Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:53, реферат
Средневековая культура формировалась, опираясь и на духовную жизнь «новых» народов Европы, которая составила основу народной культуры феодального общества.
Мир средневековья был весьма отличен от современного. В нем существовали иные ценности, иные цели и задачи обучения и воспитания, иной масштаб и тип идеального человека, другой, отличный от нашего, вариант многогранного учебного и воспитательного процесса. Целостное познание сущности этих процессов возможно лишь с учетом многомерности этой эпохи.
Введение
1. Культура Европы в средневековье.
2. Система образования
2. 1. Школы
2. 2. Университеты
3. система средневекового знания
4. Развитие литературы.
Заключение
Список литературы
Оглавление.
Введение
1. Культура Европы в средневековье.
2. Система образования
2. 1. Школы
2. 2. Университеты
3. система средневекового знания
4. Развитие литературы.
Заключение
Список литературы
Введение:
Средневековая культура формировалась, опираясь и на духовную жизнь «новых» народов Европы, которая составила основу народной культуры феодального общества.
Мир средневековья был весьма отличен от современного. В нем существовали иные ценности, иные цели и задачи обучения и воспитания, иной масштаб и тип идеального человека, другой, отличный от нашего, вариант многогранного учебного и воспитательного процесса. Целостное познание сущности этих процессов возможно лишь с учетом многомерности этой эпохи.
Особый интерес, как теоретический,
так и прикладной, представляет исследование
процессов и форм становления
университетской системы. Безусловно,
что своим значением, научным
и педагогическим опытом, социально-политическим
и интеллектуальным наследием, современные
университетские системы во многом
обязаны средневековой
1. Культура Европы в средневековье.
Средневековый период
иногда называют «темными
Наиболее распространенная периодизация средневековой культуры отражает три ее состояния. С V по X век происходит формирование культурных основ, это время называют ранним средневековьем. ХI-ХПI века - зрелое средневековье - период наивысшего расцвета, наиболее яркого проявления всех особенностей этой культуры. ХIV-ХVI века считают поздним средневековьем, хотя на юге Европы уже с XIV века начинает формироваться культура нового времени, дав начало весьма яркому периоду в европейской культуре - эпохе Возрождения. Позднее средневековье характеризуется нарастанием кризисных явлений в традиционной культуре и расцветом городской культуры, подготовившей светскую культуру нового времени.
Основой культуры средневековья стало христианство. Несмотря на то, что возникла эта религия еще в пределах античности, она существенно отличалась от большинства религий древнего мира. Христианство было оплотом и стрежнем всей средневековой культуры. Достаточно четко она распадалась на три пласта где самосознание представило современную себе социальную структуру в виде трех групп: «те, кто молятся», «те, кто воюют» и «те, кто трудятся», то есть священнослужители, воины и крестьяне. С формированием городской культуры в результате роста и усиления городов в период зрелого и позднего средневековья появилась еще одна социальная сила - горожане, бюргерство. Каждая из этих четырех социальных групп средневековья создала свой культурный пласт, связанный с другими общностью идеологических и практических установок, но вместе с тем реализовавший эту общность в разных формах, отразив разные стороны христианского мировоззрения.
Средневековое крестьянство стало основным носителем и выразителем народной культуры. Складывалась эта культура постепенно на основе сложного и противоречивого соединения дохристианского мировоззрения с христианскими представлениями. Несмотря на то, что христианская церковь боролась с проявлениями язычества, народная культура сохранила множество элементов языческой обрядности, символики и образности.
Формирование воинского
сословия происходило постепенно и
неравномерно в разных частях Европы.
В результате установления иерархической
системы вассально-
Рыцарство возникло как общность воинов - от малоимущих до самых правительственных «верхов». Расцвет рыцарской культуры пришелся на ХI-ХП века, а в ХIП-ХIV веках рыцарство по существу превратилось в замкнутую аристократическую воинскую касту, доступ в которую извне был чрезвычайно сложен, а иногда и невозможен. С усилением роли городского ополчения и распространением наемных воинов в боевых действиях роль рыцарства начинает уменьшаться. Параллельно этому приходит в упадок и рыцарская культура, вытесняемая новыми культурными явлениями.
Культура рыцарства опиралась
на особую идеологию. Важным понятием
для системы рыцарских
Средневековое духовенство было, с одной стороны, весьма сплоченным и организованным - церковь имела четкую иерархию, с другой стороны - это было довольно неоднородное сословие, так как в него попадали представители разных уровней общества - и социальных «низов», и аристократических семейств. В соответствии с решающей ролью христианства духовенство во многом регламентировало культуру - и идеологически, и практически: на уровне, скажем, канонизации художественного творчества. В этом смысле можно говорить об определенном влиянии культуры клерикальной на народную культуру и культуру светских феодалов. Вместе с тем нужно отметить и самостоятельную ценность культуры духовенства - ряд ее явлений имел исключительную ценность как для средневековой культуры Европы, так и для судеб европейской и мировой культуры в целом. В первую очередь речь идет о деятельности монастырей, сохранявших и воспроизводивших многие культурные ценности.
Возникшее на Востоке в III-IV веках как отшельничество, уход из мира монашество в средневековой Европе изменило свой характер. В результате этого возникли монастыри, основанные на принципе общежития с общим хозяйством и общими культурными задачами. Средневековые европейские монастыри приобретали характер важнейших культурных центров, их роль, особенно в период раннего средневековья, трудно переоценить. Значительная часть наследия древности была сохранена в монастырских библиотеках несмотря на отрицательное отношение христианской церкви к языческой античности. Как правило, каждый монастырь имел библиотеку и скрипторий - мастерскую по переписыванию книг, а кроме этого - еще и школы. В некоторые периоды средневековья монастырские школы представляли собой практически единственные очаги образования.
Говоря о средневековой церкви, нельзя не упомянуть раскол христианства на западное и восточное направления, или католицизм и православие. Достаточно автономное развитие христианства в Западной Европе и на востоке - в Византии - определило обрядовые и догматические расхождения, приведшие к окончательному размежеванию в 1054 году.
В качестве четвертого, самого
позднего по времени формирования,
культурного пласта средневековья
следует назвать городскую
Для формирования средневековой
культуры весьма важной оказалась античная
традиция, придавшая начальные импульсы
развитию разных областей культуры. Это
справедливо и в отношении
философской и богословской мысли,
освоившей важные идеи и принципы
античной философии. Это относится
и к искусству, которое иногда,
очевидно, обращалось к античному
опыту, как это было в романской
архитектуре, в других случаях - формировалось
в полемике с античной традицией,
в противовес ей: так складывалась
средневековая
2. Система образования
Для формирования системы образования в средневековой Европе существенным оказалась культурная преемственность: были восприняты основные принципы античной школьной традиции и прежде всего - учебные дисциплины. «Семь свободных искусств», как их называли, изучались в два этапа. Начальный уровень - «тривиум» - включал в себя грамматику, диалектику и риторику. Грамматику считали «матерью всех наук», она давала основы образования. Диалектика знакомила с началами формальной логики и философии, а риторика помогала красиво и убедительно излагать свои мысли. Второй уровень предполагал изучение арифметики, геометрии, астрономии и музыки, причем музыка понималась как учение о числовых соотношениях, на которых основывается мировая гармония.
Грамматика считалась "матерью всех наук", диалектика давала формально-логические знания, основы философии и логики, риторика учила правильно и выразительно говорить. "Математические дисциплины" - арифметика, музыка, геометрия, астрономия - мыслились как науки о числовых соотношениях, лежавших в основе мировой гармонии.
Принципы, заимствованные из
античной школьной системы, естественно,
дали основание лишь формальной стороне
средневекового европейского образования,
а содержанием его стало
2. 1. Школы
Первым значительным для средневекового школьного образования стали конец VIII и начало IX века - Каролингское возрождение, время правления Карла Великого и его ближайших последователей. Карл Великий увидел необходимость создания системы образования и распорядился открыть школы в каждой епархии и при каждом монастыре. Наряду с открытием школ стали создаваться учебники по различным дисциплинам, в школы был открыт доступ детям мирян. Однако после смерти Карла Великого его культурные начинания постепенно угасали. Школы закрывались, светские тенденции в культуре затухали, образование на какое-то время замкнулось в рамках монастырской жизни.
В XI веке в школьном деле наметился новый подъем. Кроме монастырских распространились приходские и кафедральные школы - при церковных приходах и городских соборах. Рост и усиление городов, происходившие в период зрелого средневековья, привели к тому, что внецерковное образование становилось важным фактором культуры. В основном обучение в городских школах - гильдейских, муниципальных и частных - продолжало быть христианским по своим мировоззренческим основаниям, но оно не находилось под юрисдикцией церкви, а значит, давало больше возможностей. Элементы нового мировосприятия и свободомыслия, начала естественно-научных знаний и наблюдений за окружающим миром - все это стало важной составляющей городской средневековой культуры, подготовившей, в свою очередь, культуру Возрождения.
2. 2. Университеты
В ХII-ХIII веках в Европе появились первые университеты - высшие учебные заведения, получившие свое название от латинского слова «universitas», что означает «совокупность». Университет состоял из ряда факультетов: артистического, где изучались традиционные для средневековья «семь свободных искусств», юридического, медицинского и богословского. Специальными документами университетам давалась административная, финансовая и юридическая самостоятельность.
Обучение в Университете было длительным. Студент ещё в молодые годы (в 12 лет) должен был поступить на факультет свободных искусств. В 18 лет он получал звание «бакалавр свободных искусств». После этого он мог обучаться на теологическом факультете и после 8 лет обучения получить звание «бакалавра теологии». Затем бакалавр теологии под руководством магистра 2 года должен был заниматься комментированием Священного Писания и 2 года - комментированием «Сентенций» - свода теологического знания. После этого (в 30 лет) он становился «полным бакалавром». Затем 4 года он должен был принимать участие в диспутах и произносить проповеди. Только после этого он получал (в 34 года) право на чтение лекций и из бакалавра становился магистром теологии.
Значительная независимость
3. система средневекового знания
Тем не менее, практически
на всем протяжении периода средневековья
именно христианство определяло специфику
знания и форм его существования,
обусловливало цели и методы познания.
Средневековое знание не было систематизировано.
Теология или богословие в соответствии
с общим характером средневековой
христианской культуры было знанием
центральным и универсальным. По
существу теология вмещала в себя
и прочие области знания, которые
периодически выходили за ее рамки
и возвращались в них. Так, достаточно
сложные взаимоотношения
В средневековой науке
существовало три тенденции.
Джованни Фаданца (Бонавентура) (1221-1274
г.г.) отстаивал тезис о том, что всякое
знание - теологическое. Сигер Брабантский
(1235-1282 г.г.) отстаивал идеи о различии теологического
и научного знания и автономии науки от
теологии. Промежуточную позицию занимал
Фома Аквинский (1224-1274 г.г.). Он признавал
различие между теологическим и научным
знанием, но объявил теологическое знание
более высоким. Фома Аквинский также признавал
разделение знания на три сферы, но отстаивал
тезис об их автономии и независимости.
«Это не значит, что они равноправны с
теологией. У них - разная возможность
в постижении истины. Наиболее высокими
истинами обладает теология»: утверждал
он. Впервые разделение знания на три сферы
- теологию, философию и науку - ввёл Альберт
фон Больштедт (Великий) (1193-1280 г.г.), но
он считал, что это всё в целом христианское
знание. Поэтому теология - выше науки
и философии и последние не могут быть
автономными, независимыми от теологии.
В основном, проблематика соотношения
теологии, философии и науки - традиционное
направление исследований Парижского
университета. Но в Средневековье наряду
с Парижским университетом сложился второй
центр культуры, в Англии - Оксфорд. Здесь
в основном изучали древние языки, математику,
астрономию наряду с теологией. Именно
для этой школы характерно обращение к
«опыту». «Опыт» - отношение теолога к
богу, и отношение учёного к природе. Существует
сфера физического познания - отношение
к природе и сфера религиозного опыта
- мистическое озарение. Отсюда - есть наука,
и есть теология.
Информация о работе Система образования в средневековье в Европе