Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:49, реферат
С X в. Почти половина Европейской части России вошла в состав
феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная
художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт
строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные
памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконопи
1. Введение.
2. Архитектура.
3. Изобразительное искусство.
4. Декоративно прикладное искусство.
Реутовская школа
№ 4
Реферат по истории на тему:
Русская культура XIV – XVII веков.
Выполнил: Стерин В.Я.
1. Введение.
2. Архитектура.
3. Изобразительное искусство.
4. Декоративно
прикладное искусство.
С X в.
Почти половина Европейской
феодального
Древнерусского государства,
художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт
строительства
и благоустройства городов,
памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие
было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к
экономическому
и культурному упадку и к
обособлению юго-западных
вошедших
в состав польско-литовского
размещавшихся
на территории России
начинает
складываться собственно
культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси,
проявилось воздействие городских низов, ставших важной общественной
силой в
борьбе за избавление монголо-
русских земель. Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская
Москва
синтезирует достижения
политическим
и культурным центром, где
верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея Рублева и
соразмерная
человеку в своем величии
объединения
и укрепления русского
XVI в. С
развитием экономических и
окончательно
ликвидируется обособленность
расширяются
международные связи, в
Не выходя в целом почти до конца XVII в. за рамки религиозных форм,
искусство
отражало кризис официальной
церковной идеологии и
утрачивало цельность мировосприятия: непосредственные жизненные
наблюдения
разрушали условную систему
заимствованные
из западноевропейской
противоречие
с традиционной композицией
подготовлялось
решительное освобождение
совершившееся к началу XVIII в. в результате реформ Петра I.
После монголо-татарского
лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца
XIII в. в
избежавшей разорения Северо-
каменное
зодчество, прежде всего
укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или
на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с
основной защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в.
стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по
всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к
регулярной.
Неровная кладка из грубо
наделяло
сооружение живописью и
выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных
четырехстолпных храмов конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым
обмазка
фасадов придавала монолитный
облик. Храмы строились на
бояр, богатых купцов. Становясь архитектурными доминантами отдельных
районов
города, они обогащали его силуэт
и создавали постепенный
представительного
каменного кремля к
застройке,
следующей естественному
этажные
дома на подклетах, иногда
В Новгороде развивалось его прежняя планировка, прибавилось улиц,
ведущих
к Волхову. Каменные стены
церкви
построенные на средства
изменили облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят в завершениях
фасадов
церквей от полукружий-«
«щипцам»
или чаще к трехлопастным
низких
над углами храма.
в. –
поры расцвета новгородской
мировоззрение и вкусы горожан. Стройные, удлиненных пропорций, с
покрытием
на восемь скатов по
часто переделывалось на пощипцовое, они совмещают живописность и
пластическое
богатство архитектурного
фасадах,
декоративные аркады на
рельефные «бровки» над окнами, стрельчатые завершения перспективных
порталов)
с тектонической ясностью и
компактностью устремленной
композиции. Широкая расстановка столбов внутри делала просторнее
интерьеры.
В XV в. Новгородские храмы
них появляются паперти, крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV вв. в
Новгороде
появляются каменные жилые
Одностолпная
«Грановитая палата» двора
построенные при участии западных мастеров, имеет готические нервюрные
своды. В
других палатах стены
поясками, что перешло в монастырские трапезные XVI в.
В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный,
Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на
разных
уровнях, три притвора и
новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу при слиянии
Псковы
и Великой, собор
образуя
новые, огражденные каменными
стенами части, прорезанные
ведущими к кремлю. В дальнейшем псковичи разрабатывали тип
четырехстолпной
трехапсидной приходской
и восьмискатным
пощипцовым покрытием. Галереи,
толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно вылепленным
от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля, особую
живописность.
В псковских бесстолпных
барабан
с куполом опирался на
ступенчато расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде улицы, имели
бревенчатые
мостовые и были так же
С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. Появляются
первые
белокаменные храмы. Не
Спаса на
Бору с поясами резного
четырехстолпным с тремя апсидами владимирским храмом домонгольской поры.
Во второй половине XIV в. строятся первые каменные стены Кремля на
треугольном в плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. На
востоке
от Кремля расстилался посад
с параллельной Москве-реке
улицей. Схожие по плану с более ранними, храмы конца XIV – начала XV вв.
благодаря
применению дополнительных
приподнятого на подпружных арках, получили ярусную композицию верхов.
Это придавало
зданиям живописный и
килевидными очертаниями закомар и верхов порталов, резными поясками и
тонкими полуколонками на фасадах. В соборе московского Андроникова
монастыря
угловые части основного
верха особенно
динамична. В бесстолпных
начала XV вв.
каждый фасад иногда
формировании к концу XV в. централизованного государства выдвинуло
задачу
широко развернуть
монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы,
отвечающие ее значению. Для этого были приглашены в столицу зодчие и
каменщики
из других русских городов,
итальянские архитекторы и
по фортификации.
Основным строительным
Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита,
соборы, боярские
дворы, монастыри, был во
до нынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезан
радиальными улицами. На востоке от Кремля возникла Красная площадь,
часть посада была окружена в 1530-х гг. каменной стеной, а затем
каменная
стена Белого города и
окружили столицу двумя кольцами, что и определило радиально - кольцевую
планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и
созвучные Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными
центрами окраин Москвы. Радиальные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к