Развёрнутая метафора в стихотворениях Ф.И. Тютчева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 04:40, курсовая работа

Краткое описание

Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкин получил очень глубокое и справедливое определение солнца русской поэзии, то Тютчев ночной поэт. Хотя Пушкин и напечатал в своем Современнике в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на дипломатической службе в Германии поэта, вряд ли они ему очень понравились.

Содержание

1. Вступление
2. Основная часть
2.1. Тютчев – человек бурных чувств и страстей
2.2. Язык метафор в стихотворениях Тютчева
3. Заключение
4. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Тютчев Ф.Шодиев Ж.docx

— 111.52 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО  НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ДЖИЗАКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. КАДЫРИ

 

 

 

 

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА 

И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

         Курсовая работа

НА ТЕМУ: Развёрнутая метафора в стихотворениях Ф.И. Тютчева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Студента 402 гр. Шодиева Жахонгира

                                                 НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: преп. Каримов  Н.М.

 

             

 

 

 

 

 

Джизак – 2014

 

 

Развёрнутая метафора в стихотворениях Ф.И. Тютчева

План

  1. Вступление

 

  1. Основная часть

 

    1. Тютчев – человек бурных чувств и страстей
    2. Язык метафор в стихотворениях Тютчева

 

  1. Заключение

 

  1. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Выдающийся русский лирик Федор  Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкин получил очень глубокое и справедливое определение солнца русской поэзии, то Тютчев ночной поэт. Хотя Пушкин и напечатал в своем Современнике в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на дипломатической службе в Германии поэта, вряд ли они ему очень понравились. Хотя там были такие шедевры, как Видение, Бессонница, Как океан объемлет шар земной, Последний катаклизм, Цицерон, О чем ты воешь, ветер ночной, Пушкину была чужда прежде всего традиция, на которую опирался Тютчев: немецкий идеализм, к которому Пушкин остался равнодушен, и поэтическая архаика XVIII начала XIX века (прежде всего Державин), с которой Пушкин вел непримиримую литературную борьбу.

С поэзией Тютчева мы знакомимся в начальной школе, это стихи о природе, пейзажная лирика. Но главное у Тютчева не изображение, а осмысление природы философская лирика, и вторая его тема - жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства. Единство его лирике придает эмоциональный тон постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца.

Наряду с нейтральными в эмоциональном  плане пейзажными зарисовками, природа  у Тютчева катастрофична и  восприятие ее трагедийно. Таковы стихотворения  Бессонница, Видение, Последний катаклизм, Как океан объемлет шар земной, О чем ты воешь, ветер ночной… Ночью у бодрствующего поэта открывается внутреннее пророческое зрение, и за покоем дневной природы он видит стихию хаоса, чреватого катастрофами и катаклизмами. Он слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (вообще жизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон) и оплакивает приближение всеобщего последнего часа:

 

И наша жизнь стоит пред нами,

Как призрак, на краю земли.

В то же время поэт признает, что  голос хаоса, слышимый ночью, хотя и  непонятен, глух для человека, но и  глубоко родственный настроению его смятенной души.

Такая двойственность естественная: ведь в душе человека те же бури, под  ними (т. е. под человеческими чувствами) хаос шевелится, тот же родимый, что  и в мире окружающей среда.

Жизнь человеческой души повторяет  и воспроизводит состояние природы  мысль стихотворений философского цикла: Цицерон, Как над горячею  золой, Душа моя элизиум теней, Не то, что мните вы, природа!.., Слезы  людские, Волна и дума, Два голоса. В жизни человека и общества те же бури, ночь, закат, господствует рок (об этом стихотворение Цицерон со знаменитой формулой: Блажен, кто посетил  сей мир в его минуты роковые). Отсюда острое ощущение конца бытия (Как над горячею золой), признание  безнадежности (Два голоса). Выразить же все это и тем более быть понятым и услышанным людьми невозможно, в этом Тютчев следует распространенной романтической идее принципиальной непонятности толпе прозрений поэта.

 

 

 

Тютчев  – человек бурных чувств и страстей  

Столь же катастрофична и гибельна для человека любовь (О, как убийственно  мы любим, Предопределение, Последняя  любовь). Откуда же у Тютчева все  эти страсти роковые Они определены эпохой великих социально-исторических катаклизмов, в которую жил и творил поэт. Обратим внимание, что творческая активность Тютчева приходится на рубеж 2030-х годов, когда революционная активность и в Европе, и в России пошла на спад и утвердилась николаевская реакция, и на конец 40-х годов, когда по Европе вновь прокатилась волна буржуазных революций.

Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается  противопоставление вечного и мгновенного, всегда возрождающейся природы и  короткой человеческой жизни. Поэт не как философское, умозрительное  понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой Вечности жизнь человеческая лишь короткая вспышка.

Это парадоксально, но одновременно с  ничтожностью индивидуального бытия  Тютчев ощущает и его колоссальность: Я, царь земли, прирос к земле, По высям  творенья, как Бог, я шагал… Подобная раздвоенность вообще свойственна  поэту. Для него у каждого поэтического понятия есть изнанка: гармония хаос, любовь смерть, вера безверие. Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, на пороге двойного бытия. Душа всегда жилица двух миров.

Может быть, это восприятие личности на грани двух миров и объясняет  пристрастие Тютчева к образу сна, сновидения, где человек как  никогда приближается к границе  двух разных жизней. Сон в восприятии поэта тоже неоднозначен. С одной  стороны это некая форма существования, близкая к хаосу (частый образ у Тютчева). В одном из стихотворений Сон близнец Смерти. С другой стороны, сон может быть и благодатным, и волшебным, и младенчески-прекрасным.

Двойственность Тютчева ярко проявилась в стихотворении Сон на море. Он пишет:

…Я, сонный, был предан всей прихоти  волн.

Две беспредельности были во мне,

И мной своевольно играли оне.

И в том же стихотворении:

По высям творенья, как Бог, я  шагал,

И мир подо мною недвижный сиял.

Все эти образы-символы не только говорят о существовании человека на границе сна и яви, покоя  и бури, но также показывают ту огромную роль, которую человек играет в  мироздании. Странное сочетание, так  свойственное Тютчеву: он подчинен прихоти  волн и в то же время шагает по высям творенья.

Экстатические переживания поэта в его единении с мирозданием или в любви  к женщине также выражаются на языке метафор. Но метафоры получают здесь иное, противоположное назначение по сравнению с метафорами лирического  пейзажа. Они не олицетворяют неодушевленные явления природы - они, наоборот, как  бы «овеществляют» процессы душевных переживаний и вызванные ими  впечатления жизни. Напряженность  и значительность переживаний отождествляются  поэтом с ощущениями огня, света, блеска. Прием обращения, который поэт применяет  при изображении явлений природы, служит ему вместе с тем и новым  средством их олицетворения, усиливающим  метафоричность его лирических образов. Например:  * И, глядя на тебя, пустынная река, * И на тебя, прибрежная дуброва, * Вы, - мыслил я, - пришли издалека, * Вы, сверстники сего былого!»; или: «Нет, моего к тебе пристрастия * Я скрыть не в силах, мать-Земля!»; или: «Ты, волна моя морская, * Своенравная волна… Ты на солнце ли смеешься * Отражая неба свод, * Иль мятешься ты и бьешься * В одичалой бездне вод…», и т. п.  Иногда Обращение поэта к явлениям природы выражает такую силу чувств или такую значительность мысли, что сопровождается междометием. У Тютчева это, в большинстве случаев, междометие «о!». Например:  * О, страшных песен сих не пой * Про древний хаос, про родимый!»; * или: «О рьяный конь, о конь морской, * С бледно-зеленой гривой…»; * или: «О, этот юг, о, эта Ницца! * О, как их блеск меня тревожит!»; * еще: «О, первых листьев красота,

  * Омытых в солнечных лучах…»  и т. п.  Эмоциональная приподнятость  восприятия природы выражается  у Тютчева также через восклицательную  интонацию поэтических предложений,  начинающихся с наречия «как».  Например: * Как тихо веет над  долиной * Далекий колокольный  звон…»; * или: «Тихой ночью, поздним  летом, * Как на небе звезды  рдеют…»; * или: «Как неожиданно  и ярко, * На влажной неба синеве, * Воздушная воздвиглась арка * В  своем минутном торжестве!» и  т. п.  Всем этим создается  ораторский стиль лирики Тютчева,  напоминающий оды XVIII в.  Наконец,  и в ритмическом строе поэзии  Тютчева сказывается ее медитативно-философская  направленность. Она отличается  разговорно-декламационным строем интонаций и продолжает в этом отношении пушкинскую традицию русской поэзии. Тютчев тяготеет поэтому, к силлабо-тоническому стихосложению, а в его пределах - к двухсложным, в особенности к ямбическим метрам. Он создал всего около 230 стихотворений, из них около 125 написаны четырехстопным ямбом и свыше 40 - пятистопным; следующее место занимает четырехстопный хорей - 27 стихотворений.  Строфическая организация стихотворений Тютчева в большинстве случаев очень проста. Это обычно четверостишия, чаще с перекрестной, иногда с кольцевой или парной рифмовкой, тяготеющие к смысловой и синтаксической законченности. К более сложным строфическим формам поэт обращался сравнительно редко и не проявлял стремлений к необычайным и изысканным рифмам.  Поэзия Тютчева выдающееся явление в истории русской литературы XIX века. На новом этапе развития русской общественной жизни Тютчев по-своему продолжал традиции этико-философического романтизма Жуковского. Но Тютчев отказался от наивных, религиозно-мифологических представлений и самостоятельно создал своеобразное идеалистическое миропонимание, «пантеистическое» по своим основам. Однако тютчевское миропонимание было более пессимистическим по сравнению с миросозерцанием Жуковского и выражало трагические настроения, связанные с деградацией дворянского уклада жизни.  Однако объективное значение поэзии Тютчева выходит далеко за пределы выраженных в ней субъективных представлений поэта и иногда противоречит им. Лирические пейзажи Тютчева, связанные в его сознании с мотивами эфемерности человеческой жизни, выражают романтическое восхищение красотой природы, передают тончайшее восприятие ее очертаний, красок, звуков и этим способствуют развитию эстетического сознания общества. Философские «медитации» поэта, связанные с настроениями трагизма, заключают в себе утонченную эмоциональную рефлексию, погружающую мысль человека в его внутренний мир, и этим способствуют нравственному развитию общества - углублению и облагораживанию человеческих переживаний. Поэзия Тютчева стала значительным вкладом в национальную духовную культуру и до сих пор сохраняет свое значение.

 

Стихи Ф.И.Тютчева о любви

Одной из центральных  тем в зрелом творчестве Тютчева  была тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий и разочарований.

Вскоре после  приезда в Мюнхен (по видимому, весной 1823 г.) Тютчев был влюблен в совсем еще юную (15-16 лет) Амалию фон Лирхенфельд. Она происходила из знатного германского рода и была двоюродной сестрой русской императрицы Марии Федоровны. Амалия была одарена редкой красотой, ею восхищались Гейне, Пушкин, Николай I и др. Баварский король Людвиг повесил ее портрет в своей галерее красивых женщин Европы. К концу 1824 г. Любовь Тютчева к Амалии достигла высшего накала, что выразилось в стихотворении «Твой милый взор, невинной страсти полный…»

В 1836 г. Тютчев, уже давно женатый человек, написал  одно из обаятельнейших своих стихотворений, воссоздав поразившую его душу встречу с Амалией: «Я помню время золотое…». Возлюбленная в этом стихотворении как своего рода средоточие целого прекрасного мира. Память сердца оказалась сильнее и времени, и незатухающей боли. И все же в этой элегии живет грустное чувство увядания. Оно и в угасании дня, и в облике руин замка, и в прощании солнца с холмом, и в догорании заката. Эта элегия напоминает нам стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», посвященное Анне Керн. Стихотворения обращены к любимой женщине и основываются на воспоминании о необыкновенной встрече. В обоих шедеврах идет речь о мимолетности чудного мгновенья и золотой поры, которые запечатлела память. Спустя тридцать четыре года в 1870 г. Судьба подарила Тютчеву и Амалии еще одно дружеское свидание. Они встретились на целебных водах в Карлсбаде. Возвратившись к себе в номер после прогулки, Тютчев написал стихотворение-признание «Я встретил вас…» (есть романс на эти стихи. Его великолепно исполнял И.С.Козловский). Стихотворение было озаглавлено «К.Б.». Поэт Яков Полонский утверждал, что буквы обозначают сокращение слов «баронессе Крюденер».

В 1873 г. Амалия пришла навестить парализованного  умирающего Тютчева. На следующий день он продиктовал дочери письмо: «Вчера я испытал минуту жизненного волненья вследствие моего свидания с моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете… В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй». Так Тютчев выразился о своей первой любви.

В 1826 г. Тютчев женился на вдове русского дипломата  Элеоноре Петерсон, урожденной графине Ботмер. Жена Элеонора беспредельно любила Тютчев. Он же о своей любви к ней написал стихотворение, когда уже прошло более 30 лет со дня их свадьбы и ровно 20 лет со дня смерти Элеоноры.

Информация о работе Развёрнутая метафора в стихотворениях Ф.И. Тютчева