Этика ораторского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:26, реферат

Краткое описание

Цель реферата состоит в изучении этики ораторского искусства и риторики, как научной дисциплины.
К числу основных задач относятся:
Изучение основных принципов этики речевого общения.
Изучение истории возникновения этикетных слов и речений.
Выявить, изменяется ли со временем этика речевого общения

Содержание

Введение………………………………………………………….…………………..3
Понятие ораторского искусства……………...………..……………………..6
Риторика, как научная дисциплина……………………..…………….6
Рода, жанры и стили красноречия……………………...……………..9
Этика ораторского искусства……………………………………………….12
Понятие риторического этоса………………………………………..12
Характеристика составных элементов этики ораторской речи……18
Заключение…………………………………………………….……………………25
Список используемой литературы……………………………………….………..27

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………….…………………..3

  1. Понятие ораторского искусства……………...………..……………………..6
    1. Риторика, как научная дисциплина……………………..…………….6
    2. Рода, жанры и стили красноречия……………………...……………..9
  2. Этика ораторского искусства……………………………………………….12
    1. Понятие риторического этоса………………………………………..12
    2. Характеристика составных элементов этики ораторской речи……18

Заключение…………………………………………………….……………………25

Список используемой литературы……………………………………….………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В  настоящее время почти каждому гражданину, принимающему участие в общественной жизни, приходится выступать на собраниях с речами по тому или иному вопросу.

    Начинающие  ораторы часто делают при своих  выступлениях разные ошибки, которые  сильно вредят успеху их речи.

     Есть много хороших ораторов, которые никогда не читали книг об ораторском искусстве, однако добиться успехов в этой области им помогла длительная практика.

     Без  упорной и непрерывной работы  так же мало можно сделать  в этой области, как и в  каком-либо другом искусстве. Знаменитые ораторы были самыми прилежными в работе. Демосфен никогда не говорил публично без тщательной подготовки. Когда какой-то болтливый оратор, которых в Афинах было немало, хотел унизить его своим насмешливым замечанием, что его речи „отдают потом", Демосфен обратил эту насмешку в похвалу, откровенно признавшись, что он проводит многие часы в уединенной работе, прежде чем выступить со своей речью перед народом, что он, однако, делает это лишь из уважения к согражданам, так как считает, что им можно преподносить только то, что добросовестно проработано. Далее он добавил, что тот, кто не проявляет усердия при подготовке к своей речи, доказывает только свое высокомерие по отношению к народу и старается приобрести одобрение больше обманом, чем заслугой.

     Цицерон  рассказывает про себя, что он, начиная с молодости, ежедневно «неустанно упражнялся в ораторском искусстве, подобно атлету, упражняющемуся в употреблении оружия». Он напоминает, что такой блестяще одаренный оратор, как Гортензий, только из-за небрежности опустился с достигнутой им уже ступени ораторского искусства. Однажды Цицерону не было возможности достаточно подготовиться к важной речи. Тут явился раб и доложил ему, что заседание суда отложено. Цицерон был так обрадован, что ему осталось время для подготовки, что тотчас же дал свободу своему рабу.

    В  качестве ещё одного примера  можно привести подвижническо-проповедническую  деятельность Иоанна Златоуста,  хорошо известного на Руси  и сегодня почитаемого Русской  православной церковью. Являясь дьяконом и пресвитером в Антиохии, Иоанн проявил необычайный ораторский талант. Произведения Златоуста — одна из вершин христианской духовной мысли. Он умело и талантливо разъяснял положения Библии, был активным распространителем христианского вероучения. В духовных речах Иоанна Златоуста выражается интерес к символам веры, догматике и религиозному культу, к внутреннему миру человека, источнику его хороших или дурных привычек. В них часто осуждаются такие пороки, как отступление от веры, ложь, болтливость, лицемерие, тщеславие, гордыня, пьянство и др. И наоборот, прославляются преданность Богу, религиозное подвижничество, гражданственность, патриотизм, мужество, мудрость, правда, милосердие, трудолюбие, чувство национального самосознания и др.

     Во  все времена, начиная с появления  на Земле homo sapiens (человек разумный) и по настоящий день, тема, которой посвящен реферат, не теряла своей актуальности. Ведь и адвокатам, и преподавателям, и руководителям различных организаций, и политическому деятелю и многим другим людям необходимо ораторское искусство, а этика неразрывно связана с риторикой. Не зря Цицерон в свое время придумал формулу: логика + риторика + этика, которая четко отражает квалификацию оратора. Марк Туллий Цицерон писал, что «оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении». Соответственно, не столько важно знать и понимать правильные вещи, сколько доступно их донести до окружающих, деликатно и аргументировано парировать аргументы.

     Таким  образом, цель реферата состоит  в изучении этики ораторского  искусства и риторики, как научной  дисциплины.

     К  числу основных задач относятся:

  1. Изучение основных принципов этики речевого общения.
  2. Изучение истории возникновения этикетных слов и речений.
  3. Выявить, изменяется ли со временем этика речевого общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие ораторского искусства
    1. Риторика, как научная дисциплина

 

Термин риторика имеет греческое происхождение, его синонимами выступают античный термин ораторское искусство (латинское oratoria) и русское слово красноречие. Что же означают все эти понятия? Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Подобное  толкование ораторского искусства  было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Блез Паскаль писал: «красноречие – это живописное изображение мысли, если, выразив мысль, оратор добавляет к ней еще и какие-то черточки, он создает не портрет, а картину». Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. Так, Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» пишет: «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». М.Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает, что «красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».

Ораторским  искусством называют также исторически  сложившуюся науку о красноречии  и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Как предмет систематического преподавания, ораторское искусство сложилось прежде других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течении долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики.

Ораторское  искусство носит сложный синтетический  характер, оно неразрывно связано со многими научными дисциплинами и отраслями знаний.

Философия помогает познать ораторское искусство  как форму общественной деятельности. Это ремесло – деятельность, овладеть которой может любой, тем более  грамотный человек. А овладеть в  высшей степени – вот это будет  уже искусство. Философия помогает понять риторику как составную часть духовной культуры, как средство речевой деятельности, без которой не обходится ни одно государство.

Речевое общение со слушателями строится по законам психологии, всех чувственных  начал: зрения, слуха, обоняния, осязания...Истинный оратор немыслим без вдохновения, воображения и фантазии. Один из принципов речевого мастерства – принцип обратной связи – не может обойтись без внимания и эмоционально-психологического воздействия на аудиторию. По законам психологии выстраиваются эмоциональные всплески и спады, ритмический и темповый строй речи, обоснованные психологические паузы.

Этика связана прежде всего с вопросом «как». Как вести себя перед аудиторией? Как держаться? Как обращаться и  как отвечать на вопросы?..

А эстетические начала должны быть заложены в чувствах, чтобы вдохновлять слушателей; в  одежде, чтобы выглядеть красиво, в мелодике и напевности слова, в звуках и в речи в целом, чтобы волновать души.

Художественное  чтение и публичная речь строятся по законам речевого мастерства, включающим выразительные средства: эпитеты, восклицания, жесты, мимику, пантомимику и т.д. И непременно по законам техники речи: дыхания, голоса, дикции...

Художественное  чтение и ораторство дополняют друг друга. Именно чтецы становятся ораторами. У чтеца – «задача», у оратора– единое действенное слово и единые способы работы над логикой текста.

Красноречие – такой же живой процесс, как  искусство театра. Зритель и слушатель  становятся соучастниками действия, которое совершают актер и оратор. И чем больше зал, тем лучше отдача.

 

    1. Рода, жанры и стили красноречия

 

 Ораторское искусство никогда не было односторонним. Исторически в зависимости от сферы применения и использования определенных средств оно подразделялось на различные стили, рода, виды и жанры.

Современное ораторское искусство выделяет три  стиля красноречия:

  1. рациональный – сила и пафос этого стиля заключаются в аргументированности и доказательности суждений. В этом стиле обычно передается информационный и иллюстративный материал, преобладает анализ фактов, стройность, последовательность изложения; темп речи ровный, языковые средства нейтральные. Преобладают повествовательные предложения с прямым порядком слов. Оратор опирается на осмысление и интеллект аудитории.
  2. синтетический – стиль, соединяющий черты рационального и эмоционального стилей: логические доводы и аргументация чередуются с яркими выразительными средствами языка, изменением темпа речи и эмоциональными всплесками.

Научная риторика включает в себя 5 основных родов, в которых принято выделять следующие виды:

  1. социально-политическое красноречие
    • доклад на социально-политические и политико-экономическое темы,
    • отчетный доклад на конференции, съезде, собрании,
    • политическая речь,
    • митинговая и агитаторская речь;
  2. академическое (научное) красноречие
    • лекции в вузе,
    • научное сообщение или информация;
  3. судебное красноречие
    • прокурорская (обвинительная),
    • адвокатская (защитительная),
    • самозащитительная речь;
  4. церковно-богословское красноречие
    • проповедь,
    • молитва,
    • речь на соборе (на собрании верховных священнослужителей);
  5. социально-бытовое красноречие
    • юбилейная речь, здравница,
    • застольная речь, тост,
    • надгробное слово, поминальная речь.

В ораторском искусстве принято выделять следующие  основные жанры (т.е. формы, в которых  реализуется конкретное произведение ораторского искусства.):

  • лекция ( они бывают вузовские  или публичные);
  • доклад (может быть отчетным, научным и т.п.);
  • речь – выступление, посвященное конкретному событию или мероприятию;
  • беседа – обмен мнениями в свободной форме;
  • диспут – свободное обсуждение различных общественно значимых вопросов;
  • дискуссия – обмен мнениями по определенному вопросу с соблюдением процедуры обсуждения (такая процедура называется регламент).

Такое многообразие стилевых, родовых и  жанровых форм безусловно подтверждает сложный и многоплановый характер ораторского искусства, зародившегося две с половиной тысячи лет назад и дошедшего до наших дней.

 

  1. Этика ораторского искусства
    1. Понятие риторического этоса

 

Еще со времен античности классическая риторика уделяет значительное внимание морально-нравственной составляющей ораторской речи и личности оратора. Эти важные вопросы регулирует этика красноречия. Термин этика восходит к греческому слову этос, что в переводе означает нравственный, а сама этика – систему философских представлений о моральных и нравственных нормах, принятых в обществе. Этот термин впервые был употреблен Аристотелем в его научных трудах. Выступление в публичной аудитории предполагает сотрудничество, которое возможно лишь в условиях взаимного доверия и готовности разделить ответственность за речь. Поэтому риторический этос можно понимать и как проявляющиеся в слове качества ритора, которые дают аудитории основание доверять ему; и как свойства аудитории, побуждающие ритора быть этичным.

Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям.

При всей значимости норм этика, в том  числе этика речи, не исчерпывается ими. Риторическая этика изучает условия сотрудничества ритора и аудитории. В процессе обсуждения и оценки фактов, выработки, принятия и осуществления решений накапливается новый опыт, который обобщается, и создается новая реальность, в условиях которой протекает последующая деятельность. При этом неизбежно нарушаются те или иные нормы и, в зависимости от последствий, они либо расширяются и дополняются, либо отменяются, либо же в случае неоправданного нарушения нормы ритор и его аргументация оказываются этически несостоятельными.

Информация о работе Этика ораторского искусства