Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 06:28, курсовая работа
Понятие «концепт» является центральным понятием современной когнитивной лингвистике, которая относится к быстро развивающимся областям лингвистической науки. Под концептом в современной лингвистике понимается «глобальная мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания. Концепты – это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека» (Попова, Стернин, 1999). Область знаний, составленная из концептов как её единиц, представляет собой концептосферу. Термин «концептосфера» был введен в отечественную науку академиком Д. С. Лихачевым. Концептосфера, по определению Д. С. Лихачева, это совокупность концептов нации, она образована всеми потенциями концептов носителей языка. Чем богаче культура нации, её фольклор, литература, наука, искусство, религия, тем богаче концептосфера народа [Лихачев, 1997].
Введение…………………………………………………………………….…………………………..3
Концепт и пути его изучения в современной филологии..……..……….....7
Тема родины и ее эволюция в творчестве А. А. Ахматовой……..............14
Воплощение концепта «родина» в произведениях
А. А. Ахматовой…….………………………………………………………………………………..21
Заключение…….……………………………………………………………………………………...27
Список литературы…….…………………………………………………………………….….…28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Концепт и пути его изучения в современной филологии..……..……….....7
Тема родины и ее эволюция в творчестве А. А. Ахматовой……..............14
Воплощение концепта «родина» в произведениях
А. А. Ахматовой…….………………………………………………
Заключение…….……………………………………………
Список литературы…….……………………………………………
Введение
Понятие «концепт» является центральным понятием современной когнитивной лингвистике, которая относится к быстро развивающимся областям лингвистической науки. Под концептом в современной лингвистике понимается «глобальная мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания. Концепты – это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека» (Попова, Стернин, 1999). Область знаний, составленная из концептов как её единиц, представляет собой концептосферу. Термин «концептосфера» был введен в отечественную науку академиком Д. С. Лихачевым. Концептосфера, по определению Д. С. Лихачева, это совокупность концептов нации, она образована всеми потенциями концептов носителей языка. Чем богаче культура нации, её фольклор, литература, наука, искусство, религия, тем богаче концептосфера народа [Лихачев, 1997].
В данной работе понятие «концептосфера» будет рассматриваться в связи с изучением индивидуального писательского стиля и особенностей художественного мировоззрения, что представляется вполне верным на основании выводов, сделанных Д. С. Лихачевым, что «понятие концептосферы особенно важно тем, что оно помогает понять, почему язык является не только способом общения, но и неким концентратом культуры. Культуры нации и её воплощения в различных слоях, вплоть до отдельной личности». Разумеется, под такой личностью может подразумеваться и личность писателя, поэта. В подтверждение этому можно привести исследования Л. А. Грузберг, в которых было установлено, что материалом для постижения концепта служат тексты, художественные концепции, выработанные в том или ином произведении словесного творчества (Грузберг, 2002).
Поскольку речь идет о произведении словесного творчества, то естественно, что изучение концептосферы какого-либо понятия, рассматриваемого в творчестве конкретного писателя, непосредственно будет связано с изучением его индивидуальной манеры письма, его идиостиля. В связи с этим хотелось бы привести слова В. Виноградова, который отмечает, что «литературное произведение, из каких бы форм речи оно ни слагалось, вмещено в контекст «общего» письменного или устного языка. Система этого языка в своих разных стилях и жанрах входит в структуру литературного произведения как его предметно-смысловой фон, как сфера его речевой организации. Язык всякого писателя рассчитан на понимание его в плане языка читателя» (Виноградов, 1980).
Рассматривая с этой точки зрения понятие концептосферы в произведениях какого-либо писателя мы вполне можем делать это, опираясь на преставление этой концептосферы, характерное для носителей данного языка в целом, так называемого «обыденного сознания». В основе концептосферы любого понятия (и концептов его составляющих соответственно) в творческом самосознании писателя будут лежать элементы концептосферы, вычленяемые из национальной свойственной, даже человеку вообще, духовной картины мира.
Предметом исследования в данной курсовой работе является концептосфера слова «родина», как художественное средство в творчестве А. А. Ахматовой. Представляет интерес рассмотрение процессов своеобразной трансформации концептов в соответствии с мировоззренческими установками автора и эволюции его творческого мышления. Такого рода исследования на стыке двух научных дисциплин: лингвистики и поэтики всегда вызывают большой интерес у исследователя, позволяя проникнуть еще глубже в «тайную тайных» - мастерскую слова большого художника.
Цель исследования – изучение и описание особенностей словесно-художественного воплощения концепта «родина» в творчестве А. Ахматовой.
Предмет исследования – лексическое воплощение концепта «родина» в художественных текстах А. Ахматовой.
Объект исследования – произведения А. Ахматовой разных периодов.
Задачи исследования:
1.) На материале анализа
теоретических работ раскрыть
понятие «концепт» и
2.) Выявить лексическое воплощение концепта «родина» в произведениях А. Ахматовой и определить его содержание.
Источник исследования: стихотворения А. Ахматовой.
Материал для исследования: стихи А. А. Ахматовой разных периодов творчества. В основном это стихотворения из сборников «Белая стая», «Подорожник».
В работе также использовались
материалы многих ученых-
Кроме того, для раскрытия и уточнения лексического содержания концепта «родина» в системе русского языка нами использовался лексикографический материал: «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля; «Словарь русского языка» С.И. Ожегова; «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера и «Большой энциклопедический словарь».
Методы исследования: в качестве основного используется специальный лингвистический метод – метод концептуального анализа, включающий в себя следующие приемы: 1) словарный анализ лексической парадигмы слова «родина», 2) сплошную выборку из текстов лексических единиц, апеллирующих к концепту «родина», 3) контекстуальный анализ для выявления содержания концепта «родина». Также использовались методы теоретического исследования: анализ, синтез и дедуктивный метод (переход от общих представлений о концепте «родина» к частным выводам), сравнение.
Научная новизна исследования заключается в том, что тема родины в творчестве Анны Ахматовой впервые становится предметом целостного изучения. Статьи о творчестве поэтессы носят преимущественно обзорный характер. Также в данной работе сделана попытка рассмотрения художественного концепта «родина» в произведениях А. Ахматовой.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов и полученных результатов в изучении регионального компонента на уроках литературы в основной и старшей школе, при обучении лингвистическому анализу поэтического текста.
Концепт и пути его изучения в современной филологии
По своему характеру концепт есть не что иное, как общее представление или если быть более точным - обобщенное представление. Обобщенное представление, или концепт, получает языковое выражение в виде целого ряда слов, каждое из которых связано с той или иной стороной, особенностью этого обобщенного представления, сложившегося в данном языковом коллективе о некотором явлении действительности. В разных культурах эти обобщенные, коллективные представления получают разную специальную эмоциональную окраску (Левицкий, 2003).
Концепт, в отличие от значений слова, целостный смысловой образ, ассоциируемый с данным словом. Он формируется в процессе восприятия слова в составе разнородных и разнообразных употреблений. Это проявляется, в частности, в том, что родной язык усваивается автоматически, не заучивается дискретно, а воспринимается целостно. В норме носитель языке не осознает, что большинство слов многозначно.
Практически ни одно исследование концепта не обходиться без определения, данного Ю.С. Степановым: «Сгусток культуры в сознании человека, то в виде чего культура входит в сознание человека, то, посредством чего, человек сам входит в культуру, … это тот «пучок» представление понятий, знаний, переживаний, ассоциаций, которые сопровождают слово. Отличие от понятий концепты не только мыслятся, они переживаются. Они предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений» (Степанов,1997).
Опираясь на это определение, Л. А. Грузберг решает вопрос о месте концепта (культурно-ментально-языковой единицы) в ряду других единиц языка. Своеобразие разграничения слова и концепта, семантического и, концепторного анализа зависит от конечных целей и материала для его осуществления. Если материалом для семантического анализа служат реализующие слово речевые контексты, то для постижения концепта – прецедентные тексты, художественные дефиниции, концепции, выработанные в том или ином произведении словесного творчества. В итоге, «внутреннее содержание концепта – это своего рода совокупность смыслов, организация которых существенно отличается от структуризации сем и лексико-семантических вариантов слова» (Грузберг,2002).
Русский ученый-лингвист С. А. Аскольдов-Алексеев в 1928 году писал, что концепт как «содержание акта сознания является весьма загадочной величиной – почти неуловимым мельканием чего-то в умственном кругозоре».
Он рассматривал концепт как потенциальную динамическую структуру, зависящую от взгляда наблюдателя и определял его следующим образом: «Концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода». (С. А. Аскольдов-Алексеев, 1928). Кроме того, концепты предлагалось делить на «познавательные» и «художественные». И если «познавательные» концепт по мысли автора, приближается к понятию, то «художественный» вызывает множество ассоциаций, которые нередко возникают благодаря связи звучания и значения, что особенно важно, например, для поэзии.
В качестве примера С.А. Аскольдов-Алексеев ссылается на «Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина: «Концепт «вещий» Олег художественно ценен» именно потому, что он гораздо богаче ассоциативными возможностями, чем прозаический концепт «знающий». Именно он рисует нам Олега в каком-то неопределенном ореоле разнообразных потенций «видения», органически сопряженных с его боевым обликом. Пусть эти ассоциации четко не осуществлены, но достаточно, что намечено их направление». (С.А. Аскольдов-Алексеев, 1928)
Статья Д. С. Лихачева «Концептосфера русского языка» написана в 1991 году в продолжение начатого С.А. Аскольдовым-Алексеевым размышлений о природе «общих понятий» или концептов. Академик Д. С. Лихачева обращается к важной функции концепта, которую обозначил С.А. Аскольдов-Алексеев – функции заместительства. Данная характеристика предполагает, что в любом общем понятии (концепте) заложен некий потенциал значения, и человек, оперируя понятием, обращается чаще всего не вполне осознанно, именно к этому потенциалу. Нельзя не согласиться с мыслью Дмитрия Сергеевича о том, что концепт существует не для самого слова, а для каждого его словарного значения, как бы много их не было. Кроме того, Д. С. Лихачев предлагает считать концепт своего рода «алгебраическим» выражением значения, которым человек оперирует в речи, поскольку охватить значение во всей его сложности и полноте человек просто не может. Также, заместительная функция концепта облегчает языковое общение в том смысле, что позволяет преодолевать различия в понимании слов говорящими. При этом нельзя забывать о том, что так называемые «мелочи» в толковании слов могут быть очень важны, например, в поэзии.
Размышляя о природе концепта Д. С. Лихачев приходит к выводу, что концепты существуют не сами по себе, а в определенной человеческой «идиосфере», потому что у каждого человека есть индивидуальный культурный опыт. Именно этот опыт определяет богатство или бедность самой природы концептов каждого конкретного человека.
Видя намного дальше, чем С. А. Аскольдов, Лихачев высказывает чрезвычайно важное соображение: «Концепт не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека» (Лихачев, 1997).
Именно Д. С. Лихачев в своей статье формулирует впервые, как лингвистическое понятие «концептосфера».
«Концептосфера» в его понимании
это совокупность потенций, открываемых
в словарном запасе как отдельного человека,
так и всего языка в целом. «между концептами
существует связь, определяемая уровнем культуры человека,
его принадлежностью к определенному
сообществу людей, его индивидуальностью»
(Лихачев, 1997). Иначе говоря, культуру можно
представить как совокупность концептов,
причем в картине мира каждого человека
соседствуют и даже вступают в определенное
взаимодействие нескольких концептосфер:
национально-культурно-
В настоящее время термин «концепт» широко используется в лингвистической науке и является одним из ключевых понятий.
Рассматривая различные определения концепта, можно увидеть, что это понятие разными исследователями трактуется по-разному.
Думается, что наиболее приемлемым является следующее определение концепта, данное З. Д. Поповой и И. А. Стерниным: «глобальная мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания» (Попова, Стернин, 1999).
Следует отметить, что исследование концептов особенно важно в связи с понятием «языковая личность», поскольку связано с антропоцентрическим подходом к языку, с ориентацией на смысл, который важен для человека.
Информация о работе Концепт и пути его изучения в современной филологии