Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:39, курсовая работа
Целью данной работы является заимствование технологии резьбы по дереву для внедрения в декоративную отделку костюма. Для достижения цели были поставлены задачи:
проведение исследования по видам и техникам резьбы как технологии оформления изделий из дерева;
выявление композиционной преемственности различных объектов декоративно-прикладного творчества;
выбор основной техники, применимой в декорировании швейных изделий;
практическая реализация идеи.
Введение …………………………………………………………………………………………….3
1 Резное изделие как объект прикладного дизайна ……………………………………………...4
2 Отражение эстетики резьбы на формирование техник декоративного украшения костюма .7
3 Резьба как источник вдохновения в дизайне костюма ……………………………………. ….9
Заключение ……………………………………………………………………………………….. 13
Список используемой литературы ………………………………………………………….........14
X ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
Секция: КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Тема:
Связь композиционного решения резьбы по дереву и декоративного украшения костюма
Автор: О.В.Сливка, спец. 070602 «Дизайн», 4 курс
Научный руководитель: Н.А.Еремина
Место выполнения работы: ГБОУ СПО НКТД
2012
Введение ………………………………………………………
2 Отражение эстетики резьбы на формирование техник декоративного украшения костюма .7
3 Резьба как источник вдохновения в дизайне костюма ……………………………………. ….9
Заключение
………………………………………………………………………………
Список используемой
литературы …………………………………………………………........
Введение
Современный мир
живет в эпоху глобальных перемен,
масштабы которых растут день ото
дня. Это – результат научно-
Унификация культур становится все более глобальной проблемой, таящей в себе серьезные угрозы. Мир, в котором нам предстоит жить, становится не таким ярким и все в меньшей степени окрашивается колоритом местной культурной традиции. Многие обычаи, церемонии, ритуалы, формы поведения, которые в прошлом составляли признаки этнических особенностей различных народностей, постепенно исчезают по мере того, как основная часть общества усваивает новые стандартные формы жизни.
Исторически сложившиеся культурные традиции и предметы, сопровождающие их, представляют собой главный источник, из которого личность черпает смыслы, выстраивающие иерархию жизненных ценностей. Человеку, утратившему свои культурные корни, грозит психологическая дезориентация, утрата внутренних правил, регулирующих и упорядочивающих его стремления и цели.
Между тем, именно от состояния культурного наследия и входящих в это понятие культурных ценностей, составляющих национальное богатство государства, зависит духовное здоровье нации и будущее народов России на рубеже нового тысячелетия. Актуальной проблемой, стоящей сегодня перед народами России, является сохранение национальной культуры.
Целью данной работы является заимствование технологии резьбы по дереву для внедрения в декоративную отделку костюма.
Для достижения цели были поставлены задачи:
Предмет исследования – возможность трансляции композиционной структуры ажурной резьбы в основу композиционного строения декоративной отделки моделей. Объектом исследования стала резьба по дереву как разновидность декоративной технологии оформления изделий из дерева.
В процессе выполнения работы автором изучены приёмы резьбы и возможности использования принципа её строения при создании костюма как объекта декоративно-прикладного творчества.
1 Резное изделие как объект прикладного дизайна
Ремесленное творчество, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу жизнь и приносит истинное удовольствие от выполнения работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в России вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Ручная декоративная работа в народном быту применялась всюду: украшения дома резьбой, убранство жилища домоткаными ковриками, отделка одежды вышивкой. Таким образом, реализовывалось сознательное творческое начало, присущее человеку.
Остановимся подробнее на резьбе [1], [2], [3], [4].
Она использовалась в домовом декоре, при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики. В технике резьбы изготавливались игрушки для детей – фигурки различных животных, музыкальные инструменты – дудки и свистульки, а также деревянные скульптуры. Резьба применялась при изготовлении ковшей, ложек и другой посуды.
По мере накопления опыта ремесленного творчества совершенствовались орудия труда и усложнялась техника резьбы. Со временем резьба по дереву стала настоящим искусством. Сегодня традиции русской резьбы широко используются мастерами и художниками старых ремесленных центров и вновь создаваемых мастерских.
В русском ремесленном творчестве к началу 20 века различалось несколько видов резьбы по дереву. Самые распространённые:
Рассмотрим подробнее основные различия видов резьбы.
Такой вид резьбы, как ажурная (Рисунок 1), включает в себя два подвида – это прорезная и пропильная резьба по дереву. Для выполнения ажурной резьбы небольших бытовых предметов и деталей мебели, как правило, используется древесина лиственных пород − липы, березы, осины; в архитектуре − лиственницы и сосны.
Плоско-выемчатая резьба − плоский фон, углубленные элементы резьбы (элементы резьбы ниже самого фона). Подвидами плоско-выемчатой резьбы являются:
чем в
других видах резьбы. Для чистоты
рисунка, без сколов и зарезов,
Множество таких скобок разных размеров и направлений и
создаёт рисунок или его отдельные элементы.
Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур. Ткацкие станы, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые предметы щедро покрывались геометрическим орнаментом, имевшим в прошлом определенный сакральный смысл.
Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок.
Различная глубина канавок и их разный профиль дают
интересную
игру светотени и контрастачёрн
Плоскорельефная резьба по дереву – это резьба, где изображение выпукло по отношению к фону и обработано в пределах глубины фона. Такая резьба привлекательна своей декоративностью, выразительностью, богатством композиции.
Подвиды плоско-рельефной резьбы:
Народное творчество − динамичная, развивающаяся система.
Резьба − не исключение. Так, 20 век породил и сформировал два новых оригинальных промысла – абрамцево-кудринская резьба и резьба «Татьянка» (Рисунок 11).
Возникновение промысла абрамцево-кудринской резьбы тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл. Официально изделия промысла были «признаны» лишь в 30-гг 20 века после представления их на специальных и международных выставках. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом – вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоско-рельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.
Техника резьбы «Татьянка» была создана и запатентована в 90-х годах 20 века. И хотя в «Татьянке» угадывается манера кудринской резьбы, безусловно, современные мастера открыли новое в технологии: характерной особенностью является отсутствие фона как такового − один резной элемент постепенно переходит в другой или накладывается на него, таким образом заполняется все пространство. Как правило, такая резьба содержит растительный орнамент.
2 Отражение эстетики резьбы на формировании техник декоративного украшения костюма
Декоративно-прикладное творчество развивается в пространстве, отличающемся взаимопроникновением одних видовых признаков техники ремёсел в другие, внутренней «подпиткой», дающей новые технологии ручного труда. Зачастую декоративная отделка рождается в процессе творческого осмысления образов природной и образцов предметной среды и дальнейшей стилизации декоративных форм в рисунки и сюжеты, а приёмов создания предмета – в иные технологические решения, отличные от устоявшихся. Нужно понимать, что качественные и технологические признаки промысла при этом должны сохраняться, т.к. только наработанные годами подходы к созданию композиционной, технологической и структурной формы объекта позволяют реализовать преемственность в новых образцах, развивая, но не разрушая традицию.
Ошибочно думать, что декоративное ручное творчество применимо лишь для музейных образцов. Современные художники выбирают источником вдохновения опыт мастеров ремесленников, и уже становится несущественным «специализация» народного промысла, так как традиции преломляются иногда очень неожиданно в образцах современного искусства. Так, постепенно со временем технология резьбы по дереву была художественно осмыслена и преобразована в новые технологии декоративной работы – вырезание по ткани.
Современный стиль
«этно» базируется на стилизации приёмов
декоративно-прикладного творче
Мы можем прочесть традиции прикладного искусства в различных технологиях декоративной отделки тканей:
(гильоширование).
Основу прорезного ажурного
Информация о работе Связь композиционного решения резьбы по дереву и декоративного украшения костюма