла в 1550 г. в
местечке Красноставе (Восточная Галичина).
Такие школы грамоты
Значительным центром школьного образования и науки на Украине стала Острожская греко-славянская школа (1578), которая поднялась до уровня академий того времени. В ней преподавались грамматика, арифметика, астрономия, музыка, греческий, латинский, польский и славянский (русский) языки. Первым ректором этой школы стал ученый-просветитель Герасим Смотрицкий, а преподавателями были Демьян Наливайко (брат народного героя), Василий Суражский, Тимофей Михайлович и другие образованные люди. Острожская школа давала среднее и высшее образование. В ней получил образование Петр Сагайдачный.
Острожская школа существовала до 1640 г. и оказала заметное влияние на дальнейшее развитие просвещения Украины, подготовила определенные условия для появления братских школ (т. е. школ, открываемых братствами) во Львове, Каменце-Подольском, Виннице, Луцке, Киеве и других городах. Первой была открыта братская школа во Львове (1586), а ее ректором стал Иов Борецкий, преподавателями — Стефан и Лаврентий Зизаний, Памво Беринда и др. Обучение в братских школах регламентировалось уставом («Порядок школьный»). В братских школах обучались дети шляхты, духовенства, мещан, казаков (преимущественно зажиточных).
С начала
XVII в. центр просвещения на Украине
переместился в Киев, где в 1615 г. была
открыта братская школа и группировались
ученые-просветители Иов Борецкий (переехал
из Львова и стал ректором Киевской
братской школы), Елисей Плетенецкий, Захария
Копистенский, Тарас Земка, Мелетий
Смотрицкий, Касиян Сакдвич и др.
Рядом с братской школой на Подоле
митрополит Петр Могила в Печерской
лавре основал гимназию. В 1632 г. обе
школы объединились в Киевский коллегиум,
который сравнялся с
Преподаватели тогдашних школ создавали учебные пособия. Например, по «Грамматике славянской» (1619) Мелетия Смотрицкого обучались учащиеся русских, украинских и белорусских школ на протяжении почти 150 лет. М. В. Ломоносов называл ее «вратами учености».
В центрах просвещения — Остроге, Львове, Киеве развивалась наука, создавались книги по языкознанию, философии, астрономии, математике. Среди ученых известны имена профессоров Юрия Котермака, Павла Русина, Иннокентия Гизеля, Иосифа Кононовича-Горбацкого.
Острожская школа, Киевский коллегиум, братские школы одновременно были и центрами борьбы против наступления католицизма и униатства.
Глава 3. Книгопечатание
На Украину книги длительное время привозились из других стран, поскольку собственного книгопечатания не было. В учебнике по истории СССР рассказывалось о деятельности в Москве первопечатника Ивана Фёдорова и его помощника белоруса Петра Мстиславца. Гонимые в период царствования Ивана Грозного печатники переехали в Литву. Они открыли типографию в городе Заблудове (Белоруссия), а затем Мстиславец занимался печатным делом в Вильно, а Федоров — во Львове.
На средства,
пожертвованные мещанами, Иван Федоров
основал первую на Украине типографию
во Львове (1573), а в следующем году
увидели свет и первые книги —
«Апостол» и «Букварь» для
обучения детей грамоте. Начало книгопечатания
— знаменательное событие в культурной
жизни на Украине. Но из-за материальных
трудностей Иван Федоров вынужден был
продать свою типографию и переехать
в Острог, где на средства магната
Константина Острожского
После смерти Ивана Федорова (1583) печатное дело на Украине продолжалось. В Львове его типографию выкупило братство и продолжало издание книг. Длительное время действовала и типография в Остроге.
В конце
XVI — начале XVII в. в городах Украины
действовали около 40 типографий, в
частности в Львове, Остроге, Киеве,
Почаеве, Луцке, Кременце, Чернигове. Известными
последователями Ивана Федорова
стали печатники Василий
XVII в.
типографию основал (при
Информация о работе Роль запорожского казачества в развитии Украинской культуры