Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 22:40, реферат
Записи, сделанные при чтении литературных источников, во-первых, помогают глубже и разностороннее понять прочитанное; во-вторых, увеличивают объем и качество запоминания прочитанного (не случайно записи иногда называют "письменной памятью"); в-третьих, вырабатывают умение лаконично и точно излагать мысли; в-четвертых, дают возможность постепенно накапливать собственный материал, который может стать и рабочим справочником и ценным индивидуальным пособием для педагогической и научной работы.
Использование справочной литературы
Формы записи
Конспект
Тематический подбор литературы
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Реферат
по дисциплине «Библиография»
Тема: «Элементы библиографической записи»
Подготовила: Бирюкова Елена
Факультет: Социальной педагогики
Группа: 101 СЦП
Проверил: Ерошенко Е.В.
Оренбург 2014 г.
Содержание:
Использование справочной литературы
Формы записи
Конспект
Тематический подбор литературы
Список литературы
Использование справочной литературы
Смысловое содержание каждого непонятного, незнакомого слова должно быть немедленно выяснено. Без этого невозможно продолжать чтение.
При чтении литературы по физическому воспитанию существенную помощь могут оказать следующие издания: Большая Советская Энциклопедия и Ежегодники Большой Советской Энциклопедии, Малая Советская Энциклопедия, Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Педагогическая энциклопедия, Философская энциклопедия, Медицинская энциклопедия, Толковый словарь русского языка, Словарь иностранных слов, Спортивная терминология и ее эквиваленты в английском, немецком и французском языках (Краткий справочник, М., изд-во литературы на иностранных языках, 1957).
Следует помнить, что во всех энциклопедиях и словарях применяется четкая система отсылок ("смотри... "). Для полного понимания смысла слова все эти отсылки надо прочитать. Перед тем как пользоваться энциклопедией или словарем, необходимо познакомиться с предисловием, в котором излагаются правила чтения именно этого издания.
Чтобы ориентироваться в отечественной и зарубежной педагогической словарно-энциклопедической литературе целесообразно познакомиться с книгой И.М. Кантора "Педагогическая лексикография и лексикология" (М., "Просвещение", 1968); очень полезно прочитать книгу Б.Б. Комаровского "Русская педагогическая терминология" (М., "Просвещение", 1969). Сопоставление содержания одного и того же понятия по различным источникам позволяет проследить его эволюцию.
Очень часто для полного понимания содержания книги приходится прибегать к просмотру изданий, в которых сконцентрирован такой справочный материал, как приказы, постановления, спортивные результаты и пр.
Пользуясь справочными изданиями, следует иметь в виду, что все они в той или иной мере обладают одним недостатком: в них даются самые краткие сведения, причем часто уже устаревшие, а библиография, сопровождающая статьи, бывает ограниченной.
Формы записи
Записи, сделанные при чтении литературных источников, во-первых, помогают глубже и разностороннее понять прочитанное; во-вторых, увеличивают объем и качество запоминания прочитанного (не случайно записи иногда называют "письменной памятью"); в-третьих, вырабатывают умение лаконично и точно излагать мысли; в-четвертых, дают возможность постепенно накапливать собственный материал, который может стать и рабочим справочником и ценным индивидуальным пособием для педагогической и научной работы.
Качество записи зависит от глубины анализа прочитанного, а формы записи обусловливаются характером чтения. Поэтому нельзя вести, например, конспектирование, одновременно с первым прочтением литературного источника. Любые формы записи - это завершающий этап работы над книгой, статьей.
В практике встречаются следующие формы записи.
Цитирование обладает тем преимуществом, что позволяет в будущем, когда у самого читателя изменится подход к оценке многих фактов, вновь вернуться к анализу подлинника. К цитированию обязательно прибегают при изложении определения понятий. Цитирование используется и для того, чтобы подкрепить или обосновать собственную мысль, а иногда и для того, чтобы выразить критическое замечание в адрес автора.
Эта форма записи наиболее легкая для читателя, так как не требует большой самостоятельности мышления, но и наиболее трудоемкая.
План представляет собой лаконичное изложение главных вопросов, рассматриваемых в публикации, причем в той очередности, в какой это дано в подлиннике. В этом отношении план очень похож на оглавление книги.
План может быть простым и сложным. В последнем случае каждый вопрос (пункт) плана имеет подчиненные ему вопросы. Такой дробный план составить, естественно, гораздо труднее, чем простой, но зато он позволит глубже понять содержание работы. Чтобы составить план, особенно сложный, необходимо хорошо знать и конкретный литературный источник, и ту отрасль знания, которую он представляет. Составление плана приучает выявлять и кратко формулировать главные мысли автора. План позволяет при необходимости качественно восстановить в памяти основное содержание публикации.
Тезисы дают возможность полнее, чем с помощью плана, передать содержание прочитанного, ибо расшифровывают каждый пункт плана, доказывают или защищают то или иное утверждение автора.
Требование лаконичности и точности в изложении мыслей автора делает эту форму записи довольно сложной. Тезисы должны отражать выводы, ведущие положения, которые подлежат дальнейшей разработке. Все это определяет их форму и содержание: расчлененность и сжатость, конкретность и категоричность.
Тезисы могут быть сложными и простыми. В сложных тезисах имеются аргументация, доказательства и фактический материал.
Конспект
Существуют три вида конспекта.
Простой конспект - это последовательное и краткое изложение содержания работы без анализа и доказательств, без расчленения текста на соподчиненные части.
Сложный конспект это изложение материала публикации с описанием фактического материала, с его аргументацией, доказательствами, с анализом, обобщением, выводами и подразделением текста на пункты и подпункты. Подобный конспект включает в себя цитаты, план и тезисы, а также может иметь таблицы, рисунки (как заимствованные у автора, так и самостоятельно составленные). Особое внимание следует обратить на воспроизведение рисунков, так как оно помогает не только лучше запомнить, но и глубже понять педагогические закономерности.
Сводный конспект предусматривает единое, целостное изложение содержания нескольких публикаций. Обычно такие конспекты являются тематическими, т.е. обобщают материалы разных авторов по одной теме.
Составление сводного конспекта по существу своему есть тот творческий процесс в работе с литературой, который у диссертантов оканчивается написанием такого раздела диссертации, как обзор литературы.
Технология разработки сводного конспекта может быть примерно следующей.
Из нескольких публикаций по одной и той же теме выбирается одна, наиболее полная, типа учебника, учебного пособия, монографии последних лет издания, тщательно прорабатывается с составлением дробного плана, в котором указываются страницы оригинала к каждому пункту плана.
Затем поочередно изучаются все другие источники. Если в новой публикации изложен материал, которого не было в первой публикации, то в план между строк вносится новый пункт, причем в то место, которое логически оправдывает присутствие этого материала в содержании первой публикации. Если материал двух публикаций совпадает по трактовкам, то в плане проставляются номера страниц второй публикации со знаком " + ", если не совпадает - со знаком "-". Подобным же образом обрабатываются и все другие литературные источники. Без такого "расчленения" материала его будет невозможно изложить в логической последовательности как единое целое. Появятся разбросанность, нарушение логики, повторения.
Примерная форма плана сводного конспекта
План Фамилии авторов публикаций
I. …...
1... ... ...
а)... ... .
Фамилии авторов публикаций даются в порядке их значимости. В колонках под фамилиями указываются страницы источника, на которых раскрыты основные вопросы плана.
Руководствуясь подобным планом, приступают к обобщению материала нескольких источников по первому пункту плана, затем по второму и т.д.
Сложные и сводные конспекты должны иметь поля, на которых читатель мог бы делать свои замечания, сопоставлять мысли и факты автора со своими собственными или мыслями и фактами других авторов.
Применять ту или иную форму записи следует в зависимости, во-первых, от ее назначения (например, для обзора литературы по диссертационной теме нужно составить сводный конспект); во-вторых, от содержания конспектируемого материала (например, при изучении трудов классиков марксизма-ленинизма очень часто прибегают к цитированию).
В практике нередко встречаются и смешанные формы записи (например, цитирование наиболее важных и сложных для понимания частей текста и конспектирование в виде изложения мыслей, идей автора собственными словами)
Тематический подбор литературы
После выбора темы и установления конкретных задач исследования главным становится подбор литературы по избранной теме: изучаются прямые и косвенные данные, относящиеся к вопросам темы, литература, раскрывающая методы исследования. Подобранная таким образом литература войдет затем в особый раздел научной публикации под названием "Обзор литературы", который будет предшествовать изложению собственного материала.
Правильно ориентировать читателя в подборе необходимой литературы помогает библиография - наука, изучающая произведения печати с точки зрения наиболее широкого использования их в политических, научных, практических и воспитательных целях. Термином "библиография" обозначаются также библиографические указатели, списки литературы, обзоры.
Читатель обязан быть знаком со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, который характеризует наличный фонд литературы в ней.
Систематический каталог библиотеки показывает ее книжный фонд. Каталожные карточки в нем расставлены по отраслям знаний и часто снабжены аннотациями. Книги перечисляются в логическом порядке вопросов, раскрывающих содержание отдельных областей знания.
Предметные каталоги имеются только в крупных и специализированных библиотеках. Книги перечисляются в алфавитном порядке вопросов, составляющих содержание отдельных тем и проблем. Эти каталоги дополняют систематический каталог и напоминают энциклопедические словари.
Алфавитный каталог имеет каталожные карточки, расставленные в алфавитном порядке фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы).
Однако каталоги каждой библиотеки отражают лишь наличные фонды этой библиотеки, а поэтому, естественно, ограниченны. Приходится прибегать и к такой форме подбора литературы, как изучение библиографических пособий, указателей, списков. В некоторых из этих изданий библиографические характеристики публикаций не ограничиваются только библиографическими описаниями, а содержат еще рефераты или аннотации (т.е. краткое изложение содержания исследования).
Существует значительное количество различных библиографических указателей. Специалисту физического воспитания необходимо знать о существовании следующих библиографических изданий, описывающих готовящиеся к публикации, находящиеся в печати и только что увидевшие свет научные работы. Всю эту группу изданий можно назвать текущей библиографией.
Обычно работы подбирают в обратнохронологическом порядке, т.е. сначала современные публикации, а затем более ранние. При этом следует иметь в виду, что публикации специализированных журналов оперативно отражают результаты новых исследований, чем книги, брошюры, которые сравнительно долго находятся в производстве.
Обратнохронологический порядок подбора литературы отнюдь не означает, что и анализ ее должен осуществляться в таком же порядке. Этот прием необходим в тех случаях, когда требуется оценить ранние публикации с позиций современных взглядов на данную проблему. В тех же случаях, когда акцент делается на изучении динамики явления, применять следует хронологический прием. Сравнительно-хронологический прием полезен для сравнительного анализа развития нескольких родственных явлений.
В подборе необходимой литературы рекомендуется соблюдать следующую примерную этапность:
1) систематически знакомиться
с изданиями текущей
2) познакомиться с литературой,
которая использована и
3) посмотреть общие и
отраслевые энциклопедические
4) прочитать литературу,
которая рекомендуется
5) познакомиться с каталогами и картотеками библиотеки;
6) просмотреть библиографические указатели (пособия).
Разумеется, возможности читателя, его индивидуальный стиль работы могут внести существенные изменения в предложенную этапность, но несомненно одно - необходимо знакомиться и с текущей библиографией, и с ретроспективной.
Опыт показывает, что целесообразно каждый выявленный литературный источник изучить, а затем только подбирать новые. Такой путь способствует более успешному углублению знаний, расширению кругозора и позволяет в данном источнике найти ссылки на новые работы. Но и это правило может иметь исключение. Не всегда можно сразу же прочитать обнаруженную работу, иногда приходится накапливать, а потом уже обрабатывать.
Наконец, необходимо подчеркнуть важность изучения зарубежной литературы. Однако перед чтением научных статей в оригинале целесообразно предварительно прочитать какое-либо общее руководство по специальности (учебник, учебное пособие и пр.), чтобы ознакомиться с основными понятиями, их трактовкой, терминологией, существующими в данной стране. Без этого довольно сложно разбираться в существе дела, изложенного в научных работах.