МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО»
Филологический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Этимология колоризмов
в творчестве Ф. И. Тютчева»
Выполнила:
студентка 3 курса 2 группы
Елиазян Талида
Научный руководитель:
Доктор филологических
наук, профессор
Голованевский А. Л.
Брянск 2013
Оглавление
Введение
Поэзия Ф. И. Тютчева уникальна
по своей глубине, выверенности каждой
строки, каждой мысли лирического героя,
каждого образа. Он создаёт драматическое
несовершенство человеческой природы,
всю степень внутреннего одиночества
каждого человека, сложность взаимопонимания
между людьми, слабость людей перед силами
Вселенной, но он говорит обо всём этом
твёрдо и спокойно, хотя и с философской
грустью. Недаром Тютчев – крупнейший
лирик-философ русской поэзии.
Актуальность нашего исследования заключается
в рассмотрении вопроса о происхождении
колоризмов и об особенностях их употребления
в лирике Тютчева.
Положения, выносимые
на защиту:
- В поэзии Тютчева представлено
50 языковых единиц, включающихся
в тематические группы.
- Этимология рассматриваемых
языковых единиц по-разному представлена
в разных этимологических словарях.
- В данной группе выделяются как высокочастотное,
так и низкочастотное употребление определённых
слов.
Предметом нашей работы является этимология
колоризмов;
объектом – поэзия Ф. И. Тютчева.
Целью нашего исследования является
анализ употребления в поэтическом контексте
колоризмов Тютчева, выявление их происхождения.
Для этого рассмотрена поэзия
Тютчева разных лет.
Цель достигается решением
следующих задач:
- изучить тексты Тютчева на предмет выявления колоризмов;
изучить теоретический материал
по разделу языкознания «этимология»;
- определить особенности, методы, применяемые в этимологии, определение основных положений автора, которые разрабатывают эту тему;
- составить картотеку языковых
единиц, включающих в данной тематической
группе, произвести ее систематизацию и классификацию;
- определить этимологию языковых
единиц по этимологическим словарям;
В нашем исследовании были использованы
следующие методы работы:
- описательный (описание колоризмов языка; описание общих особенностей языка Тютчева);
- метод сплошной выборки (создание
картотеки, содержащей необходимые лексические единицы);
- метод анализа и синтеза.
Источником практического материала для
анализа послужил сборник стихотворений
Ф. И. Тютчева.
Практическое применение наша работа может найти на
спецсеминарах, факультативах по русскому
языку и литературе.
Глава 1. Поэзия Ф. И. Тютчева.
Характеристика колоризмов
§1. Поэзия Ф. И. Тютчева
Фёдор Иванович Тютчев (1803 -
1873) – величайший русский поэт, один из
самых ярких представителей пейзажной
лирики, о котором высказывались очень
многие известные писатели, поэты и литературоведы.
«Имя малознаемое в массах грамотной,
— и не только грамотной, даже образованной
нашей публики», — писал о Тютчеве И. С.
Аксаков вскоре после его смерти. Спустя
более чем 20 лет, Вл. Соловьев повторил
и усилил утверждение Аксакова следующими
словами: «Этого несравненного поэта,
которым гордилась бы любая литература,
хорошо знают у нас только немногие любители
поэзии, огромному же большинству даже
«образованного» общества он известен
только по имени да по двум-трем (далеко
не самым лучшим) стихотворениям, помещаемым
в хрестоматиях или положенным на музыку». [Александр Тиняков,
Великий незнакомец, с. 5]
Поэзия Тютчева – одно из драгоценнейших
достояний русской классической литературы;
они глубока, разнообразна, необычайна
по своей красоте и складности, четкости
слога, легкости рифмы и точности эпитетов. « Но и точность эпитетов
— не самое главное. Важнее всего та внезапно
вспыхивающая то тут, то там индивидуальная
тютчевская манера словоупотребления,
которая делает его стихи столь абсолютно
неподражаемыми». [Б. М. Козырев. Письма
о Тютчеве, 1967]. Тютчев как истинный
мастер слова с легкостью описывает любую
погоду, любое время года, самые разные
состояния природы и души человека. Словесные
пейзажи из-под его пера, цветопись и звукопись
стихотворений поэта поражают воображение.
«...Каждый стих хватает
за сердце, — говорит Некрасов, — как хватают
за сердце в иную минуту беспорядочные,
внезапно набегающие порывы ветра; их
и слушать больно, и перестать слушать
жаль». [Мережковский Д.
С. Две тайны русской поэзии. 1915, С. 416-482.]
Ведь поэзия Тютчева, несомненно,
заслуживает к себе величайшего внимания.
Достойные стихи Тютчева были оценены
современниками по достоинству и ценятся
до сих пор. Поэтому можно с уверенностью
утверждать, что они будут актуальны во
все времена, ведь Тютчев в них затрагивает
извечные темы. Неудивительно, что поэзия
Тютчева огромное количество раз становилась
объектом исследования очень многих критиков,
поэтов, литераторов и филологов, таких
как: А. Л. Голованевский, Мережковский
Д.С, Ю. Н. Тынянов, Н. А. Некрасов, И. С. Аксаков,
В. Я. Брюсов, В. Ф. Ходасевич, К. В. Пигарев,
В.С.Соловьёв, Юрий Лотман и многие другие.
А дальнейшее исследование творчества
Ф. И. Тютчева и по сей день говорит о неисчерпаемости
и богатстве его поэзии. «Истинное величие
Ф. И. Тютчева, - пишет Слюняева И. Ф., - обнаруживается
в его лирике. Гениальный художник, глубокий
мыслитель, тонкий психолог – таким он
предстает в стихах, темы которых вечны:
смысл бытия человека, жизнь природы связь
и единение человека с жизнью природы.
Ф. И. Тютчев был великим певцом природы».
[Поэтическое наследие
Ф. И. Тютчева: литературоведение, лингвистика,
методика. Материалы Юбилейной международной
научно-практической конференции. Брянск
– 2003, Слюняева И. Ф. Лирический образ природы
в поэзии Ф. И. Тютчева и в русской пейзажной
живописи, с.-247]
Впервые в печати стихи Тютчева
появились в 1819 г. он печатался редко,
в малоизвестных альманахах. Поэзия Тютчева
обратила на себя внимание после публикации
ряда его стихов в пушкинском «Современнике»
в 1836—1837гг. В период 1837—1847гг. Тютчев почти
не писал стихов и, вообще, мало заботился
о своей репутации поэта. Русский поэт,
прозаик, литературовед Владислав Ходасевич
в своей статье «О Тютчеве» охарактеризовал
его так: «Тютчев был одним из самых замечательных
русских людей. Но, как и многие русские
люди, он не сознавал своего истинного
призвания и места. Гнался за тем, для чего
не был рожден, а истинный дар свой не то
что не ценил вовсе, но ценил не так и не
за то, что в нем было наиболее удивительно».
В дальнейшем ознакомлению с Тютчевым
значительно помогли статья Некрасова
(в «Современнике», 1850) и первое собрание
стихов, выпущенное в 1854 г. Тургеневым.
Однако при жизни Тютчев был известен
лишь в кругу литераторов и знатоков; широкую
популярность его поэзия приобрела лишь
с конца XIX в.
Воспитатель и учитель
Феденьки Тютчева, «человек ученый, литературный,
отличный знаток классической древней
и иностранной словесности Раич», имел
большое влияние на умственное и нравственное
формирование своего питомца и утвердил
в нем литературное направление. Под его
руководством Тютчев превосходно овладел
классиками и сохранил это знание на всю
жизнь.
Первые опыты Тютчева являются
попытками удержать монументальные формы
"догматической поэмы" и "философского
послания". Но монументальные формы
XVIII века разлагались давно, и уже державинская
поэзия есть разложение их. Тютчев пытается
найти выход в меньших жанрах - в послании
пушкинского стиля (послание к А. В. Шереметеву),
в песне в духе Раича, но это продолжается
недолго: слишком сильна в нем струя, идущая
от монументального стиля XVIII века. Поэтому
Тютчев находит выход в художественной
форме фрагмента. [Тынянов Ю.Н. Вопрос о
Тютчеве, 1977, С. 42]. Неудивительно все
критики отмечают краткость его стихотворений:
К примеру, Некрасов: "Все эти стихотворения
очень коротки, а между тем ни к одному
из них решительно нечего прибавить".
Так говорит и Тургенев – "Самые короткие
стихотворения г. Тютчева почти всегда
самые удачные".
Очень часто многие критики
и ученые, изучающие поэзию Тютчева, сравнивают
его с Пушкиным, другим гениальным русским
поэтом. Тютчев – современник
Пушкина, но взгляды этих двух поэтов на
поэзию совершенно разные.
В поэзии Пушкина преобладают эмоции,
чувства, впечатления. Тютчев же постигает
начала и основания бытия, философские
начала мира. Но тютчевская поэзия имеет
религиозный характер, корни которого
исходят из христианских сюжетов.
«Для чувства и воли нет времени: они
движутся в вечности; только мысль, сознание
— во времени. Чем сознательнее, тем современнее.
Тютчев поэт сознания — вот почему он
«современнейший из современников». «Поэзия,
прости Господи, должна быть глуповата»,
— говаривал Пушкин. «Глуповата» — непосредственна,
нечаянна, бессознательна. Тютчев доказал,
что поэзия может и не быть «глуповатою»,
что ей ума бояться нечего. Пушкин умен,
но его поэзия не столько умная, сколько
мудрая, вещая. Его сознание уже не наше.
Вот почему он вечен, но не современен.
Именно здесь, в сознании нашем, Тютчев
современнее Пушкина. Пушкин, даже в лучших
переводах, непонятен для нерусских; он
только для нас, изнутри всемирен. Тютчев,
если бы его перевести как следует, был
бы так же понятен, как Л. Толстой и Достоевский:
он и для мира, извне всемирен». [Мережковский Д. С. Две тайны
русской поэзии. 1915, С. 416-482.] Голованевская Л. К., характеризуя поэзию
Тютчева, отмечает, что «основная черта
тютчевской поэзии – согласованное сосуществование
архаики и современности. <…> Пушкин
постепенно освобождается от архаических
форм, хотя и не полностью, то Тютчев сознательно
сохраняет эти формы в течение всего
творчества». [Поэтическое наследие Ф. И.
Тютчева: литературоведение, лингвистика,
методика. Материалы Юбилейной международной
научно-практической конференции. Брянск
– 2003, Голованевская Л. К. Архаические
элементы в поэзии Ф. И. Тютчева, с-72]
Одним из первых его критиков
был Некрасов (в «Современнике»,
1850). Из его статьи мы видим, как любил
чистую поэзию «суровый» поэт-гражданин,
как бескорыстно умел он восторгаться
ею, как горячо умел приветствовать новые
явления. Достаточно сказать, что, разбирая
стихи «г. Ф. Т.», напечатанные в пушкинском
«Современнике», он сравнивает Тютчева
с самим Пушкиным и говорит: «казалось,
только сам издатель журнала мог быть
автором их». Сравнивая же некоторые стихотворения
Тютчева со стихотворениями Лермонтова,
он в нескольких случаях без колебания
отдает предпочтение Тютчеву и без колебаний
провозглашает его «первостепенным русским
поэтическим талантом».
Также о Тютчеве в сравнении
с Пушкиным пишет и Волконский С.М. в своих
воспоминаниях: «Тютчев был представитель
истинной и изысканной культуры: тип, и
в то время редкий по ценности своей, а
в наши дни не существующий <...> В нем,
в его культурности, жила глубокая наследственность
- рядом со славянской - наследственность
латинская, германская <...> Тютчев, конечно,
самый культурный из всех наших поэтов.
Даже в Пушкине чувствую это меньше, чем
в Тютчеве» [Волконский С. М Мои воспоминания, 1992].
Тютчев, как мы уже отметили,
мало заботился о своём успехе и о судьбе
написанных стихов. Об этом Александр
Тиняков в своей статье «Великий незнакомец»
говорит о полемике по этому поводу
между Аксаковым и Брюсовым. А. Тиняков
отмечает, что Брюсов «в своей новейшей
статье о Тютчеве» все же соглашается
с Аксаковым в этом вопросе и признает
факты, говорящие о равнодушии Тютчева
к внешней судьбе своих стихов, говоря:
«Тютчев был поэтом, но не был литератором».
На самом деле Тютчева интересовали его
успехи в светском обществе и слава политического
писателя. Его стихи публиковались
без его участия; он сам изредка относил
только свои политические стихи в редакции.
Вот основная причина того, что русское
общество не знает его поэзию.
«Он собою был дурен, небрежно
одет, неуклюж и рассеян, — рассказывает
граф В. А. Сологуб, — но все, все это исчезало,
когда он начинал говорить, рассказывать;
все мгновенно умолкали, и во всей комнате
только и слышался голос Тютчева... Остроумные,
нежные, колкие, добрые слова, точно жемчужины,
небрежно скатывались с его уст»... Тютчев любил светское
общество, и общество любило его и преклонялось
перед его остроумием. Он был желанным
гостем во всех гостиных, а сам двор любил
его и прощал ему многое, чего не простил
бы другому. Однако надо сказать,
что поэты и литераторы любили его за стихи
не меньше, чем светские люди, за его остроты
и блестящие политические импровизации.
Помимо Некрасова лирике Тютчева
также посвящены статьи И. С. Тургенева
и А. А. Фета. Но, несмотря на восторги
Некрасова, Тургенева и Фета, несмотря
на труды И. Аксакова и В. Брюсова, русское
общество до сих пор не знает Тютчева,
не любит его, остается ему чуждым. Ибо,
проходя мимо Тютчева, общество лишает
себя возможности слушать не только сладкозвучного
поэта, но и единственного в своем роде
мудреца-мыслителя. Мудрость Тютчева признавали
не одни лишь его поклонники; напр., барон
Пфеффель, строго судя Тютчева в некрологе
выразился, однако, что Тютчев «рассеял
на ветер сокровища своего ума и мудрости».
Поэзия Тютчева вся пропитана
тревогой. В его стихах постоянно сталкиваются
мир, природа и человек. Особенное тяготение
поэт проявляет к изображению бурь и гроз
в природе и в человеческой душе. Поэт стремится постичь и передать
глубины объективного бытия, положение
человека в мире и т. д. Диалектика
Тютчева сокрушает часто те самые идеалистические
«ценности», метафизические основы, на
которые он хочет опереться. Тютчев внес
в поэзию элементы диалектического постижения
действительности, но он оставался в кругу
идей шеллингианской, догегелевской философии.
Тютчев очень сочувственно относился
к философии Шеллинга (с которым общался
в Германии). Суть этой философской системы
заключается в том, что внутренний мир
человека и материальный мир природы подобны
друг другу, человек родственно связан
с мирозданием. В этой форме познания приоритет
отдавался искусству, как форме интуитивного
постижения мира.
В поэзии Тютчева заключается
переход от поэзии барокко XVIII в. к романтизму,
диалектическому идеализму. Направленность
поэзии Т. решительно отлична от пушкинского
движения к реализму. Тютчев широко применяет
архаистическую лексику и вообще стилистику
XVIII в., но последняя становится для него
в значительной мере способом романтической
свободы выражения. Влияние поэзии Тютчева
на русскую литературу в XIX в. было невелико.
Большое воздействие как своим содержанием,
так и своей формой она оказала на философскую
лирику позднего Фета и, особенно, на символистов
— Брюсова, Вяч. Иванова, Сологуба и др.
Прежде всего, бросается в глаза
при знакомстве с нашим поэтом созвучие
его вдохновения с жизнью природы, – совершенное
воспроизведение им физических явлений
как состояний и действий живой души. Конечно,
все действительные поэты и художники
чувствуют жизнь природы и представляют
ее в одушевленных образах; но преимущество
Тютчева перед многими из них состоит
в том, что он вполне и сознательно верил
в то, что чувствовал, – ощущаемую им живую
красоту принимал и понимал не как свою
фантазию, а как истину. [Соловьев
В.С. Поэзия Ф.И. Тютчева 1990. – С. 105–12].
Тютчева называют, в первую
очередь, поэтом природы, <…> ибо Тютчев
– один из немногих, имеющих подлинное
право на этот титул. Можно писать прекрасные
стихи о звездах и цветах, о птицах и зорях,
создавать звучные мелодии и рисовать
красивые пейзажи — и в то же время вовсе
не быть поэтом природы, а быть певцом
лишь ее случайных проявлений. Тютчев
писал Фету, что «не раз под оболочкой
зримой» узрел самое природу. Тютчев более
чем кто-либо из наших поэтов, ощущал и
видел «самое» природу, Космос в его целом.
У него был великий, редкий и страшный
дар, дар проникать духовным взором до
самых оснований всемирного бытия — и
дар еще более редкий — чувствовать себя
в одно и то же время человеком и макрокосмом.
[Александр Тиняков,
Великий незнакомец, 12].