Малые фольклорные жанры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:50, реферат

Краткое описание

Детский фольклор - это специфическая область народного творчества, объединяющий мир детей и мир взрослых, включающий целую систему музыкально-поэтических жанров фольклора.
Так, например, В. П. Аникин к детскому фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова». Это мнение разделяют Э. В. Померанцева, В. А. Василенко, М. Н. Мельников и др. Другие ученые к детскому фольклору относят только те произведения, которые созданы и исполняются самими детьми

Содержание

№1. Колыбельные песни. Жанровые особенности. Пед. ценность…………2

№2. Пестушки, потешки, прибаутки: ………………………………………...4

№3. Считалки: ….. Считалки и развитие творческих способностей………..7

№4. Пословицы: жанровые особенности……………………………………...8

№5. Поговорки: …. Их роль в развитии ребенка……………………………..9

№6. Загадки: ……………………………………………………………………10

Вложенные файлы: 1 файл

реферат1.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  РФ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

Бирский филиал БГУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по детской  литературе на тему:

 «Малые фольклорные жанры »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 41 группы

факультета ПД

  Апсаликов В.В.

Проверила: Петишева В.А.

 

 

 

 

 

Бирск 2013

Малые фольклорные  жанры в детском чтении.

 

 Детский фольклор - это специфическая область народного  творчества, объединяющий мир детей  и мир взрослых, включающий целую  систему музыкально-поэтических жанров фольклора.

 

 Так, например, В.  П. Аникин к детскому фольклору  относит «творчество взрослых  для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским,  и детское творчество в собственном  смысле слова». Это мнение разделяют  Э. В. Померанцева, В. А. Василенко, М. Н. Мельников и др. Другие ученые к детскому фольклору относят только те произведения, которые созданы и исполняются самими детьми.

 

№1. Колыбельные  песни. Жанровые особенности.

 

 Название песен,  которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные – идет от основы колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). Отсюда же – колыбель, коляска. В народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять) [7]. Собиранием и изучением колыбельных песен занимались десятки фольклористов, этнографов, врачей, педагогов начиная с первой половины XIX века. Наиболее существенный вклад в изучение жанра внесли А. Ветухов, Г. Добряков, Г.С. Виноградов, О.И. Капица, М.В. Красноженова, Г.А. Бартышев, А.Н. Мартынова.

 

 Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нем сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

 

 Колыбельная песня  предназначена младенцу, поет ее  мать. Назначение колыбельных песен  убаюкать, усыпить ребенка. Творцами  колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова пробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий. Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

 

 Основное содержание  колыбельных песен - любовь матери  к своему ребенку, ее мечты  о его счастливом будущем. Колыбельные  песни народов собирались плохо,  утеряны многочисленные импровизации, отличавшиеся, как можно полагать, изумительными поэтическими и педагогическими достоинствами.

 

Пед ценность: В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима.

 

 Подобные народные  поэтические произведения интересны  тем, что демонстрируют всеобщую  любовь к детям. Большинство  колыбельных песен раскрывает  огромную силу прежде всего  материнской любви. Но одновременно  они внушают любовь к детям  всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребенком, т.е. так или иначе стимулируют самовоспитание; особенно это важно в тех случаях, когда за маленькими детьми присматривают дети постарше. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова пробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий.

 

 Детям, засыпающим  в колыбели, ласково и серьезно  рассказывают о делах отца («пошел  за рыбою»), матери («пошла пеленки мыть»), бабушки («пошла дрова рубить»), да и самому несмышленому уже обещано трудовое будущее: Зипун сошьем, /Боронить пошлем/ В чистые поля/, В зелены луга.

 

 Вот в такой простой  форме преподносится мало что  понимающему ребенку колыбельного возраста своеобразный курс «родиноведения», построенный на предметах и явлениях самой близкой действительности: «чистые поля», «зеленые луга».

 

 Патриотизм - одно  из самых глубоких чувств, оно  неотторжимо от любви к детям  и во всей полноте проявляется  в колыбельных песнях.

 

 В колыбельных песнях  матери рассказывают об окружающей  действительности, вслух думают  о цели и смысле жизни, выговаривают  свои заботы, радости и печали. В колыбельной песне мать находит  выход своим чувствам, возможность  до конца выговориться, высказаться и получить психическую разрядку.

 

 

№2. Пестушки, потешки, прибаутки: ….. Работа с этими жанрами в начальной школе:

 

 В них подрастающий  ребенок всецело занимает внимание  взрослого. Пестушки получили  свое название от слова пестовать  - нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании.

 

ПЕСТУШКИ:

 

Пестушки - произведения, предназначенные для сопровождения  физических упражнений и гигиенических  процедур, необходимых для младенца. Ритмичные, веселые приговоры, соединенные с приятными для ребенка поглаживаниями (потягушки после сна), бодрыми или плавными движениями ручек и ножек (лунь плывет, сова летит), доставляли удовольствие и развивали как физически, так и эмоционально.

 

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

 

«Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ручки  фатюнюшки, А в роток говорок, А в головку разумок».

 

 Самые первые малышовые  стишки и песенки называются  пестушками. Их приговаривают или  поют малышу в первые месяцы жизни, сопровождая повседневные заботы: переодевание, купание, игру, самые первые движения. Интересно, что наши предки вкладывали в пестушки несколько иной смысл, чем мы сейчас. Они считали, что подобные ритмичные напевы – магическая и лечебная процедура для малыша. Происходит как бы синхронизация маминых и деткиных биоритмов с биоритмами Природы. Этакие заговоры на здоровье, силу, счастье. И даже если вы относитесь к подобной теории скептически, попробуйте начинать утро малыша с незатейливой пестушки. Это доставит массу приятных минут и вам, и крохе. Вот увидите, как будет радоваться малыш веселым и ритмичным строкам, как будет узнавать знакомые стишки. А для вас это еще один дополнительный способ выразить малышу свою ласку и любовь.

 

«Мы проснулись, потянулись, Вместе солнцу улыбнулись! Здравствуй, солнышко, Колоколнышко!»

 

 Пестушки включают  игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения "за него", играя его ручками  и ножками. Младенцу еще могут  быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение 1-го года жизни.

ПОТЕШКИ:

 

 Постепенно пестушки  сменяются потешками - так называются  песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками ("фонарики"), похлопывания ручками ("ладушки"), прикладывание пальчиков к головке ("ушки") и т.п.

 

 Следует принять  во внимание, что для маленького  ребенка значимыми являются не  просто разговоры, рассказы о  чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.

 

«Наша Маша(Даша, Саша, Катя)маленька,На ней шубка аленька,Опушка бобровая, Маша чернобровая.»

В потешках - первых играх  взрослых с маленькими детьми - поэтические  произведения соединяются с простейшим сюжетом, в котором персонажами  становятся пальчики, ручки, ножки малыша, руки того, кто его забавляет (Ладушки, Сорока-ворона, Коза рогатая, Ехал мальчик маленький).

 

Потешка — элемент  педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая  игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. Например, «Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши):

 

Ладушки-ладушки, где  были? У бабушки! А что ели? Кашку! А что пили? Бражку!.....

 

 

 

 

 

ПРИБАУТКИ:

 

 Как отмечают исследователи  поэтического фольклора для маленьких,  в пестушках и потешках объединяются  все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность,  ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.

 

 Прибаутки отличаются  от пестушек и потешек тем,  что они не связаны с какими-то  игровыми движениями. Но в них  присутствует какой-либо сказочный  сюжет. Эти произведения предназначены  для малышей 2-го - 3-го годов  жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:

 

«Собака на кухне Пироги печет. Кот в углу Сухаpи толчет. Кошка в окошке Платье шьет. Курочка  в сапожках Избушку метет».

 

 Подобные произведения  следует читать эмоционально, даже  артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.

 

Прибаутки - песенки или  приговоры более сложного содержания, которыми взрослые забавляли детей (отсюда название «забавки», «забавушки»). От потешек они отличаются тем, что не связаны с игровыми действиями, а привлекают внимание ребенка исключительно поэтическими средствами. По содержанию прибаутки - маленькие сказочки в стихах с обилием интересных ребенку антропоморфных персонажей.

 

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например: Сова, совинька, сова, Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела, Головой вертела.

Пед ценность:

 

 Всевозможные народные  пестушки и потешки – это  не просто развлечение. Это  самые первые уроки для малыша. Какие же? Прежде всего, уроки  родной речи. И хотя кроха еще  не понимает смысла сказанного, слушая незамысловатые мелодичные  строки в мамином исполнении, он уже учит родной язык, накапливает необходимую информацию для успешного овладения речью в будущем. Великий педагог К.Д.Ушинский считал, что потешки, прибаутки, скороговорки развивают в детях чутье к красотам родного языка. Они дают возможность малышу приобрести чувство ритма и рифмы, формируют интонационную выразительность речи. Кроме этого, пестушки и потешки помогают крошечному несмышленышу лучше понять окружающий мир и себя самого, знакомят с самыми первыми словами и понятиями. Но важнее всего, пожалуй, та любовь и нежность, которую вкладывает мама в стихи и песенки, слова, вселяющие в малыша уверенность, что он любим и защищен.

 

 Все это самые  настоящие развивающие игры. Вот  сколько пользы для малыша  “в одном флаконе”: играем, общаемся  с любимой мамочкой, пополняем словарный запас, изучаем собственное тело, тренируем память. Потешки могут не только веселить и развлекать, а и утешать.

 

№3. Считалки: ….. Считалки и развитие творческих способностей.

 

 Считалка - жанр устного  народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

 

 Считалка использовалась  в реальной жизни, и поэтому  она является не самостоятельным  литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую  жизненную задачу - помочь распределить  работу.

 

 В те далекие  времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными: «Ази, двази, nризи, зизи, Пятом, мятом, шума, рума, Дуба, крест».

Информация о работе Малые фольклорные жанры