Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:08, доклад
Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.
Роды литературы
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.
Предмет изображения:
Эпос ↔ Драма
↓
События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.
Лирика
↓
Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.
Отношение к предмету изображения речевой структуры:
Эпос ▼ Повествование о событиях |
Драма ▼ Разговор дей- ствующих лиц (диалог, монолог) |
Лирика ▼ Выражение чувств, эмоций |
Способы организации художественного времени и пространства:
Эпос ↔ Драма События, происходящие во времени и пространстве |
Лирика Вне времени и пространства |
Эпос - повествование о событиях,
прошедших и вспоминаемых повествователем.
Лирика - передача эмоционального
состояния героя или автора в определенный
момент жизни.
Драма - повествование в форме разговора
действующих лиц, без авторской речи.
Жанры литературы
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Жанры устного народного творчества (фольклора) | ||
Название |
Краткая характеристика |
Пример |
Сказка |
Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов |
"Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка" |
Былина |
Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы |
"Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович" |
Песнь |
Музыкально-поэтический
вид искусства; выражает определенное
идейно-эмоциональное |
Песни о С. Разине, Е. Пугачеве |
Малые жанры фольклора | ||
Загадка |
Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью |
"Висит сито, не руками свито" (паутина) |
Пословица |
Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии |
"Семеро одного не ждут" |
Поговорка |
Выражение, обзрано определяюшее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли |
"Легок на помине" |
Скороговорка |
Шутливое выржание, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов |
"Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека в руку реку: рак за руку Грека цап" |
Частушка |
Короткая, исполняемая в
быстром темпе рифмованная |
"Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки". |
Жанры древнерусской литературы | ||
Название |
Краткая характеристика |
Пример художественного произведения |
Житие |
Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью |
"Житие Александра Невского" |
Хожение |
Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие |
"Хождение за три моря" Афанасия Никитина |
Поучение |
Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление |
"Поучение Владимира Мономаха" |
Воинская повесть |
Повествование о военном походе |
"Сказание о Мамаевом побоище" |
Летопись |
Историческое произведение, в котором повествование велось по годам |
"Повесть временных лет" |
Слово |
Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера |
"Слово о Законе и
Благодати" митрополита |
Эпические жанры | |
Роман |
Определение Разновидности |
Повесть |
Эпический прозаический жанр;
среднее по объему и охвату жизни
произведение. |
Рассказ |
Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя |
Новелла |
Малая форма эпической
литературы; небольшое художественное
произведение, изображающее отдельное
событие в жизни человека, с
динамически развивающимся |
Очерк |
Жанр малой формы эпической литерататуры, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием. |
Басня |
Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием |
Лирические жанры | |
Стихотворение |
Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами |
Элегия |
Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму |
Эпиграмма |
Небольшое по объму сатирическое стихотворение |
Сонет |
Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три |
Эпитафия |
Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему |
Песня |
Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок |
Гимн |
Торжественная песнь, принятая как символ государственном или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные |
Ода |
Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная |
Послание |
Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу |
Романс |
Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку |
Лиро-эпические жанры | |
Баллада |
Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания |
Поэма |
Большая форма лиро-эпической
поэзии; крупное стихотворение |
Драматические жанры | |
Трагедия |
Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель |
Комедия |
Вид драмы, в котором характерны,
ситуации представлены в смеховых,
комических формах; здесь обличающих
человеческие пороки и раскрывающих
негативные стороны жизни |
Драма |
Литературное произведение, которая изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами |
Водевиль |
Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами |
Интермедия |
Небольшая комическая пьеса
или сцена, разыгрываемая между
действиями основной пьесы, а иногда
в тексте самой пьесы. Интермедии
бывают нескольких видов: |
Литературные направления
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Художественный метод = литературное направление = литературное течение
▼
Совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяюшаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни |
Литературные направления | |
Основные признаки литературного направления |
Представители литературы |
Классицизм - XVIII - начало XIX века | |
1) Теория рационализма
как философская основа 2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства - нравственное
воздействие на воспитание 4) Простота, стройность, логичность изложения. 5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность
на положительных и 7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс. |
П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин (Россия) |
Сентименатализм - XVIII - начало XIX века | |
1) Изображение природы
как фона человеческих 2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема - тема смерти. 4) Игнорирование окружающей
среды (обстоятельствам 5) Основные жанры: элегия,
психологическая драма, |
Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия); Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия) |
Романтизм - конец XVIII - XIX век | |
1) "Космический пессимизм"
(безнадежность и отчаяние, сомнение
в истинности и 2) Обращение к вечным
идеалам (любовь, красота), разлад
с современной 3) Романтическое двоемирие
(чувства, желания человека и
окружающая действительность 4) Утверждение самоценности
отдельной человеческой 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. |
Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция); В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия) |
Реализм - XIX - XX век | |
1) Принцип историзма в
основе художественного 2) Дух эпохи передан
в художественном произведении
прототипами (изображение 3) Герои - не только
порождение определенного 4) Характеры героев даны
в развитии, многоплановы и сложны,
социально и психологически 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. |
Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия); Стендаль, О. Бальзак (Франция); А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия) |
Натурализм - последняя треть XIX века | |
1) Стремление к внешне
точному изображению 2) Объективное, точное
и бесстрасное изображение 3) Предмет интереса - быт,
физиологические основы 4) Идея отсутствия "плохих"
сюжетов и недостойных тем
для художественного 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. |
Э. Золя, А. Хольц (Франция); Н. А. Некрасов "Петербургские углы", В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия) |
Модернизм делится на:
| |
Символизм - 1870 - 1910 годы | |
1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов. 2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных
возможностей слова ( 4) Обращение к классическим
произведениям античности и 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства 8) Предпочтение лирических стихотворных жанров. 9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность). 10) Собственное мифотворчество. |
Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция); М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия) |
Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии | |
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства
- в облагораживании 3) Стремление к художественному
преобразованию несовершенных 4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность
образов (в противовес 7) Изображение предметного мира, земной красоты) |
Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во), М. А. Кузмин (Россия) |
Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия) | |
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. 2) Опора на новейшие
научные и технологические 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление
поэтического языка; изменение
отношений между смысловыми 5) Отношение к слову
как к конструктивному 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация) |
И. Северянин, В. Хлебников (раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский (Россия) |
Импрессионизм - последняя треть XIX - начала ХХ века. | |
1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности. 2) Фрагментарность композиции. 3) Ассоциативность образных связей. 4) Внимание не столько
к типичному, сколько к 5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности. |
Ги де Мопассан, П. Верлен, М. Пруст (Франция) |
Экспрессионизм - 1910 - 1920-е годы (Германия) | |
1) Сочетание критического
пафоса и ужасом перед 2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке. 3) Тяготение к абстрактности. 4) Использование приема фантастического гротеска. |
Черты экспрессионизма - в тв-ве Л. Н. Андреева, Ф. К. Сологуба, А. Белого (Россия) |
Экзистенциализм - середина ХХ века (Франция, во время и после Второй мировой войны) | |
1) Ощущение крушения всех духовных ценностей. 2) Стремление преодолеть
ощущение трагизма Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе |
Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар (Франция) |
Таблица всех основных литературных направлений (При копировании
Тематика лирических произведений
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Тема - то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.
(Творчество, быт и нравы москвичей 30-х годов, власти, судьбы, смерти - темы романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова)
Мотив - мельчайший элемент художественного произведения; один из образов, созданных автором; наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении "опорные" художественные приемы и средства в их смысловой наполненности.
(Уход человека от привычного ему образа жизни - мотив в творчестве А. П. Чехова; переодевания - в комедия, и фарсах; узнавание героем его благородного происхождения - в финалах романов, повестей, комедий.)
Лейтмотив - ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение.
(Грозы, сны, сумасшествие, страдание - лейтмотивы романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".)
Тема лирического произведения |
Краткая характеристика |
Пример |
Тема любви (любовная лирика) |
Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимось, мимолетность, красоту любовного чувства. |
А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..." |
Тема природы (пейзажная лирика) |
Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы |
С. А. Есенин "Береза" |
Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) |
Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта |
М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта" |
Тема поисков жизненого смысла (философская лирика) |
Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти |
Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..." |
Тема свободы (вольнолюбивая лирика) |
Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности |
А. Н. Радищев ода "Вольность" |
Тема дружбы |
Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение |
А. С. Пушкин "К Чаадаеву" |
Тема одиночества |
Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми |
М. Ю. лермонтов "Парус" |
Тема родины (патриотическая лирика) |
Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества |
А. А. Блок "Россия" |
Тема народа |
Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа |
Н. А. Некрасов "Железная дорога" |
Структура художественного текста
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Композиция - построение художественного
произведения, расположение его составных
частей.
Сюжет - последовательность событий
в художественном произведении.
Фабула - хронологическая последовательность
событий художественного произведения.
Этапы сюжета:
Этапы развития сюжета | ||
Название этапа сюжета |
Краткая характеристика |
Пример |
Экспозиция (пролог) |
Изображение расстановки
персонажей и обстоятельств в
литературном произведении, непосредственно
предваряющей развертывание основного
сюжетного действия. Экспозиция не
влияет на ход последующих событий
в произведении, а только мотивирует
действие. Типы экспозиции (в зависимости от
места в произведении) |
В трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви |
Завязка |
Начало конфликта, составляющего
основу сюжета, исходный момент, определяющий
последующее развертывание |
Немотивированная, неожиданная завязка в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Завязка в конце худ. произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" |
Развитие действия |
События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта. |
Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим |
Кульминация |
Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций. |
Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После бала" |
Развязка |
Положение действующих лиц,
которого сложилось в худ. произведении
в результате развития изображенных
в нем событий; итоговая сцена, добавляющая
последние штрихи к характерам действующих
лиц. |
Естественная развязка - "Вишневый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией - "Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации - "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя |
Послесловие (эпилог) |
Заключительная часть
произведения. |
Развернутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года. |