Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:40, контрольная работа
Наука о законах правильного мышления сложилась в Древней Греции. Ее основателем является великий Аристотель (384-322 гг. до н.э.), хотя теория понятия начала развиваться уже учителем Аристотеля - Платоном (427-347 гг. до н.э.). Однако основные законы логики сформулированы именно Аристотелем. Он же разработал в практически законченном виде ее важнейшие разделы.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Понятие о логическом законе ………………………………………………...43
2 Закон тождества ……………………………………………………………….45
3 Закон противоречия …………………………………………………………...48
4 Закон исключенного третьего ………………………………………………..45
5 Закон достаточного основания ……………………………………………….76
Заключение ………………………………………………………………………65
Библиографический список …………………………………………………….76
Форма 1.4.-07
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА»
филиал ФГБОУ ВПО «ОГИМ» в г. Орске
Кафедра ______________________________
(наименование)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине ______________________________
(название)
на тему: ______________________________
Выполнил(а) студент(ка)
__________ формы обучения
направления (специальности)
___________ «_____________________________
(код)
________ курса ________ группы _____________ /___________________/
(индекс)
Отметка ________________
Рецензент работы
_____________ кафедры_____________ _____________ /_________________/
(должность)
Орск
2011
Оглавление
Введение ………………………………………………………
1 Понятие о логическом законе ………………………………………………...43
2 Закон тождества ……………………………………
3 Закон противоречия ……………………………
4 Закон исключенного третьего ………………………………………………..45
5 Закон достаточного основания ……………………………………………….76
Заключение …………………………………………………
Библиографический список …………………………………………………….76
Введение
Наука о законах правильного мышления
сложилась в Древней Греции. Ее основателем
является великий Аристотель (384-322 гг.
до н.э.), хотя теория понятия начала развиваться
уже учителем Аристотеля - Платоном (427-347
гг. до н.э.). Однако основные законы логики
сформулированы именно Аристотелем. Он
же разработал в практически законченном
виде ее важнейшие разделы.
На возникновение логики
существенное влияние оказали условия
древнегреческой рабовладельческой демократии,
и возникла она, прежде всего из практических
потребностей. В Элладе очень многие жизненно
важные вопросы решались гражданами совместно,
на общих собраниях. Поэтому для достижения
успеха и в личных, и в общественных делах
исключительно высокую роль играла способность
быть убедительным и доказательным в выступлениях
перед широкой аудиторией, умение находить
ошибки и путаницу в рассуждениях оппонента.
Так, в суде над знаменитым Сократом одних
только судей с правом решающего голоса
было 500 человек. Склонить такую огромную
массу людей в свою пользу можно было лишь
при наличии ораторских способностей
и навыков аргументированного рассуждения.
После Аристотеля заметный
вклад в науку о выводном знании внесли
философы-стоики; они, кстати, и ввели слово
"логика" (сам основатель науки о
законах мышления называл ее аналитикой).
Много внимания ей уделяли средневековые
арабские мыслители. Например, Авиценна,
по его собственным словам, знал некоторые
труды Аристотеля наизусть, а его логические
трактаты перечитывал сорок раз. Средневековые
схоласты до тонкостей изучили логические
идеи Аристотеля, изложив его учение в
более компактной и понятной для неподготовленного
читателя форме. В семнадцатом веке Лейбниц
(1646-1716 гг.) предложил ввести буквенные
обозначения для высказываний. В принципе
это делал уже Аристотель, но Лейбниц пошел
дальше - выдвинул идею записывать мысли
в виде формул, а рассуждение заменить
счетом. Его поэтому считают родоначальником
символической логики, хотя до конкретных
разработок по ней у него не дошло и фактически
она начала развиваться только в девятнадцатом
веке.
Всю совокупность логических
идей, которые были выдвинуты в период
от Аристотеля до Лейбница, называют традиционной
или аристотелевской логикой. Она продолжает
разрабатываться и в настоящее время тоже,
но наряду с ней после Лейбница существует
и развивается также и символическая,
или математическая логика. С девятнадцатого
века, как уже сказано, она стала предметом
пристального внимания специалистов,
и в наше время эта ветвь логической науки
переживает период бурного развития, которое
вдобавок с появлением компьютеров получило
новый мощный стимул.
1 Понятие о логическом законе
Законы мышления исторически сложились
в результате взаимодействия между человеком
и объективной действительностью в процессе
преобразования и познания ее. В законах
мышления человека отложился многовековой
опыт практической общественной деятельности.
В них нашли свое логическое выражение
наиболее массовидные черты внешнего
мира, его качественная определенность.
При этом мышлении, выступая как специфическое
отражение объективной реальности в сознании
человека, протекает не хаотично, а закономерно.
Это означает, что элементы мысли, как
и мысль в целом, находятся в закономерной
связи между собой. Вот почему логическая
правильность рассуждений обусловлена
законами мышления.
Прежде чем рассмотреть
содержание и специфику законов логики
целесообразно определить родовое понятие
"закон".
Закон есть существенная,
внутренняя, устойчивая, необходимая,
повторяющаяся связь явлений, обусловливающая
их структуру, функционирование или развитие.
На основе этой общей дефиниции
определим категорию "закон мышления".
Закон мышления - это внутренняя,
существенная, устойчивая, необходимая,
повторяющаяся связь между элементами
мысли и самими мыслями. Источники этих
связей - объективны. Законы мышления являются
обобщенным отражением закономерностей
внешнего мира, преобразованных в человеческой
голове и ставших общими принципами познающего
мышления. Отсюда, порядок и связь вещей
определяет порядок и связь мыслей. Этот
процесс идет по двум направлениям:
содержательному (отражение связей реальных
вещей);
формальному (отражение связей форм мысли).
Первое направление реализуется
в диалектических законах и изучается
диалектической логикой, а второе - в формально
логических законах и изучается формальной
логикой.
В логических законах выражены
существенные, устойчивые и необходимые
черты внутренней структуры мыслительного
процесса, которая исторически сложилась
на основе объективных свойств и отношений
природного мира. Вот почему сами законы
логики носят объективный характер. Поэтому
люди не могут по своему усмотрению изменять
или "диктовать" новые логические
законы. Законы логики воспринимаются
как аксиома - истина, не требующая доказательства.
Обладая характером всеобщности в сфере
мышления, эти законы являются обязательными
с точки зрения их соблюдения во всех областях
научного знания и на любом уровне познавательного
процесса. Естественно, что одних логических
законов недостаточно, чтобы обеспечить
истинность наших суждений, умозаключений.
Законы логики составляют важный и обязательный
момент в системе условий, определяющих
истинность наших мыслей. Логическая правильность
и стройность мышления необходимы, но
недостаточны для объективной истинности
выводного знания. Отсюда вытекает следующее
положение: законы формальной логики нельзя
абсолютизировать, они не распространяются
на внешний мир; их применение ограничено
сферой мышления, а их действие правомерно
лишь в пределах логической формы, а не
содержания мысли.
Необходимо обратить внимание
на то, что хотя логические законы релятивны,
они не выступают в качестве простой условности
или произвольного измышления разума.
Такие законы - результат отражения внешнего
мира в сознании человека. Только адекватно
и научно осмысленная формальная логика
раскрывает объективную основу логической
формы законов человеческого мышления
и тем самым доказывает их необходимость
во всяком процессе научного познания
объективной реальности.
Различают следующие виды
формально-логических законов.
Во-первых, законы, связанные
с отдельными формами абстрактного мышления
-или с понятием, или с суждением, или с
умозаключением. На основе этих законов
были выведены конкретные правила, которые
рассматривались в предыдущих главах
данного учебного пособия.
Во-вторых, законы, которые
имеют всеобщий характер, действуют во
всех формах абстрактного мышления. Их
называют основные формально-логические
законы. Это - закон тождества, закон противоречия,
закон исключенного третьего и закон достаточного
основания. Их называют основными потому,
что они:
действуют во всяком мышлении;
лежат в основе различных логических операций
с понятиями и суждениями;
используются в процессе умозаключений
и доказательств;
отражают важные свойства правильного
мышления: определенность, логическую
непротиворечивость, последовательность,
обоснованность.
Первые три закона были
выявлены и сформулированы древнегреческим
философом Аристотелем, закон достаточного
основания - немецким философом XVIII в. Г.В.
Лейбницем.
Необходимо иметь в виду,
что выделение четырех формально-логических
законов осуществляется только в традиционной
логике, которая и является объектом нашего
изучения. Логика же современная (в частности,
математическая, символическая) показала,
что логических законов бесконечно много
и нет оснований делить их на основные
и второстепенные. Кроме того, построены
логические системы, в которых не являются
законами, например, закон исключенного
третьего (например, интуиционистская
логика, некоторые системы многозначной
логики), закон противоречия (паранепротиворечивая
логика). Однако, абстрагируясь от этого
и оставаясь в рамках традиционной логики,
обратимся к анализу выделенных формальнологических
законов, которые имеют важное значение
в мыслительной деятельности людей.
2 Закон тождества
Первый и наиболее важный
закон логики — это закон тождества, который
был сформулирован Аристотелем в трактате
«Метафизика» следующим образом: «…иметь
не одно значение — значит не иметь ни
одного значения; если же у слов нет значений,
тогда утрачена всякая возможность рассуждать
друг с другом, а в действительности —
и с самим собой; ибо невозможно ничего
мыслить, если не мыслить что-нибудь одно».
Можно было бы добавить к этим словам Аристотеля
известное утверждение о том, что мыслить
(говорить) обо всем — значит не мыслить
(не говорить) ни о чем.
Закон тождества утверждает,
что любая мысль (любое рассуждение) обязательно
должна быть равна (тождественна) самой
себе, т. е. она должна быть ясной, точной,
простой, определенной. Говоря иначе, этот
закон запрещает путать и подменять понятия
в рассуждении (т. е. употреблять одно и
то же слово в разных значениях или вкладывать
одно и то же значение в разные слова),
создавать двусмысленность, уклоняться
от темы и т п. Например, непонятен смысл
фразы: «Из-за рассеянности на турнирах
шахматист неоднократно терял очки». Очевидно,
что по причине нарушения закона тождества
появляются неясные высказывания (суждения).
Символическая запись этого закона выглядит
так: а →а (читается: «Если а, то а»), где
а — это любое понятие, высказывание или
целое рассуждение.
Когда закон тождества нарушается
непроизвольно, по незнанию, тогда возникают
просто логические ошибки; но когда этот
закон нарушается преднамеренно, с целью
запутать собеседника и доказать ему какую-нибудь
ложную мысль, тогда появляются не просто
ошибки, а софизмы. Таким образом, софизм
— это внешне правильное доказательство
ложной мысли с помощью преднамеренного
нарушения логических законов.
Приведем пример софизма:
«Что лучше: вечное блаженство или бутерброд?
Конечно же, вечное блаженство. А что может
быть лучше вечного блаженства? Конечно
же, ничто! Но бутерброд ведь лучше, чем
ничто, следовательно, он лучше вечного
блаженства». Попробуйте самостоятельно
найти подвох в этом рассуждении, определить,
где и как в нем нарушается закон тождества
и разоблачить этот софизм.
Вот еще один софизм: «Спросим
нашего собеседника: «Согласен ли ты с
тем, что если ты что-то потерял, то у тебя
этого нет?» Он отвечает: «Согласен». Зададим
ему второй вопрос: «А согласен ли ты с
тем, что если ты что-то не терял, то у тебя
это есть?» — «Согласен», — отвечает он.
Теперь зададим ему последний и главный
вопрос: «Ты не терял сегодня рога?» Что
ему остается ответить? «Не терял», — говорит
он. «Следовательно, — торжествующе произносим
мы, — они у тебя есть, ведь ты же сам вначале
признал, что если ты что-то не терял, то
оно у тебя есть». Попробуйте разоблачить
и этот софизм, определить, где и как в
данном внешне правильном рассуждении
нарушается закон тождества.
Однако на нарушениях закона
тождества строятся не только неясные
суждения и софизмы. С помощью нарушения
этого закона можно создать какой-нибудь
комический эффект. Например, Николай
Bacильeвич Гоголь в поэме «Мертвые души»,
описывая помещика Ноздрева, говорит,
что тот был «историческим человеком»,
потому что где бы он ни появлялся, с ним
обязательно случалась какая-нибудь «история».
На нарушении закона тождества построены
многие комические афоризмы. Например:
«Не стой где попало, а то еще попадет».
Также с помощью нарушения этого закона
создаются многие анекдоты. Например:
–Я сломал руку в двух местах.
– Больше не попадай в эти места.
Как видим, во всех приведенных
примерах используется один и тот же прием:
в одинаковых словах смешиваются различные
значения, ситуации, темы, одна из которых
не равна другой, т. е. нарушается закон
тождества.
Нарушение этого закона также
лежит в основе многих известных нам с
детства задач и головоломок. Например,
мы спрашиваем собеседника: «За чем (зачем)
находится вода в стеклянном стакане?»
— преднамеренно создавая двусмысленность
в этом вопросе (зачем — для чего и за чем
— за каким предметом, где). Собеседник
отвечает на один вопрос, например он говорит:
«Чтобы пить, поливать цветы», а мы подразумеваем
другой вопрос и, соответственно, другой
ответ: «За стеклом».
В основе всех фокусов также
лежит нарушение закона тождества. Эффект
любого фокуса заключается в том, что фокусник
делает что-то одно, а зрители думают совершенно
другое, т. е. то, что делает фокусник, не
равно (не тождественно) тому, что думают
зрители, отчего и кажется, что фокусник
совершает что-то необычное и загадочное.
При раскрытии фокуса нас, как правило,
посещает недоумение и досада: это было
так просто, как же мы вовремя этого не
заметили.
Закон тождества предъявляет
к мыслительному процессу человека следующие
требования.
Во-первых, в процессе рассуждения
мысль должна быть тождественна самой
себе (т.е. тождество предмета мысли). Отсюда
следует, что двусмысленность предмета
в ходе логических рассуждений недоступна.
Вот почему весьма важно, чтобы в дискуссии,
научной полемике понятия употреблялись
в одном и том же смысле. В мышлении нарушение
закона тождества проявляется тогда, когда
человек дискутирует не по обсуждаемой
теме, а произвольно подменяет один предмет
обсуждения другим, употребляет понятия
не в том смысле, в каком это принято. Нередко,
например, в повседневной жизни материалистом
считают человека прагматичного, тяготеющего
к наживе, к личному обогащению, а идеалистом
- человека, верящего в идеалы, живущего
во имя высокой цели и т.д. Между тем, как
известно, в философии материалистом принято
считать тех людей, кто первичным считает
материю, а вторичным сознание. Таким образом,
мышление будет логичным и истинным при
таком условии, когда в ходе рассуждения
каждое понятие будет мыслиться в строго
определенном значении.
Зачастую в процессе дискуссий, обсуждений
проблемы спор по существу подменяют споры
о словах. Нередко люди говорят о различных
вещах, полагая, что они имеют в виду один
и тот же предмет или событие. Логическая
ошибка нередко совершается при употреблении
людьми омонимов, т.е. слов, имеющих двойное
значение ("содержание", "пол",
"следствие" и т.п.). Например: "студенты
прослушали разъяснение преподавателя";
"Из-за рассеянности шашист не раз терял
очки на спартакиаде".
Логические ошибки подобного
рода, нередко встречающиеся при нарушении
данного закона, принято называть подменой
или смешением понятий. Подобные ошибки
генетически имеют субъективные корни.
Подмена понятий происходит часто из-за
неточного знания или просто незнания
содержания употребляемых понятий, кроме
того, человеку нередко представляется,
что между употребляемыми понятиями нет
никакого различия, а в действительности
они содержат различную смысловую нагрузку
и не могут быть тождественны смыслу предлагаемого
рассуждения.
Во-вторых, в процессе рассуждения
о каком-либо предмете, нельзя подменять
этот предмет другим. Обратимся к примеру.
Так, если мы обсуждаем вопрос о совершении
уголовного преступления (допустим хищения)
гражданином С., то мы должны глубоко и
обстоятельно обсуждать именно это дело,
именно деяние гражданина С., а не других
соучастников (хищения). В ином же случае
вряд ли можно дать объективную оценку
именно данному деянию и определить квалифицированно
действительную вину гражданина С.
Необходимо отметить, что
при нарушении закона тождества возникает
нередко и другая ошибка, которую в логике
принято характеризовать подменой тезиса.
В процессе доказательства или опровержения
выдвинутый тезис часто сознательно или
несознательно подменяется другим. В научных
спорах и творческих дискуссиях это проявляется
в приписывании оппоненту того, чего он
в действительности не говорил. Такие
приемы ведения дискуссий недопустимы
как с научной, так и с этической стороны.
Вместе с тем следует подчеркнуть
один важный аспект. Он связан с тем, что
закон тождества позволяет в ходе рассуждения
осуществлять не подмену, а замену предмета
мысли. Это означает переход от обсуждения
одной проблемы к другой. При этом переход
к другому вопросу не должен подменять
содержание предыдущего. Это положение
имеет важное значение для практической
деятельности людей, в том числе в сфере
экономической и юридической.
Закон тождества вовсе не
требует, чтобы мир предметов и явлений
оставался застывшим, неизменным. Он не
может этого требовать в силу того, что
по своей природе законы логики правомерны
только в сфере мышления. Всякая же попытка
распространить требования данного закона
(как и других) формальной логики на внешний
мир является искажением ее задач и законов
мышления.
Таким образом, в мышлении
закон тождества выступает в качеств
нормативного правила.
Реализуясь в нормах и принципах
мыслительной деятельности, данный закон
требует исключения в ходе рассуждений
произвольного изменения
3 Закон противоречия
Закон противоречия говорит
о том, что если одно суждение что-то утверждает,
а другое то же самое отрицает об одном
и том же объекте, в одно и то же время и
в одном и том же отношении, то они не могут
быть одновременно истинными. Например,
два суждения: «Сократ высокий», «Сократ
низкий» (одно из них нечто утверждает,
а другое то же самое отрицает, ведь высокий
— это не низкий, и наоборот), — не могут
быть одновременно истинными, если речь
идет об одном и том же Сократе, в одно
и то же время его жизни и в одном и том
же отношении, т. е. если Сократ по росту
сравнивается не с разными людьми одновременно,
а с одним человеком. Понятно, что когда
речь идет о двух разных Сократах или об
одном Сократе, но в разное время его жизни,
например в 10 лет и в 20 лет, или один и тот
же Сократ и в одно и то же время его жизни
рассматривается в разных отношениях,
например он сравнивается одновременно
с высоким Платоном и низким Аристотелем,
тогда два противоположных суждения вполне
могут быть одновременно истинными, и
закон противоречия при этом не нарушается.
Символически он выражается следующей
тождественно-истинной формулой: ¬ (а Λ
¬ а), (читается: «Неверно, что а и не а»),
где а — это какое-либо высказывание.
Говоря иначе, логический
закон противоречия запрещает что-либо
утверждать и то же самое отрицать одновременно.
Но неужели кто-то станет нечто утверждать
и то же самое тут же отрицать? Неужели
кто-то будет всерьез доказывать, например,
что один и тот же человек в одно и то же
время и в одном и том же отношении является
и высоким, и низким или что он одновременно
и толстый, и тонкий; и блондин, и брюнет
и т. п.? Конечно же нет. Если принцип непротиворечивости
мышления столь прост и очевиден, то стоит
ли называть его логическим законом и
вообще уделять ему внимание?
Дело в том, что противоречия
бывают контактными, когда одно и то же
утверждается и сразу же отрицается (последующая
фраза отрицает предыдущую в речи, или
последующее предложение отрицает предыдущее
в тексте) и дистантными, когда между противоречащими
друг другу суждениями находится значительный
интервал в речи или в тексте. Например,
в начале своего выступления лектор может
выдвинуть одну идею, а в конце высказать
мысль, противоречащую ей; так же и в книге
в одном параграфе может утверждаться
то, что отрицается в другом. Понятно, что
контактные противоречия, будучи слишком
заметными, почти не встречаются в мышлении
и речи. Иначе обстоит дело с дистантными
противоречиями: будучи неочевидными
и не очень заметными, они часто проходят
мимо зрительного или мысленного взора,
непроизвольно пропускаются, и поэтому
их часто можно встретить в интеллектуально-речевой
практике. Так, Bитaлий Ивaнoвич Свинцов
приводит пример из одного учебного пособия,
в котором с интервалом в несколько страниц
сначала утверждалось: «В первый период
творчества Маяковский ничем не отличался
от футуристов», а затем: «Уже с самого
начала своего творчества Маяковский
обладал качествами, которые существенно
отличали его от представителей футуризма».
Противоречия также бывают
явными и неявными. В первом случае одна
мысль непосредственно противоречит другой,
а во втором случае противоречие вытекает
из контекста: оно не сформулировано, но
подразумевается. Например, в учебнике
«Концепции современного естествознания»
(этот предмет сейчас изучается во всех
вузах) из главы, посвященной теории относительности
Aльбeрта Эйнштейна, следует, что, по современным
научным представлениям, пространство,
время и материя не существуют друг без
друга: без одного нет другого. А в главе,
рассказывающей о происхождении Вселенной,
говорится о том, что она появилась примерно
20 млрд. лет назад в результате Большого
взрыва, во время которого родилась материя,
заполнившая собой все пространство. Из
этого высказывания следует, что пространство
существовало до появления материи, хотя
в предыдущей главе речь шла о том, что
пространство не может существовать без
материи. Явные противоречия, так же как
и контактные, встречаются редко. Неявные
противоречия, как и дистантные, наоборот,
в силу своей незаметности намного более
распространены в мышлении и речи.
Примером контактного и
явного противоречия может служить такое
высказывание: «Водитель Н. при выезде
со стоянки грубо нарушил правила, т. к.
он не взял устного разрешения в письменной
форме». Еще пример контактного и явного
противоречия: «Молодая девушка преклонных
лет с коротким ежиком темных вьющихся
белокурых волос изящной походкой гимнастки,
прихрамывая, вышла на сцену». Подобного
рода противоречия настолько очевидны,
что могут использоваться только для создания
каких-нибудь комических эффектов.Поэтому
наша задача — уметь их распознавать и
устранять. Пример контактного и неявного
противоречия: «Эта выполненная на бумаге
рукопись создана в Древней Руси в XI в.
(в XI в. на Руси еще не было бумаги)».
Наконец, наверное каждому из нас знакома
ситуация, когда мы говорим своему собеседнику,
или он говорит нам: «Ты сам себе противоречишь».
Как правило, в этом случае речь идет о
дистантных или неявных противоречиях,
которые, как мы увидели, довольно часто
встречаются в различных сферах мышления
и жизни. Поэтому простой и даже примитивный,
на первый взгляд, принцип непротиворечивости
мышления имеет статус важного логического
закона.
Важно отметить, что противоречия
также бывают мнимыми. Некая мыслительная
или речевая конструкция может быть построена
так, что, на первый взгляд, выглядит противоречивой,
хотя на самом деле никакого противоречия
в себе не содержит. Например, известное
высказывание Антона Пaвлoвича Чехова:
«В детстве у меня не было детства», —
кажется противоречивым, т. к. оно вроде
бы подразумевает одновременную истинность
двух суждений, одно из которых отрицает
другое: «У меня было детство», «У меня
не было детства». Таким образом, можно
предположить, что противоречие в данном
высказывании не просто присутствует,
но и является наиболее грубым — контактным
и явным. На самом же деле никакого противоречия
в чеховской фразе нет. Вспомним, закон
противоречия нарушается только тогда,
когда речь идет об одном и том же предмете,
в одно и то же время и в одном и том же
отношении. В рассматриваемом высказывании
речь идет о двух разных предметах: термин
«детство» употребляется в различных
значениях: детство как определенный возраст;
детство как состояние души, пора счастья
и безмятежности.
Таким образом, мнимое противоречие
можно использовать как художественный
прием. Достаточно вспомнить названия
известных литературных произведений:
«Живой труп» (Л. Н. Толстой), «Мещанин во
дворянстве» (Ж. Мольер), «Барышня-крестьянка»
(А. С. Пушкин), «Горячий снег» (Ю. В. Бондарев)
и др. Иногда на мнимом противоречии строится
заголовок газетной или журнальной статьи:
«Знакомые незнакомцы», «Древняя новизна»,
«Необходимая случайность» и т. п.
Итак, закон противоречия
запрещает одновременную истинность двух
суждений, одно из которых нечто утверждает,
а другое то же самое отрицает об одном
и том же предмете, в одно и то же время
и в одном и том же отношении. Однако этот
закон не запрещает одновременную ложность
двух таких суждений. Вспомним, суждения:
«Он высокий», «Он низкий», — не могут
быть одновременно истинными, если речь
идет об одном и том же человеке, в одно
и то же время его жизни и в одном и том
же отношении (относительно какого-то
одного образца для сравнения). Точно так
же одновременно ложными (но не одновременно
истинными!) могут быть суждения: «Эта
вода горячая», «Эта вода холодная»; «Данная
речка глубокая», «Данная речка мелкая»;
«Эта комната светлая», «Эта комната темная».
Одновременную ложность двух суждений
мы часто используем в повседневной жизни,
когда, характеризуя кого-то или что-то,
строим стереотипные обороты типа: «Они
не молодые, но и не старые», «Это не полезно,
но и не вредно», «Он не богат, однако и
не беден», «Данная вещь стоит не дорого,
но и не дешево», «Этот поступок не является
плохим, но в то же время его нельзя назвать
хорошим».
Необходимо иметь в виду,
что нарушение закона противоречия носит
весьма серьезный характер, ибо при допущении
логических противоречий можно было бы
доказать фактически любое ложное утверждение.
В таких условиях, естественно, наука совершенно
не могла бы развиваться, прогрессировать,
а мышление человека и его познание превратились
бы в хаотичные и бессистемные образования.
Вот почему формально-логических
противоречий нельзя допускать ни в каких
рассуждениях, ни в какой научной системе.
Особенно они опасны в выводах следствия
или суда. Ведь здесь затрагиваются интересы
и судьбы людей. Между тем в жизни может
быть такая ситуация, когда, например,
один свидетель утверждает одно, другой
-совершенно противоположное, третий допускает
путанные и туманные рассуждения. При
таком условии соблюдение требований
закона противоречия особенно важно и
необходимо.
Следует также подчеркнуть,
что закон противоречия не применим в
тех случаях, когда неправомерна сама
постановка вопроса и на него не может
быть дан ответ. Например, нельзя ответить
на такие, скажем, вопросы: "Любил ли
Гераклит играть в шахматы?" или "Был
ли Лукреций Кар атеистом?"
Формальная логика не отрицает
формальных противоречий: она требует
лишь, чтобы о противоречивых явлениях
мыслили непротиворечиво, логически правильно,
в соответствии с объективной реальностью.
Было бы недопустимым считать, будто бы
формальная логика теряет силу в тех суждениях,
в которых речь идет о противоречивых
процессах, например, о движении, как единстве
прерывного и непрерывного. Противоречивое
содержание таких суждений неправомерно
смешивать с логическим противоречием,
которое возникло бы при одновременном
утверждении, что движение есть единство
непрерывности и прерывности. При логически
правильном мышлении суждения, отражающие
самые глубокие противоречия объективного
мира, остаются логически стройными, а
потому непротиворечивыми.
Значение закона противоречия
и заключается в том, что он обеспечивает
достижение истины. Логически непротиворечивая
мысль может оказаться ложной по содержанию,
но истинная мысль никогда не может быть
логически противоречивой по своей структуре.
Логическая непротиворечивость является
хотя и недостаточным, но обязательным
формальным критерием всякой научной
теории.
Таким образом, знание закона
противоречия позволяет избежать субъективных
противоречий, сделать мышление непротиворечивым
и исключающим логическое заблуждение.
Вместе с тем, настаивая на исключении
логических противоречий, не следует пытаться
втиснуть все многообразие противоречий
в прокрустово ложе логики.