Символика цвета в различных культурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:30, реферат

Краткое описание

Цветовая символика различных эпох и культур показывает, что цветовые символы достаточно реалистичны и в разных культурах сходны. Символика цвета в Китае проявляется в народных обычаях, обрядах, архитектуре и живописи. Цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Японская культура испытала влияние древней китайской философии и переняла китайский язык цветовых символов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….….….3
1 Черный цвет………………………………………………………………….…………….…....5
2 Красный цвет……………………………………………………………………….….….…….7
3 Белый цвет…………………………………………………………………………..….………..8
4 Синий цвет………………………………………………………………………….….………..9
5 Желтый цвет………………………………………………………………………..….…….....10
6 Зеленый цвет…………………………………………………………………………...………11
Заключение…………………………………………………………………………………….....12
Список использованных источников………………….…………………………………….....13

Вложенные файлы: 1 файл

реферат культуралогия.docx

— 42.95 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

         по  дисциплине: Культурология

         на  тему: Символика цвета в различных культурах

 

 

 

 

Студент

ФЭУТ, 4-й курс, ЗГТ                                                             А.В. Гаравская

 

 

 

Руководитель                                                                          И.Е. Ширшов                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………………….….….3

1 Черный цвет………………………………………………………………….…………….…....5

2 Красный цвет……………………………………………………………………….….….…….7

3 Белый цвет…………………………………………………………………………..….………..8

4 Синий цвет………………………………………………………………………….….………..9

5 Желтый цвет………………………………………………………………………..….…….....10

6 Зеленый цвет…………………………………………………………………………...………11

Заключение…………………………………………………………………………………….....12

Список использованных источников………………….…………………………………….....13

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 С давних  времен в культуре всех народов  начала складываться определенная  гамма любимых цветов. Национальные  цвета исторически объяснимы  и традиционны, они соответствуют  характеру и темпераменту народа, окружающей его природе: красно-желто-черные  цвета испанцев и спокойные  бело-голубые цвета финнов. Чем  ближе к экватору, тем большая  тяга людей к открытым ярким  цветовым сочетаниям.

От окружающей природы, темперамента народа, обычаев и традиций, эстетических норм и религиозных воззрений зависело распространение того или иного цвета в костюме и предметах быта, в произведениях искусства.

Средневековая символика цвета объясняет строгую религиозную догматику (в странах мусульманского мира – исламскую, в Европе – христианскую, в Китае или странах Юго-Восточной Азии – конфуцианскую, буддийскую или синтоистскую и т.д.). Каждый цвет или особый символ соответствовал канону религии, замена или искажение его считались преступным отступлением от истины.

Помимо религиозно-мистериальной значимости, цвета олицетворяли социально-функциональные и половозрастные деления общества. Например, в Европе цвета делились на несколько категорий, которые соответствовали определенным сословиям общества.

Цветовые системы появляются в культуре разных народов вместе с первыми космогоническими символами, с первыми магическими обрядами и ритуалами. Исследования древнейших культур (каменного века) показали, что уже тогда люди придавали особое значение трем цветам: красному, белому и черному. Этими красками обычно делали росписи в пещерах. Иногда использовались также желтая и коричневая. В пещерной и наскальной живописи каменного века широко использовались и белые краски. Все три цвета первичной триады, конечно, имели символический и магический смысл. Может, именно поэтому до сих пор эти три цвета обладают самыми противоречивыми значениями в различных религиях и культурах.

Своеобразный, почти философский смысл цвету придается в странах Востока. Если в христианской Европе белый – символ чистоты и света, то в Китае он символизирует смерть. А пробуждение и просветление, достижение определенного духовного совершенства у буддийских монахов связано с оранжевым цветом – символом солнца и священного красного огня.

В древней Японии цвет играл роль точного информационного посыла. В известном театре Кабуки цвет играет роль текста, например, сиреневая повязка на голове героя говорит о его смертельной ране. Большое количество определенного цвета в костюме героя подчеркивает черты его характера – добродетель или коварство.

Культурные традиции имеют большое значение в укладе жизни людей, а они, в свою очередь, определяются географическим положением страны и климатическими условиями. Именно этими особенностями во многом определяется насыщенность цветов. Краски, окружающие человека на его родине, в определенной мере определяют его выбор цветов, присутствующих и в одежде, и в декоре.

У народов северных широт большая часть года – это зима с белым снегом, лето здесь короткое и блеклое. Цветовая палитра северных широт довольно скудная: серое море, серо-голубое небо, темные ели, суровые скалы и луговые цветы самых бледных оттенков. Северяне, как правило, всегда отдавали предпочтение спокойным тонам, но отсутствие натуральных ярких красок в природе породило желание немного «раскрасить» свой мир и быт. В холодных скандинавских странах домашний уют стал почти культом.

Цвет тканей одежды скандинавов в основном белый, кремовый, приглушенно-зеленый и бледно-синий, но все эти цвета часто дополняются красным цветом, который у северных народов является основным цветом декора. Рисунок на вязанных и вышитых изделиях чаще всего геометрический.

Англичане, живущие в атмосфере постоянного смога и тоже довольно скудной на яркие краски природной среде, придумали иной способ расцвечивать свою жизнь – свой быт они украшают вышивками с цветочными мотивами. Шторы, украшенные пышными атласными бантами и маленькими букетиками роз, скрашивают мелкий дождик, моросящий за окно, а кровать с красными розами превращается в ухоженный «розарий».

Цветовое окружение климатических зон зачастую определяет и темперамент человека. Например, в культуре южных народов в текстильном декоре просто обилие ярких красок, являющихся еще одним доказательством их страстной натуры.

С самого раннего детства окружающие цвета формируют наше восприятие внешнего мира, и маленький ребенок познает его разнообразие в первую очередь посредством красок.

А теперь рассмотрим каждый цвет по отдельности и более конкретно.

 

 

 

 

 

 

1 Черный  цвет

 

Некоторым этот цвет кажется зловещим и магическим, другим - изысканным. На самом деле ни один другой цвет не вызывает столь разнообразных чувств. В различные времена и в разных странах его считали цветом печали и траура, колдовским и загадочным, соблазнительным, сексуальным или трезвым, мощным или претенциозным, практичным, но элегантным. В любом случае его присутствие вряд ли удастся проигнорировать. Чёрный цвет часто является символом неоднозначности, тайны и неизвестности, а так же символизирует   тайну потусторонних сил, добрых или злых.

Для первобытных людей чернота ночи несла желанный покой, отдых от борьбы за существование. Ночь скрывала их и делала менее уязвимыми, чем при свете дня. Под покровом темноты они могли отдохнуть и восстановить утраченные силы.

Черный цвет - это сила воздержания и строгого самоограничения. На протяжении веков черная одежда символизировала отказ от чувственной жизни: монахи, плакальщицы, священники, безутешные вдовы — все они одевались в черное.

У многих народов он является цветом траура. На Востоке, напротив, считается символом добра, чистоты и совершенства.

Чуваши животным чёрного цвета приписывают сверхъестественную силу. Считается, например, что ворон знает злонамеренность всех людей и каждый раз, когда он, каркая, пролетает над людьми, он тем самым предсказывает будущее, предупреждает о бедах. Если у матери-чувашки один за другим умирают малые дети, то новорождённому ребёнку, чтобы он остался в живых, дают имя какого-либо животного чёрной масти. По чувашским поверьям, петух чёрной масти приносит счастье своему хозяину.

 В средние века чёрная кошка была одним из атрибутов ведьмы. Суеверные люди и сейчас считают, что если чёрная кошка перейдёт дорогу, то это к несчастью. Черный кот — это практически универсальный символ, однако его значение также двойственно. Легенда гласит, что черные коты могут быть либо священными (например, в Египте) или проклятыми. Черный кот — верный друг злых ведьм и самого Сатаны. В Европе считается, что если вам перейдет дорогу черный кот, то скоро вы получите крупную сумму. В Соединенных Штатах же полагают, что черный кот приносит несчастье. Черный кот, выгнувший спину, - обязательный спутник ведьм на Хэллоуин. Считалось, что черный цвет обладает и целительными свойствами. Ирландцы, англичане и жители Вермонта считали, что черные нити, спряденные из шерсти черных овец, излечивают от ушной боли. Черные улитки избавляли от бородавок. Во Франции кожу черных животных в нагретом виде прикладывали к пораженным ревматизмом конечностям. Кровь черного кота предлагалось принимать от пневмонии, причем суеверие это существовало в столь отдаленных друг от друга концах света, как Англия и Южная Африка.

В японской культуре чёрный — символ благородства, возраста и опыта по контрасту с белым цветом, который символизирует ученичество, молодость. Чёрный цвет символизирует высший ранг во многих боевых искусствах (чёрный пояс). Для японцев черный был цветом одиночества и тайны, несущим в себе глубину неизвестности. Они считали, что черный стимулирует воображение, так как является порождением ночи - мира, совершенно отличного от реалий дня.

Древние египтяне считали, что черный цвет символизирует две крайности — жизнь и смерть. Поскольку дающий жизнь плодородный ил Нильской дельты был черным, черный цвет символизировал еще и плодородие.  Египтяне, верившие в жизнь после смерти, считали черный цвет цветом возрождения.

Черный цвет стал считаться официальным еще в XVI веке. При испанском дворе было принято носить черное, и этот обычай быстро распространился на другие страны Европы. Вплоть до недавнего времени испанские невесты надевали черные платья.

На официальные приемы мужчины приходят в черных галстуках, и, хотя обычай этого не требует, многие женщины тоже предпочитают черные платья. Это изысканно и элегантно.   Полированные черные поверхности в интерьере говорят об официальности: блестящий черный мрамор и гранит, черная полированная мебель, огромные лакированные рояли — все это символизирует роскошь и элегантность.

Римляне считали черный цвет символом бессмертия.

Многие индуисты и буддисты называют черный цвет «тамас». Этим же словом они называют людей, ставших демонами или обладающих низкими моральными и интеллектуальными качествами. В различных африканских странах черный цвет несет в себе одновременно и положительные, и отрицательные качества. Как и в других обществах, он ассоциируется со смертью, болезнью, неопределенностью, коррупцией и нестандартным образом жизни - например, с ведьмовством. Но, поскольку черный — это естественный цвет кожи населения Африки и цвет ее плодородной земли, неудивительно, что он же символизирует завершенность и изобилие.

Женщины, возглавляющие женские организации Африки, надевают черные церемониальные маски, олицетворяющие добрых духов и женственную красоту гладкой черной кожи, треугольных лиц, экзотических причесок и соблазнительной полноты! В других африканских племенах черные маски являются символом трансформации. Считается, что вожди и их слуги обладают способностью превращаться в леопардов, слонов и других животных. Черные маски в Нигерии символизируют злых духов, духов людей, умерших при странных обстоятельствах. Такие духи вынуждены бесцельно бродить в ночи.

Черный цвет давно уже стал основным цветом альтернативной культуры. Мотоциклисты в черных кожаных куртках несутся по шоссе на сверкающих черных машинах. Представители богемы, художники и поэты прошлых дней давно уже облюбовали черный. Бунтующая молодежь от битников до панков и рокеров считает черный цвет символом отрицания ценностей общества.

Все цвета входят в моду или теряют популярность в соответствии с желаниями публики. Вплоть до середины XX века товары для серьезного практического использования были черными. Вспомните старые телефоны, фотоаппараты, машины, офисное оборудование. Товары же, используемые в ванных или на кухнях, напротив, были белыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Красный  цвет

 

Красный цвет ассоциируется в сознании людей с кровью, огнем, солнцем, осенними листьями. Древнейшие мифы связывали с красным сотворение человека.

У древних греков и римлян красный был символом плодородия. Статую Приапа (бога плодородия) окрашивали в этот цвет. В средневековой Японии красный был символом любви. У русских крестьян XIX и начал ХХ века свадебный наряд был красным.

 Кроме того, у всех народов красный цвет считался целебным. Для каждой болезни существовало свое лекарство, но оно непременно было связано с красным.

Жизнетворная сила красного, по поверьям древних, проявляется в том, что он отпугивает злых духов, демонов. Поэтому столбы критских дворцов окрашивались в красный цвет, люди носили красные амулеты, повязки, окрашивали различные предметы. Новорожденных детей красили красной краской целиком или только лицо, надевали на руку красную повязку. Мальчиков при инициации окрашивали так же, чтобы защитить от болезней и злых духов.

Красный цвет у восточных славян — синоним лучшего, красивого, почетного (например, красное солнышко, красна девица, красный угол, Красная площадь); это наиболее чтимый цвет в славянской и иранской традиции.

Красный цвет никогда не бывает робким. Очень часто он выражает полностью противоположные страсти. Красный флаг — символ восстания. Красные банты — символ революции или мученичества. Красное сердечко в Валентинов день означает любовь.

 В странах Дальнего Востока - цвет радости и богатства. Красный цвет в Китае — это цвет лета, огня, юга, птицы Феникс и планеты Марс. Красные ворота в Китае - дома чинов первой степени, знатных и богатых людей. Еще этот цвет считался цветом благородного сословия, воинов, царей. В брачных обрядах этот цвет преобладал во всех предметах, окружающих жениха и невесту. В Монголии, Корее красные точки нашивают на новогодние одежды как амулеты.

 Красный для мусульман считался священным, магическим, имеющим большую "жизненную силу". Поэтому, ценились драгоценные камни красного цвета - рубины и др. Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие. Символизировал он и любовную страсть. Вера в "великую силу красного" была настолько сильной, что считалось за лучшее не показывать камни красного цвета маленьким детям, а также животным, которых он мог испугать или возбудить.

Информация о работе Символика цвета в различных культурах