Портрет Дориана Грея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

«Для меня красота – это чудо из чудес. Только ограниченные люди не судят по внешности. Настоящая тайна мира заключается в видимом, а не невидимом» . Этот парадокс Уайльда выражает центральную идею всего творчества писателя. Он был сторонником так называемого “чистого” искусства или “искусства ради искусства”. Он считал, что искусство целиком формирует человека и что не оно подражает жизни, а жизнь – искусству. Люди, говорил Уайльд, подражают любимым литературным героям, и распознавать красоту человек научается лишь благодаря художникам, которые открывают или создают ее в своих картинах. Эти темы поднимаются писателем в романе «Портрет Дориана Грея» как элементы антитезы: искусство противостоит жизни, полной грехов и пороков.
Цель работы – исследовать проблему свободы искусства в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проследить генезис эстетических идей писателя и отражение принципов эстетизма в «Портрете Дориана Грея».
2. Рассмотреть тему искусства и мотив грехопадения на основе фабулы и системы образов романа.
При написании работы мы пользовались статьями и исследовательскими материалами таких литературоведов, как Валова О. М., Соколянский М., Тумбина О. В. и др.

Содержание

Введение 4
1. Роман «Портрет Дориана Грея» как воплощение эстетических идей О. Уайльда 6
1.1. Эстетизм в творчестве О.Уайльда 6
1.2. Отражение эстетических принципов О.Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея» 10
2. Тема искусства свободного и несвободного в романе «Портрет Дориана Грея» 14
2.1. Тема искусства в романе 14
2.2. Искусство против порока 18
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 68.54 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение                                                                                                               4

1. Роман «Портрет Дориана Грея»  как воплощение эстетических  идей О. Уайльда                                                                                                               6

1.1. Эстетизм  в творчестве О.Уайльда                                                  6

1.2. Отражение  эстетических принципов О.Уайльда  в романе «Портрет Дориана  Грея»                                                                                                        10

2. Тема искусства свободного  и несвободного в романе «Портрет  Дориана Грея»                                                                                                                        14

2.1. Тема искусства  в романе                                                                      14

2.2. Искусство  против порока                                                                    18

Заключение                                                                                                             31

Список использованной литературы                                                                   33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Споры вокруг романа «Портрет Дориана Грея» («The Picture of Dorian Gray», 1890 – журнальная публикация, 1891 – отдельное дополненное издание), возникшие сразу же после его опубликования, не утихают до сегодняшнего дня. И до сих пор в статьях, посвященных творчеству Уайльда, можно встретить мнение о «Портрете Дориана Грея» как о «романе таинственном, странном, спорном и до сих пор, возможно, до конца не разгаданном»1. Во многом именно эта загадочность, а также неоднозначность и многоплановость романа, позволяющие рассматривать его под разными углами зрения и дающие возможность для различных интерпретаций, объясняют тот интерес, который вызывает «Портрет Дориана Грея» не только у читателей, но и у литературоведов. Поэтому тема нашей работы всегда остается актуальной.

В России первые попытки осмыслить творческое наследие Оскара Уайльда можно найти  уже у символистов начала XX века, ставших «главными адептами и пропагандистами Уайльда» и внесших «существенный вклад в дело его популяризации»2. С середины 1900-х годов (и вплоть до начала 1920-х годов) к творчеству Уайльда начинают обращаться критики других литературных направлений. Появляются работы З. А. Венгеровой, К. И. Чуковского, Е. А. Аничкова, Л. И. Аксельрод, Н. Я. Абрамович, A. M. Редько и других исследователей, которые рассматривали произведения Уайльда с научной точки зрения и «пытались найти в них и отражение его эстетических взглядов, и критику современного общества, и новые взгляды на искусство, и новый подход к решению вечных проблем»3.

Круг идей, интересовавших писателя, был довольно широк, но в особенности волновали его вопросы, связанные с духовным миром человека. Что дает людям высшую радость? – вот вопрос, больше всего волновавший Уайльда. Его ответ гласил: красота! Не труд, не любовь, не борьба, а именно красота.

«Для меня красота – это чудо из чудес. Только ограниченные люди не судят по внешности. Настоящая тайна мира заключается в видимом, а не невидимом»4. Этот парадокс Уайльда выражает центральную идею всего творчества писателя. Он был сторонником так называемого “чистого” искусства или “искусства ради искусства”. Он считал, что искусство целиком формирует человека и что не оно подражает жизни, а жизнь – искусству. Люди, говорил Уайльд, подражают любимым литературным героям, и распознавать красоту человек научается лишь благодаря художникам, которые открывают или создают ее в своих картинах. Эти темы поднимаются писателем в романе «Портрет Дориана Грея» как элементы антитезы: искусство противостоит жизни, полной грехов и пороков.

Цель работы – исследовать проблему свободы искусства в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проследить генезис эстетических идей писателя и отражение принципов эстетизма в «Портрете Дориана Грея».
  2. Рассмотреть тему искусства и мотив грехопадения на основе фабулы и системы образов романа.

При написании  работы мы пользовались статьями и  исследовательскими материалами таких  литературоведов, как Валова О. М., Соколянский М., Тумбина О. В. и др.

Глава 1. Роман «Портрет Дориана Грея» как воплощение эстетических идей О. Уайльда

1.1. Эстетизм в творчестве О. Уайльда

Оскар Уайльд (1854–1900) по рождению ирландец, сын знаменитого  дублинского врача и известной  поэтессы. Его ранние годы прошли в  обстановке комфорта и богатства. Он получил университетское образование  в Оксфорде, ему не приходилось  работать ради куска хлеба, ничто  не препятствовало его литературному  призванию. Богемная обстановка, окружавшая его с детства, способствовала его  увлечению новыми модными теориями о значении красоты, о превосходстве  её над пользой и правилами  морали.

Жизнь наравне  с литературой воспринималась Уайльдом как высший и труднейший вид искусства, выразить в котором себя в полной мере можно, лишь найдя соответствующую  форму и стиль. Задачу художника, да и всякого человека, он видел  в том, чтобы стать творцом  своей жизни, и биография самого Уайльда поистине походит на роман, происшедший в действительности.

Первые  стихи начал писать ещё в Оксфорде. Он стремился внести в свою жизнь  как можно больше поэзии, видя в ней – и вообще в искусстве – противоядие от прозаичного буржуазного уклада. В меру скромных средств, выделявшихся ему отцом, он начинает окружать себя красивыми вещами. В его лондонской квартире появляются ковры, картины, занятные безделушки, книги в нарядных переплётах, изящный голубой фарфор. Он отпускает себе длинные волосы, тщательно следит за своей наружностью, экстравагантно одевается: заказывает себе необыкновенный костюм из бархата и шёлка, напоминавший одежду людей эпохи Возрождения, и появляется в нём, держа в руке лилию или подсолнечник (эти цветы считались эмблемами красоты).

Антибуржуазный  протест проявлялся у Уайльда в форме эстетизма – так называлось возглавляемое им движение. В нём нашёл своё воплощение призыв поклоняться красоте во всех её проявлениях в противовес уродствам бездуховного бытия в век, пропитанный утилитаризмом. Он мог с лёгкостью иронизировать над всем, но в отношении к искусству, в могущество которого он свято верил, оставался предельно серьёзным, что не помешало ему завершить преамбулу к «Дориану Грею» словами: «Всякое искусство совершенно бесполезно». Врождённый артистизм, безукоризненное чувство стиля и самобытность дарования позволяли ему в итоге оставаться оригинальным.

Оригинальность  притягивала к нему людей образованных и взыскательных: Уолта Уитмена  и Генри Лонгфелло, Виктора Гюго и Поля Верлена, Альфонса Доде и Эмиля  Золя, Стефана Малларме и Марселя  Пруста.

В теоретических  работах с эффектными названиями – «Перо, карандаш и отрава», «Упадок лжи» – О.Уайльд доказывал, что искусство должно быть живым, оно должно рождать новую красоту вместо грубой повседневной правды; идейное содержание книги не имеет значения – важна лишь форма, мастерство художника, мораль должна быть отвергнута во имя красоты и наслаждения жизнью. Однако Оскар Уайльд своим творчеством постоянно опровергал создаваемые им теории.

Наиболее  впечатляющ Оскар Уайльд был в  жанре разговорном, на который не скупился тратить свой талант. Его  остроумие было невероятным. Блёстки  ума, расточавшиеся им, требовали  огромного напряжения, и далеко не все его отточенные фразы и  даже целые устные новеллы, притчи, стихотворения в прозе оказывались занесёнными на бумагу – им самим или друзьями. Он пользовался тонким ядом иронии, сыпал бисером афоризмов, позволял себе роскошь быть непоследовательным, убеждал в уместности неуместного, во вздорности общепринятых мнений. Его звали «королём жизни» и «принцем Парадоксом». Принцип парадокса положен в основу большинства произведений Оскара Уайльда.

В конце 80-х и начале 90-х годов Уайльд создаёт два тома сказок. Они были написаны под влиянием творчества Г.Х. Андерсена и сочетали красивую поэтическую  форму с серьёзным гуманистическим  содержанием.

Писатель  ставит вопрос: что важнее – добро или красота? Герои уайльдовских сказок – эстеты, страстно влюблённые в красоту. Таков молодой король, любующийся статуями и картинами. Таков Счастливый принц: он всегда был весел и далёк от страданий, и после смерти ему воздвигли золотую статую; таков мальчик-звезда, оттолкнувший свою мать, так как она оказалась безобразной и старой. Но, встретившись с горем и нищетой, лучшие герои Уайльда прозревают и в своём стремлении помочь людям жертвуют всем. Золотой Счастливый принц при помощи ласточки отдаёт беднякам всё золото, которым покрыта его статуя, отдаёт и свои сапфировые глаза. Он становится слепым и безобразным, ласточка не хочет покидать его и гибнет от мороза у его ног, но им удалось внести немного тепла и радости в нищенские трущобы. Ответ в сказках Уайльда один: добро, служение людям выше и важнее красоты.

Оскар Уайльд был выдающимся драматургом, написавшим несколько трагических пьес и  четыре комедии, осмеивающие великосветское общество. Пьесы «Веер леди Уиндермир», «Незначительная женщина», «Идеальный муж», «Как важно быть серьёзным» вот  уже много лет с большим  успехом идут на разных сценах мира. Самое декадентское произведение О.Уайльда –его драма «Саломея». Она написана по-французски, что ещё больше должно подчеркнуть её изысканность и утончённость. Уайльд использовал в ней евангельскую легенду об иудейской царевне Саломее, потребовавшей от царя за свою пляску отрубленную голову пророка Иоканаана (Иоанна Крестителя). Этой легенде автор придал болезненно-эротическую трактовку: Саломея добивается головы Иоканаана, чтобы поцеловать её в губы. Любовь изображается Уайльдом как неестественное, извращённое чувство. Саломея отвергает красивых, здоровых юношей и влюбляется в Иоканаана именно потому, что её пугают его проклятья, его истощённое лицо. Её любовь переплетается с ужасом и ненавистью; говоря Иоканаану о своей любви, Саломея подбирает для него самые отталкивающие сравнения: «Твои волосы – как клубок змей! Твоё лицо бело, как кладбищенская стена при лунном свете! Оно бело, как кожа прокажённого!» Такая эстетизация безобразного и стремление представить чувство любви в болезненном и извращённом виде характерны для декадентской литературы.

В 1895 году Оскар Уайльд был привлечён к  суду по обвинению в безнравственности  и приговорён к двухлетнему тюремному  заключению. В 1897-м он вышел из тюрьмы совершенно больным и сломленным человеком, а позже уехал во Францию. Его последним произведением  стала поэма «Баллада Редингской тюрьмы» (1898).

В «Балладе Редингской тюрьмы» Уайльд рассказывает о трагической судьбе узника, приговорённого к смерти за убийство возлюбленной. Призывы к состраданию и правдивое  изображение ужасов жизни прямо  противоречат прежним эстетским  теориям Уайльда. Но он, в сущности, никогда не был последовательным выразителем этих теорий, всегда внутренне  сопротивлялся им. Писатель остался  одной из самых трагических и  ярких фигур в истории английской литературы.

Известнейшим  произведением писателя, которое  принесло ему всемирную славу  и наиболее полно отобразило его  философские и эстетичные взгляды, жизненное кредо и принципы художественного  творчества, был роман «Портрет Дориана  Грея» (1891). Для того чтобы проанализировать проблему свободы искусства в романе Уайльда, нам необходимо рассмотреть отражение эстетических принципов писателя в этом произведении.

1.2. Отражение эстетических принципов О. Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея»

Роман имеет  очень интересную историю создания. Когда-то в мастерской  своего друга, художника Бэзила Орда писатель увидел натурщика, что поразило его удивительной красотой. Оскар вскрикнул: «Как жаль, что и ему не избежать старости со всей ее отвратительностью!» И Бэзил сказал, что будет рисовать каждый год новый портрет, чтобы природа оставляла свои неумолимые знаки на полотне, а не на внешности «херувима», которого увидел Уайльд. Такова история создания романа, что сделал имя Оскара Уайльда известным.

Роман, написанный в 1891 году, – произведение крайне противоречивое. В нем чувствуется влияние готических романов о человеке, продавшем душу дьяволу за неувядаемую красоту и молодость.

Единственный  роман Уайльда опирается на широкую литературную эрудицию автора. В нем исследователи легко находят общие черты с романтизмом начала ХIХ века, в частности с произведениями Гофмана (например, оригинально развязана тема двойников, существование двух миров: реального и фантастического, мрачная таинственность, как в «Эликсирах Сатаны»), или Шамиссо («Удивительная история Петера Шлемеля»). И то в творчестве Бальзака, что имело в себе романтическое начало, откликнулось в романе Уайльда. Это, прежде всего, «Шагреневая кожа», с которой в «Портрете Дориана Грея» слишком много перекличек.

Очень близок роман Уайльда неоромантической прозе его современников. И здесь  в первую очередь стоит назвать  «Странную историю доктора Джекилла и мистера Хайда» Стивенсона, некоторые  вещи Конрада и Киплинга. Список источников идейно-художественной инспирации Уайльда при написании «Портрета  Дориана Грея» можно продолжить. Главное, о чем свидетельствует  роман, что это художественное произведение с великой литературной, собственно книжной, основой.

Информация о работе Портрет Дориана Грея