Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:33, контрольная работа
Одним из самых надёжных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, исследовании, споре, является определение, или дефиниция. Цель определения - уточнение содержания используемых понятий.
1.Введение……………………………………………………………2
2.1 Структура и функции науки…………………………………….5
2.Понятие науки……………………………………………………...4
3.Определение науки…………………………………………………8
3.1 Подходы в определении науки…………………………………..9
4.Заключение…………………………………………………………13
5.Список литературы…………………………………………………15
Содержание.
1.Введение……………………………………………………
2.1
Структура и функции науки……………
2.Понятие науки……………………………………………………...4
3.Определение науки…………………………………………………8
3.1
Подходы в определении науки………
4.Заключение………………………………………………
5.Список
литературы…………………………………………………
1.Введение
Наука -- особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, прогнозировать.Наука является основной формой человеческого познания. Наука в наши дни становится всё более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, и что ей недоступно. У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки.
Одним из самых надёжных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, исследовании, споре, является определение, или дефиниция. Цель определения - уточнение содержания используемых понятий.
Несмотря на то, что роль определений в прояснении и уточнении нашего мышления немаловажна, они встречаются в рассуждениях далеко не так часто, как хотелось бы и как этого требуют интересы ясности проводимых рассуждений.
В самом общем смысле определение - это логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определить понятие - значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание.
Одна из задач определения - отличить и отграничить определяемый предмет от всех иных. Помимо отграничения определяемых предметов, к определению обычно предъявляется также требование раскрывать сущность этих предметов. С этим требованием и связаны чаще всего сложные проблемы определения конкретных понятий.
Дать хорошее определение - значит
раскрыть сущность определяемого объекта.
Но сущность, как правило, не лежит
на поверхности. Кроме того, за сущностью
первого порядка всегда скрывается
сущность второго порядка, и так
до бесконечности. Эта возможность
неограниченного углубления в сущность
делает понятными те трудности, которые
встают на пути определения, и объясняет,
почему определения, казалось бы, одних
и тех же объектов меняются с течением
времени. Углубление знаний об этих вещах
ведёт к изменению
Таким образом, определение может быть более глубоким и менее глубоким и его глубина прямо зависит от уровня знаний об определяемом предмете. Чем лучше и глубже мы его знаем, тем больше вероятность, что нам удастся найти хорошее его определение.
2. Понятие науки
Под
содержанием науки следует
Большинство
вопросов, связанных с идеологией
науки, подробно изложено в многочисленных
и доступных философских
Наука
- сфера человеческой деятельности,
функция которой - выработка и
теоретическая систематизация объективных
знаний о действительности; одна из
форм общественного сознания; включает
как деятельность по получению нового
знания, так и ее результат - сумму
знаний, лежащих в основе научной
картины мира; обозначение отдельных
отраслей научного знания. Непосредственные
цели - описание, объяснение и предсказание
процессов и явлений
2.1 Структура и функции науки
В зависимости от сферы бытия, а следовательно, и от рода изучаемой действительности различаются три направления научного знания: естествознание - знание о природе, обществознание, знание о различных видах и формах общественной жизни, а также знание о человеке как мыслящем существе. Естественно, эти три сферы не являются и не должны рассматриваться как три части единого целого, которые лишь рядоположены, соседствуют друг с другом. Граница между этими сферами относительна. Вся совокупность научных знаний о природе формируется естествознанием. Его структура является непосредственным отражением логики природы. Общий объем и структура естественнонаучных знаний велики и разнообразны.
Сюда
включается знание о веществе и его
строении, о движении и взаимодействии
веществ, о химических элементах
и соединениях, о живой материи
и жизни, о Земле и Космосе.
От этих объектов естествознания берут
свое начало и фундаментальные
Вторым фундаментальным направлением научного знания является обществознание. Предметом его являются общественные явления и системы, структуры, состояния, процессы. Общественные науки дают знания об отдельных разновидностях и всей совокупности общественных связей и отношений. По своему характеру научные знания об обществе многочисленны, но они могут быть сгруппированы по трем направлениям: социологические, предметом которых является общество как целое; экономические - отражают трудовую деятельность людей, отношения собственности, общественное производство, обмен, распределение и основанные на них отношения в обществе; государственно-правовые знания - имеют в качестве своего предмета государственно-правовые структуры и отношения в общественных системах, их рассматривают все науки о государстве и политические науки.
Третье
фундаментальное направление
В тесной связи со структурой научного знания находится проблема функций науки. Их выделяется несколько:
1. описательная - выявление существенных свойств и отношений действительности;
2. систематизирующая - отнесение описанного по классам и разделам;
3. объяснительная - систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития;
4.
производственно-практическая - возможность
применения полученных знаний
в производстве, для регуляции
общественной жизни, в
5. прогностическая - предсказание новых открытий в рамках существующих теорий, а также рекомендации на будущее;
6. мировоззренческая - внесение полученных знаний в существующую картину мира, рационализация отношений человека к действительности.
3. Определение науки
Для
многих практических и теоретических
целей, связанных с управлением
научной деятельностью и
Многое
из того, что касается взаимоотношения
науки и общества, связано с
местом науки в ряду других видов
деятельности человека. В настоящее
время существует тенденция придавать
науке чрезмерно большое
В общем смысле наукой называют деятельность, связанную с накоплением знаний о природе и обществе, а также саму совокупность знаний, позволяющие предсказать поведение объектов природы путем моделирования как их самых, так и их взаимодействия друг с другом (в частности, математического). Принято считать, что наука в современном смысле этого слова появилась в Древней Греции, хотя известно, что огромные запасы знаний были накоплены задолго до этого в Древних, Египте и Китае. С точки зрения практики знание примеров вполне эквивалентно знанию теорем, записанных в отвлеченных обозначениях. Поэтому условно примем равнозначность (в практическом смысле) этих систем знаний. Другими словами, для удобства сравнения мы приравняли полезность вавилонской и греческой геометрии. По-видимому, если при этом между ними все же существует различие, то именно в нем следует искать основание для определения науки. Оказывается, что в общем случае в геометрии Евклида не обязательно помнить сами теоремы, а уж тем более решения практических задач: достаточно знать определения, аксиомы, правила построения и иметь практические навыки, чтобы в случае возникновения потребности вывести ту или иную теорему и решить нужную задачу, опираясь на эту систему знаний. Пользуясь найденной теоремой (или теоремами) нетрудно решить множество задач. В противоположность этому вавилонская "наука" предусматривает запоминание совокупности примеров, потребных на все случаи жизни. Вавилонский способ накопления знаний всегда связан с большим расходом ресурсов памяти и, тем не менее, не дает возможности быстро получать ответы на вновь возникающие вопросы. Греческий способ связан с систематизацией знаний и, благодаря этому, максимально экономен. Подобные примеры, а число их можно умножить - вспомним, например, деятельность Линнея и Дарвина по систематизации знаний в биологии и связанный с этим прогресс в этой области - дают возможность определить науку, как деятельность по систематизации, упорядочиванию знаний. Со времен Ф. Бекона осознана мысль, что науке следует не только пассивно наблюдать и собирать готовое, но и активно искать и взращивать знания. Для этого по Бекону человек должен задавать природе вопросы и посредством эксперимента выяснять ее ответы. Другой стороной деятельности ученых традиционно является передача знаний другим людям, т.е. преподавательская деятельность. Итак, наукой является кодирование знаний, построение моделей различных объектов и систем, расчет (предсказание) на этой основе поведения конкретных объектов и систем.
3.1 Подходы в определении науки
1). Терминологический подход в определении науки
Обобщающим и важным для всех возможных определений науки остается то, что мы уже каким-то образом знаем, что такое наука. Речь идет об экспликации преднаходимого нами у себя знания, притом знания достаточно объективного или по крайней мере разделяемого нами со значительной частью научного сообщества. К науке относятся не только познание в смысле действия или деятельности, но и позитивные результаты этой деятельности. Кроме того, и некоторые результаты, которые в прямом и буквальном смысле трудно назвать позитивными, например, научные ошибки, использование науки в антигуманных целях, фальсификации, подчас весьма изощренные по многим критериям все же входят в сферу науки.
Необходимо
терминологически дифференцировать науку
от нескольких смежных и иногда смешиваемых
с нею понятий. Прежде всего, закрепим
категорию инновационной деятел
Методы
доказательства и убеждения в
самых различных сферах человеческой
деятельности, таких как наука, политическое
устройство, ораторское искусство, философия,
заменили более ранний "метод"
произвольного или чисто
С
тех пор и поныне термины "систематичность"
и "исследование причин" остаются
ключевыми для всякого
2). Феноменологический аспект определения науки
Определяя науку, мы находимся внутри нее, как внутри чего-то нам известного, хотя еще и не эксплицированного. Субъект, видящий науку не как нечто внешнее, а «внутри» себя, находится в ситуации, отличной и от ситуации терминологического или умозрительного конструирования науки и от ситуации чисто эмпирического созерцания своего объекта (науки). В рамках науки как системы более высокого (по сравнению с любыми входящими в ее состав дисциплинами) ранга совокупность дисциплин, с той или другой стороны изучающих саму науку, образует определенную подсистему. Благодаря внедрению в нее принципов исследования операций, системного подхода и феноменологии удалось в основном преодолеть редукционистскую догму относительно того, что «все знание, в конечном счете, сводится к совокупности элементарных утверждений». В частности, науке отнюдь не чужда ценностная (моральная, культурно значимая) сторона. Эта тенденция к самоприращению ценности должна быть учтена в определении науки, представляющей собой, как было сказано, преимущественную область инноваций. Феноменологически наука вырастает из сравнительно элементарных ценностно-окрашенных проявлений, таких как любопытство, потребность быть осведомленным, практическая ориентация в мире.