Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:06, научная работа
Цель: доказать, что М. А. Кравков в повесть «Ассирийская рукопись» вводит факты из собственной музейной деятельности, рассказывает историю Новониколаевского краеведческого музея 20-х годов XX века
Задачи:
- изучить биографию М.А.Кравкова
- проанализировать художественный текст
- на основе анализа описать историческую действительность начала 20-х годов
- установить соответствие между деталями художественного повествования и фактами истории Новониколаевского краеведческого музея
- обоснование актуальности выбранной темы
- цель:
- задачи:
- объект исследования
- предмет исследования
- методы исследования
- гипотеза
Раздел 2. Основная часть
- краткие факты биографии Кравкова М.А.
- анализ повести «Ассирийская рукопись»
- сопоставление деталей повести и фактов исторической действительности
Часть 3. Заключение
- результаты исследования
- выводы
Использованные источники информации
II открытые Тихомировские Чтения
на базе Новосибирской классической гимназии №17
Секция: филология
Исследование по теме:
История восстановления
Новониколаевского
Учебный предмет: литература
Ф.И.О. руководителя исследования:
Наконечная Ирина Анатольевна,
первая квалификационная категория,
тел. 89137058430,
e-mail: irina.naknechnaja@rambler.ru
Ф.И. учащегося, выполнившего исследование:
Гольцова Виктория Владиславовна
ОУ: МБОУ СОШ №162
с углубленным изучением французского языка
г. Новосибирск
2012
-2-
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Введение
- обоснование актуальности выбранной темы
- цель:
- задачи:
- объект исследования
- предмет исследования
- методы исследования
- гипотеза
Раздел 2. Основная часть
- краткие факты биографии Кравкова М.А.
- анализ повести «Ассирийская рукопись»
- сопоставление деталей повести и фактов исторической действительности
Часть 3. Заключение
- результаты исследования
- выводы
Использованные источники информации
-3-
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ
Обоснование актуальности выбранной темы: В 2012 году Новосибирск отмечает 120-летие, поэтому в начале учебного года ребята нашего класса под руководством учителя русского языка и литературы начали поиск информации по писателям-новосибирцам. Я обратила внимание на имя Кравкова Максимилиана Алексеевича, потому что этот год оказался особенным и для него – 125 лет со дня рождения. Как выяснилось, поиск художественных произведений оказался почти безрезультатным: в библиотеках Советского района нашлись единичные экземпляры его книг – только повесть «Ассирийская рукопись», а ресурсы Интернета предлагали электронные версии все той же «Ассирийской рукописи» и нескольких рассказов. Познакомившись с биографией Кравкова М. А. и прочитав повесть «Ассирийская рукопись», я обратила внимание на то, что в повести рассказывается о восстановлении краеведческого музея какого-то города, а ведь сам автор как раз и занимался музейным делом в Новониколаевске (так назывался наш Новосибирск раньше). Кроме того, меня удивило, что в Интернете имеются несовпадения в изложении биографических данных: что Кравкова М.А. называют то первым, то вторым директором новосибирского краеведческого музея. Я обратилась со своими наблюдениями к учителю русского языка и литературы Наконечной Ирине Анатольевне, и она поддержала меня, посоветовав провести исследовательскую работу по данным наблюдениям и тем самым пролить свет на историю города Новосибирска и ее созидателей
Цель: доказать, что М. А. Кравков в повесть «Ассирийская рукопись» вводит факты из собственной музейной деятельности, рассказывает историю Новониколаевского краеведческого музея 20-х годов XX века
Задачи:
- изучить биографию М.А.Кравкова
- проанализировать
- на основе анализа описать историческую действительность начала 20-х годов
- установить соответствие
между деталями
-4-
Объект исследования: биография М.А.Кравкова и его художественное произведение «Ассирийская рукопись»
Предмет исследования: история Новониколаевского краеведческого музея в 20-е годы XX века
Методы исследования:
1. Изучение биографии М.А.Кравкова
2. Анализ художественного текста
3. Сравнение художественного текста и исторической действительности
Гипотеза: директор Новосибирского исторического музея М.А.Кравков в своей повести «Ассирийская рукопись» на основе личного опыта рассказывает о восстановлении именно указанного музея
-5-
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Кравков Максимилиан
Алексеевич родился 10 сентября 1887 года
в Рязани.
В 1904 году поступил в Санкт-Петербургский
университет на геолого-минералогическое
отделение. Будучи студентом, примерно
в 1906 году он вступил в партию эсеров-максималистов.
В 20 лет М. А. Кравков был
арестован как организатор подпольной
лаборатории по подготовке взрывчатых
веществ. Был осужден на 5 лет одиночного
тюремного заключения.
В 1913 году М. А. Кравков выслан
на поселение в село Тайшет Енисейской губернии и с тех
пор до конца жизни не покидал Сибири.
После Октябрьской революции
М. А. Кравков первоначально примкнул к
антибольшевистскому лагерю. В 1918-1919 годах
назначен гласным Нижнеудинского уездного
земства, членом губернской комиссии по
земским делам, управляющим Нижнеудинским
уездом Иркутской губернии.
После восстановления Советской
власти Максимилиан Алексеевич заведовал
краеведческим музеем в Иркутске. В 1920 году он был арестован
по обвинению в принадлежности к эсерам-максималистам.
После подачи им заявления о выходе из
этой партии дело было прекращено.
В 1921-1922 годах жил и работал
в Омске, занимал должность заведующего
подотделом музеев Сибирского отдела
народного образования. В Омске вышла
в свет его первая книга – «Что такое музей
и как его организовать в деревне».
В 1922 году М. А. Кравков отправился
в Новониколаевск в связи с переездом туда советских
учреждений из Омска. Он стал заведующим
Новониколаевским городским музеем. М.
А. Кравков активно занимался
-6-
организацией музея, вел
в нем отдел геологии. При этом
он успевал еще вести
Совершая поездки по Сибири,
привозил для музея много ценных экспонатов.
В 1922 году
М. А. Кравков стал одним из организаторов
литературного журнала «Сибирские огни»
здесь же состоялся его литературный дебют
как очеркиста-краеведа. Максимилиан Алексеевич
писал также повести и рассказы. Самое
известное произведение – детективная
повесть «Ассирийская рукопись».
В мае 1937 года М. А. Кравков
был арестован по обвинению в участии
в «японо-эсеровской террористической
диверсионно-шпионской организации» и
осужден. 1 августа 1958 года был посмертно
реабилитирован. [1]
Нужно сказать, что биография Максимилиана Кравкова требует уточнений. В источниках информации имеются разночтения, путаница с датами. Одни говорят о смерти в заключении 5 сентября 1942 года [3], другие – о расстреле 12 октября 1937 [1] . Одни – что воспитывался после смерти родителей у тетки по отцу [9], другие – у дяди по отцу [3]. Обнаруживаются разногласия в рассказах о музейной деятельности Кравкова. В одних источниках говорится, что он организовал Новониколаевский краеведческий музей и стал его первым директором [6], в других, что руководил музеем уже в 20-е годы, основателем же музея был Владимир Александрович Анзимиров .[7]
Я обратилась к руководителю
нашего школьного музея,
Представленная выше краткая биография, на мой взгляд, наиболее точно отражает действительность, потому что указывает, что именно с 1922 года М.А.Кравков руководит краеведческим музеем Новониколаевска, а значит, он не мог быть первым его директором, потому что музей образован в 1920 году.
На основе изученных источников мною создана схема, отражающая этапы музейной работы М.А Кравкова.
Основные этапы музейного дела Кравкова М.А.
Заведующий краеведческим музеем в г.Иркутске
1921-1922 гг.
1922-1931гг. Заведовал Новониколаевским (Новосибирским) городским музеем. |
Данная схема помогает представить себе географию музейного дела М.А.Кравкова и установить соответствие между деталями художественного повествования повести «Ассирийская рукопись», опытом музейной работы Кравкова.
Литературной деятельностью Кравков М.А. занимается с 1910 года. [8]
Повесть «Ассирийская рукопись» написана в 1925 году [9]. В ней запечатлена атмосфера жизни, быта и нравов первых лет революции.
|
Цитаты из повести [10] |
Время действия |
«Стаи голодных людей вразброд, в одиночку рассыпались по улицам, по учреждениям»
«…почти у каждого за спиной у важных или нудных занятий стоял проклятый или шутливый вопрос: чем я буду сегодня сыт? Все обтрепались и пообносились. И победно серел цвет фронта, цвет войны, окопов, лишений и смерти. Солдатская шинель. Во всех видах, фасона»
«…среди большого, оборванного и голодного города…»
«…эвакуированных убегавшими белогвардейцами…»
«Здание университета,
пострадавшее в гражданскую
«Мутный город, серые люди, грязный снег, изредка пламя флагов»
«…живейшее участие принимали прохожие. Какие-то красноармейцы …»
«С риском попасть под облаву и быть застигнутым на торжище в час, когда все должны быть на работе, а следовательно, оказаться причисленным к спекулянтам, — я вышел на базар»
«…доходя до Чека, люди свертывают с тротуара и идут по другой стороне, и многие взглядывают украдкой на большой трехэтажный дом с многочисленными подъездами»
«Глухим щелчком отзовется с улицы одинокий выстрел — и опять тишина в пустоте» |
Быт и нравы |
«…пошел обедать в столовку Нарпита»
«…старое свое пальто…»
«…в рваном заплатанном пальтишке с торчавшей ватой»
«…надо было бороться за жизнь…»
«…у меня осталась последняя порция угля на сегодняшнюю ночь»
«…потом получить по карточкам для сотрудников папиросы»
«…там царил отчаянный холод, все работали в полушубках»
«Это была крепость, забронированная со всех сторон требованиями невыполнимых смет и расчетов, огражденная колючей изгородью тысяч разрешительных инстанций, разбросанных по всему городу»
«В один из воскресников мы вместе грузили шпалы…»
«…мне как раз полфунта муки принесли…»
«…которые донашивали старые, «приличные» пальто и шубки…»
«Букин вынул ломтик черного хлеба, посыпанный солью, разломил его пополам и угостил меня…»
«Говорят, что в городе на два дня только хлеба осталось...» |
Особенность этой маленькой повести — использование большого количества разнообразнейшего материала, связанного с музейным делом. Изображаются будни коллектива «вновь организованного городского музея» [10]. Необыкновенный подъем и воодушевление испытывают они, целиком творчески отдаются всему, что связано с изучением и сохранением вещей, документов, произведений искусства. Думают, как сделать лучше, трудятся, не считаясь со временем и затратой сил, в музее все — от истопника и сторожа до заведующего и научного руководителя.
Цитаты из повести [10] | |
Коллектив музея |
«Но нам было некогда скучать»
«Нас не занимало личное и интимное: мы пытались построить большое историческое здание и самозабвенно собирали строительный материал»
«Художник Сережа, пылкий энтузиаст…»
«Если я, художественный эксперт, приглашен сюда для руководства музейной работой, то я совсем не желаю, чтобы меня связывали с этой вакханалией обирательств и реквизиций!»
«…мы весело и вдохновенно работали в музее
«…же спасаем важное для науки…»
«Удивительное время. Мы смотрели на жизнь в телескоп, мы стремились приблизить к себе дух событий... А там, в глубине, меж корнями пришедших в движение массивов, из неведомых недр просачивались незаметные ручейки нездорового, странного и причудливого, вытекшего из болота жизненного отстоя. Мы замечали их, когда они лезли в глаза, и все-таки не удивлялись» |
Лирический герой повести |
«Я был хранителем великой красоты… Точно костер пылал…Я был приставлен к этому костру и был по-своему счастлив» |
Герои преданы делу, за которое взялись, верят в торжество справедливости, называют себя энтузиастами. Тем и привлекательна сегодня маленькая повесть М. Кравкова, что она передает это главное – «дух событий» [10] удивительного времени.
Меня же как исследователя интересовал вопрос: отражается ли в повести история именно Новониколаевского музея?
Изучая текст «Ассирийской рукописи», я обратила внимание на некоторые детали, например, на имена собственные. Имя сотрудника музея – Сергей Киряков. Фамилия, на мой взгляд, созвучная с фамилией Кравков. Не исключено, что Кравков М.А. сделал себя прототипом этого героя, вложив в этот образ черты своего характера, взгляды, настроения. К тому же по сюжету Киряков был арестован по доносу и содержался в «одиночке» [10], а факт содержания в одиночной камере был и в биографии Кравкова.