Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 17:26, курсовая работа
Рассматриваются ключевые аспекты явления деконструкции. Приводятся сведения о жизни и творчестве Т.Стоппарда. Работа содержит анализ пьесы Т.Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" в свете сюжетных мотивов пьесы Шекспира "Гамлет", а также пьесы "В ожидании Годо" С.Беккета.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ЯВЛЕНИЕ ДЕКОНСТРУКЦИИ
В ФИЛОСОФСКОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ДИСКУРСЕ ХХ ВЕКА………………………………………………………
1.1 Деконструктивизм: истоки, генезис…………………………………….
1.2 Интертекстуальность в пространстве
постмодернистской деконструкции…………………………………………
ГЛАВА 2 ЯВЛЕНИЕ ДЕКОНСТРУКЦИИ
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЬЕСЫ
Т. СТОППАРДА «РОЗЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНСТЕРН МЕРТВЫ»………
2.1 Шекспировские реминисценции
в пьесах-бурлесках английской
драматургии XVII–ХIХ веков……………………………………………….
2.2 Деконструкция шекспировского сюжета
в пьесе Т. Стоппарда
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы»………………………………………
2.3 Деконструкция идей театра абсурда
в пьесе Т. Стоппарда
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы»………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
ПРИЕМЫ ДЕКОНСТРУКЦИИ В ПЬЕСЕ Т. СТОППАРДА «РОЗЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНСТЕРН МЕРТВЫ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ЯВЛЕНИЕ ДЕКОНСТРУКЦИИ
В ФИЛОСОФСКОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ДИСКУРСЕ ХХ ВЕКА………………………………………………………
1.1 Деконструктивизм: истоки, генезис…………………………………….
1.2 Интертекстуальность в пространстве
постмодернистской деконструкции…………………………………………
ГЛАВА 2 ЯВЛЕНИЕ ДЕКОНСТРУКЦИИ
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЬЕСЫ
Т. СТОППАРДА «РОЗЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНСТЕРН МЕРТВЫ»………
2.1 Шекспировские реминисценции
в пьесах-бурлесках английской
драматургии XVII–ХIХ веков……………………………………………….
2.2 Деконструкция шекспировского сюжета
в пьесе Т. Стоппарда
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы»………………………………………
2.3 Деконструкция идей театра абсурда
в пьесе Т. Стоппарда
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы»………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблемы осмысления постмодернизма в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных. В современных исследованиях предлагается большое количество разнообразных толкований термина «постмодернизм», приемов постмодернистского письма, что лишь подтверждает широчайшую распространенность данного явления. Словари и энциклопедии по разным областям человеческого знания, вышедшие в свет в последние годы, не обходятся без статей о явлении «деконструкции», которое считается одним из центральных в парадигме постмодернизма. Кроме того, творчество самого известного английского драматурга всех времен – Шекспира – широко используется в парадигме постмодернистской деконструкции. Шекспировский гений породил огромное количество литературных произведений, в которых обнаруживается шекспировский след: заимствованные мотивы, образы, имена героев, реминисценции из пьес британского драматурга. Одним из самых известных творений подобного рода, без сомнения, является пьеса сэра Тома Стоппарда (Tom Stoppard) (род. 1937) «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1966).
Изучение драматургии Тома Стоппарда, крупнейшего английского современного драматурга и одного из основоположников постмодернизма, способно дать представление о принципиально важных чертах эстетики и поэтики данного литературного направления.
Том Стоппард (рожд. Томаш Штраусслер) – английский драматург, режиссёр, киносценарист и критик.
Родился 3 июля 1937 года в городе Злин (Чехословакия) в интеллигентной еврейской семье (Родители Стоппарда поженились 23 июня 1934 года). Его отец, Евжен Штраусслер, вырос в Брно, где окончил классическую гимназию и медицинский факультет университета; в 1929 году был председателем исполнительного комитета Еврейского объединения Чехословакии; с 1932 года служил врачом обувной фабрики в Злине. Автор научных статей и брошюр на медицинские темы. Мать, Марта Штраусслер, с 1935 года работала медсестрой на обувной фабрике. В начале немецкого вторжения в Чехословакию семья Штраусслер бежала в Сингапур. В связи с угрозой неминуемого японского вторжения в 1941 году Марта Штраусслер вместе с двумя сыновьями была вынуждена бежать дальше в Индию. Его отец вместе с другими мужчинами – работниками фирмы – был оставлен в Сингапуре, интернирован японскими войсками после захвата ими города и погиб при бомбардировке на море. Оставшиеся в Чехословакии родственники Стоппарда, включая бабушек, дедушек и трёх сестёр его родителей были убиты немцами.
В 1946 году мать Томаша вторично вышла замуж за майора британской армии Кеннета Стоппарда и уехала вместе с ним в Англию. Стоппард, дав мальчикам свое имя, сделал всё, чтобы они выросли настоящими британцами. Том учился в частных школах-интернатах в Ноттингемшире и Йоркшире. В 1954 году, когда Тому было 17 лет, его выгнали из школы, и он занялся журналистикой, сотрудничая в Бристольских газетах. Приехав в 1960 году в Лондон, он начинает писать для радио и телевидения, работал театральным критиком под псевдонимом Уильям Бут.
Язвительное остроумие Стоппарда, дух экспериментаторства и чувство сцены проявляются в его произведениях, написанных колким и талантливым пером. Пьеса «Прыгуны» (1972) отличается сложным чередованием разных тем и стилей: в ней присутствуют элементы детектива, фарса о супружеской неверности и философского исследования. Хотя пьеса получила неоднозначные рецензии, драматургу вручили премии «Ивнинг стандард» и «Плейз энд плейерз» за 1972.
Следующая крупная работа писателя – «Травестии» (1974) – блистательная и очень смешная смесь разных стилизаций, парадоксов, политической и интеллектуальной истории, в которой Ленин, Дж. Джойс и дадаист Т. Тцара, жившие в 1917 в Цюрихе, оказываются связанными с любительской постановкой пьесы О. Уайлда «Как важно быть серьезным». Пьеса принесла Стоппарду премию «Ивнинг стандард» за лучшую комедию 1974. Ему были также вручены вторая премия «Тони» за 1976 и Премия Нью-йоркских театральных критиков за 1976.
Пьеса «Каждый хороший мальчик заслуживает награды» (1977) написана для труппы и оркестра (музыка Андре Превена). Место действия – тюремная больница, где содержатся сумасшедшие и диссиденты. Музыканты вводятся Стоппардом через образ сумасшедшего, верящего, что он дирижирует воображаемым оркестром; помимо того, что музыканты слушают его указания, один из них оказывается еще и его психиатром.
В 1970-ых
начинается международная
В 1982 Стоппард предложил публике одну из своих самых признанных на сегодняшний день пьес – «Настоящее». Язвительный и забавный показ проблем и разных вариантов любовных отношений и обязательств укрепил репутацию Стоппарда как яркого и остроумного писателя, мастера пародии, интересующегося проблемами отчуждения и свободной воли.
В 2000 году Стоппард получает от королевы Елизаветы II британский орден «За заслуги» и становится сэром Томом.
28 августа – 2 сентября 2005 года Стоппард приезжал в Минск по приглашению директора проекта «Свободный театр» Натальи Коляды и драматурга Николая Халезина. Стоппард вместе со своим другом экс-президентом Чехии Вацлавом Гавелом и американским драматургом Артуром Копитом, является одним из попечителей белорусского «Свободного театра».
Стоппард – частый гость в Москве. Например, в начале 2007 года в киноклубе «35 мм» прошел фестиваль фильмов, в которых Стоппард выступил в качестве и режиссера, и сценариста.
И, наконец, 6 октября 2007 года в Российском Академическом Молодёжном Театре состоялась премьера пьесы сэра Тома «Берег Утопии».
Том Стоппард приложился к сценариям таких фильмов как «Бразилия», «Русский дом» и «Влюблённый Шекспир». А за экранизацию пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» драматург получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале.
По мнению
Патриции Гринер, творчество Стоппарда
Отчётливо распадается на два вполне однозначно
дифференцированных друг от друга по ряду
существенных признаков периода –
первый, включающий 60-е и начало 70-х годов,
и второй, продолжающийся с середины 70-х
годов по настоящее время. Основные направления
эволюции художественной системы Стоппарда
совпадают с основными направлениями
эволюционирования постмодернизма:
если первый период творчества драматурга
можно условно определить как «модернистско-
лингвистический» , то второй более
оправдано было бы охарактеризовать
как «реалистическо-композиционный»
Ощутимо изменяются формы реализации игрового начала. Если в первый период творчества Стоппард прибегает, в первую очередь, ко всевозможным логико-языковым играм, то во второй период центр тяжести в этой области смещается в сторону игр на сюжетно-композиционном уровне.
Именно дебютная пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» принесла Т. Стоппарду мировую известность. Драматург разом покорил театральный мир по обе стороны Атлантики. Эта пьеса представляет собой уникальное сочетание словесной игры и лингвистической виртуозности, сложных конструкций, комических выдумок и философских тем. Критики осыпали похвалами Стоппарда за «остроумную, демонстрирующую незаурядную эрудицию автора» пьесу. Типична в этом отношении рецензия Р. Драйдена из авторитетного английского журнала «Обсервер» о том, что «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда – самый замечательный драматургический дебют шестидесятых. В Англии Стоппард получил премию «Ивнинг стандард» как самый многообещающий драматург и премию журнала «Плейз энд плейерз» за лучшую пьесу 1967. В Америке ему вручили Премию нью-йоркских театральных критиков, а также Премию Антуанетты Перри («Тони») за лучшую пьесу 1968. Данная пьеса, что говорит о ее общественном признании, даже «включена в программу английских общеобразовательных школ» [Бартон, Э. На прогулку еще раз / Э. Бартон // Иностранная литература. – 1966. – № 2. – С. 85–91].
Академик Л.Г. Андреев пьесу Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» относит к числу «блистательных парафраз на тему «Гамлета» У. Шекспира []. Профессор В.М. Толмачёв центральной в пьесе считает «тему роли, которую, не желая того, приходится играть» [].
Литературоведы Н.Л Лейдерман и М.Н. Липовецкий отмечают, что «рядом с С. Беккетом драматургия даже такого признанного классика постмодернистской сцены, как Т. Стоппард, выглядит шагом назад к эстетике модернизма и даже реализма. Но Т. Стоппардом разработан целый ряд сюжетных моделей, позволяющих совмещать разворачивание традиционного драматургического конфликта с иронической деконструкцией самого этого конфликта и стоящих за ним ценностных систем» [].
Пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» стала объектом данного дипломного исследования, поскольку позволяет проанализировать предмет – приемы и цели постмодернистской деконструкции в данной пьесе.
Целью дипломной работы является выявление специфических постмодернистских приемов деконструкции в пьесе Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
представить понятие постмодернистской «деконструкции», его значение для культуры и литературы современности;
выявить механизмы деконструкции шекспировского сюжета пьесы «Гамлет» в пьесе Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»;
проанализировать приемы деконструкции пьесы С. Беккета «В ожидании Годо» в пьесе Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
Гипотеза. Осмысление явления деконструкции определило эстетическое и поэтическое своеобразие пьесы Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», особенности жанровой природы пьесы, сообщило оригинальность творческому методу драматурга.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы в общих и специальных курсах по истории зарубежной литературы, дальнейших научных исследованиях, при подготовке к урокам-обзорам по современной литературе в старших классах средней школы, факультативным занятиям. Разработанная методика анализа художественного произведения может быть использована при анализе современной драматургии.
1 ЯВЛЕНИЕ ДЕКОНСТРУКЦИИ В
«Деконструктивизм, по замечанию А.Н. Николюкина, – является литературоведческой разработкой общей теории постструктурализма, по сути выступает как теория литературы» [5, стб. 210].
В связи с наметившейся в 1980-е годы к расширительному толкованию понятия деконструктивизма, обусловленному быстрой экспансией деконструктивистских идей в самые различные сферы гуманитарных наук: социологию, политологию, историю, философию, теологию, термин часто применяется как синоним постструктурализма.
Свое название деконструктивизм получил по основному принципу анализа текста, практикуемого Ж. Деррида – «деконструкции», смысл которого в самых общих чертах заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незамечаемых не только неискушенным, «наивным читателем», но и ускользающих от самого автора («спящих», по терминологии французского ученого) «остаточных смыслов», доставшихся в наследство от дискурсивных практик прошлого, закрепленных в языке в форме мыслительных стереотипов.
Э.А. Усовская отмечает, что «деконструкция – это самый первый и основной метод постмодернизма, который помогает нам прорваться в «зазеркалье» языка, то есть текстов, чтобы постигнуть сокрытое означаемое» [9, с. ].
Е.А. Алексеев, Е. М. Тузов определяют термин «деконструкция» как «направление постмодернистского критицизма» [История философии. Энциклопедия / Алексеев Е.А., Тузов Е.М. – Мн.: ???, 2002. – с. ???, с. ??? ].
Информация о работе Прием деконструкции в пьесе Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»