Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 05:42, реферат
Целью данной работы является изучение и анализ улигеров (героико-эпических сказаний).
Для изучения данной темы, использована литература таких авторов, как Жамцаранова Ц.Ж. , Дашиевой Л.Д., Шаракшинова Н. О. и др.
Были поставлены и выполнены задачи:
1. Изучить улигеры (жанр бурятского устно-поэтического творчества);
2. Рассмотреть способы исполнения улигеров и известных их исполнителей;
3.Проанализировать классификацию бурятского героического эпоса.
4.Рассмотреть основные сюжеты улигеров.
Введение…………………………………………………………………….…3
1. Улигеры - жанр бурятского устно-поэтического творчества…………...4
2. Способы исполнения улигеров и известные их исполнители.................5
3. Классификация бурятского героического эпоса………………………..10
4. Основные сюжеты улигеров……………………………………………..14
5. Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………..………………………………24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Список использованной литературы………..………………………………24
Введение
Подобно другим народам Сибири и Дальнего Востока, буряты издавна обладали эпическими сказаниями или по- бурятски улигерами. Эти сказания поражают прежде всего своей величиной. Они занимают особое место в фольклоре бурятского народа. В которых нашли художественное отражение история и быт, мировоззрение, духовное богатство и поэтическая одаренность народа. По своей форме, это большие стихотворные эпопеи, средний объем которых составляет от двух до пяти, а более крупных от девяти до двадцати тысяч стихов. Улигеры представляют собой вершину устной поэзии бурятского народа. Художественные традиции в творчестве бурят отличаются особой развитостью. Большими размерами, как правило, отличаются многочисленные варианты главного памятника героико- эпического творчества бурят –эпоса «Абай Гэсэр».
В настоящее время усиливается
интерес к народному фольклору.
Изучение улигеров актуально, так
как способствует сохранению
древней мифологии, изучению культуры
и духовных ценностей
Предметом изучения данной работы является – улигеры (героико-эпические сказания). Объектом изучения являются героический эпос бурят . Целью данной работы является изучение и анализ улигеров (героико-эпических сказаний).
Для изучения данной темы, использована литература таких авторов, как Жамцаранова Ц.Ж. , Дашиевой Л.Д., Шаракшинова Н. О. и др.
Были поставлены и выполнены задачи:
1. Изучить улигеры (жанр бурятского устно-поэтического творчества);
2. Рассмотреть способы исполнения улигеров и известных их исполнителей;
3.Проанализировать классификацию бурятского героического эпоса.
4.Рассмотреть основные сюжеты улигеров.
1.Улигеры - жанр бурятского устно-поэтического творчества
В богатом и разнообразном фольклоре народов Сибири и Дальнего Востока особое место принадлежит бурятским эпическим сказаниям – улигерам (ульгэрам), которые являются основными в системе жанров устно-поэтического творчества бурят. По своей форме это большие стихотворные эпопеи, средний объем которых составляет от 2 до 5 тысяч, а более крупных - от 9 до 20 тысяч и более стихов.
Большими размерами, как правило, отличаются многочисленные варианты главного памятника героико-эпического творчества бурят - эпоса "Абай Гэсэр". Один из его вариантов - "Абай Гэсэр Богдо хан", записанный в 1916 г. известным фольклористом С.П. Балдаевым от улигершина А.О. Васильева (Альфора), составляет более 50 тысяч стихов. В улигерах воспеваются подвиги древних богатырей в борьбе с многоголовыми, многорогими чудовищами-мангадхаями и чужеплеменными ханами-захватчиками за свободу и процветание родоплеменного коллектива. Защита родного очага, народа (зон), подданных (албата зон), своего имущества - скота и табунов - от вражеских посягательств, борьба за суженую, является ведущей темой большинства героико-эпических произведений. Улигеры представляют собой вершину устной поэзии народа. За многие века, в пору продуктивности эпической традиции, когда фольклор обладал монополией в духовной и поэтической жизни, бурятский народ создал сотни улигеров. (Ныне в собраниях фонда ХВРК ИМБиТ СО РАН находится свыше 900 улигеров, сказок, легенд и преданий).
Их названия, соответствующие именам героев, представляют большое разнообразие. Сравнительный анализ показывает, что в каждой родоплеменной и территориальной общности существовал свой набор имен популярных эпических героев. Так, в Западной Бурятии, у эхиритов, булагатов и хонгодоров широкое распространение имели улигеры: "Абай Гэсэр хубун" или "Абай Гэсэр Богдо хан", "Аламжи Мэргэн", "Алтан Шагай Мэргэн", "Харасгай Мэргэн", "Осодор Мэргэн", "Еренсэй" и др., а в восточной, в Забайкалье, у хоринцев: "Гэсэрэй туужа", "Лодой Мэргэн", "Жибжэнэй Мэргэн", "Абадай Мэргэн", "Мэньелтэ Мэргэн" и др. Наиболее распространенным и любимым из всех подразделений бурятского этноса был эпос о могучем богатыре Абай Гэсэре.
Если в начале XX в. живое функционирование эпоса наблюдалось почти на всей территории расселения бурят (Предбайкалье и Забайкалье), частично сохранялось в отдельных регионах еще в 50-е годы, то в наше время, с исчезновением традиционных условий жизни и быта народа, с уходом из жизни талантливых улигершинов, устное бытование улигеров постепенно угасло. И ныне в бурятских улусах уже не осталось подлинных знатоков эпоса.
Исследователи фольклора, знакомые с бурятским героическим эпосом, всегда отмечали его архаичность, хорошую сохранность мифологической основы (Уланов. 1963; Шаракшинова. 1987; Хомонов. 1976).
Академик Б.Я. Владимирцов, называя бурятские улигеры "настоящими эпопеями", объяснял их "удивительную первобытность" многовековым развитием и формированием в суровой среде охотников-звероловов (Владимирцов. 1923. С. 14-16), способствовавшей сохранению многочисленных элементов древней мифологии, анимистических и тотемистических представлений, генетически уходящих в глубины первобытно-общинной жизни.
2. Способы исполнения улигеров и известные их исполнители
Исполнение улигеров изначально в старину было делом ответственным и служило не только для развлечения слушателей в часы досуга. Оно имело производственную и обрядовую значимость и было неотъемлемым элементом хозяйственно-бытового уклада древнего коллектива. Ц. Жамцарано, начавший свою собирательскую деятельность в 1903 г. у западных бурят (долина р. Куды и верховье р. Лены), писал, что "Улигер поют (сказывают) для достижения разных благ, например, для исцеления больных, для прозрения слепых, успеха ради в промыслах, на охоте, на облавах, во время ловли рыбы и т.д.; улигер способствует успеху в походах" (Жамцарано. 1918. С. 17).
Существовала глубокая вера в "магическую" силу устно-поэтического слова, в его действенное значение. Слушание улигеров входило в ритуал предохотничьих приготовлений, так как являлось "своего рода могущественным волшебством, чарами для привлечения зверей" (Жамцарано. 1918. С. 33) и было распространено также у охотников Забайкалья - хори-бурят, у тунгусов в верховьях Онона. По свидетельству Г.Д. Санжеева, записавшего в 1928 г., на левобережье Ангары ряд крупных улигеров, буряты, прибыв на место охоты, "совершали некоторые обряды, имевшие целью ублаготворить духов зверей и лесов, от которых зависит тот или иной исход охоты. Затем вечером, перед сном, певец расстилал в шалаше свой белый войлок (не запачканный конским потом), на нем ставили зажженные ветки можжевельника, чашку с вином или молоком, втыкали в него стрелу и пр. и всю ночь, до первых проблесков утренней зари, протяжно распевали свою эпопею: без этой церемонии охота, по убеждению бурят, не могла быть удачной" (Санжеев. 1936. С. IX-X).
Если свирепствовали тяжелые болезни рассказывали улигер о богатыре Абай Гэсэр Богдо хане, так как считалось, что нечистые силы боятся его. Слушание "Гэсэра" перед дальней дорогой предвещало благополучие и успех в делах (Хангалов. 1959. Т. П. С. 320). Улигеры слушали в долгие зимние ночи, в те месяцы, когда были видны Плеяды. Запрещалось рассказывать их летом, весной. Аспект сакральности всегда сопутствовал исполнительской практике. В момент исполнения эпоса предполагалось незримое присутствие его героев, которые, якобы, за полную и правильную передачу событий в сказании могли наградить улигершина. Герои улигеров, согласно верованиям, были не обыкновенными смертными, а божествами-тэнгри. В начале XX в. еще существовало убеждение в том, что улигеры создаются на почве действительных событий, происходивших когда-либо на земле, под землей или на небе, и что "герои живы и потеперь" и за неточную передачу эпоса рапсод отвечает перед ними (Жамцарано. 1918. С. 18). Последнее, несомненно, способствовало устойчивости традиции, благодаря которой и смогли дойти до наших дней древние улигеры.
Исполнение улигеров сопровождалось иногда игрой на хуре - древнем смычковом музыкальном инструменте. Голос поющего сказителя-улигершина и звуки хура, сливаясь, создавали единое гармоничное целое. Напев соответствовал местной песенной традиции. Сказитель воспринимал его вместе с улигерами от своих предшественников, учителей. У западных бурят это наблюдалось чаще на левобережье Ангары, в Алари и Унге, реже - у булагатов долины рек Иды и Осы. Архаичные эхирит-булагатские улигеры, записанные Ц. Жамцарано у бурят Кудинской долины в Верхоленье, исполнялись без музыкального сопровождения. Появление хура свидетельствовало о ломке древних исполнительских традиций, постепенном доминировании эстетической функции улигеров. В воспроизведении героических сказаний эпоса бытовало несколько основных исполнительских стилей, соответствовавших локальной эпической традиции. Так, по сведению Ц. Жамцарано, эхирит-булагатские сказители пели улигеры от начала до конца "громко и протяжно". Исполнение отличалось эпической широтой, спокойствием, неторопливостью. Наряду с ним существовал распевный речитатив, а также простое сказывание, характерное для "безголосых" сказителей. Третий стиль бытовал у забайкальских хори-бурят: прозаический рассказ, перемежающийся вокальными монологами действующих лиц и хоровым втором их лейтмотивов. Хоровая часть, называемая туурээлгэ, сопровождалась иногда игрой на хуре или ятага.
Таким образом, сам улигер пелся соло, а хором исполнялись тематически самостоятельные от содержания улигеров песни, состоящие из четырех-восьмистиший. В угталга (букв.: "встреча", подразумевающая встречу с героями улигеров) - призывной песне, адресованной сказителю, выражалось желание послушать улигер; в сэг даралга (букв.: "скрепа, связка, соединяющая концы") слушатели выражали переживание за судьбу героя-богатыря, желали ему удачи в достижении цели. Песни сэг даралга исполнялись, когда улигершин делал паузу, чтобы перевести дыхание, промочить горло, и выполняли конкретную сюжетно-композиционную роль связок-скреп между эпизодами, так как согласно древнему поверью, эпосопение не должно было прерываться, чтобы действия героев были успешными. Сэг даралга относится к разряду "постоянных мест" и в улигерах.
Удэшэлгэ (букв.: "проводы") пели по окончании улигера. Ее содержание было обращено к героям эпоса, которые, по древним представлениям, незримо присутствовавшие во время воспевания их былых подвигов, должны были возвратиться на небо. В ней слушатели выражали удовлетворение от исполнения, а сказитель - желание, чтобы героические деяния и сам улигер считались завершенными, а то, что осталось не досказанным - допоется завтра. Эти песни имели свой напев, отличный от улигерного речитатива.
Творцами, хранителями и исполнителями героического эпоса являлись сказители-улигершины. Они пользовались всеобщим уважением и любовью народа, о чем свидетельствует пословица: "Улигершину полагается сидеть на тюфячке-олбоке, а певцу - на холме-добуне". Ими становились люди особо одаренные в художественном и музыкальном отношении, обладающие безукоризненной памятью, чтобы без пропусков и искажений, как того требовала традиция, воспроизводить огромные эпопеи, состоящие из тысяч стихов: улигер нельзя было сокращать, переделывать по-своему.Талантливый сказитель был актером, музыкантом и поэтом в одном лице. И потому у хорошего рапсода, по свидетельству Ц. Жамцарано, "слушатели плачут в сильных трагических местах и выражают живейшую радость, когда вдруг восторжествует правда" (Жамцарано. 1918. С. 14-15).
По творческому складу и манере исполнения бурятские улигершины условно делятся на "каноников", свято чтущих предшествующую традицию и стремящихся соблюсти точность в воспроизведении усвоенного текста, и "импровизаторов", в исполнительском мастерстве которых прослеживается личное начало, индивидуальный вкус и характер. К первым, по общему мнению бурятских фольклористов, относился Пёохон Петров (1866-1943), живший на Ангаре (остров Уйга) в Аларском (ныне Нукутском) районе Иркутской области. Он хорошо знал не только улигеры, но и шаманскую поэзию, сказки, старинные нравы и обычаи бурят, традицию исполнения улигеров, верил в то, что герои улигеров продолжают существовать на небе в образе звезд. От него в 1940—1941 гг. И.Н. Мадасоном был зафиксирован один из лучших унгинских вариантов эпоса "Абай Гэсэр" (12535 стихов) (Абай Гэсэр. 1960). Улигеры он не пел (не было голоса), а рассказывал как обычные стихи. Обладая феноменальной памятью, воспроизводил улигер "не задумываясь и не останавливаясь ни на минуту" (Балдаев. 1961. С. 37).
Ко второму типу исполнителей относится другой унгинский сказитель П.М. Тушемилов (1877-1955), демонстрировавший в своей исполнительской практике более свободный, раскрепощенный стиль, сильное импровизационное начало, устремленность к поэтическим новациям, к варьированию в передаче традиционного "текста", из-за чего улигеры в его исполнении в некоторой степени теряли традиционные черты и четкость композиции (Уланов. 1968. С. 19).
П.М. Тушемилов происходил из известной в Приангарье династии сказителей, обладал незаурядным талантом певца-импровизатора и пользовался славой не только хорошего улигершина, знатока устного народного творчества, но также и лекаря, ясновидца. Близким к П.М. Тушемилову по манере исполнения был популярный сказитель и певец А.О. Васильев (Альфор) (1887-1945), славившийся во всем Приангарье красотой своего могучего баса и сказительским мастерством. Улигеры, как и П. Тушемилов, пел, аккомпанировал на хуре; ездил по улусам, выискивая соперников на состязаниях певцов-импровизаторов.
Информация о работе Улигеры - жанр бурятского устно-поэтического творчества