Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:22, шпаргалка
1.Культурология как наука: формирование, место среди других наук, предмет, методы научного исследования, основные разделы культурологи.
Термин культурология ввел Уайт, опираясь на научные исследования Освальда. В 1968г этот термин помещается в международную энциклопедию социальных наук
Культурология- отрасль антропологии, которая рассматривает культуру как упорядоченность феноменов- первоначальное определение.
Культурология, как наука о культуре возникла в середине 20в
Вопросы к зачету по культурологи.
1.Культурология как наука: формирование, место среди других наук, предмет, методы научного исследования, основные разделы культурологи.
Термин культурология ввел Уайт, опираясь на научные исследования Освальда. В 1968г этот термин помещается в международную энциклопедию социальных наук
Культурология- отрасль антропологии, которая рассматривает культуру как упорядоченность феноменов- первоначальное определение.
Культурология, как наука о культуре возникла в середине 20в
С 60-х годов 20в- конец 80-х в университетской и академической среде идут дискуссии о возможностях комплексного подхода к изучению культуры.
Культурология является частью обширного комплекса знаний, часть гуманитарных и общественных (социальных) наук. Она возникла на стыке философии, социологии, этнографии и др. наук. Гуманитарные науки - это науки о человеке, а общественные науки - науки о человеке, обществе и культуре. Культурологию можно отнести как к социальным, так и к гуманитарным наукам, так как культура имеет большое значение не только в жизни отдельного человека (индивида), который является предметом изучения гуманитарных наук, так и для общества, которое является предметом изучения общественных наук. Поэтому культурологию относят к так называемым «социогуманитарным» наукам. Среди других наук такой является история.
Культурология- наука о культуре, изучающая наиболее общие закономерности её развития.
Предмет культурологи: исследование феномена культуры, как историко-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности и передачи из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов.
Методы культурологи:
1.Системный- культура как система, элементы системы в единстве, каждый элемент имеет смысл.
2.структурно-функциональный: выделяет элементы составляющих культуру, выявляет роль каждого элемента в функциях культуры
3.аналитический: рассмотрение
4. компаративный: сравнительный, при сравнении культур.
5. общенаучный
6. диалектический- любое явление культуры в развитии.
В состав культурологи входит 5 разделов:
2. Исторические корни понятия «культура». Многообразие современных подходов. Основные определения в обыденном и научном языках.
Понятие культура принадлежит
к числу фундаментальных
Начиная с 1 века до н.э. стало обозначать воспитание человека, развитие его души, образование
В эпоху поздней римской империи понятие «культура» сблизилось со словом «цивитас», которым обозначали общество граждан, государство живущее по справедливым законам. Значение воспитание, образование закрепилось на долгий период. В период возрождения с понятием культуры стали связывать личностное совершенствование. «Культура» одно из наиболее многозначных понятий литературного и научного языка. То или иное видение культуры, осмысление зависит от подхода к её изучению, предпосылок, которые лежат в основе этого подхода, точки зрения с которой исследуется культура.
Деятельностный подход рассматривает культуру как особый вид человеческой деятельности, осуществляемой людьми наряду с экономической, социальной, политической или иной деятельностью.
Семиотический-(знак) подход, который видит в культуре сложно организованную систему знаков
Аксеологический-(ценность)-
Современное научное определение
культуры символизирует убеждения,
ценности и выразительные средства
(применяемые в литературе и искусстве),
которые являются общими для какой-то
группы; они служат для упорядочения
опыта и регулирования
Обыденные представления о культуре зачастую сводятся к ее отождествлению с художественной культурой (искусством) или же с образованностью и воспитанностью человека. Однако наиболее распространенным обыденным значением понятия «культуры» является его понимание как совокупности материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории.
3.Материальная
и духовная культура. Основные
функции культуры в жизни
Понятие культура включает в себя два аспекта, соответствующих двум органически взаимосвязанным сторонам трудовой деятельности человека: материальную и духовную культуру.
Материальная культура создается в процессе материального производства, духовная включает процесс творчества и созданные при этом духовные ценности. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.
К материальной культуре относят:
средства производства, орудия труда,
технический уровень
К духовной культуре относят достижения науки, художественное творчество, язык, религиозные воззрения. Духовная культура содержит наряду с духовными элементами и материальную основу своего существования. Деление культуры на материальную и духовную культуру, безусловно, относительно. Они взаимодополняют друг друга.
Сложная структура культуры
определяет и разнообразие ее функций
в жизни общества и человека.
1. Главная функция - человекотворческая,
или гуманистическая функция - возделывание,
взращивание духа. Все остальные функции
так или иначе связаны с этой и даже вытекают
из нее.
2. Функция трансляции (передачи) социального
опыта. Культура выступает единственным
механизмом передачи социального опыта
от поколения к поколению, от эпохи к эпохе,
от одной страны к другой.
3. Функция познавательная
(гносеологическая) тесно связана
с первой (человекотворческая). Культура
концентрирует в себе лучший социальный
опыт множества поколений людей. Она приобретает
способность накапливать богатейшие знании
о мире и тем самым создавать благоприятные
возможности для его познания и освоения.
4. Регулятивная (нормативна) функция связана
прежде всего с определением (регулированием)
различных сторон, видов общественной
и личной деятельности людей.
5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак). Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным.
6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.
4.Формирование
понятия «цивилизация», его
Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов. Истоки слова цивилизация восходят к античным временам, культуре Древней Греции, Древнего Рима. Основным типом политической системы в античности была самоуправляемая община свободных граждан- город- госудрство, которое греки называли «полис», римляне «цивитас». Цивитас у римлян ассоциировался с представлениями о благоустроенной жизни свободного государства, с разумными и справедливыми законами. Само понятие «цивилизация» появляется в 18 веке, -разумность, научность, гражданственность, справедливость, которые являются основой жизни людей. Деятели просвещения считали что всему этому противостоит тёмный мир варварства, невежества, именно как противоположность была выдвинута концепция цивилизации.
Цивилизация (от лат гражданский)- межэтническая культурно-историческая общность людей, которая выделяется по различным критериям и основаниям.
Цивилизация- единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса
Цивилизация- локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем.
Вся история «цивилизации» теснейшим образом связана с понятием культура. Последнее время эти два понятия выступают чаще как синонимы. Так же как и культура, цивилизация отражает совокупность вещей и идей, искусственно созданных человеком, оба понятия являются антонимами понятиям дикость, варварство, невежество. Оба понятия применяются для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории. Однако как правило культура мыслится как нечто, возникшее раньше чем цивилизация.
5. Типология культур и цивилизаций, критерии типологии. Западный и восточный типы культуры- сравнительная характеристика. Историческая типология культур.
Тип цивилизации — методологическое
понятие, используемое для определения
культурно-исторического
1) общие фундаментальные черты духовной
жизни;
2) общность экономического развития;
3) взаимопереплетение культур;
4) наличие общих интересов и общих задач
с точки зрения перспектив развития.
На основе этих критериев вычленяются
четыре основных типа цивилизации:
1) природные сообщества (непрогрессивные
формы существования);- племена Африки
2) восточный тип цивилизации;
3) западный тип цивилизации;
4) современный тип цивилизации.
Типология культур— классификация, упорядочение всех выявленных в истории культур по какому-либо критерию, присущему всем культурам. Главное методологическое условие типологизации — единство критерия, на основе которого выделяются типы культур.
Примеры критериев типологизации: способ трансляции культуры {традиционные и нетрадиционные культуры); структура социальной стратификации или деления общества на классы и страты (культуры деревенская, городская, профессиональная, криминальная, маргинальная и т. д.); уровень технологии материального, социального и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры); хронологическая последовательность. (первобытная, военная, религиозная, цивилизованная, научная и постнаучная культуры и т. д.)
В качестве критерия классификации Данилевский использовал тип человеческой деятельности. Он выделял 4 типа деятельности: релиозная (характерна для еврейской одноосновной культуры), культурная (характерна для древнегреческой одноосновной культуры), политическая (характерна для древнеримской одноосновной культуры), общественно-экономическая. Он выделял одноосновные, двухосновные, трехосновные, четырехосновные культуры. По его мнению, четырехосновной культурой должна была стать славянская культура.
Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилизаций): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская), фаустовская (западноевропейская). В качестве девятой культуры он называл зарождающуюся русско-сибирскую. Шпенглер строит свою типологию исходя из идей существования некоей ведущей характеристики, придающей каждой культуре соответствующую специфику. Шпенглер сводит специфику каждой культуры к ее первоначальному символу.
Восточный тип цивилизации— исторически
первый тип цивилизации, сформировавшийся
на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае,
Вавилоне, Древнем Египте. Характерными
чертами восточной цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство
сложившихся форм образа жизни и социальных
структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие
всех форм человеческой жизнедеятельности.
3. В мировоззренческом плане представление
о полной несвободе человека, предопределение
всех действий и поступков, независящими
от него силами природы, социума, богов
и т. д.
4. Нравственно волевая установка не на
познание и преобразование мира, а созерцательность,
безмятежность, мистическое единение
с природой, сосредоточенность на внутренней
духовной жизни.
5. Личностное начало не развито. Общественная
жизнь построена на принципах коллективизма.
6. Политическая организация жизни в восточных
цивилизациях происходит в форме деспотий,
в которых осуществляется абсолютное
преобладание государства над обществом.
7. Экономической основой жизни в восточных
цивилизациях является корпоративная
и государственная форма собственности,
а основным методом управления выступает
принуждение.
Западный тип цивилизации (западная цивилизация)
— тип цивилизационного развития, Европы
и Северной Америки. Особенности:
1) динамизм, ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения
к человеческой личности;
3) индивидуализм, установка на автономию
личности;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности;
7) предпочтение демократии всем другим
формам государственного управления.
Западная цивилизация на определенном
этапе развития приобретает характер
техногенной цивилизации.