Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:33, контрольная работа
В старых учебниках истории римской литературы непременно имелся раздел «Век Августа» или «Золотой век римской поэзии» с датами: 43 г. до н. э. – 14 г. н. э. Героями этого раздела были три поэта: Вергилий, Гораций, Овидий. Все они издавна были признаны величайшими, все представлялись порождениями благодатного века, способствовавшего процветанию словесности. Правда, отмечалось, что Овидий не совсем похож на двух других поэтов: те умели быть важными и строгими, а Овидий был изящным и легкомысленным, те умерли почти что в звании придворных певцов, а Овидий – опальным изгнанником.
Введение.
Глава 1. Биография.
Глава 2. Творческий путь.
Заключение.
Список литературы.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: История русской и зарубежной литературы.
Тема: Жизнь и творчество Овидия.
Студентка I курса
заочного факультета
Музыкальная звукорежиссура
Чученко Анастасия Николаевна
Санкт-Петербург
2013 год
Регистр.№__________________ «_______»_____________________
дата поступления работы в Университет
ОЦЕНКА________________________
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ_______
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
(линия отреза)
Студент (ка) _____ курса_________________________
заочного факультета специальность_________________
дисциплина____________________
тема__________________________
Регистр.№__________________ «_______»_____________________
дата поступления работы в Университет
ОЦЕНКА________________________
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ_______
Содержание:
Введение.
Глава 1. Биография.
Глава 2. Творческий путь.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
В старых учебниках истории
римской литературы непременно имелся
раздел «Век Августа» или «Золотой
век римской поэзии» с датами:
43 г. до н. э. – 14 г. н. э. Героями этого
раздела были три поэта: Вергилий,
Гораций, Овидий. Все они издавна
были признаны величайшими, все представлялись
порождениями благодатного века, способствовавшего
процветанию словесности. Правда, отмечалось,
что Овидий не совсем похож на двух
других поэтов: те умели быть важными
и строгими, а Овидий был изящным
и легкомысленным, те умерли почти
что в звании придворных певцов,
а Овидий – опальным изгнанником.
Глава 1. Биография.
Публий Овидий Назон ( лат. Publius Ovidius Naso ) родился 20 марта 43 года до н.э.
в городе Сульмона (современная Италия) ,
умер в 17 году н.э. в городке Томы (современная Констанца, Румыни
Родился он в городке Сульмоне, что в 90 милях от Рима. Сегодня в этом городке главная улица называется Корсо Овидио, там есть гимназия его имени и памятник. На цоколе памятника две надписи: "Сульмона - моя родина" и "Меня назовут славой племени пелигнов". Овидий происходил из этого племени. Прошло две тысячи лет, но останки "виллы" поэта и могилы его предков сохранились. . Место и время своего рождения Овидий с точностью определяет в одной из своих «скорбных элегий» (Trist., IV, 10).
Овидий получил образование в Риме, сначала в риторической школе, потом в декламационной, где обучался грамматике и греческому языку.
В 18 лет он впервые выступил перед читателями со своими творениями. В 25 лет он становится любимейшим поэтом римлян.
Род его издавна принадлежал к всадническому сословию. Отец поэта был человеком состоятельным и дал своим сыновьям хорошее образование. Посещая в Риме школы знаменитых учителей, Овидий с самых ранних лет обнаружил страсть к поэзии: в той же элегии (Trist., IV, 10) он признается, что и тогда, когда нужно было писать прозой, из-под пера его невольно выходили стихи. Следуя воле отца, Овидий поступил на государственную службу, но, прошедши лишь несколько низших должностей, отказался от неё, предпочитая всему занятия поэзией. По желанию родителей рано женившись, он вскоре вынужден был развестись; второй брак также был недолог и неудачен; и только третий, с женщиной, уже имевшей дочь от первого мужа, оказался прочным и, судя по всему, счастливым. Собственных детей Овидий не имел. Дополнив своё образование путешествием в Афины, Малую Азию и Сицилию и выступив на литературном поприще, Овидий сразу был замечен публикой и снискал дружбу выдающихся поэтов, например Горация и Проперция. Сам Овидий сожалел, что ранняя смерть Тибулла помешала развитию между ними близких отношений и что Вергилия (который не жил в Риме) ему удалось только видеть.
В 8 году н. э. Август выслал поэта на север Римской империи.
Причина столь сурового распоряжения нам не известна, а ведь Овидий был близким к дому императора по связям своей жены. Сам Овидий неопределённо называет её ошибкой, отказываясь сказать, в чём эта ошибка состояла и заявляя, что это значило бы растравлять раны цезаря. Вина его была, видимо, слишком интимного характера и связана с нанесением ущерба или чести, или достоинству, или спокойствию императорского дома. Все предположения учёных, старавшихся разгадать эту загадку, оказываются в данном случае произвольными. Единственный луч света на эту тёмную историю проливает заявление Овидия, что он был невольным зрителем какого-то преступления и грех его состоял в том, что у него были глаза. Другая причина опалы, возможно более существенная, прямо указывается самим поэтом: это — его «глупая наука», то есть «Ars amatoria», из-за которой его обвиняли как «учителя грязного прелюбодеяния». В одном из своих писем с Понта он признается, что первой причиной его ссылки послужили именно его «стихи».
Овидий просил Августа вернуть его из ссылки, но просьбы остались без ответа. Он так и умер в ссылке в Томах (нынешняя Констанца) на девятом году ссылки.
Глава 2. Творческий путь.
Первыми литературными опытами Овидия, за исключением тех, которые он, по его собственным словам, предавал огню «для исправления», были «Героиды» (Heroides) и любовные элегии. В своей первой книге "Героиды" Овидий описал чувства покинутых влюбленных женщин: Федры, Пенелопы, Медеи, Сапфо и других. Книга состоит из писем, которые эти женщины пишут своим любимым. Такой исповедальный жанр позволил поэту сказать многое о женской душе
Яркость поэтического дарования Овидия высказывается и в «Героидах», но наибольшее внимание римского общества он обратил на себя любовными элегиями, вышедшими, под заглавием «Amores», сначала в пяти книгах, но впоследствии, по исключении многих произведений самим поэтом, составившими три дошедшие до нас книги из 49 стихотворений.
Эти любовные элегии,
содержание которых в той или
другой степени, возможно, основывается
на любовных приключениях, пережитых
поэтом лично, связаны с
Не меньший резонанс вызвало и следующее произведение поэта, о приготовлении которого он возвещал своим читателям ещё в 18-й элегии II книги и которое в рукописях и изданиях Овидия носит заглавие «Ars amatoria» («Любовная наука», «Наука любви»), а в сочинениях самого поэта — просто «Ars». Это — дидактическая поэма в трёх книгах, написанная, как и почти все сочинения Овидия, элегическим размером и заключающая в себе наставления, сначала для мужчин, какими средствами можно приобретать и сохранять за собой женскую любовь (1 и 2 книги), а потом для женщин, как они могут привлекать к себе мужчин и сохранять их привязанность. "Любовь подобна сражению. На поле сражения нечего делать трусам, ибо здесь нередко приходится выносить много неприятного и тяжелого". Женщине автор советует сохранять красоту, быть элегантной, не краситься в присутствии возлюбленного, не смеяться громко, скрывать недостатки своей фигуры... Он презирал кокетливых мужчин, требовал простоты в одежде, считал умение себя держать главным достоинством мужчины. Сочинение это в литературном отношении превосходно и обличает собой полную зрелость таланта и руку мастера, которая умеет отделать каждую подробность и не устает рисовать одну картину за другой, с блеском, твёрдостью и самообладанием. Оно отличается известной нескромностью содержания, которую автор вынужден был оправдывать перед официальной моралью тем предлогом, что писал свои наставления для вольноотпущениц и живших в Риме чужестранок, на которых требования о строгости поведения не распространялись (Trist., II, 303). Написано это произведение во 2 — 1 гг. до н. э., когда поэту было 41 — 42 года от роду. Одновременно с «Наукой любви» появилось к тому же разряду относящееся сочинение Овидия, от которого до нас дошёл лишь отрывок в 100 стихов и которое носит в изданиях заглавие «Medicamina faciei». На это сочинение, как на готовое, указывает женщинам Овидий в III книге «Науки любви» (ст. 205), называя его « Medicamina formae» («Средства для красоты») и прибавляя, что оно хотя и не велико по объёму, но велико по старанию, с каким написано. В дошедшем отрывке рассматриваются средства, относящиеся к уходу за лицом.
Вскоре после «Науки любви» Овидий издал «Лекарство от любви» («Remedia amoris») — поэму в одной книге, где он, не отказываясь и на будущее время от своей службы Амуру, хочет облегчить положение тех, кому любовь в тягость и которые желали бы от неё избавиться. В направлении, которого Овидий до сих пор держался, дальше ему идти было некуда, и он стал искать другие сюжеты. Мы видим его вскоре за разработкой мифологических и религиозных преданий, результатом которой были два его капитальных сочинения: «Метаморфозы» и «Фасты».
Но прежде чем он успел эти ценные труды довести до конца, его постиг внешний удар, коренным образом изменивший его судьбу. Осенью 9 г. Овидий неожиданно был отправлен Августом в ссылку на берега Чёрного моря, в дикую страну гетов и сарматов, и поселен в городе Томы (сейчас Констанца, в Румынии).
Ссылка на берега Чёрного моря подала повод к целому ряду произведений, вызванных исключительно новым положением поэта. Свидетельствуя о неиссякаемой силе таланта Овидия, они носят совсем другой колорит и представляют нам Овидия совсем в другом настроении, чем до постигшей его катастрофы. Ближайшим результатом этой катастрофы были его «Скорбные Элегии» или просто «Скорби» (Tristia), которые он начал писать ещё в дороге и продолжал писать на месте ссылки в течение трёх лет, изображая своё горестное положение, жалуясь на судьбу и стараясь склонить Августа к помилованию. Элегии эти, вышли в пяти книгах и обращены в основном к жене, некоторые — к дочери и друзьям, а одна из них, самая большая, составляющая вторую книгу — к Августу. В ней Овидий восхваляет императора и униженно просит прощения за свои прегрешения, заявляет, что его нравы на самом деле не так развращены как может показаться судя по его стихотворениям. Напротив, жизнь его целомудренна, а шаловлива только его муза — заявление, которое впоследствии делал и Марциал, в оправдание содержания многих из своих эпиграмм.
В этой же элегии приводится целый ряд поэтов греческих и римских, на которых сладострастное содержание их стихотворений не навлекало никакой кары. В ней указывается также на римские мимические представления, крайняя непристойность которых действительно служила школой разврата для всей массы населения.
За «Скорбными элегиями» следовали «Понтийские письма» (Ex Ponto), в четырёх книгах. Содержание этих адресованных Альбиновану (младшему современнику и другу Овидия) и иным лицам писем в сущности тоже, что и элегий, с той только разницею, «Письма» обнаруживают заметное падение таланта поэта. Это чувствовалось и самим Овидием, который откровенно признается, что, перечитывая, он стыдится написанного и объясняет слабость своих стихов тем, что призываемая им муза не хочет идти к грубым гетам; исправлять же написанное — прибавляет он — у него не хватает сил, так как для его больной души тяжело всякое напряжение. Цитата из Писем часто используется авторами как просьба к читателю о снисходительности. Тяжесть положения отразилась на свободе духа поэта; постоянно чувствуемый гнёт неблагоприятной обстановки все более и более стеснял полет его фантазии. Отсюда утомительная монотонность, которая, в соединении с минорным тоном производит в конце концов тягостное впечатление — впечатление гибели первостепенного таланта, поставленного в жалкие и неестественные условия и теряющего своё могущество даже в языке и стихосложении. Однако, с берегов Чёрного моря пришли в Рим два произведения Овидия, свидетельствующие о том, что таланту Овидия были под силу и предметы, обработка которых требовала продолжительного и серьёзного изучения.
Первым из таких произведений были «Метаморфозы» («Превращения»), огромный поэтический труд в 15 книгах, заключающий в себе изложение относящихся к превращениям мифов, греческих и римских, начиная с хаотического состояния вселенной до превращения Юлия Цезаря в звезду. Начинается поэма такими словами: "Душу мою влечет желание воспеть, как тела меняют свои формы. О боги - ведь именно вы изменяете людей - помогите моим начинаниям (дуньте в мои паруса) и доведите эту поэму в непрерывном движении от начала мира до моего времени".
Легенды о смене обличий встречаются у всех народов мира. Овидий создал из множества мифов "историю человечества" от образования гармонического космоса из хаоса до века Августа, когда гражданские войны сменились миром. Люди меняют свой облик под влиянием страстей, по воле богов, из-за роковых ошибок. Превращение - это промежуточное состояние между жизнью и смертью, переводящее человека на низшие ступени существования. Сохранение своего "я" в веках - удел избранных: Геракла, Ромула - основателя Рима, Юлия Цезаря, Августа. А также философов, поэтов и великих возлюбленных.Овидий заканчивает "Метаморфозы" словами - "я буду жить" Он считал, что воплотил свою жизнь в бессмертное слово.
Этот высокий по поэтическому достоинству труд был начат и, можно сказать, окончен Овидием ещё в Риме, но не был издан по причине внезапного отъезда. Мало того: поэт, перед отправлением в ссылку, сжёг, с горя или в сердцах, даже саму рукопись, с которой, к счастью, было уже сделано несколько списков. Сохранившиеся в Риме списки дали Овидию возможность пересмотреть и дополнить в Томах это крупное произведение, которое таким образом и было издано. «Метаморфозы» — самый капитальный труд Овидия, в котором богатое содержание, доставленное поэту главным образом греческими мифами, обработано с такой силой неистощимой фантазии, с такой свежестью красок, с такой лёгкостью перехода от одного предмета к другому, не говоря о блеске стиха и поэтических оборотов, что нельзя не признать во всей этой работе истинного торжества таланта, вызывающего изумление. Недаром это произведение всегда много читалось и с давних пор переводилось на другие языки, начиная с греческого перевода, сделанного Максимом Планудом в XIV веке. Даже у нас есть немало переводов (как прозаических, так и стихотворных); четыре из них появились в свет в течение семидесятых и восьмидесятых годов XIX века.
Другое серьёзное и также крупное не только по объёму, но и по значению произведение Овидия представляют «Фасты» (Fasti) — календарь, содержащий в себе объяснение праздников или священных дней Рима. Эта учёная поэма, дающая много данных и объяснений, относящихся к римскому культу и потому служащая важным источником для изучения римской религии, дошла до нас лишь в 6 книгах, обнимающих первое полугодие. Это — те книги, который Овидию удалось написать и обработать в Риме. Продолжать эту работу в ссылке он не мог по недостатку источников, хотя не подлежит сомнению, что написанное в Риме он подверг в Томах некоторой переделке: на это ясно указывает занесение туда фактов, совершившихся уже по изгнании поэта и даже по смерти Августа, как например триумф Германика, относящийся к 16 г. В поэтическом и литературном отношении «Фасты» далеко уступают «Метаморфозам», что легко объясняется сухостью сюжета, из которого только Овидий мог сделать поэтическое произведение; в стихе чувствуется рука мастера, знакомая нам по другим произведениям даровитого поэта.