Флобер воспитание чувств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:37, реферат

Краткое описание

Значение Флобера и его влияние на французскую и мировую литературу велико. Продолжатель реалистических традиций О. Бальзака, внимательный читатель русской литературы, он воспитал плеяду талантливых писателей, некоторых, например Г. Мопассана, непосредственно уча писательскому ремеслу. Великий стилист, он стал образцом творческой добросовестностью, преданности своему призванию, горячей любви к слову, родному языку.

Содержание

Введение…………………………………………………стр.3-4
Глава 1.Обзор по творчеству…………………………..стр.5-16
Глава 2. Анализ произведения…………………………стр.17-30
1.Тематика……………………………………………стр.17-19
1.1 Тема любви.
1.2 Тема несбывшихся надежд.
2.Проблематика……………………………………...стр.19-20
2.1 Проблема обретения счастья
2.2 Проблема измен
3.Идейная основа текста…………………………….стр.21
4.Характеристика главных героев………………….стр.22-23
5.Второстепенные персонажи, их роль в тексте…..стр.24-27
6.Композиция, художественные особенности, стиль. стр.28-29
7.Читательское восприятие………………………….стр.29-30
Заключение………………………………………………стр.30
Список литературы…………….………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по литре.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)


 

            

                                             ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………стр.3-4

Глава 1.Обзор по творчеству…………………………..стр.5-16

Глава 2. Анализ произведения…………………………стр.17-30

     1.Тематика……………………………………………стр.17-19

     1.1 Тема любви.

          1.2 Тема несбывшихся надежд.

     2.Проблематика……………………………………...стр.19-20

     2.1 Проблема  обретения счастья

     2.2 Проблема  измен

         3.Идейная основа текста…………………………….стр.21

     4.Характеристика  главных героев………………….стр.22-23

     5.Второстепенные персонажи,  их роль в тексте…..стр.24-27

     6.Композиция, художественные  особенности, стиль. стр.28-29

     7.Читательское восприятие………………………….стр.29-30

Заключение………………………………………………стр.30

Список литературы…………….………………………..стр.31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Введение

 

Значение Флобера и  его влияние на французскую и  мировую литературу велико. Продолжатель реалистических традиций О. Бальзака, внимательный читатель русской литературы, он воспитал плеяду талантливых писателей, некоторых, например Г. Мопассана, непосредственно уча писательскому ремеслу. Великий стилист, он стал образцом творческой добросовестностью, преданности своему призванию, горячей любви к слову, родному языку.

 

 Творческое наследие Флобера невелико. Он писал медленно и трудно. Величие и популярность Флобера многие зарубежные критики пытались объяснить совершенством его стиля. Сам Флобер во многом способствовал этому мнению. Он неустанно и с полемическим задором повторял, что «форма – это само произведение», что «нет ничего, кроме стиля», что произведение становится бессмертным прежде всего благодаря композиции и стилю. Флобер и в самом деле создал произведения совершенные по форме и по языку. Он был убежден, что замысел произведения можно отлить только одну-единственную, присущую ему форму, что для точного выражения смысла существует одно-единственное слово, одна-единственная фраза, которые художник обязан найти.

 

Флобер мучительным  трудом достиг совершенной писательской техники, совершенной композиции. И все же нельзя объяснить непреходящую ценность его книг только исключительным писательским мастерством. Творчество Флобера было знамением времени, в нем нашли свое выражение очень существенные моменты истории французского общества.

 

 Как уже было  сказано, Флобер продолжил дело  Бальзака. С его появлением реализм  утверждается во французской  литературе как ведущее направление.  Отныне все лучшее, что создают  писатели Франции, неразрывно  связано с правдивым изображением  действительности, с критикой устоев буржуазного общества.

 

 Флобер, его единомышленники  и продолжатели делают много  для того, чтобы правильно осмыслить  и истолковать творчество Бальзака. Защита наследия Бальзака проходит  в условиях сложной идейной  борьбы, и в этой борьбе важное место занимает Флобер, его эстетические позиции и, главное, его замечательные романы, такие, как «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств». Творческое наследие автора «Человеческой комедии» Флобер пытается осваивать критически. Ему удается сказать новое слово в литературе, сказать это слово в условиях иной эпохи, проявив при этом во всей широте свою творческую индивидуальность.

 

 Сейчас в исторической  перспективе, Гюстав Флобер кажется  фигурой почти символической.  Прикрепленный к самой середине прошлого столетия (29 лет жизни до 1850 года, 30 – после), этот гигантский маятник своим ходом, своим ритмом обозначал момент смены эпох, смены времен, обозначал переходное время, когда утрачивались иллюзии, но еще не возникали надежды.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Глава 1.Обзор по творчеству.

 

Гюстав Флобер (1821 – 1880) – писатель, творчество которого продолжает и развивает реалистическое традиции. Творчество Флобера – связующее  звено между реализмом 1-ой половины ХIХ века (Стендаль, Бальзак, Мериме), с одной стороны, натурализмом (Золя и его школа) и реализмом конца ХХ века (Мопассан), с другой.

С именем Флобера связан новый этап развития реализма XIX века. Его творчество отразило настроения и тенденции, которые характеризуют  социально – политическую и морально – нравственную атмосферу Франции периода 1850 – 1870-х годов и литературу этого периода. Оно дает немало оснований для выводов о новом характере реалистического метода и поэтики, отличавшем литературу второй половины XIX века, в особенности период, непосредственно последовавший за 1848 годом.

Биография Флобера небогата внешними событиями. Он родился в  декабре 1821 года в Руане в семье  врача. В этом городе прошли детство  и юность будущего писателя. В 1840 году по окончании лицея будущий писатель едет в Париж изучать право, но вскоре из-за болезни оставляет учебу, а после смерти отца возвращается в небольшое имение родителей вблизи Руане – в Круассе. Презирая буржуазное общество, Флобер упорно уклонялся от участия в официальной общественной жизни Второй империи – больше всего он ценил свою писательскую независимость. Поэтому большую часть жизни он проводит в Круассе, где остается до конца своих дней, иногда выезжая в Париж, где встречается с друзьями и соратниками – Готье, Мопассаном, Э.Гонкуром, Золя, Тургеневым. Несколько раз писатель отправлялся в путешествия (Корсика, Испания. Италия, Греция, Египет, Малая Азия); во время работы над романом «Саламбо» Флобер посетил места, где был расположен древний Карфаген – Алжир и Тунис.

Творчество Флобера подразделяется исследователями на три этапа:

1. Ранние произведения  Флобера, составляющие в общей  сложности 3 тома (1835-1849), свидетельствуют  о том, что на раннем этапе  своего творчества он был близок  романтикам.

Романтическое разочарование  и романтическое отчаяние, которые окрашивают письма пятнадцатилетнего Флобера, были рождены не столько жизненными наблюдениями, сколько увлечением романтизмом (для Франции это было вполне естественно: благодаря Гюго и Санд романтизм там долгие годы воспринимался как влиятельное литературное направление). Позже Флобер напишет Санд: «Мы были красными романтиками, нелепыми в полном смысле слова».

Наряду с подражаниями и переложениями, связанными с великими именами Байрона и Гете, на этом этапе Флобером создаются также исторические новеллы «Смерть Маргариты Бургундской», «Чума во Флоренции» и т.п. флобер писатель социальный

Несколько позже им были написаны повести «Записки безумца» (1838), «Ноябрь» (1842), во многом автобиографические и обращенные к современности. Флобер обращается к популярному романтическому жанру исповедальной прозы. «Записки безумца» – психологическое повествование, лишенное сюжета и посвященное душевным страданиям молодого человека, который с отвращением смотрит на низкую, пошлую, лишенную поэзии действительность. Повесть «Ноябрь» посвящается романтической любви и тоже пронизана лиризмом и острой печалью за – за несоответствия юношеских идеалов уродливой действительности. Таким образом, в ранних произведениях Флобера создается образ человека, едва начавшего жить, но уже всем пресытившегося, разочаровавшегося в людях, тоскующего по неясному и недосягаемому идеалу.

Личностное начало, связанное  с мироощущением самого автора, определяет характер большинства его ранних произведений, которые проникнуты духом безнадежного пессимизма и отражают восприятие Флобером современности. В 1845 году писатель начинает работать над романом «Воспитание чувств», который открывает одну из центральных тем в творчестве Флобера – изображение жизни представителей молодого поколения. Автор сопоставляет в произведении два типа мировосприятия и, соответственно этому, две жизненные позиции, характерные для молодого поколения флоберовских времен. Примечательно, что образ одного из героев открыто связан с бальзаковской традицией («роман воспитания»). Молодой провинциал Анри, подобно Растиньяку, устремляется в Париж, чтобы сделать карьеру и в конце концов делает ее в журналистике. Он удачлив и в делах и в любви, но в то же время постепенно опускается в духовном и нравственном плане. Анри противопоставляется его «неудачливый» друг Жюль, который переживает несчастную любовь, проходит путь утраты юношеских иллюзий, веры в возвышенную вечную любовь и гражданские идеалы. При этом он не только не лишился природной нравственности, но и в испытаниях укрепил ее, чтобы обрести смысл своего бытия в служении высокому и свободному искусству. Именно с Жюлем связано глубоко личностное начало в романе. Он обретает духовную опору в пантеизме, противопоставляя ее бесконечность и величие ничтожному миру стяжателей, карьеристов, нравственных уродов и глупцов, в итоге приходит к выводу, что истинные ценности надо искать не в эгоистическом стремлении к счастью, а в духовном самоусовершенствовании.

В середине 40 – годов  Флобер совершает путешествие в  Италию. Огромное впечатление производит на него картина П.Брейгеля «Искушение святого Антония». И он решает создать на основе этого библейского сюжета драматическое произведение. Прежде чем приступить к реализации замысла, Флобер читает множество трудов по истории и культуре античности и Древнего Востока.

«Искушение святого  Антония» (1849) написано в жанре мистерии или символической драмы. Действие развивается с двух планах. Один – фантастическая реальность, наполненная  символами, персонифицированными грехами  и добродетелями. Второй план – субъективный, он отражает сознание христианского аскета Антония.

Флобер хотел проникнуть во внутренний мире человека, который  сознательно отрекся от всего  земного, но не обрел покоя, потому что  ему приходится бороться с различными искушениями. И это не только искушения плоти (Они как раз наименее опасны); его искушают гордость, честолюбие, мысли о жизни, которую он мог бы прожить в миру – жизни деятельной, полезной, способной принести счастье ему и другим. Внутренняя борьба героя – это борьба, которую приходится вести любому мыслящему созданию.

Сведения из истории  различных религий и ересей, из философских теории, многообразие деталей  и подробностей, скрупулезный анализ человеческих страстей – все это  делает драму трудной для чтения и понимания. Видимо из – за этого друзья писателя Л. Буйе и М. Дюкан не поняли драмы и отозвались о ней неодобрительно. Отчасти это было связано и с исторической ситуацией: в то время как Флобер целиком погрузился в фантастическую реальность «Искушения» в Париже вспыхнула революция 1848 года, оставившая глубокий след в умах современников и истории страны.

2. 1850-1870-е годы –  зрелое творчество Флобера. В  этот период были возданы лучшие  произведения Флобера, прежде  всего – роман «Госпожа Бовари».

К 1850-м годам формируются философские, политические, эстетические взгляды писателя. Флобер отнюдь не был равнодушен к эпохе, в которой жил. Поначалу он надеялся, что революция поможет стране и ее гражданам стать счастливее, поэтому тяжело воспринял переворот Луи Бонапарта. Но достаточно быстро он перестал питать иллюзии относительно возможности политического переустройства страны. Нравственное состояние общества внушает ему глубокое отвращение. Он видит вокруг себя торжествующе корыстолюбие, жажду успеха любой ценой, меркантилизм и отсутствие идеалов. Специфически воспринимает он и достижения технического прогресса, который направлен только на улучшение материальных условий бытия, но не содержит в себе предпосылок для духовного совершенствования.

Ориентируясь на учение Спинозы, которого Флобер считал одним из своих духовных учителей, он приходит к убеждению, что главная цель жизни для мыслящего человека – познание мира с его законами. Познание истины, ибо мироздание едино, а человек и все предметы и явления связаны между собой неразрывной мыслью. Познавая что - то одно, человек видит лишь часть великого целого, но может через эту часть приблизиться к познанию мироздания.

В конце 50-х годов у  Флобера появляется идея создать  исторический роман, который позволил бы ему на время расстаться с унылой современностью и обратиться к Древнему миру, полному ярких красок, сильных характеров и страстей. Так возникает замысел романа «Саламбо», действие которого отнесено к III в до н.э. и происходит в эпоху Пунических войн в Карфагене и вокруг него. Основное внимание писателя привлекает конфликт внутри самого Карфагена – «домашняя война» аристократической республики и восставших против нее наемников и присоединившихся к ним рабов и плебса окрестных областей. Экзотика не была для писателя главным – на историческом материале он снова ставит социальные, философские и художественные проблемы современности. «К античности я применил приемы современного романа», – писал Флобер Сент – Беву, имея в виду реалистический характер этих приемов.

Один из центральных персонажей романа «Саламбо» (1862) – полководец Гамилькар, сильный, волевой, умный политик, умеющий подчинять себе людей. Ему противостоит местная аристократия, погрязшая в интригах и борьбе эгоистических интересов. Одновременно Гмалькар – типичный государственный деятель, беспощадный в своих действиях военачальник, алчный купец, свирепый эксплуататор принадлежащих ему рабов. Чтобы победить врагов и стать императором, Гамилькар опирается на народные массы. Такое соотношение сил – явный намек на события по Франции 40- 50-х годов, когда будущий Наполеон III пообещал народу права и свободы, что и помогло ему разгромить Республику.

Вообще, рассуждая о поэтике  исторического романа, Флобер настаивает на необходимости его органической связи с проблемами современности. Он смотрит на прошлое глазами француза 60-х годов XIX века. В исторически достоверном изображении «домашней войны» Карфагена писатель открывает общность с главным конфликтом современности – антагонизмом ущемленных в законных правах пролетариев и их эксплуататоров, власть имущих буржуа.

В романе с сочувствием нарисованы рабы и варвары. Но отношение писателя к возможностям восставшего народа было весьма скептическим. Здесь также  угадывалась параллель с событиями 1848 года. С точки зрения Флобера, восставшие массы – это разрушительная сила, несущая гибель государству и цивилизации.

Больше всего интересует Флобера  не политика, а психология. Люди древности  – «естественные», близкие к природе  существа. В них отчетливо обнаруживается единство физиологии и психологии, о которой Флобер размышлял еще во время создания «Госпожи Бовари». Ориентируясь на исторические и философские системы своего времени, писатель считал, что психология человека древности базируется на религиозных представлениях и через них выражает себя. У героев «Саламбо» это культ богини любви Танит и бога войны Молоха. Именно через религию открывается Флоберу специфика любви его героев, принадлежащих к разным социальным мирам и потому фатально разъединенных жизнью: Саламбо – дочь Гамилькара, Мато – вождь восставших.

Информация о работе Флобер воспитание чувств