Нравственная проблематика "Поучения" Владимира Мономаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 00:09, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: Проанализировать «Поучение» В. Мономаха.
Задачи работы:
1. Проанализировать образ автора в «Поучении Владимира Мономаха».
2. Рассмотреть структуру и стиль «Поучения».

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
1. О Мономахе. Образ автора в «Поучении Владимира Мономаха»……………………………………………………………………….3
2. Нравственная проблематика, структура, стиль «Поучения» В. Мономаха:
2.1. Структура и стиль «Поучения»……………………………...7
2.2. Поучение детям………………………………………………..10
2.3. Рассказ Мономаха о своей жизни…………………….…….11
2.4. Письмо Мономаха к Олегу Святославичу………………..….12
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

мономах.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………2

1. О Мономахе. Образ автора в «Поучении Владимира Мономаха»……………………………………………………………………….3

2. Нравственная  проблематика, структура, стиль «Поучения»  В.  Мономаха:

2.1. Структура  и  стиль  «Поучения»……………………………...7

2.2. Поучение  детям………………………………………………..10

2.3. Рассказ Мономаха  о своей жизни…………………….…….11

2.4. Письмо Мономаха к Олегу Святославичу………………..….12

Заключение………………………………………………………………..13

Список литературы……………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

«Поучение» дошло до нас в составе «Лаврентьевского летописного свода». Оно хранилось в собрании рукописей коллекционера памятников русской старины графа А. И. Мусина-Пушкина и по чистой случайности не сгорело при московском пожаре 1812 года — как раз в это время она была взята оттуда Карамзиным. Академик Лихачёв называет «Поучение» «своеобразным собранием сочинений» Мономаха и добавляет: «Громадная политическая тема — подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй — была разрешена в «Поучении» с удивительным художественным тактом»1.

С «Поучения» в  русской литературе начинается традиция обсуждения этических вопросов, которые остаются актуальными и в наши дни.

Цель данной работы: Проанализировать «Поучение» В.  Мономаха.

Задачи работы:

 1. Проанализировать образ автора в «Поучении  Владимира   Мономаха».

 2. Рассмотреть структуру и стиль «Поучения».

3. Раскрыть нравственную проблематику «Поучения»  Владимира   Мономаха.

 

 

 

1. О Мономахе. Образ автора в «Поучении Владимира Мономаха».

Владимир   Мономах, великий князь Киевский, был сыном Владимира Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина  Мономаха.

Выдающийся  государственный деятель конца XI - начала XII столетия  Владимир   Мономах  (1052-1125) своей политикой  содействовал временному прекращению княжеских усобиц. Он прославился успешными походами против половцев, отбросив их далеко за Дон, да так, что половцы его именем детей в колыбели устрашали. Став в 1113 г. великим князем киевским,  Мономах всячески содействовал упрочнению единства Русской земли.

Сочинения  Владимира   Мономаха  написаны в XI–начале XII века и известны под названием «Поучение». Они входят в состав Лаврентьевской летописи. «Поучение» — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо  Мономаха  князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и  нравственным  завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

Центральная идея «Поучения» состоит в призыве, обращенном к детям  Мономаха  и всем, кто услышит «сию граматицю», строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами. «Поучение» выходит за узкие рамки семейного завещания и приобретает большое общественное значение. На примере личного богатого жизненного опыта  Владимир  дает высокий образец служения князя интересам своей земли.

Характерная особенность  «Поучения» - тесное переплетение дидактики  с автобиографическими элементами. Наставления  Мономаха  подкрепляются не только сентенциями из «священного писания», но в первую очередь конкретными примерами из собственной жизни. На первый план в «Поучении» выдвигаются задачи общегосударственного порядка. Священная обязанность князя - забота о благе своего государства, его единстве, строгое и неукоснительное соблюдение клятв и договоров. Князь должен «пещись о хрестьянских душах», «о худом смерде» и «убогой вдовице».

Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество государства. Только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

Другой не менее важной обязанностью князя, по мнению  Мономаха, является попечение и забота о благе церкви. Он понимает, что церковь является верной помощницей князя. Поэтому ради упрочения своей власти князь должен неусыпно заботиться о священническом и иноческом чине. Правда,  Мономах  не рекомендует своим детям спасать душу в монастыре, т. е. идти в монахи. Аскетический монашеский идеал чужд этому жизнелюбивому энергичному человеку. Однако он призывает к соблюдению религиозной обрядности, считая, что тремя добрыми делами - покаянием, слезами и милостыней - можно «избыти грехов своих».

В соответствии с христианской моралью требует  Владимир  заботливого  отношения к «убогим» (бедным). В то же время князь должен быть стражем справедливости и не давать «сильным погубить человека», как сам Владимир  «не дал есм сильным обидети» ни «худаго смерда», ни «убогые вдовице». Князь должен быть сам примером высокой нравственности.

 Основным положительным  качеством человека является  трудолюбие. Труд, в понимании Мономаха, - это прежде всего воинский подвиг, а затем занятие охотой, когда в непрестанной борьбе с опасностями закаляются тело и душа человека.

 Владимир  приводит  примеры из своей личной жизни: он совершил только 83 больших похода, а малых и не упомнит, заключил 20 мирных договоров. На охоте он подвергался постоянной опасности, не раз рисковал своей жизнью: «Тура мя 2 метала нарозех и с конем, олень мя один бол, а 2 лоси, один ногами топтал, а другый рогома бол; ...лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже».

 Основным пороком   Владимир  считает лень: «Леность  бо всему мати: еже умеетъ, то  забудешь, а его же не умеешь, а тому ся не учить». Лень поможет повлечь за собой внезапную гибель во время военных походов, нанести ущерб хозяйству князя. Опытный хозяин-вотчинник, полководец,  Владимир  советует детям в ведении дел не доверять ни тиунам, ни отрокам, а самому вникать во все мелочи, также и во время военных походов не следует во всем полагаться на воевод, а самим «наряжать» сторожей и спать возле воинов, не снимая оружия. Предостерегает  Владимир  и от лжи, пьянства и блуда: «...в том бо душа погыбаетъ и тело», - пишет он.

Сам  Мономах  предстает  в своем «Поучении» человеком необычайно деятельным: «Еже было творити отроку моему, то сам есмъ створил, дела на войне и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не доя собе упокоя».  Владимир  выступает ревностным поборником просвещения: «Его же умеючи того не забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите», - говорит он и ссылается на своего отца Всеволода, который «дома седя», т. е. находясь в Киеве, изучил пять языков, «в том бо честь есть от инех земль».

Одним из положительных качеств  князя является его щедрость, постоянная забота о приумножении и распространении своего доброго имени. Поэтому необходимо, отмечает  Владимир, пришедшего «гостя», простого или знатного, одарить, накормить и напоить, поскольку эти люди «мимоходячи прославлять человека по всем землям, любо добрым, любо злым».

 В быту князь должен  быть образцом для окружающих: посетить больного, проводить покойника,  ибо все смертны. Семейные отношения  нужно строить на уважении  мужей к женам: «Жену свою  любите, но не дайте им над собою власти», - наставляет он.

Таким образом, в «Поучении»  Мономах  охватывает довольно широкий  круг жизненных явлений. Он дает четкие ответы на многие социальные и  нравственные  вопросы своего времени.

Вместе с тем «Поучение» является весьма ценным материалом для представления о личности самого автора - первого известного нам мирского писателя Древней Руси. Прежде всего, это человек широко образованный, хорошо знающий литературу своего времени. В своем произведении он использует Псалтырь, Паремийник, поучения Василия Великого, Ксенофонта и Феодоры к детям, помещенные в «Изборнике 1076 г.», «Шестоднев». При этом Псалтырь служит  Мономаху  средством выражения своего психологического состояния. Опечаленный встречей с послами братьев, предложивших ему объединиться, чтобы выгнать Ростиславича,  Владимир  берет Псалтырь: «...в печали разгнух я, и то ми ся выня: «Векую печалуеши, душе? Векую смущавши мя?» Его душа опечалена намерениями братьев начать междоусобную войну, а они гневаются на него,  Владимира, отказавшегося с ними объединиться и «креста переступити». Встреча, происшедшая в 1098 г., явилась тем толчком, который заставил  Мономаха  создать «Поучение», - он «собрах словца си любая, и складах по ряду, и написах». Эти слова дают возможность судить о процессе создания «Поучения»: сначала отбор материала из книжных источников, затем приведение его в порядок, т. е. придание ему определенного плана, и, наконец, написание.

 

2. Нравственная проблематика, структура, стиль «Поучения» В.Мономаха.

2.1. Структура и стиль «Поучения».

«Поучение» построено  по определенному плану: вступление, обращенное к детям, с характерным  для древнерусского писателя самоуничижением - не посмеяться над его писанием, а принять в сердце свое, не браниться, а сказать, что «на долечи пути, да на санех седя, безлепицю есимолвил», и, наконец, просьба: «...ащевы последняя не люба, апередняя приймайте».

Центральная дидактическая  часть «Поучения» начинается с общего философского рассуждения о человеколюбии  и милостивости Бога, о необходимости  победы над злом и возможности этой победы, залогом чему является красота, созданного Богом мира. Используя «Шестоднев»,  Владимир  с большим лирическим воодушевлением говорит о том, «како небо устроено, како ли сонце, како ли луна, како ли звезды, и тма и свет, и земля на водах положена...». Он удивляется чуду - человеку, «како образи розноличнии в человечъскых лицих, - аще и весь мир совокупить, не ecu в один образ, но кый своим лицъ образом...». Он любуется, и как «птица небесныя из ирья (теплых стран) идуть... и худыя идуть по всем землям...».

Воздав хвалу божественной гармонии мира,  Владимир  снова  обращается к детям с просьбой послушать его от «худаго... безумья  наказание», т. е. поучение. И начинается оно с рассуждения о пользе молитвы, а затем  Владимир  переходит к практическим наставлениям, касающимся социальной практики князя, его хозяйственной деятельности и, наконец, поведения в быту. Завершающим аккордом «Поучения» служит вновь произнесенный с большим воодушевлением призыв воздать хвалу Богу поутру, при восходе солнца, при решении государственных дел («седше думати с дружиною», или «люди оправливати», т. е. судить), или выезжая на охоту, или отправляясь в походы, или ложась спать.

«Поучение», казалось бы, логически завершено, но  Мономах  решает подкрепить его описанием своих «трудов». И сначала дает своеобразный дневник военных походов, по манере напоминающий краткие летописные погодные записи, только без дат. Перечисляя свои «пути»,  Владимир  располагает их в хронологической последовательности начиная с 1072 г. по 1117 г. После походов  Мономах  перечисляет заключенные им мирные договоры, а затем переходит к описанию своих «ловов», обнаруживая страстную душу смелого охотника.

И вновь следует  заключение. Обращаясь к детям  или иным, «кто прочтет»,  Мономах  просит не осуждать его. Он восхваляет не себя, не свою храбрость, а хвалит Бога, который его «худаго и грешного» столько лет сохранял от смерти и сотворил «не ленива», «худаго», «на вся дела человечьская потребна».  Мономах  отводит таким образом от себя, как писателя, обвинение в гордости, в самовосхвалении. Обращаясь к детям, он уверен, что, «сю грамотицю прочитаючи», они устремятся на добрые дела, и призывает их без страха творить «мужьское дело».

К «Поучению» примыкает письмо  Владимира, адресованное Олегу Святославичу Черниговскому. Олег Черниговский прославился своими крамолами - не случайно автор «Слова о полку Игореве» называет его Гориславличем. Разбитый  Владимиром  и Святополком, Олег вынужден был покинуть Чернигов и отправиться в Ростовскую землю, где произошло его столкновение с сыном  Владимира  Изяславом, который был убит в бою Олегом, а жена Изяслава захвачена в плен. Это событие, происшедшее 6 сентября 1096 г., и послужило поводом для написания письма  Владимиром  к Олегу Черниговскому. Письмо  Владимир  пишет, понуждаемый сыном Мстиславом, приславшим отцу грамоту с просьбой «ладиться» и «смириться» и не мстить, чтобы не погубить Русской земли. В письме ярко выражено чувство скорби отца, преждевременно потерявшего своего сына: «егда жеубиша детя мое и твое пред тобою, и бяше тебе, узревше кровь его и тело увянувшю, яко цвету нову процветшю, яко же агньцю заколену, и рещи бяше, стояще над ним, вникнущи в помыслы души своей: «Увы мне! что створих? И пождав его безумья, света сего мечетнаго кривости ради налезох грех себе, отцю и матери слезы», т. е.  Владимир  взывает к общечеловеческим чувствам своего врага, призывает его «вникнуть» в помыслы своей души. Желая добра «братьи» и «Русьскей земли»,  Владимир  говорит о своем примирении с Олегом и только просит его освободить свою сноху (жену Изяслава) «да с нею кончав слезы, посажю на месте, и сядеть акы горлица на сусе древе желеючи, а яз утешюся о дозе». Поэтический образ тоскующей горлинки связан с традицией устной народной поэзии.

В письме  Владимира   Мономаха  Олегу Черниговскому ярко проявилось торжество общегосударственного долга над личным чувством убитого горем отца.

В  стиле  «Поучения» легко обнаруживаются, с  одной стороны, книжные его элементы, связанные с использованием  Владимиром  литературных источников, а с другой - элементы живого разговорного языка, особенно ярко проявляющиеся в описании «путей» и тех опасностей, которым он подвергался во время охоты. Характерная особенность  стиля  «Поучения» - наличие отточенных, ярких, легко запоминающихся афористических выражений. В целом «Поучение» и письмо ярко раскрывают облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья, человека, в котором ярко воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли.

 

 

 

2.2. Поучение детям.

Обращаясь к  своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтет его послание, князь Владимир Мономах (1053—1125) призывает их иметь  прежде всего страх Божий в  сердце и творить добро, памятуя  о том, что дни человека на земле  скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях.

Информация о работе Нравственная проблематика "Поучения" Владимира Мономаха