Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:31, реферат
В последние десятилетия сместились в обществе нравственные ориентиры. Критикуют многое в истории Отечества, и только Москва со своими многовековыми традициями, богатейшей историей, высочайшей и древнейшей культурой не подлежит никакой переоценке и остается верхом совершенства. Москва пережила многие эпохальные события и все они нашли свое отражение в различных произведениях о Москве.
1. Введение………………………………………………стр.2
2. Москва М. Ю. Лермонтова……………………………стр. 3
3. Москва в романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин »
………………………………………………………………стр. 5
4. « Москва и москвичи » М. Н. Загоскина…………стр. 7
5. Москва в произведениях Л. Н. Толстого……………стр. 9
6. Цветаевская Москва……………………………………стр. 11
7. Заключение…………………………………
Изображение Москвы
в произведениях русской
Содержание
1. Введение………………………………………………стр.
2. Москва М. Ю. Лермонтова……………………………стр. 3
3. Москва в романе
А. С. Пушкина « Евгений
………………………………………………………………стр. 5
4. « Москва и москвичи » М. Н. Загоскина…………стр. 7
5. Москва в произведениях Л. Н. Толстого……………стр. 9
6. Цветаевская Москва………………………………
7. Заключение…………………………………………………
В последние десятилетия
Всякий город имеет свою
предначертание, цель. Всё это в совокупности влияет на его развитие, на
сознание горожан, то есть формирует МИФОЛОГИЮ города. Такая мифология имеется и у нашей Москвы.
Многие писатели и поэты
переноса столицы из Москвы в Санкт- Петербург она всё равно осталась душой России, её священным центром, её некоронованной столицей. Является ли Москва только лишь столицей, или же в ней хранится нечто большее, что не под силу понять только умом, но душой и сердцем.
« Москва великий город, первого рангу во всей Европе »,- утверждал М.
В. Ломоносов. О своеобразии Москвы сказано и написано очень много, много подмечено чёрточек, отличающих её от других городов России.
Новая русская литература
XVIII веков. Именно тогда
древнерусская словесность
литературы современного типа: литературный труд становится авторским,
появляются первые опыты книжной поэзии.
В конце 70 – х годов XVII века монах, просветитель и педагог
Симеон Полоцкий ( 1629 – 1680 ) составил сборник своих стихотворений «
Рифмологион » ; туда вошли стихи, притчи, рассуждения, оды. И там же мы находим первые поэтические строки, посвященные Москве:
« Удобней да есть солнце состреляти,
нежели град сей богом храним взяти
Богопротивным…»
В этом стихотворении Симеон Полоцкий пишет о ней как о столице и символе самого обширного и сильного Русского государства.
Именно поэтому темой для
русской литературе.
Москва М. Ю. Лермонтова
Тема Москвы развивается Лермонтовым в романе "Княгиня Лиговская" и ряде юношеских стихотворений. Поэтические картины Москвы времен Ивана Грозного воспроизведены в поэме "Песня...про купца Калашникова". Тема Москвы раскрывается в стихотворении Лермонтова "Бородино". В поэме "Сашка" поэт писал:
"Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский сильно, пламенно и нежно! ".
Обратимся к «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Действие этого лирико-эпического произведения происходит в Москве. Каким читатель представляет себе город? Поищем ответ в первых строках «Песни…»: Москва в этом фрагменте текста- престольный град, царское место, центр Руси, а сам царь сидит на троне как на небесах и « словно ястреб» смотрит на то, что творится у него под ногами. Власть его безгранична, он волен и казнить, и миловать по своему усмотрению. В этой части произведения Москва представляется нам в царском обличии.
Вторая часть произведения
и по отдельным приметам мы можем
представить её облик. Вот лавка купца Калашникова: все на своём месте, все
на учёте. Всё в его жизни по закону: «…высокий дом…детки любезные...». К нему все прислушиваются, он – глава семьи. В беде он советуется со своими братьями и получает от них поддержку в решении отстоять свою честь и достоинство в кулачном бою.
Третья часть песни, повествующая о поединке купца Калашникова с
Кирибеевичем, начинается с проникнутого лиризмом описания стольного града.
Вертикаль и горизонталь художественного пространства обозначены такими предметными деталями как купола церквей, стена кремлевская белокаменная, тесовые кровельки, тучки, заря, небо, и повторением предлога над , выражающего оппозицию низ – верх. Взгляд на Москву дается сверху: она охвачена вся разом, видна вся: только с высоты птичьего полета ( или
художественного воображения автора ) можно увидеть одновременно всю Москву : И золотые купола церквей, и кровельки, и дальние леса, и синие горы, и снега…
Москва
– место разыгравшейся
страстней воспринимается утренний пейзаж. Красавица – заря, олицетворение новой жизни, добра и света, благословляет Москву на новый день, сливаясь с городом, отражаясь в его куполах и снегах рассыпчатых. Автор говорит о Москве не иначе как « …великая, златоглавая…» А какие чувства вызывают у читателя последние две строки фрагмента?
Уж зачем ты, заря алая просыпалася?
Эти строки наполнены горечью и состраданием… Так проявляется авторская позиция в произведении Лермонтова, его сочувствие купцу Калашникову. Москва перестает быть просто пейзажем, фоном происходящих событий. Она становится действующим лицом «Песни…».
Еще одна Москва предстает перед нами в монологе Алены Дмитриевны:
это Москва – разбойничья, с опустелыми улицами, с неожиданными недобрыми встречами и нападениями на честных людей. Перечитаем рассказ Алены Дмитриевны о ночной встрече: он искренен, эмоционален. Ее испуг выражается такими словами как одиношенька, ноженьки подкосилися, фатой закрылася, испугалася, бежать стремглав бросилась. Отметим также то, что Кирибеевич подстерег Алену Дмитриевну ночью, на темной улице, когда она по обыкновению шла домой. Что же так остро переживает Алена Дмитриевна?
Опозорил он, осрамил меня,
Меня честную , непорочную …
Цветовая гамма произведения выражает авторское отношение к героям: честный суд, кулацкий бой, происходит на людях, у всех на виду, утром, при Божьем свете. Белокаменные стены Московского Кремля, белые
одежды ее храмов, золотые купола, отражающие солнце, свет, православный
медный крест у Калашникова на груди и святые иконы – свидетели семейного союза и праведности, символы веры – это Москва святая, наблюдающая за противостоянием опричника и купца.
Теперь подведем итог нашим наблюдениям за тем, как поэт создает
художественный образ Москвы. Мы увидели разные ее лики : это и « царская », богатая , властная Москва , и Москва разбойничья, темная, и Москва
святая , православная , хранительница веры , чести , долга. И в то же время
это один город, знакомый каждому по – своему. Можно сказать, что Москва имеет свой характер: то противится происходящему, то откликается светом куполов на правильное решение.
М.Ю.
Лермонтов создал в своем
происходящих событий, но и герой лиро-эпического произведения.
Отдельными символами Москвы являются Кремль и Москва – река.
Примечательно, что бой Калашникова и Кирибеевича происходит на фоне этих символов:
…Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву – реку, на кулачный бой…
…Поклонился прежде царю
После белому Кремлю, да святым церквам…
Живым участником событий Москва является в стихотворении « Бородино ». С какой гордостью говорит автор о Москве:
Ребята! Не Москва ль за нами?
Боевой призыв полковника умереть за Россию не просто красивые слова,
сказанные для истории, а порыв искренней любви к самому дорогому, что есть у человека на земле – к своей Родине, к Москве.
Москву воспевали многие
Москва в романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин »
Отдельное место Москва занимала в жизни А. С. Пушкина. "Москва... как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось" -восторженно писал о Москве Пушкин. Именно в Москве он создал ряд своих произведений - стихотворение "Стансы", "Кавказ" и многие другие. Москва, ее быт, различные моменты ее истории отразились во многих произведениях Пушкина. Стихотворение "Воспоминания в Царском Селе":
Края Москвы, края родные,
Где на зоре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед...
Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни...
...Все пламень истребил.
стихотворение "Всеволжскому" и другие, трагедия "Борис Годунов", повести
"Гробовщик", "Рославлев" очерк "Путешествие из Москвы в Петербург".
Наиболее широко облик современной поэту Москвы воспроизведен в 7 главе "Евгения Онегина": здесь есть и картины московских улиц:
...Вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах"
и исполненные лиризма строки:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва...как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
и признание в любви:
Москва! как я любил тебя,
Святая родина моя!
и ироничные зарисовки московского общества:
Разнообразной и живой
Москва пленяет пестротой,
Старинной роскошью, пирами,
Невестами, колоколами,
Забавной, легкой суетой,
Невинной прозой и стихами.
Ты там на шумных вечерах
Увидишь важное Безделье,
Жеманство в тонких кружевах
И Глупость в золотых очках,
И тяжкой Знатности веселье,
И Скуку с картами в руках.
Информация о работе Изображение Москвы в произведениях русской литературы