Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:54, реферат
Предметом – организация работы с текстом на уроках русского языка.
Цель исследования – разработка теории и практики по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Введение 3
Глава первая. Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности. 4
Глава вторая. Анализ текста на уроках русского языка. 18
Заключение 26
Литература
Комплексный анализ текста
на уроках русского языка
Введение
Глава первая. Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности. 4
Глава вторая. Анализ текста на уроках русского языка. 18
Заключение
Литература
Актуальность методической
темы. Комплексный анализ текста –
это не только интересный, но и чрезвычайно
полезный вид работы, при котором осуществляется
функциональный и системный подход к изучению
языка, а также ярко выявляются межпредметные
связи. Работа с текстом развивает у учащихся
языковое чутье, способствует устранению
грамматических, стилистических и речевых
ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое
восприятие произведений художественной
литературы. Анализ текста полезен при
подготовке к сочинению и изложению, а
также эффективен как форма проведения
устного экзамена в выпускных классах.
Анализ текста - обязательный вид работы
при подготовке к изложению, так как он
помогает до конца понять особенности
текста и грамотно пересказать письменно,
сохраняя его своеобразие. Изучение языка
писателей должно быть связано с замыслом
художественного произведения, его литературными
образами. Ведь только тогда можно почувствовать
истинное богатство и выразительные возможности
русского языка, именно поэтому тема методической
работы стала «Комплексный анализ текста
на уроках русского языка
Объектом исследования является текст.
Предметом – организация работы с текстом на уроках русского языка.
Цель исследования – разработка теории и практики по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1.
Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности.
Обучение русскому языку в общеобразовательной школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по русскому языку, развивать их языковое чутье, способность к анализу языковых явлений, умение наблюдать факты речи. В решении этих задач огромное значение имеет комплексная работа с текстом, а соответственно разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объему и способу выполнения.
Во время работы с текстом используются
все виды лингвистического разбора: фонетический
(чтение с определенной интонацией, которая
отражает значение знаков препинания
и семантику выражения: словосочетания
или предложения); лексический (выяснение
значения и смыслов слова, словосочетаний,
обнаружение синонимических, антонимических
и подобных отношений и понимание их роли
для раскрытия замысла автора); морфемный,
словообразовательный и этимологический
(для разъяснения и уточнения значения
слова, выражения в контексте); морфологический
и синтаксический (для уточнения смыслов
предложения и микротекста с точки зрения
временных, модальных и других грамматических
значений); стилистический (для построения
образов героев, понимания особенностей
жанра и композиции текста).
Методика лингвистического
анализа текста впервые была предложена
К.Д. Ушинским в его «Первоначальной практической
грамматике». В ней он использовал универсальный
способ формирования у детей языкового
мышления – наблюдение над явлениями,
органически сосуществующими в тексте.
Этот метод включает
всестороннее исследование лексического
значения слов, синтаксических конструкций,
классов слов, их структурных, морфологических
и фонетических свойств, что составляет
базу для правописания.
Текст, объединяющий в себе
все языковые уровни, является средством,
позволяющим научить детей мыслить не
формально, не отстраненно (как это происходит
при анализе разрозненных слов и предложений),
а системно, исходя из содержания, из контекста.
Есть два пути работы с текстом: точное
следование выбранному отрывку, анализ
всех встречающихся грамматических явлений
(этот вариант годен тогда, когда грамматическая
система уже сложилась и отрабатывается
на практике) и выбор необходимого наглядного
материала, демонстрирующего те грамматические
явления, с которыми педагог хочет познакомить
детей (этот принцип подходит при первоначальном
знакомстве с грамматикой и на этапе систематизации
полученных знаний).
Проведение любого
вида разбора не должно вызывать у учащихся
отвращения к языку, к разбираемым фактам.
Умение вовремя переключить внимание
с одного вида разбора на другой, почувствовать
предел напряженности учащихся, определяется
опытом учителя, знанием возрастных особенностей
и возможностей учащихся, чувством ситуации
в классе.
В школьной программе по русскому языку выделяют следующие виды разборов: фонетический, орфографический, морфемный и словообразовательный разбор, лексический, морфологический, синтаксический, пунктуационный, стилистический. Остановимся на каждом разборе подробнее.
Фонетический разбор – один из эффективных видов практической работы по русскому языку как при изучении фонетических тем, так и при повторении, когда углубляются и расширяются знания по фонетике, совершенствуются умения и навыки.
В школьной практике фонетический разбор представляет собой анализ звукового состава слова, который включает анализ звуков в потоке речи, слове, словосочетании, предложении; анализ их качественного и количественного состава, способов и условий их образования, изменений в потоке речи, роли в образовании слов и их форм, в выражении мысли, а также характеристику букв, их обозначающих.
Порядок фонетического разбора слова
Орфографический разбор.
Орфография регулирует все средства графической передачи речи (звуко – буквенные, слитно – дефисные – раздельные написания, употребление строчных, прописных букв и переноса).
В школьной практике и в методической литературе орфограмма понимается широко и охватывает все типы орфографических написаний. Под орфограммой понимаются все те случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.
Орфографический разбор (сжатое или развернутое, полное объяснение орфограммы) – один из важнейших видов работы почти на каждом уроке русского языка. Он может проводиться в начале урока при повторении, на этапах закрепления вновь изученного материала, при обобщении и систематизации. Функции его не только обучающие, но одновременно и контролирующие, так как, работая над орфограммой или орфограммами в слове, учащиеся должны привести в действие весь необходимый для их объяснения запас теоретических знаний, умений, навыков по фонетике и графике, лексике, словообразованию, морфологии и синтаксису.
Порядок орфографического разбора.
Например: предполагать
Морфемный и словообразовательный разбор слова очень близки по методике проведения и тесно связаны друг с другом.
План разбора слова по составу
Цель словообразовательного разбора
состоит в развитии представлений учащихся
о путях пополнения словарного запаса
русского языка. В основе самой идеи словообразовательного
анализа лежит представление о том, что
от одного слова можно образовать другое.
Допустим, есть в языке глагол учить; отнимем от него -ть (суффикс, в котором
заключена информация о том, что это глагол
в форме инфинитива); добавим суффикс со
значением «человек, совершающий действие,
называемое данным глаголом»; получится
существительное учитель. Поскольку язык
– экономная система, обычно одна и та
же словообразовательная модель используется
в нем неоднократно. По одной и той же модели
были образованы слова ваятель, читатель, ценитель,
хранитель и многие другие.
Теория словообразования позволяет не
только проанализировать существующие
слова, но и предсказать появление новых
слов. Словообразовательный анализ должен
лежать в основе морфемного (а не наоборот,
как думают некоторые школьники): ведь
о существовании особого суффикса -тель- со значением «человек,
совершающий действие, называемое данным
глаголом», ученые догадались, сопоставляя
пары слов типа учить – учитель, читать –
читатель.
При словообразовательном
разборе вычленяются не все
значимые части слова, а
План словообразовательного разбора слова.
При письменном разборе показать словообразовательную связь этих слов и обозначить способ словообразования: слушатель - слушать (суффиксальный способ образования)
Лексический разбор слова.
В методической литературе лексический разбор рассматривается как вид словарной работы, проведение которого возможно в разных вариантах и на разном материале.
Основные виды
лексического разбора, которые
Лексический
разбор слова – это
План лексического разбора слова.
Лексический разбор может проводиться устно или письменно. Следует стремиться к тому, чтобы ученики, пользуясь планом, давали характеристику слову в форме связного высказывания, что будет содействовать развитию умений в области связной речи. Лексический разбор целесообразно проводить с использованием толкового словаря.
Информация о работе Комплексный анализ текста на уроках русского языка