Роды литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:08, доклад

Краткое описание

Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.

Вложенные файлы: 1 файл

rody_literatury.docx

— 148.17 Кб (Скачать файл)

Роды литературы

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Литературный  род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.

Предмет изображения:

Эпос ↔ Драма

События, протекающие в  пространстве и времени; отдельные  персонажи, их взаимоотношения, намерения  и поступки, переживания и высказывания.

Лирика

Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.

Отношение к предмету изображения  речевой структуры:

Эпос

Повествование

о событиях 

Драма

Разговор дей-

ствующих лиц

(диалог, монолог)

Лирика

Выражение

чувств, эмоций


Способы организации художественного  времени и пространства:

Эпос ↔  Драма

События, происходящие

во времени и пространстве

Лирика

Вне времени

и пространства


Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем. 
Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни. 
Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.

Жанры литературы

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.

Жанры устного народного  творчества (фольклора)

Название

Краткая характеристика

Пример 

Сказка

Эпическое повествование, преимущественно  прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления  народа о жизни и смерти, о добре  и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет  имеет несколько вариантов

"Колобок", "Липовая  нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина  избушка"

Былина

Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы

"Три поездки Ильи  Муромца", "Вольга и Микула  Селянинович"

Песнь

Музыкально-поэтический  вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение  к жизни человека

Песни о С. Разине, Е. Пугачеве

Малые жанры фольклора

Загадка

Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью

"Висит сито, не руками  свито" (паутина)

Пословица

Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии

"Семеро одного не  ждут"

Поговорка

Выражение, обзрано определяюшее суть какого-либо жизненного явления  и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли

"Легок на помине"

Скороговорка

Шутливое выржание, намеренно  построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов

"Ехал Грека через  реку, видит Грека в реке рак,  сунул Грека в руку реку: рак  за руку Грека цап"

Частушка

Короткая, исполняемая в  быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера

"Пойду плясать, Дома  нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки".


 

Жанры древнерусской  литературы

Название

Краткая характеристика

Пример

художественного

произведения

Житие

Жизнеописание светских и  духовных лиц, канонизированных христианской церковью

"Житие Александра Невского"

Хожение

Жанр путешествия, в котором  рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие

"Хождение за три  моря" Афанасия Никитина

Поучение

Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление

"Поучение Владимира  Мономаха"

Воинская повесть

Повествование о военном  походе

"Сказание о Мамаевом  побоище"

Летопись

Историческое произведение, в котором повествование велось по годам

"Повесть временных  лет"

Слово

Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней  Руси поучительного характера

"Слово о Законе и  Благодати" митрополита Илариона


 

Эпические жанры

Роман

 Определение

 Разновидности

Повесть

Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни  произведение. 
– средний объем 
– одна сюжетная линия 
– судьба одного героя, одной семьи 
– ощутимость голоса повествователя 
– преобладание хроникального начала в сюжете

Рассказ

Малая форма повествовательной  литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя

Новелла

Малая форма эпической  литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное  событие в жизни человека, с  динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как  самостоятельный жанр)

Очерк

Жанр малой формы эпической  литерататуры, основными чертами  которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния  среды и обладает большим познавательным разнообразием.

Басня

Эпический жанр; небольшое  произведение повествовательного характера  с нравоучительным, сатирическим или  ироническим содержанием

Лирические жанры

Стихотворение

Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные  теми или иными жизненными обстоятельствами

Элегия

Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства  и размышления поэта облечены в стихотворную форму

Эпиграмма

Небольшое по объму сатирическое стихотворение

Сонет

Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных  на два четверостишия (катрена) и  два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в  терценах - две или три

Эпитафия

Надгробная надпись в  стихотворной форме; небольшое по форме  стихотворение, посвященное умершему

Песня

Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное  отношение; основа для последующих  музыкальных обработок

Гимн

Торжественная песнь, принятая как символ государственном или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные

Ода

Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее  произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная

Послание

Стихотворное произведение, написанное в форме письма или  обращения к какому-либо лицу

Романс

Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят  отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может  быть наложено на музыку

Лиро-эпические  жанры

Баллада

Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания

Поэма

Большая форма лиро-эпической  поэзии; крупное стихотворение произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной  характеристики действующих лиц, событий  и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя

Драматические жанры

Трагедия

Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные  конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель

Комедия

Вид драмы, в котором характерны, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни  
 Разновидности комедии по характеру содержания: 
 – комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига); 
 – комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев); 
 – комедия идей (источник смешного – идея писателя); 
 – трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни); 
 – фарс (западноевропейская народная комедия XIV 
 – XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой)

Драма

Литературное произведение, которая изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами

Водевиль

Вид драмы, легкая пьеса с  песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами

Интермедия

Небольшая комическая пьеса  или сцена, разыгрываемая между  действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: 
1) самостоятельный жанр народного театра в Испании; 
2) галантно-пасторальные сцены в Италии; 
3) вставная комическая или музыкальная сцена в


Литературные  направления

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Художественный метод = литературное направление = литературное течение

Совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяюшаяся  в каком-либо периоде исторического  развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая  в художественных образах явления  жизни


Литературные  направления

Основные  признаки

литературного направления

Представители

литературы

Классицизм - XVIII - начало XIX века

1) Теория рационализма  как философская основа классицизма.  Культ разума в искусстве.

2) Гармония содержания  и формы.

3) Цель искусства - нравственное  воздействие на воспитание благородных  чувств.

4) Простота, стройность, логичность  изложения.

5) Соблюдение в драматическом  произведении правила "трех  единств": единство места, времени,  действия.

6) Четкая закрепленность  на положительных и отрицательных  черт характера за определенными  персонажами.

7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма,  трагедия, ода; "средние" - дидактическая  поэзия, эпистола, сатира, любовное  стихотворение; "низкие" - басня,  комедия, фарс.

П. Корнель, Ж. Расин,

Ж. Б. Мольер,

Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, 

Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин (Россия)

Сентименатализм - XVIII - начало XIX века

1) Изображение природы  как фона человеческих переживаний.

2) Внимание к внутреннему  миру человека (основы психологизма).

3) Ведущая тема - тема смерти.

4) Игнорирование окружающей  среды (обстоятельствам придается  второстепенное значение); изображение  души простого человека, его внутреннего  мира, чувств, которые изначально  всегда прекрасны.

5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический  роман, дневник, путешествие, психологическая  повесть.

Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);

Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)

Романтизм - конец XVIII - XIX век

1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение  в истинности и целесообразности  современной цивилизации).

2) Обращение к вечным  идеалам (любовь, красота), разлад  с современной действительностью;  идея "эскапизма" (бегство романтического  героя в идеальный мир)

3) Романтическое двоемирие  (чувства, желания человека и  окружающая действительность находятся  в глубоком противоречии).

4) Утверждение самоценности  отдельной человеческой личности  с ее особым внутренним миром,  богатства и уникальности человеческой  души.

5) Изображение исключительного  героя в особых, исключительных  обстоятельствах.

Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция);

В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)

Реализм - XIX - XX век

1) Принцип историзма в  основе художественного изображения  действительности.

2) Дух эпохи передан  в художественном произведении  прототипами (изображение типичного  героя в типичных обстоятельствах).

3) Герои - не только  порождение определенного времени,  но и общечеловеческие типы.

4) Характеры героев даны  в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.

5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.

Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);

Стендаль, О. Бальзак (Франция);

А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)

Натурализм - последняя треть XIX века

1) Стремление к внешне  точному изображению действительности.

2) Объективное, точное  и бесстрасное изображение реальности  и человеческого характера.

3) Предмет интереса - быт,  физиологические основы человеческой  психики; судьба, воля, духовный мир  личности.

4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем  для художественного изображения

5) Бессюжетность некоторых  художественных произведений.

Э. Золя, А. Хольц (Франция);

Н. А. Некрасов "Петербургские  углы",

В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки

Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)

Модернизм делится на:  

    • Импрессионизм
    • Символизм
    • Акмеизм
    • Экспрессионизм
    • Футуризм

Символизм - 1870 - 1910 годы

1) Символ - главное средство  передачи созерцаемых тайных  смыслов.

2) Ориентация на идеалистическую  философию и мистицизм.

3) Использование ассоциативных  возможностей слова (множественность  значений).

4) Обращение к классическим  произведениям античности и Средневековья.

5) Искусство как интуитивное  постижение мира.

6) Музыкальная стихия - праоснова  жизни и искусства; внимание  к ритмике стиха.

7) Внимание к аналогиям  и "соответствиям" в поисках  мирового единства

8) Предпочтение лирических  стихотворных жанров.

9) Ценность свободной  интуиции творца; идея изменения  мира в процессе творчества (демиургичность).

10) Собственное мифотворчество.

Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);

М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус,

В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,

А. А. Блок, А. Белый (Россия)

Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии

1) Самоценность отдельной  вещи и каждого жизненного  явления.

2) Предназначение искусства  - в облагораживании человеческой  природы.

3) Стремление к художественному  преобразованию несовершенных жизненных  явлений.

4) Ясность и точность  поэтического слова ("лирика  безупречных слов"), камерность, эстетизм.

5) Идеализация чувств  первозданного человека (Адама).

6) Отчетливость, определенность  образов (в противовес символизму).

7) Изображение предметного  мира, земной красоты) 

Н. С. Гумилев,

С. М. Городецкий,

О. Э. Мандельштам,

А. А. Ахматова (раннее тв-во),

М. А. Кузмин (Россия)

Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия)

1) Утопическая мечта о  рождении сверхискусства, способного  преобразить мир.

2) Опора на новейшие  научные и технологические достижения.

3) Атмосфера литературного  скандала, эпатаж.

4) Установка на обновление  поэтического языка; изменение  отношений между смысловыми опорами  текста.

5) Отношение к слову  как к конструктивному материалу,  словотворчество.

6) Поиск новых ритмов, рифм.

7) Установка на произносимый  текст (декламация)

И. Северянин, В. Хлебников

(раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский

(Россия)

Импрессионизм - последняя треть XIX - начала ХХ века.

1) Стремление передать  первое впечатление во всей  первозданности.

2) Фрагментарность композиции.

3) Ассоциативность образных  связей.

4) Внимание не столько  к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире.

5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних  переживаний личности.

Ги де Мопассан, П. Верлен,

М. Пруст (Франция)

Экспрессионизм - 1910 - 1920-е годы (Германия)

1) Сочетание критического  пафоса и ужасом перед неприглядной  картиной бытия.

2) Главные темы: гибель  человека в мире, утрата человечности  в человеке.

3) Тяготение к абстрактности.

4) Использование приема  фантастического гротеска.

Черты экспрессионизма - в  тв-ве

Л. Н. Андреева, Ф. К. Сологуба,

А. Белого (Россия)

Экзистенциализм - середина ХХ века (Франция, во время и после Второй мировой войны)

1) Ощущение крушения всех  духовных ценностей.

2) Стремление преодолеть  ощущение трагизма человеческого  существования.

Идея одиночества человека среди враждебного бытия в  привычном обществе

Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар (Франция)


Таблица всех основных литературных направлений (При копировании 

Тематика лирических произведений

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Тема - то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.

(Творчество, быт и нравы  москвичей 30-х годов, власти, судьбы, смерти - темы романа "Мастер и  Маргарита" М. А. Булгакова)

Мотив - мельчайший элемент художественного произведения; один из образов, созданных автором; наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении "опорные" художественные приемы и средства в их смысловой наполненности.

(Уход человека от привычного  ему образа жизни - мотив в  творчестве А. П. Чехова; переодевания - в комедия, и фарсах; узнавание  героем его благородного происхождения - в финалах романов, повестей, комедий.)

Лейтмотив - ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение.

(Грозы, сны, сумасшествие, страдание - лейтмотивы романа  М. А. Булгакова "Мастер и  Маргарита".) 

Тема лирического  произведения

Краткая характеристика

Пример

Тема любви (любовная лирика)

Поэтические произведения о  проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие  образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимось, мимолетность, красоту любовного чувства.

А.С. Пушкин "Я помню  чудное мгновенье..."

Тема природы (пейзажная лирика)

Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы

С. А. Есенин "Береза"

Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)

Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта

М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"

Тема поисков жизненого  смысла (философская лирика)

Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни  и смерти

Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..."

Тема свободы (вольнолюбивая лирика)

Поэтические произведения о  воле, духовной свободе личности

А. Н. Радищев ода "Вольность"

Тема дружбы

Лирические произведения о дружбе, создание образа друга  поэта; возможно прямое к нему обращение

А. С. Пушкин "К Чаадаеву"

Тема одиночества

Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми

М. Ю. лермонтов "Парус"

Тема родины (патриотическая лирика)

Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и  прошлом, о защитниках отечества

А. А. Блок "Россия"

Тема народа

Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей  из народа

Н. А. Некрасов "Железная дорога"


Структура художественного  текста

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Композиция - построение художественного произведения, расположение его составных частей.  
Сюжет - последовательность событий в художественном произведении. 
Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения. 
Этапы сюжета:

 

Этапы развития сюжета

Название  этапа сюжета

Краткая характеристика

Пример

Экспозиция (пролог)

Изображение расстановки  персонажей и обстоятельств в  литературном произведении, непосредственно  предваряющей развертывание основного  сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий  в произведении, а только мотивирует действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении) 
 - прямая; 
- задержанная; 
- обратная.

В трагедии У. Шекспира "Ромео  и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки  с няней, когда Ромео перед  первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней  любви

Завязка

Начало конфликта, составляющего  основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения.  
Типы завязок: 
- мотивированная; 
- немотивированная (неожиданная, придающая остроту). 
Место завязки в литературном произведении: 
- в начале; 
- в конце.

Немотивированная, неожиданная  завязка в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Завязка в конце  худ. произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Развитие действия

События, совершаемые в  художественном произведении от завязки  до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта.

Приезд Скалозуба, падение  Молчалина с лошади, разговор Чацкого  с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим

Кульминация

Высшая точка напряжения в развитии действия художественного  произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все  развитие конфликта стремится к  кульминации, после которой наступает  развязка; иногда развязка совпадает  с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций.

Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После бала"

Развязка

Положение действующих лиц, которого сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая  последние штрихи к характерам действующих  лиц. 
Виды развязки: 
- естественная (логичное выражение завязки);  
- ложная. 
Виды развязки (в зависимости от  развития сюжета): 
- внезапная; 
- логически вытекающая из развития действия.  
Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя): 
- единая с кульминацией; 
- отдельная от кульминации

Естественная развязка - "Вишневый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в  футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией - "Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации - "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя

Послесловие (эпилог)

Заключительная часть  произведения. 
Типы эпилогов: 
- непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности); 
- развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событый).

Развернутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых  и Ростовых через восемь лет после  войны 1812 года.

Информация о работе Роды литературы