Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 21:15, контрольная работа
В мордовскую литературу А. Моро вошел как оригинальный поэт-лирик со сборником стихотворений «Раскаты грома» (1931). Начал писать в 1925 году, когда в газете «Красная звезда» был напечатан его рассказ «Как я приехал в Москву», затем в журнале «Печатник» было опубликовано его стихотворение на русском языке «Сердце бедное, зачем нам горевать». В первых поэтических опытах, написанных в стиле традиционной народной песни, поэт раскрывает взаимоотношения молодых людей, зарождение глубоких чувств между мужчиной и женщиной, изображает картины крушения устоев и строительства новых социальных отношений.
Артур Матвеевич Моро
Кузьма Григорьевич Абрамов
Список использованной литературы
Содержание:
………………………………………………3
………………………………………………5
………………………………………………9
АРТУР МАТВЕЕВИЧ МОРО (1909 - 1989)
В мордовскую литературу А. Моро вошел как оригинальный поэт-лирик со сборником стихотворений «Раскаты грома» (1931). Начал писать в 1925 году, когда в газете «Красная звезда» был напечатан его рассказ «Как я приехал в Москву», затем в журнале «Печатник» было опубликовано его стихотворение на русском языке «Сердце бедное, зачем нам горевать». В первых поэтических опытах, написанных в стиле традиционной народной песни, поэт раскрывает взаимоотношения молодых людей, зарождение глубоких чувств между мужчиной и женщиной, изображает картины крушения устоев и строительства новых социальных отношений. Ранние произведения А. Моро жизнерадостны, оптимистичны, просты, непосредственны. Образность их языка, лирическая взволнованность, эмоциональная глубина свидетельствовали о незаурядном таланте начинающего поэта.
Формирование и развитие А. Моро как поэта происходило под сильным влиянием мордовской народной песни и традиций русской литературы, в частности, поэзии А. С. Пушкина, В. В. Маяковского, С. Есенина. Органическую связь с художественными традициями мордовского народа можно проследить в языке, фольклорных образах, мотивах, песенном строе некоторых стихотворений, народной символике. Так, в раннем стихотворении «Липовая дудочка» удачно применены символический образ говорящей липовой дудочки, встречающийся в мордовских сказках, и образ уточки, фигурирующий в народных песнях.
В конце 1920-х годов А. Моро вместе с М. Безбородовым сделали смелый шаг к силлабо-тоническому стихосложению. Об удачном поиске изобразительно-выразительных средств и форм для их реализации свидетельствуют стихотворения «Молодость», «На берегу Суры», «Как не любить теперь тебя», составившими золотой фонд мордовской литературы.
В стихотворении «Молодость» передается патетически восторженное настроение лирического героя, до глубины души тронутого радостным обновлением жизни. Произведение написано по канонам русского силлабо-тонического стихосложения, поэт решительно порывает с ритмикой народного стиха и характерными для него средствами художественной выразительности.
В последующее десятилетие
А. Моро искал художественно
В 1930-е годы содержание лирики А. Моро составляет тема коллективизации и индустриализации страны. Основной тон стихов этого периода - хвалебно-восторженный, жизнеутверждающий, о чем свидетельствуют произведения, включенные в сборники: «Раскаты грома», «Шире дорогу», «Солнце смеется», «Путь жизни». Прославлению Отчизны А. Моро учится у В. Маяковского. Продолжая традиции патриотической лирики русского поэта, он приветствует новые социальные отношения, новый образ жизни, созидающий упорный труд, радуется тому, что поднялась культура мордовского народа.
Во время Великой Отечественной войны А. Моро находился в действующей армии. Он был редактором дивизионной газеты «Вперед за Родину». Основные черты его произведений военной поры - глубокая гражданственность, патриотический пафос. Многие свои стихотворения и песни поэт написал в прифронтовой землянке. В военной лирике А. Моро судьбы солдат и командиров приобретают эпическую значимость. Поэт не драматизирует судьбы и поступки своих героев искусственно, он избегает их идеализации, рисует мудрыми, решительными, самоотверженными, какими они были на самом деле. Самое страшное зло на земле он видит в фашизме. Поэт охвачен праведным гневом, жаждой борьбы, желанием отдать жизнь за Родину и свободу своего народа. Поэзия военных лет пронизана думами и заботами о народе. Мастер слова ощущает себя частицей большой Родины, поэтому его стихи всегда несут печать личной боли, личного участия. До настоящего времени волнуют сердца читателей такие стихотворения, как «Русь», «Наконец дождались», «На берегу Дуная», «Ветеран», «Украине».
Расцвет творчества А. Моро приходится на послевоенные годы, когда выходят в свет поэтические сборники поэта: «Слово сердца», «Весна», «Радость», «Ветка дуба векового», «Поздняя любовь», «Весеннее эхо» и др. Произведения А. Моро разнообразны по своей идейно-тематической направленности. В этот период настойчиво углубляется и расширяется тема духовного обновления человека, новыми красками засверкали любовная и пейзажная лирика. Стихам 60 - 80-х годов присущи лирико-психологическая глубина, философская направленность, радующий душу аромат свежих поэтических красок, оригинальность образов, эмоционально-взволнованное воспевание событий действительности.
В поэзии А. Моро живет образ Родины. Во многих стихах патриотические мотивы тесно переплетаются с мотивами дружбы народов. Этой теме посвящены стихотворения «Крым», «Кавказу», «Каспийское море», «Тиха ночь на Украине» и др. Как истинный поэт, А. Моро умеет сочетать в своем творчестве интернациональное и национальное. В его памяти воспоминания о родном крае. Произведения о малой родине различны по глубине мысли и яркости выражения. Однако общим для них является эмоциональная приподнятость, душевная теплота. Они полны ярких картин пейзажа. Поэт восторгается, удивляется красотой и богатством родного края. Таковы стихотворения «Мордовия моя», «Слышишь, Родина!», «На Суре», «Береза», «Первый снег», «Золотая осень» и др.
Большое место в творчестве А. Моро занимает любовная лирика. Для поэта любовь - высший дар, основа жизни, путь достижения полноты и цельности жизни. Она облагораживает, возвышает человека, делает его нравственно чище. Любовь в стихах А. Моро - испытание со счастливым концом, множество разных, порой противоречащих друг другу эмоций: радость и тоска, постоянство и изменчивость, огонь и стужа и т.д. Многие из стихов автобиографичны. Теме любви посвящены стихотворения «Эту песшо тебе спою», «Пусть солнце смеется», «Тальянка», «Девушка-мокшанка» и др.
Поэзия А. Моро последних лет философична. Поэт разрабатывает традиционную для него тему поэта и поэзии, размышляет об их предназначении - служении народу, Родине. В философской лирике проявилась мудрость поэта. А. Моро часто обращается к нравственным проблемам своего времени, говорит о гражданственности, служении высоким идеалам. Не остаются без внимания и такие общечеловеческие темы, как человек и труд, человек и природа, человек и общество, что свидетельствует о стремлении мастера углубиться в саму суть жизненных явлений, миропорядок. О философской направленности поэтической мысли говорит не только содержание, но и названия многих стихотворений: «Не чудо», «Осенние думы», «Останься навеки», «Рождение поэзии», «Когда умру» и др.
Поэзия А. Моро характеризуется не только тематическим богатством, но и поиском новых форм. С его именем связано освоение жанровой формы сонета в мордовской поэзии. Он придает сонету оригинальность, взяв за основу граждански звучащую философию. В сонетах поэт стремится раскрыть духовный мир современника, показать горизонты его характера, отсюда тематическая широта произведений воспоминания о юности, размышления о поэзии, о прошлом и настоящем своего народа, счастье, любви. Известны его сонеты: «Маяковскому», «Петрарке», «Поет скворец», «Венчает солнце красоту земли», «Любовь», «Любовь и ненависть» и др.
Стремление познать смысл жизни в поэтических формах привело А. Моро к крупным жанрам - к поэмам. Поэму «Легенда о любви» можно определить как лирическую исповедь автора. Лироэпическая поэма «Встреча» наполнена вопросами нравственного, духовного развития человека и общества, передает напряженные ритмы беспокойной эпохи, проходящие через сердца главных героев Тимофея и Насти. В поэме «Перекличка лет» краски меняются, становятся более точными, реалистичными, контрастными, как сама жизнь. Четко прослеживается желание автора показать красоту пашен, труд людей на земле и в космосе.
Стремление осмыслить историю мордовского народа, глубже познать национальный характер отразилось в поэме «Алена», посвященной легендарной народной героине Алене Арзамасской, которую А. Моро называет «мордовской Жанной д'Арк».
Анализу творчества великого скульптора С. Д. Нефедова А. Моро посвятил свой документально-художественный роман «Степан Эрьзя». Достоинством книги является использование автором обширной исторической, архивной и мемуарной литературы. В работе не только представлена биофафия знаменитого мастера, но и дан эстетический анализ его обширного скульптурного наследия.
Творческие искания А. Моро, его эстетические достижения обусловлены самой жизнью, философско-нравственными ориентирами времени. Истинный поэт не может находиться в отрыве от общечеловеческих проблем, он творит и тем самым служит своему народу, обществу, эпохе. А. Моро стал народным поэтом. Это высшая оценка любимому поэту и писателю.
КУЗЬМА ГРИГОРЬЕВИЧ АБРАМОВ (1914-2008)
Творчество народного писателя Мордовии К. Г. Абрамова многогранно: он автор нескольких сборников рассказов («Рассказы», «Русые косы», «Хмелинка»), многоплановой трилогии о жизни мордовского народа («Лес шуметь не перестал» «Люди стали близкими», «Дым над землей»), трилогии о великом скульпторе С. Д. Эрьзе («Сын эрзянский»), романов о современности («Девушка из села», «Своя ноша не в тягость»), ряда комедий («У каждого своя болезнь», «Гость издалека»), зачинатель жанровой формы романа-сказания в мордовской литературе.
Основная проблематика рассказов К. Абрамова нравственно-этическая. Прозаик раскрывает нравственный мир современника, проникает в психологию человека-труженика, повествует о событиях Великой Отечественной войны. Лучшие новеллы писателя отмечены остротой конфликтов, самобытными художественными образами, сочным языком.
Первая попытка освоения К. Абрамовым многопланового эпопейного романа вылилась в повествование о жизни мордовского народа в сложные переломные эпохи XX века - коллективизации, НЭПа, сталинских репрессий, войны, послевоенного возрождения. В трилогии под общим названием «Найман» обрисовано множество персонажей. В эпическом плане созданы образы Григория Канаева, Пахома Гарузова, Захара Гарузова, Марии Канаевой и др.
В 80 - 90-е годы в мордовской литературе на смену традиционному историко-революционному роману выступают иные жанровые формы: историко-биографические, историко-политические, романы-сказания. Внимание писателей устремлено не на события начала XX века, а вглубь веков. Обращение писателей к прошлому обусловлено стремлением отыскать истоки национальных корней, найти ответ на вопрос о специфике национального характера, его роли в истории, решить многие волнующие проблемы современности, отыскать созвучные моменты эпох.
Романы-сказания К. Абрамова «Пургаз» и «За волю», повествующие о далеких событиях, позволяют правильно понять сущность духовно-нравственных идеалов мордовского народа.
Действие в романе «Пургаз» (1988) происходит в конце XII - начале X1I1 веков. В центре повествования - реальное историческое лицо, эрзянский князь Пургаз. В романе гармонично объединены документальные факты, фольклорные источники и художественный вымысел. К. Абрамов как историк исследует избранную эпоху. Он бережно обращается с немногочисленными документами, сохранившими имя Пургаза, - данными русской летописи «Повесть временных лет». Более объемный материал для изучения представляют предания, сказания о Пургазе, его военных победах и неудачах.
В романе К. Абрамова образ князя Пургаза представлен в динамике. В начале повествования он еще совсем ребенок, в конце романа - зрелый мужчина, глава рода, полководец, политик. На первых страницах произведения представлена символическая сцена: старый Обран отдает первый кусок жертвенного мяса Пургазу, самому младшему внуку от третьей жены Вежавы. В этой сцене прослеживается мысль о переходе власти от Обрана Пургазу как самому достойному представителю рода.
К. Абрамов отражает основные этапы жизни своего героя. Сначала он целеустремленный, талантливый ученик, учится в булгарском Великом городе, затем одаренный и опытный князь, инязор. Писатель дает не статичный образ, а динамичный, что позволяет высветить закономерности формирования личности в социальных условиях того исторического периода, исследовать ее внутренний мир и мотивы деятельности. Автор нарисовал социально-объективные условия появления выдающейся личности, оказавшейся способной создать новую общественную систему. Пургаз предстает выразителем созревших в недрах общества тенденций, направленных на объединение эрзянских и мокшанских племен в пределах единого государства. К. Абрамов не отходит за пределы исторической типологии, улавливая в бурном потоке событий общее, закономерное. Писателю удалось показать роль незаурядной личности в судьбе народа, подчеркивая, что выдающаяся личность не может проявить и выразить себя вне национальной почвы, вне связи с родным этносом.
К. Абрамов сосредотачивается не только на историческом, но и на культурологическом и психологическом аспектах повествования. Прошлое в романе предстает не только как момент времени, но и как ожившее действие, событие, психологическое переживание. Заслугой писателя следует считать то, что он подходит к описанию исторической личности как одаренный психолог, часто прибегает к воссозданию внутреннего состояния персонажей. Доказателен в этом плане такой эпизод. Ради спасения своей земли, своего народа от разорения и гибели Пургаз идет на оправданный, но бесчестный поступок - убийство главы одного из мокшанских родов Тенгуша, стремящегося разорвать отношения с Пургазом и соединить свой род с Пурейшей. Характеризуя своего героя как натуру цельную, глубокую, целенаправленную, автор выделяет его нравственный стержень. Читатель видит мучения, терзания, отчаяние, горечь Пургаза от совершенного поступка. Душевная боль заставляет его, инязора, воина, мужчину, плакать. С другой стороны, Пургаз хорошо продумал и осмыслил свой поступок, была бы у него возможность - он поступил так же.