Культура чтения и развитие информационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:11, контрольная работа

Краткое описание

Применение науки подарило человеку благоустроенный дом и научило его вести в нём здоровый образ жизни… Теперь оно может позволить ему правильно организовать большой объём знаний и подняться к мудрости человеческого опыта.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура чтения и развитие информационной культуры.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

С. М. Копытин

Сектор научно-методической работы ЦДЧ ДВГНБ

 

 

 

КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Применение науки подарило человеку благоустроенный дом и  научило его вести в нём  здоровый образ жизни… Теперь оно  может позволить ему правильно организовать большой объём знаний и подняться к мудрости человеческого опыта.

 

Ванневар Буш

 

 

В XX в. главным направлением развития культуры стала научно-техническая сфера. Открытия, сделанные в этой области, и глобальные последствия, вызванные ими, потребовали введения специального термина – научно-техническая революция (НТР). Важным свойством НТР является то, что в разных областях науки и техники развитие происходит неравномерно. Со второй половины века оно идёт, главным образом, в области информационных и вычислительных технологий. Существенно выросло значение информационных процессов в социальных механизмах. Сейчас представляется возможным и правильным говорить о скором переходе к новому типу общества, в котором информация будет играть роль главного производящего средства. 

С переходом к информационному  обществу связана необходимость  формирования нового типа личности, понимающей значение информации, осознающей специфику  информационных процессов и способной  к эффективному использованию информации и разнообразных информационных технологий. Эту возможность обеспечивают развитие и постепенное увеличение доступности технических средств, а также появление новых, неклассических подходов к изучению текста. На основе существующей теоретической и технической базы складывается методика формирования знаний, умений и навыков сознательной и эффективной работы с информацией.  

При формировании такой методики первая задача – выяснение взаимосвязи информационных, культурных и образовательных учреждений в процессе привития знаний, умений и навыков работы с информацией. Чётко представляя роль каждого учреждения в этом процессе, мы получаем возможность определять конкретные стратегии информационного образования и внедрять их в практику. 

Прежде чем подробно разбирать связь культуры чтения с информационной культурой, нужно внимательно разобрать содержание этих терминов. В этом нам могут помочь учебные пособия по информационной культуре. А. Н. Дулатова и Н. Б. Зиновьева в учебнике «Информационная культура личности» освещают вопросы природы информации, информационного общества, роли информации в социальных процессах, делают краткий экскурс в историю развития информационных коммуникаций, а также дают аналитическое представление информационной культуры личности и информационной деятельности. Авторы учебно-методического пособия «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях» (которое мы будем рассматривать подробнее) отмечают различия в существующих на сегодняшний день определениях информационной культуры. Информационную культуру можно понимать и как «область культуры, связанную с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности»1, и как «систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающую оптимальное осуществление индивидуальной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей»2, и т. д.

Обилие определений, часто основанных на разных методологических подходах, приводит к понятийной пестроте, затрудняющей научную и методическую работу. По мнению авторов упомянутого учебника, следует различать информационную культуру и культуру чтения, представляющую собой комплекс навыков работы с книгой (в частности, выбор тематики, системное чтение, поиск литературы, бережное отношение к печати, аннотирование, составление тезисов, рецензирование, конспектирование и т. п.) Культура чтения понимается, таким образом, как частный аспект информационной культуры. Кроме этого, авторы отмечают, что от информационной культуры и культуры чтения следует отличать различные виды информационной и функциональной грамотности, например, компьютерную и библиотечно-библиографическую грамотность. Понятие грамотности представляет собой технологический план информационной культуры – владение определёнными видами информационных технологий.

Представления о том, какую  именно функцию должна выполнять  библиотека в информационном образовании, каким знаниям, умениям и навыкам  она должна обучать читателя, с течением времени менялись. В конце 20-х гг. прошлого века библиотека понималась как учреждение, пропагандирующее специальные библиотечно-библиографические знания. С читателями проводились беседы, экскурсии, не носящие обязательного характера уроки. К концу 30-х гг. появились первые программы обучения читателей школьного возраста, но по 40–50-е гг. они сохраняли ознакомительный, инструментальный характер.

Определённой вехой в отечественном библиотечном образовании стал 1959 г., когда вышло Постановление ЦК КПСС «О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране». В соответствии с этим актом была разработана программа пропаганды библиотечно-библиографических знаний, дифференцированная по группам читателей и возрастам. 30 лет спустя была опубликована учитывающая модернизацию школы программа «Библиотечно-библиографические знания – школьникам».

Несмотря на очевидный  прогресс (от ликбеза до дифференцированной программы), даже к концу 80-х гг. библиотечно-библиографическое образование имело несколько существенных недостатков. Ему не хватало системности, отсутствовала связь со школьной программой, не учитывались реальные потребности школьного образования. В целом программа носила рекомендательный характер. В 90-е гг. модернизация библиотечного образования шла в основном по линии обучения работе с новыми информационными технологиями, т. е. была ориентирована на развитие компьютерной грамотности.

На протяжении последних  ста лет библиотеки всех типов осознавали важность формирования у пользователей библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения. Но, по существу, библиотеки помогали своим читателям освоить только один аспект информационной культуры – библиотечно-библиографический. К тому же, это обучение носило большей частью дополнительный характер. Сейчас, когда библиотеки модернизируют свою структуру и деятельность, должна измениться и сущность информационного образования, предлагаемого библиотекой.

Как отмечают авторы Национальной программы поддержки и развития чтения, для многих детей школа сейчас становится местом, где они впервые знакомятся с книгой, поэтому образовательные учреждения признаются «основным институтом, формирующим будущие поколения читателей».3 Из школьных предметов русский язык наиболее ориентирован на приобретение информационных знаний и умений. На уроках русского ученики учатся работать со словарями и справочниками, уроки развития речи целенаправленно формируют навыки устного и письменного общения, базовые умения работать с различными видами текстов.

Тем не менее, школьное обучение основам информационной грамотности ориентируется сейчас преимущественно на «технологическую» сторону проблемы. Сама же информационная культура отходит на второй план и, как следствие, знания учащихся приобретают разрозненный, хаотический характер.4 Несмотря на активное проникновение в российскую повседневность новых информационных средств (персональных компьютеров, мобильной связи, Интернета5 и др.), информационные знания и умения современных школьников и студентов показывают низкий уровень с тенденцией к снижению. При этом сами учащиеся часто не осознают своей некомпетентности.6

Возможность этого парадокса  уже предсказывалась. Известны взгляды Х. Ортеги-и-Гассета, К. Г. Юнга, Э. Фромма, Ж. Бодрийяра и других мыслителей, критически относящихся к прогрессу информационных технологий и связанному с ним усилению роли массовой культуры. По их мнению, информационная избыточность создаёт риск снижения информационной самостоятельности, приводит к идеологизации и коммерциализации культуры, к превращению информации в средство массовой манипуляции. Сейчас можно наблюдать, как эти прогнозы сбываются. В современной культуре действительно появляется носитель особого псевдомифологического сознания – «нулевой человек», придаток информационной сети, поглощающий огромное количество информации, но редко способный к адекватному выражению своих мыслей. 

Преподаватели, входящие в  состав вузовских экзаменационных  комиссий, отмечают у современных  абитуриентов серьёзные пробелы  в умениях работать с текстом. Выпускникам часто недоступны навыки реферирования, составления тезисов, конспектирования. Высказывается предположение, что эти недостатки носят не технологический, а системный характер, т. е. дело не в нехватке навыков. Нынешние школьники и студенты чаще воспринимают письменный текст не как специфическую форму коммуникации, а как сообщение инструментального характера, как инструкцию, т. е. они изначально настроены на ограниченное восприятие информации.

За последние 10 лет существенно  возросло значение аудиовизуальных  каналов связи. С развитием Интернета и мобильных телекоммуникаций большая доля информации стала подаваться интерактивно, через простые в обращении устройства и программы. Дружелюбие интерфейса сейчас становится решающим фактором на рынке информационных технологий и услуг. Однако удобство использования само по себе не формирует информационную культуру. Самая совершенная и удобная поисковая система не сможет сформулировать запрос и отобрать нужные результаты. Также ни одна программа не сможет составить за человека текст, выразить за него мысль. Эту возможность обеспечивает только полноценная информационная культура и опыт работы с информацией.

В начале февраля 2010 года в  рамках Всероссийской Недели безопасного  Рунета, проведённой по инициативе Центра безопасного Интернета в  России, Ульяновская областная библиотека для детей и юношества организовала анкетирование школьников с целью выяснить уровень их информационной культуры. Всего в ходе исследования было опрошено 140 человек в возрасте от 9 до 18 лет. Анкетирование показало, что 68,7 % детей и подростков и 50 % юношества проводят свободное время в Интернете, но для получения новостей и личной информации Сетью пользуются из них только 12,5 % и 28 % соответственно. Только 12,5 % подростков и 14,1 % юношества используют электронную почту. Даже делая скидку на возраст респондентов, мы должны признать, что такое использование информационных технологий является крайне ограниченным.7 (Справедливости ради нужно также вспомнить данные, полученные в 2007 году в ходе анкетирования, проведённого Научным центром исследований истории книжной культуры РАН при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, Центра социологии образования Российской академии образования, НПО «Пушкинская библиотека», Центра чтения РНБ и газеты «Библиотека в школе». Из выборки в 2700 опрошенных 68 % ответили, что используют Интернет для подготовки уроков и рефератов, 43,9 % – для скачивания музыки, 10,2 % – для сетевых игр и 29,3 % – для общения в чатах.8)

Стремление предлагать пользователю максимум информации в  готовом виде, как мы видим, не способствует развитию информационной культуры, а в отдельных случаях мешает ему. О. Ю. Биричевская говорит о «цивилизации протезов», порождаемой  ориентацией культуры на технологичность и комфорт.9 Обучение использованию современных информационных технологий представляет собой только часть общего информационного образования. Сравнивая восприятие текстуальной и аудиовизуальной информации, мы должны согласиться с тем, что «…текст как некая система зафиксированных понятий представляет человеку возможность аналитической работы над ним, в то время как аудиовизуальные средства могут как бы навязывать индивиду конкретное, образное восприятие информации, которое рационально контролируется в меньшей степени». Отсутствие критического отношения к информации порождает  личность, открытую для манипуляций, что закономерно сказывается и на жизни целого общества.10

Следует констатировать, что развитие информационных технологий само по себе не определяет формирование информационной компетентности. Напротив, быстрые изменения в информационной сфере требуют дополнительных усилий в освоении новых возможностей и своевременной (т. е., практически моментальной) передаче этого опыта новому поколению. Неэффективность библиотек и образовательных учреждений в реализации этой цели объясняется следующими причинами (по Н. И. Гендиной и др.11).   

Нарушениями системного подхода. Обучение основам библиотечной, библиографической, компьютерной грамотности и культуре чтения разбивается на разные дисциплины. Библиотеки и образовательные учреждения часто работают нескоординировано, без связи друг с другом.

Дефицитом информационно-методических материалов. На данный момент не разработаны концептуальные основы информационного образования. Учебно-методические материалы фрагментарны, часто не учитывают специфику возраста и деятельности обучаемых. Существует заметная потребность в электронных пособиях.

Неподготовленностью кадров. Педагогические учебные заведения не предполагают обучения профессиональной работе с информацией, а библиотечно-информационное образование не ориентируется на формирование педагогической компетентности. Серьёзно сказывается информационном образовании нехватка специализированного библиотечного образования. «В  РФ  действует только три специализированные кафедры подготовки детских библиотекарей, которые ежегодно выпускают не более 10 специалистов. При этом в стране около 5000 детских библиотек» – отмечают авторы Национальной программы поддержки и развития чтения.12

Отсутствием мотивационного компонента обучения. Непонимание читателями специфики работы с информацией связано с недостаточным пониманием значения информационной культуры, с нехваткой практического, деятельностного компонента информационного образования, основанного на непосредственных потребностях учащихся.  

Отталкиваясь от этих наблюдений, авторы учебных программ формулируют  общеметодологические принципы информационного  образования.

Принцип культурологического подхода, предполагающий воспитание информационной культуры как органичной части  мировоззрения, системы ценностей и общей культуры личности. 

Принцип системного подхода, предполагающий создание единой методологической базы, обеспечивающей совокупное воспитание культуры чтения, компьютерной грамотности, библиотечно-библиографических знаний, умений и навыков и других компонентов информационной культуры в их разнообразии и взаимодействии. 

Информация о работе Культура чтения и развитие информационной культуры