Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 21:37, реферат
Солярные знаки (Солнечные знаки) - круговые и крестообразные изображения, символизировали Солнце, огонь. Одни из самых почитаемых символов. Громовой знак - шестилучевые розетки. Связаны с древним святилищем бога грозы и воинских дружин Перуна. Свастика - движущийся крест, знак движения Солнца. Конь - символ богатства, а так же восхода Солнца. Птица - символ счастья, успеха. Русалка - хранительница вод. Цветы - символ здоровья и успехов в делах. Единорог (индрик) - знак луны, целомудрия, женского начала. Древо жизни - Мать природа, единство всего сущего. Весь рисунок в целом - это пожелание успехов, здоровья, счастья, отображение картины мира.
Введение…………………………………………………………………3
Историческая справка………………………………………………5
Росписи Северной Двины………………………………………………….7
Пермогорская роспись………………………………………………….7
Борецкая роспись……………………………………………………….9
Ракульская роспись……………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение 1. Пермогорская роспись…………………………………………16
Приложение 2. Борецкая роспись………………………………………………17
Приложение 3. Ракульская роспись……………………………………………18
Введение.
Своему появлению роспись обязана верой древнего человека в духов земли, неба, воды- Одних нужно было задабривать, от других защищаться, другим объяснять "что от них требуется". Так например волнистая линия по ободу горшка не позволяла злокозненным духам проникнуть в сосуд. Вышивка по рукавам защищала руки, обереги - шею и тело- Расписанные предметы отгоняли нечисть от дома. Красивые вещи подносились добрым духам, с просьбой о защите, помощи. А символы несли определeнное значение.
Солярные знаки (Солнечные знаки) - круговые и крестообразные изображения, символизировали Солнце, огонь. Одни из самых почитаемых символов. Громовой знак - шестилучевые розетки. Связаны с древним святилищем бога грозы и воинских дружин Перуна. Свастика - движущийся крест, знак движения Солнца. Конь - символ богатства, а так же восхода Солнца. Птица - символ счастья, успеха. Русалка - хранительница вод. Цветы - символ здоровья и успехов в делах. Единорог (индрик) - знак луны, целомудрия, женского начала. Древо жизни - Мать природа, единство всего сущего. Весь рисунок в целом - это пожелание успехов, здоровья, счастья, отображение картины мира.
Верхнее
течение Северной Двины — регион зарождения
нескольких самобытнейших русских росписей,
имеющих самые различные корни, богатую
историю, развитую и устоявшуюся графическую
традицию. Так сложилось, что на левом
берегу Двины расцвели сюжетные росписи,
отличавшиеся сложной техникой и имевшие
свои корни в традиционном иконописном
искусстве Новгорода и Сольвычегодска,
а на противоположном, правом — живописные,
отличающиеся экспрессией и богатством
красок. Среди них особенно выделяются
росписи пермогорская, ракульск
Крестьянские
росписи Северной Двины - яркое и самобытное
явление русского народного искусства.
Еще в XIX веке в музеях Москвы и Петербурга
были собраны богатые коллекции предметов
крестьянского быта, украшенных этой росписью.
Их собирали и привозили в музеи скупщики.
Спрос на них был велик. Поэтому и хранились
в тайне точные адреса, где многие поколения
издавна занимались этим ремеслом, где
еще в конце XIX - начале XX века жили и работали
создатели прекрасных произведений искусства.
Так и вошли они в музейные документы с
общим адресом - Северная Двина.
1.Историческая справка.
С середины XVI века Северная Двина стала крупнейшей транспортной артерией России, а города, расположенные вдоль нее, - крупными торговыми и культурными центрами, развивающимися в русле общерусской, т.е. преимущественно - московской культуры. Распространителями этой общерусской культуры были северные города - Каргополь, Белозерск и монастыри - Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Антониево-Сийский, чьи ремесленники ориентировались на художественный стиль Москвы. Поэтому сохранившиеся памятники посадской художественной культуры XVI-XVII вв. носят печать единого стиля, легшего в основу северодвинских крестьянских росписей.
|
Формирование крестьянских росписей в бассейне Северной Двины происходило в конце XVIII-начале XIX в. естественным путем, в рамках художественной традиции русской посадской культуры XVII в., оказавшей сильное влияние на дальнейшее развитие крестьянской культуры этого района.
Истоки зарождения художественного образования на Архангельском Севере зарождаются издревле, с появлением народных ремёсел и обучения чтению и письму. Примерно с XI по XVII век обучение грамоте и рисованию проходило при церквях и монастырях, а иногда – на дому. От отца к сыну передавались знания, умения не только читать и писать, но и успешно создавать необходимые вещи с декоративным украшением, обладающие семейными художественными традициями. В монастырях и церквях, а иногда при крестьянских дворах, учение проходило не более 1 года, без плана и учебной программы, учителя – грамотеи обучали тому, что знали сами – читать, писать, считать. Обучение рисованию велось на усмотрение учителя и его возможностей и сводилось часто к перерисовыванию букв и картинок с церковных картин, а то и совсем отсутствовало. В XVII веке, с появлением нескольких разрядов школ и училищ, стали проводиться занятия, связанные с изобразительной деятельностью: школы при церковных приходах, школы грамоты на селе, частные школы в городах.
2.Росписи Северной Двины.
Очевидно, что все виды росписи Северной Двины уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Многие приемы и мотивы книжной миниатюры народные мастера перенесли в роспись.
Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др. Техника исполнения и красители тоже имеют много общего с древнерусской миниатюрой. Сначала на грунт наносили черный контур, который затем заполняли цветом. Первоначально краски разводили на яичном желтке, а позднее заменили другими красителями. Однако идеи, звучание, сама музыка народной росписи совсем иные, чем в книжной миниатюре.
Ведущая тема северной росписи - это опоэтизированная жизнь народа и родной природы. Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы.
2.2.Пермогорская роспись.
Первый вид росписи включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник (в народе называют Помазкино) и Грединская (в народе называют Зыково), которые носят общее название Мокрая Едома. Они находятся в Красноборском районе, в четырех километрах от пристани Пермогорье, на Северной Двине. Сейчас эту роспись называют пермогорской. Ее основу составляют сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным узором на белом фоне.
В ПЕРМОГОРЬЕ круг
бытовых предметов, которые украшались
росписью, был очень широк. Это долбленые
скопкари, ендовы, ковши, ставы, жбаны,
чарки, блюда, солоницы, берестяные бураки,
ведра, набирухи, короба, гнутые из луба,
рукомойники, светцы, подсвечники, люльки,
сундуки, телеги, санки, дуги, хомуты, вальки,
прялки, ткацкие станы. И все эти, казалось
бы, обычные предметы крестьянского быта
роспись преображала, превращала в подлинные
произведения искусства.
Основу пермогорской росписи составляет
растительный узор. На гибкие побеги нанизаны
трехлопастные, чуть изогнутые листья
с острыми кончиками и тюльпановидные
цветы, напоминающие древний цветок крина.
Среди них кустики из округлых листьев,
сирины, нарядные сказочные птицы. В народных
росписях Пермогорья XIX века в растительный
узор обычно почти на всех предметах быта
вписывались еще разнообразные жанровые
сцены из крестьянской жизни. Из русских
центров народной росписи мы не можем
назвать ни одного другого центра, в изделиях
которого так же широко и многогранно
была бы отражена жизнь русской деревни
XIX века, как в росписях Мокрой Едомы.
В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают
белый цвет фона и красный — основной
цвет узора. Желтый и зеленый цвета являются
как бы дополнительными, сопутствующими.
Большое значение в росписи имеет тонкий
черный контур, который наносился гусиным
пером свободно, бегло, всегда мастеровито. (Приложение
1.)
2.2. Борецкая роспись.
Другим,
не менее крупным видом белофонной северной
росписи, как уже говорилось, были росписи БОРЕЦКИЕ, ПУЧУЖСКИЕ И ТОЕМСКИЕ. Названия
эти, данные по центрам производства, появились
в результате экспедиции загорского музея
и в настоящее время прочно вошли в словарь
всех исследователей и специалистов народного
искусства.
При сравнении
изделий этих деревень видно, что когда-то
был, по-видимому, один центр росписи — БОРОК.
А в последствии рядом возникли еще два
центра. И лишь незначительные детали,
характерные для росписи той или иной
деревни, дают возможность разграничить
работы тоемских, пучужских и борецких
мастеров...
БОРОК —
древнее село на берегу Северной Двины
(ныне Виноградовского района Архангельской
области), возникшее еще при заселении
двинского края новгородцами.
Предание связывает
эти места с боярами Борецкими, и в частности
со вдовой новгородского правителя XV века
Марфой Посадницей, злейшим врагом московских
князей, защитницей новгородских вольностей,
главой так называемой "литовской"
партии. Очевидно, сюда, на Северную Двину,
перебрались и новгородцы-иконописцы
со своими живописными традициями, хранимыми
здесь очень долго1.
...Круг бытовых
предметов, которые украшались в Борке,
был, так же как и в Пермогорье, разнообразен.
Роспись покрывала многие крупные предметы
— сундуки, ларцы, подголовники. В большом
количестве украшали деревянную и берестяную
посуду. Но, так же как и в Пермогорье, здесь
больше всего расписывались прялки. Именно
этот предмет дает нам возможность на
протяжении почти ста пятидесяти лет от
десятилетия к десятилетию проследить
эволюцию борецкой росписи, изменение
орнамента и композиции, тематики жанровых
сцен, их образов, их содержания.
Корни искусства Борка, так же как и росписи Пермогорья, уходят в глубь веков и имеют общие истоки — древнерусское искусство. Но, пожалуй, на народные росписи Борка с его очень густым, насыщенным и напряженным колоритом большее влияние оказала иконопись северной школы, тогда как в жанровых сценах Пермогорья — книжная миниатюра.
Упрощение
композиций основных схем росписи борецких
прялок на протяжении более ста лет сопровождалось
постепенным изменением орнамента. В ранних
образцах он был очень крупным по рисунку,
чрезвычайно пластичным в своем прихотливом
движении. Характерная его особенность
— напряженный глубокий цвет, где преобладали
киноварь и темная изумрудная зелень.
Основными элементами были длинные
изогнутые, „с
воланчиками" с одной стороны листья
и тюльпановидные цветы крина. Все эти
особенности раннего борецкого орнамента
особенно хорошо прослеживаются на бытовых
предметах.
Но
со временем орнамент борецких росписей утрачивает
свою крупную форму, лишается пластики
рисунка, теряет глубокий сочный колорит.
В конце XIX века приходят дробный узор,
лишенный общего внутреннего ритмичного
движения, яркая, не всегда гармоничная
многоцветность с добавлением сусального
золота и полная скованность всей композиции.
На рубеже XIX
и XX веков в Борке, как и во многих других
промыслах, росписью украшали в основном
уже только прялки. Время сильно изменило
их декор, хотя за новыми чертами легко
прослеживаются древние композиции и
древние схемы. Пожалуй, самой распространенной
в последние десятилетия работы промысла
была схема, по которой строилась роспись
старинных образцов борецких прялок, где
перед крыльцом терема невесты изображались
саночки с женихом. Но в новых прялках
забыт основной смысл этой композиции.
Остались на прежнем месте только саночки
с ездоком. А кругом ни крыльца, ни терема.
Роскошные головки декоративных крупных
золотых и красных тюльпанов около коня
уступили место дробному растительному
узору, в котором лишь с трудом можно узнать
отдельные элементы борецкого старинного
орнамента. Такой узор густо заполнил
фон сцены катания. Эту композицию прялки,
расположенную в нижней части лопасти,
художники называли „став с конем".
Над ней, где раньше было крыльцо и двери
терема, помещался средний став. Он расписывался
орнаментом, который потерял всякую связь
с нижней сценой. Обычно это был пышный,
цветущий, сказочный по образу куст в окружении
ярких, тоже сказочных птиц. Верхний став,
венчающий всю композицию лопасти прялки,
тоже заполнялся в центре цветами и птицами,
а по краям рисовались окна, поэтому и
называли его художники „став с оконцами".
На оборотной
стороне лопасти таким же, только более
крупным орнаментом выкладывалась рама
для пучка льна, а внизу, под ней, помещались
самые простые композиции — один или два
бегущих конька, иногда один из коньков
заменялся львом, иногда изображали всадника.
Так выглядят борецкие прялки конца XIX
– начала XX века. Они у населения пользовались
невероятным успехом за парадную форму,
яркость росписи, позолоту, за то, что сверкающий
белизной фон придавал им на долгие годы
новизну, и были распространены далеко
за пределами своего района — почти по
всему среднему течению Северной Двины.
Наиболее характерны
для этого последнего периода борецкой
росписи работы семьи Матвея Гавриловича
Амосова. Переняв мастерство у отца, росписью
занимались пять сыновей — Степан, Никифор,
Василий, Михаил, Кузьма и дочь Пелагея.
Наиболее талантливыми были Никифор и
Василий.
(Приложение 2.)
2.3.Ракульская роспись.