Христианские мотивы в ранней лирике Сергея Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:25, творческая работа

Краткое описание

Сергей Александрович Есенин… «…наследник Пушкина наших дней», – так отзывался о великом русском поэте XX века в своих воспоминаниях «Петербургские зимы» поэт Г.В. Иванов, – значение Есенина именно в том, что он оказался как раз на уровне сознания русского народа «страшных лет России», совпал с ним до конца, стал синонимом и ее падения, и ее стремления возродиться. В этом «пушкинская» незаменимость Есенина, превращающая и его грешную жизнь, и несовершенные стихи в источник света и добра».

Вложенные файлы: 1 файл

альманах (статья).doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

     Сергей  Александрович Есенин… «…наследник  Пушкина наших дней», – так  отзывался о великом русском  поэте XX века в своих воспоминаниях «Петербургские зимы» поэт Г.В. Иванов,  – значение Есенина именно в том, что он оказался как раз на уровне сознания русского народа «страшных лет России», совпал с ним до конца, стал синонимом и ее падения, и ее стремления возродиться. В этом «пушкинская» незаменимость Есенина, превращающая и его грешную жизнь, и несовершенные стихи в источник света и добра».

     Сергей  Есенин написал роман «Яр», две пьесы – «Пугачев» и «Страна негодяев», рассказы «Бобыль и Дружок», «У белой воды», очерк «Железный Миргород», поэтический трактат «Ключи Марии», а также ряд статей по вопросам литературы. Все эти произведения отражают определенные стороны есенинского творчества и имеют для нас большую ценность. Но основное в творчестве поэта – его лирика.

     В нашу литературу Сергей Есенин вошел  как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского  творчества. В ней и пленяющая сила поэтического дара Есенина, и его порой младенческая идейная слабость. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительно красивый мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в «узком промежутке» старых чувств и воззрений. Сергей Есенин, прежде всего, – певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного, нежного сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет». 1 
 

     В рязанском селе Константиново, где 21 сентября (3 октября) 1895 года Сергей Есенин увидел свет, поражают сегодня не столько узнаваемые черты, связанные с пребыванием здесь поэта, сколько необычайной красоты картина, что открывается с высокого берега Оки. Огромное, на километры уходящее пространство земли: излучина реки, луга, дальше – лес до самого горизонта. Над всем этим безграничное небо, которое сходится с землей почти незаметно, словно переходя в нее и проникая собой. Константиновские земные обители кажутся поистине благодатными. И как видимый воочию духовный мост, соединяющий временное пристанище человека с миром вечной жизни, стоит на речном откосе, напротив дома Есениных, церковь иконы Казанской Божьей матери. В ее стенах венчались родители поэта Александр Никитич и Татьяна Федоровна, в ней он был крещен именем Сергей.

     На  рубеже двух веков: XIX и XX, русская деревня еще хранила традиционное, создавшее и укрепившее Россию, сознание того, что родная земля – это подножие Престола Божьего, Новый Иерусалим, что истинное отечество каждого россиянина в царстве ином, непреходящем. Бабушки и деды Есенина, люди православные уже по своему родовому определению – крестьяне, хорошо знали эту главную истину, полученную в наследство от своих бабушек, своих дедов. Те из них, кому довелось заниматься воспитание внука, сделали все, чтобы вдохнуть ее и в душу будущего поэта. По прошествии многих лет Есенин, говоря о поэтической книге «Зарево» своего друга Петра Орешина, напишет: «Даже боль ее, щемящая, как долгая, заунывная русская песня, приятна сердцу, и думы ее в четких и образных строчках рождают милую памяти молитву, ту самую молитву, которую впервые шептали наши уста, едва научившись лепетать: “Отче наш, иже еси…”».

     Евангелие, жития святых были настольными книгами  в каждой деревенской семье, и данные в них миру высокие истины воспринимались поэтом так же естественно, как воздух, которым он дышал.

     Неотделимая от веры отцов народная культура: духовные стихи, обрядовые песни, в которых  веками являла себя православная Русь, – тоже очень рано получила отклик в душе у поэта. И вся земля вокруг: ее луга, поля, березовые перелески, как любая земля в России, только по-своему, по-рязански, отражала лучи незримого Божественного света. В этих лучах, щедро изливавшихся на будущего художника в начальную пору жизни, происходило становление его таланта. Отсюда – много из того,

что отличало уже первые его стихи: редкая поэтическая  искренность, особая мелодичность, напевность, их сочные и яркие, укорененные в  искусстве русского народа, всегда неповторимые метафоры. Отсюда – никогда не увядающая нравственная отзывчивость есенинской лирики, в разные годы написанных больших и малых поэм.  

     Многие  критики и литературоведы того времени  во всем творческом пути Есенина выделяли несколько этапов. Порой мнения насчет тематики и хронологии разделялись, но, характеризуя раннюю поэзию Сергея Есенина, все исследователи употребляли такие понятия как «религиозный период», «церковно-мистический период» и другие. Первый период обозначен развитием темы «Руси консервативной», созерцательным отношением поэта к жизни, отсутствием активного вмешательства в нее. Есенин использует в это время малую форму – преимущественно лирическое стихотворение, ритм и рифма которых просты, строфика преимущественно однообразна, тропы вещественны и взяты из крестьянского обихода. Так характеризует творчество поэта 1914 – 1917 годов Б. Розенфельд.

     «А  между тем первый период творчества Есенина  сплошь религиозен»,– категорически заявил один из авторов. В действительности дело обстоит не так. В ранней лирике поэта есть не только религиозные мотивы, но и изумительные, сочные пейзажи русской природы, и социальные темы.  Религиозные символы лишь гармонично вплетаются в общую  картину

ранней  есенинской поэзии, создавая при этом определенный образ русской земли. 

     Существует  мнение, что из Есенина вышел бы прекрасный христианский проповедник, если бы он избрал этот путь… Свидетельство  тому – его послания закадычному  другу Грише Панфилову: «В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового… Христос для меня совершенство…». А в другом письме восклицает: «Все люди – одна душа… В жизни должно быть искание и стремление, без них смерть и разложение…».

     Привлекательность есенинской поэзии – в тесной связи  с национальной жизнью, с бытом, психологией и духовным миром русского патриархального крестьянства.

     Запас детских впечатлений был у  Есенина велик, но они крайне противоречивы. В идейно неокрепшее сознание поэта  причудливо вплетался и «мир иной», возникавший из частых и искусных рассказов богомольных странников, а также из церковных книг, смысл которых настойчиво втолковывал внуку его дед. Эти неравноценные впечатления детства, легшие в основу первых стихотворных опытов поэта, и были источником противоречивой неоднородности его ранней поэзии, в которой то звонко и ослепительно ярко переливаются звуки и краски полнокровной жизни, то слышатся гнусавые монашеские голоса. 

                    Ковыляли убогие по стаду,

                    Говорили страдальные  речи:

                    «Все единому служим мы господу,

                    Возлагая вериги на плечи». 

                    Вынимали калики поспешливо

                    Для коров сбереженные  крохи.

                    И кричали пастушки насмешливо:

                    «Девки, в пляску! Идут скоморохи!»

                                                     («Калики», 1910)

     В этом стихотворении, которое относится  к самой ранней лирике Есенина, мы видим, как яркие краски жизни (смех, пляски скоморохов)  переплетаются с унылыми и печальными голосами убогих странников («говорили страдальные речи»). Все воспоминания и впечатления детства Сергей Есенин отражает в своих произведениях: это и молитвы, обращения к Богу, которые он слышал из уст православных христиан еще будучи мальчиком, и веселые гуляния, без которых не обходится ни один деревенский праздник.                                                                                                                                 

     Позже, вспоминая детство, Сергей Есенин пишет: «Первые мои воспоминания относятся  к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая  канавистая дорога. Бабушка идет в  Радовецкий монастырь, который от нас  верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, бог счастья даст». Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого… Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне библию и священную историю».

     Густой  религиозный колорит окружавшей мальчика жизни создавала и церковь, взметнувшая свой крест над просторами окских вод прямо перед окнами дома, где родился поэт. А неподалеку монастыри – Пощуповский, Солотчинский, собор в Рязани, а в окрестных селах много церквей и церквушек со своими богослужениями, монахами и монашками, «святыми».  

                  Полюбил я тоской журавлиною

                  На высокой горе монастырь.

                            («За горами, за  желтыми долами…», 1916)

     По  обширной пойме Оки далеко распространялся  блеск запрокинутых ввысь христианских символов-крестов, а по просторам  разносилась божественная песня  колоколов…  

                     Запели тесаные  дроги,

                     Бегут равнины и  кусты.

                     Опять часовни на дороге

                     И поминальные кресты.

                                               («Запели тесаные  дроги…», 1916) 

      Одухотворенная  красочность лирики Сергея Есенина  часто напоминала в те времена изобразительный язык русской иконы. Между тем «иконописный стиль» молодого Есенина, подобно творческой манере художника одной с ним поры К.И. Петрова-Водкина, представлял собой словно перевернутое, исподволь потерявшее (или готовое потерять) единственно возможную для него перспективу древнее возвышенное искусство. Если церковная живопись во все века стремилась воплотить непостижимое, совершенное и вечное, то «новые богомазы», искренне очарованные родной землей, избрали своим предметом просто осязаемую реальность, которую они, применяя отеческие приемы, отеческую символику, почти молитвенно возводили до степени божества.1,2

      Может быть, ярче других подобное настроение в есенинской поэзии ранних лет отразила признанная ее вершина – стихотворение  «Гой ты, Русь моя родная…». Это восторженное признание в любви было адресовано той стране, которая, верил Есенин, как ни одна другая в мире, запечатлела на себе образ Божий. И он находил для нее таившие в себе одновременно несколько смыслов, богатые и глубокие определения. «Хаты – в ризах образа»… Скорее всего, здесь имелись в виду не только лики святых угодников, но также  изукрашенный резьбой сельский дом – это своего рода земная икона, прообраз вечности. «Как захожий богомолец, я смотрю твои поля»… Это можно было прочесть и в самом прямом, явном смысле, а можно понять иначе: паломник пришел поклониться теплым родным просторам, более того, сам он – только временный гость на божественно просветленной земле. Такие смысловые ряды выстраивались постоянно.

      Способность «обнимать» считанными словами огромное содержание вела Есенина к непреходящей ценности открытиям. И все-таки художественный образ в каждом из этих случаев, отдавая дань прошлому, устремлялся к новому идеалу, заключал в себе возможность внутреннего перехода, даже разрыва с вековыми ценностями русской жизни. Святыня потому и выглядела здесь настолько яркой, что это был ее прощальный свет, напоследок увиденный путником, идущим от нее вдаль. Заключительные строки есенинского шедевра не оставляли сомнения на этот счет. Сияние Святой Руси в ее земном обличье рисовалось поэту таким безбрежным, что он, кажется, готов был пожертвовать и самой причиной ради открывшегося ему непостижимо прекрасного следствия:² 

                        Если крикнет рать святая:

                        «Кинь ты Русь, живи в раю!»

                        Я скажу: «Не надо рая,

                        Дайте родину мою».   
 

     Лирика  дореволюционного Есенина интимна, лишена сложных философских и  абстрактных размышлений. Поэтому  в ней образ, прежде всего, конкретен  и имеет в своей основе частицу  материального мира, воплощенного поэтом в соответствии с лирической идеей в звуках, красках и запахах.3 

     Таким образом, ранняя лирика Сергея Есенина  носит религиозный характер, и  огромную роль играют в ней по-своему осмысленные библейские образы. Россия предстает землей обетованной, освященной свыше, пользующейся прямым покровителем Бога:  

                                   Земля моя золотая! 

                                  Осенний светлый  храм! 

     По  образу и подобию земной деревни, реального мира Сергей Есенин создает  и «мир иной»: «нездешняя страна», «небесная сторона», «царствие небес», «небесный рай», «небесный сад», куда с земли ведут «небесные лестницы». Обе эти сферы взаимодействуют, влияют друг на друга: божественный мир приземляется, а земной обожествляется. Преображается вся земля есенинская Русь – поля, леса, деревни, избы… Природа – божественный храм: ночные небеса – иконостас, звезды – «лампадки небесные», «хаты – в ризах образа», «поля как святцы, / Рощи в венчиках иконных», деревья – монашки, ветки деревьев – четки, сумрак – ангел, ветер – схимник, «туман как ряса»… И природа словно участвует в литургии: «С голубизны незримой кущи / Струятся звездные псалмы», степи звенят «молитвословным ковылем», «поют быстровины / Про рай и весну», ели льют запах ладана, «у лесного аналоя / Воробей псалтырь читает», «вербы четки уронили», «черная глухарка / К всенощной зовет…».1 

Информация о работе Христианские мотивы в ранней лирике Сергея Есенина